ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-163/20 от 26.02.2020 Вологодского районного суда (Вологодская область)

2-163/2020

УИД 35RS0009-01-2019-002692-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 февраля 2020 года г.Вологда

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Скороходовой А.А.,

при помощнике судьи Пирмагомедовой М.А.,

с участием помощника Вологодского транспортного прокурора Чичельницкого А.К.,

представителя ответчика Селезеневой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Вологодского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Акционерному обществу «Вологодское авиационное предприятие» о возложении обязанности получить в установленном порядке лицензию на приобретение служебного оружия,

у с т а н о в и л:

заместитель Вологодского транспортного прокурора обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что Вологодской транспортной прокуратурой в АО «Вологодское авиационное предприятие» проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной и авиационной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения. Исходя из положений пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности. К объектам транспортной инфраструктуры отнесен технологический комплекс, включающий в себя аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств (подпункт «ж» пункта 5 статьи 1 названного закона). Пунктом 1.1 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных. Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекта, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (пункт 4). В соответствии со ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ВК РФ) авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (пункт 1), она обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (абзац первый пункта 2). Пунктом 4 ст. 84 ВК РФ предусмотрено, что требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами. Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 № 142 (далее по тексту - Правила № 142). На основании п. 4 Правил № 142 САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами. В силу положений п. 5 Правил № 142 САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации в прежней редакции службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами. С 11.01.2018 вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2017 № 491-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части обеспечения авиационной безопасности» (далее - Закон № 491-ФЗ), согласно которому абзац второй пункта 2 статьи 83 Кодекса изложен в следующей редакции: «Полиция на объектах воздушного транспорта осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О полиции». Вместе с тем, без изменений остались как вышеприведенные положения Закона № 16-ФЗ, так и положения ч. 3 ст. 84 ВК РФ в соответствии с которыми службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее по тексту - Закон об оружии) урегулированы правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 10 Закона об оружии правом на приобретение оружия на территории Российской Федерации наделены, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами. Под юридическими лицами с особыми уставными задачами понимаются предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами. Требование о наличии в уставе специального указание на выполнение «особых уставных задач», либо установления прямым указанием федерального законодательства статуса лица как «юридического лица с особыми уставными задачами» в целях установления права на приобретение служебного оружия Закон об оружии не содержит. Для признания за лицом такого права, в силу прямого указания абзаца 2 ст. 4 Закона об оружии достаточно возложения законодательством Российской Федерации функций, связанных с использованием и применением служебного оружия (статья 4 Закона об оружии). Такие функции возложены на САБ аэропортов положениями п. 2 ст. 84 ВК РФ, и после вступления в силу Закона № 491-ФЗ остались без изменения. Следовательно, несмотря на исключение из п. 2 ст. 83 ВК РФ прямого упоминания о «службах с особыми уставными задачами», соответствующий статус САБ не утрачен с учетом положений ст. 4 Закона об оружии и ст. 84 ВК РФ. Таким образом, юридические лица, деятельность которых связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности входят в категорию лиц с особыми уставными задачами применительно к положениям ст. 4 и 10 Закона об оружии. Оснащение САБ аэропорта служебным оружием предусмотрено в п. 5 Правил № 142, а обязательность данного требования для администрации аэропорта следует из пункта 1 указанных Правил. Учитывая положения ст. 4 Закона об оружии, ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что внесение Законом № 491-ФЗ изменений в положения Воздушного кодекса Российской Федерации, в результате которых в действующей редакции статьи 83 Кодекса не содержится прямого указания на отнесение САБ к числу лиц с особыми уставными задачами, не привело к изменению правового положения и обязанности АО «Вологодское авиационное предприятие» по оснащению САБ общества служебным оружием. Заместителем Вологодского транспортного прокурора 17.06.2019 в адрес руководства АО «Вологодское авиационное предприятие» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере оборота оружия, транспортной и авиационной безопасности, однако до настоящего времени в адрес Вологодской транспортной прокуратуры не поступило сведений о результатах его рассмотрения. Мер по устранению выявленных нарушений АО «Вологодское авиационное предприятие» не приняло. Указанные нарушения и невыполнение требований вышеприведенного законодательства в сфере обеспечения транспортной и авиационной безопасности создают угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, общества и государства в сфере обеспечения безопасности аэропорта «Вологда» и АО «Вологодское авиационное предприятие» от актов незаконного вмешательства. Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Поскольку нарушены права и законные интересы граждан, круг которых не определен, а также интересы Российской Федерации, заявление предъявляется прокурором. С учетом уточнения требовании просит суд обязать АО «Вологодское авиационное предприятие» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на приобретение служебного оружия.

