Дело № 2-163/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ключи 19 июня 2019 года
Ключевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Шевченко В.И., при секретаре Батрак А.А.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ГУ – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работ и перерасчете страховой пенсии,
установил:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) о включении в страховой стаж периодов работ и перерасчете страховой пенсии. В обоснование иска истец указала, что получает страховую пенсию по старости в размере 14 618 рублей 71 копейка. 25 марта 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по сельскому стажу в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По имеющимся документам ответчиком был введен стаж, согласно Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, стаж работы в сельском хозяйстве составил 26 лет 9 месяцев. Ответчиком не засчитан в указанный стаж период работы в сельском хозяйстве с 27 октября 1975 года по 17 августа 1982 года в должности контроль-ассистента по совхозу «Путиловский» в Михайловском межрайонном племобъединении, поскольку должность не предусмотрена Списком и организация не имеет сельскохозяйственной направленности. Решением № 248 от 26.03.2019 года в перерасчете страховой пенсии по старости было отказано.
Отказ истец полагает незаконным, поскольку организация осуществляла деятельность в области животноводства. В ее обязанности входил учет племенного молодняка, контроль своевременного предоставления первичных документов по производственно- зоотехническому делу, обеспечение сохранности документации по племенному делу. Данная работа тождественна трудовой функции техника по племучету. В связи с указанным, просила возложить на ответчика обязанность включить в ее страховой стаж вышеуказанный период работы и произвести перерасчет страховой пенсии с учетом указанного периода.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО7 в судебном заседании на поданном иске настаивали, по основаниям изложенным в нем.
Представитель ответчика – пенсионного фонда в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, возражений на иск не представили.
Выслушав объяснения истца и ее представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 6 лет страхового стажа (в 2015 году, начиная с 01 января 2016 г. продолжительность страхового стажа ежегодно увеличивается на 01 год, необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Закона), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с 01 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30, необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1441 утверждены Правила установления и выплаты повышения индексированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности.
Настоящие Правила определяют порядок установления и выплаты лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - лица, проживающие в сельской местности), повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Лицам, проживающим в сельской местности, повышение фиксированной выплаты устанавливается в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности на весь период их проживания в сельской местности.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября2018 г. N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").
3. В стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В силу п. 5 указанных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
Согласно Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" устанавливается:
технику животноводства (технику по воспроизводству стада, технику по искусственному осеменению животных, технику по племучету, технику-селекционеру) в животноводстве.
Таким образом, при определении права на установление предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, на которую претендует истец, юридически значимыми обстоятельствами являются профиль работы подразделения, в котором работал истец, возможность установления тождества профессий и условий работы истца тем, которые дают право на установление предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с 28 сентября 2000 года.
25 марта 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по сельскому стажу в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По имеющимся в ее пенсионном деле документам ответчиком был введен стаж, согласно Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Стаж работы ФИО1 в сельском хозяйстве составил 26 лет 9 месяцев.
При этом, ответчиком не засчитан в вышеуказанный стаж период работы истца с 27 октября 1975 года по 17 августа 1982 года в должности контроль-ассистента по совхозу «Путиловский» в Михайловском межрайонном племобъединении, поскольку данная должность не предусмотрена вышеуказанным Списком и организация не имеет сельскохозяйственной направленности.
Решением № 248 от 26.03.2019 года в перерасчете страховой пенсии по старости ФИО1 было отказано в виду отсутствия необходимого страхового стажа в сельском хозяйстве.
Вместе с тем, согласно записи в трудовой книжке, ФИО1 с 27 октября 1975 года по 17 августа 1982 года работала в должности контроль-ассистента по совхозу «Путиловский» в Михайловском межрайонном племобъединении.
Из архивной копии решения № 606 от 28.10.1972г. исполнительного комитета Алтайского краевого совета депутатов трудящихся «О дополнительных мерах по улучшению племенного дела в животноводстве» следует, что одной из важнейших задач управления сельского хозяйства, краевого производственного объединения совхозов, межрайонных объединений совхозов, других сельскохозяйственных предприятий является всемерное улучшение племенной работы и искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, доведение поголовья скота до требуемых размеров.
Так, согласно указанного решения отмечается принятие мер по улучшению племенного дела в животноводстве и искусственного осеменения сельскохозяйственных животных в колхозах и совхозах.
Управлению сельского хозяйства крайисполкома и краевому госплемобъединению по согласованию с Министерством сельского хозяйства РСФСР рекомендовано разработать структуру племобъединений, племпредприятий с их штатной численностью.
Управлению сельского хозяйства крайисполкома, краевому производственному объединению совхозов, Горно-Алтайскому облисполкому, тресту племенных совхозов и заводов… рекомендовано:
организовать в колхозах и совхозах контроль – ассистентскую службу по племенному учету с последующей передачей ее в ведение племобъединений.
Племоъединениям проводить племенной учет в хозяйствах на договорных началах с ними.