В судебном заседании помощник Вологодского транспортного прокурора Чичельницкий А.К. поддержал уточненные требования в полном объеме.

Представитель ответчика АО «Вологодское авиационное предприятие» Селезенева Н.В. исковые требования не признала в полном объеме. Указав, что Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Статьей 10 Федерального закона об оружии определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории РФ, к которым относятся, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами. Вместе с тем, Федеральным законом от 31.12.2017 № 491-ФЗ «О внесении изменении в Воздушный кодекс РФ в части обеспечения авиационной безопасности» из статьи 83 Воздушного кодекса РФ исключено положение о том, что службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами. Таким образом, с учетом внесенных в Воздушный кодекс РФ изменений, Общество не входит в перечень лиц (субъектов), которые имеют право на приобретение оружия в соответствии с ФЗ «Об оружии». В соответствии с п.3 ст.84 Воздушного кодекса РФ сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами. Таким образом, законодательство не предусматривает прямую обязанность на использование и применение оружия работникам служб авиационной безопасности, а лишь разрешает ношение и применение.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные документы, приходит к следующему.

Вологодской транспортной прокуратурой проведена проверка в отношении АО «Вологодское авиационное предприятие», установлено, что служба авиационной безопасности АО «Вологодское авиационное предприятие» не оснащена служебным оружием.

В соответствии со ст. 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Она обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 ст. 84 Воздушного кодекса РФ Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В целях реализации мер по государственному регулированию деятельности гражданской авиации и повышения уровня авиационной безопасности на воздушном транспорте приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 № 142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», на основании п. 4 указанных Правил служба авиационной безопасности аэропортов и служба авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами. В силу положений п. 5 Правил служба авиационной безопасности аэропортов и служба авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.

Из части 2 ст. 84 Воздушного кодекса РФ, следует, что Авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов; исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.

Согласно ч.3 ст. 84 Воздушного кодекса РФ Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее по тексту - Закон об оружии) урегулированы правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.4 Закона об оружии, к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Предприятия и организации на которые законодательством РФ возложены функции связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами. Согласно п. 2 ст. 10 Закона об оружии правом на приобретение оружия на территории Российской Федерации наделены, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.

Согласно штатному расписанию АО «Вологодское авиационное предприятие» от 30.12.2019 на предприятии имеется структурное подразделение Служба авиационной безопасности, состоящая из 24 штатных единиц.

Основными задачами Службы авиационной безопасности является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ, реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер.

Исходя из вышеизложенного, положений ст.83, п.3 ст.84 Воздушного кодекса РФ, пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» утвержденных Приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142, суд считает, что АО «Вологодское авиационное предприятие» является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение – службу авиационной безопасности, сотрудникам которой при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия, в связи с чем, требования заместителя Вологодского транспортного прокурора к Акционерному обществу «Вологодское авиационное предприятие» о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на приобретение служебного оружия являются законными и подлежащими удовлетворению.

Кроме того, с АО «Вологодское авиационное предприятие» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со ст. 98 ГПК РФ в доход местного бюджета.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя Вологодского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Акционерному обществу «Вологодское авиационное предприятие» о возложении обязанности получить в установленном порядке лицензию на приобретение служебного оружия - удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Вологодское авиационное предприятие» в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на приобретение служебного оружия.

Взыскать с Акционерное общество «Вологодское авиационное предприятие» в доход местного бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела судом в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья (подпись). Копия верна.

Судья А.А.Скороходова

Мотивированное решение изготовлено 04.03.2020 года