Поручено Управлению сельского хозяйства крайисполкома, краевому производственному объединению, объединению совхозов и Алтайскому научно- исследовательскому институту сельского хозяйства в 2-х месячный срок разработать положение о контрольно-ассистентах и условия договора хозяйств с племобъединениями на ведение зоотехнического учета.
Из справки КГБУ «Алтайский краевой центр информационно-консультационного обслуживания и развития агропромышленного комплекса» от 29.04.2019г. следует, что межрайонными племобъединениями (в том числе Михайловским, Родинским) осуществлялась деятельность в области животноводства: разведение, увеличение численности и продуктивности животных, обследование состояния стада, искусственное осеменение, содержание сельскохозяйственных животных и уход за ними. В должностные обязанности сотрудников племобъединений контроль-ассистентов входило: учет племенного скота, бонитировка с/х животных, контроль за реализацией племенного молодняка, контроль своевременного предоставления первичных документов по производственно-зоотехническому делу, обеспечение сохранности документации по племенному делу. Данная работа тождественна трудовой функции техника по племучету.
Изученные документы позволяют суду сделать вывод о том, что межрайонными племобъединениями, объединениями совхозов, колхозов, в т.ч. и Михайловским, где осуществляла истец свою трудовую деятельность в спорный период осуществлялась деятельность в области животноводства, а именно: организация племенного дела в животноводстве, расширение охвата искусственным осеменением сельскохозяйственных животных, реализация племенного и улучшенного скота и птицы, другие работы связанные с повышением породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных.
В ходе судебного заседания также было установлено, что ФИО1 в период работы в Михайловском племобъединении по совхозу «Путиловский» осуществляла трудовую функцию и работала в должности контроль-ассистента в условиях, тождественных показателям работы в должности техника по племучету.
Так, свидетель Свидетель №2 суду показала, что знает ФИО1, поскольку работали вместе с ней в Михайловском межрайонном племобъединении по совхозу «Путиловский». ФИО1 работала с 27 октября 1975 года по 17 августа 1982 года в должности контроль-ассистента по совхозу «Путиловский» в Михайловском межрайонном племобъединении. А она работала также контроль-ассистентом с 04 мая 1975 года по 19 июня 1979 года. В их должностные обязанности входило осуществлять учет племенного скота, контроль и ведение первичных отчетов и документации по зоотехническому и племенному делу, участвовать в бонитировке сельскохозяйственных животных и т.д. Указанные обязанности осуществляла в совхозе «Путиловский» и техник по племучету.
Свидетель Свидетель №1 суду показала, что работала вместе с ФИО1 в совхозе «Путиловский», который входил в Михайловское межрайонное племобъединение. ФИО1 с 1975 года по 1982 год работала контроль-ассистентом, а она зоотехником с 03 марта 1978 года по 02 ноября 1981 год. В совхозе «Путиловский» было организовано племенное дело в животноводстве, занимались реализацией племенного и улучшенного скота, выводили и внедряли в практику высокопродуктивных пород сельскохозяйственных животных.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 11.12.12 г. N 30 разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Факт занятости истца на работах в области животноводства, характер выполняемой ею работы по осуществлению племенного дела, подтвержден представленными в судебное заседание документами и показаниями свидетелей Свидетель №2, Свидетель №1, отказывая истцу во включении спорного периода в стаж работы в сельском хозяйстве, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил истца в пенсионных правах, поставив в неравные условия с другими категориями граждан, выполнявших аналогичную работу в животноводстве, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Ссылка ответчика на отсутствие достоверных доказательств занятости истца на работе именно в сельском хозяйстве, с выполнением обязанностей по осуществлению племенной работы несостоятельна.
Согласно ст. 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудового стажа работника является его трудовая книжка.
Занятость же истца в спорный период в профессии контроль-ассистента, с выполнением трудовой функции техника племучета, должность которого дает право на включение в стаж работы в сельском хозяйстве и соответственно повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, подтверждается представленными суду вышеуказанными письменными доказательствами.
С учетом спорного периода стаж работы истца в сельском хозяйстве составил более 30 лет.
Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства, у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст. 98 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Частью 1 ст.100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В судебном заседании установлено, что истец понес расходы на представителя в сумме 10 000 рублей, что подтверждается квитанцией об оплате услуг.
Суд, учитывая характер и категорию рассматриваемого спора, объем выполненной представителем истца работы, в том числе по сбору доказательств, сложность рассматриваемого дела, с учетом времени рассмотрения дела, приходит к выводу, что исходя из принципа разумности, данные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в сумме 10000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) включить ФИО1 в стаж работы в сельском хозяйстве период работы с 27 октября 1975 года по 17 августа 1982 года в должности контроль-ассистента по совхозу «Путиловский» в Михайловском межрайонном племобъединении.
Произвести ФИО1 перерасчет повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по сельскому стажу с 25 марта 2019 года.
Взыскать с Государственного учреждения – ГУ – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ключевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья В.И. Шевченко
Решение в мотивированной форме изготовлено 24 июня 2019 года.
Председательствующий судья В.И. Шевченко