Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2013 года пос. Нижняя Пойма
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Никифоровой Л.А., при секретаре Гусаровой Н.В., с участием представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица – администрации Нижнеингашского района Красноярского края ФИО2, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации п. Нижняя Пойма о возложении обязанности ликвидировать свалку бытовых отходов, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора
У С Т А Н О В И Л
Истец обратился в суд с иском к ответчику в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности ликвидировать свалку бытовых отходов в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Требования мотивированы тем, что, в соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти субъектов РФ осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды(государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории субъектов РФ, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. На территории Красноярского края таким субъектом, в силу п. 3.15 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края на Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды. Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий рассмотрена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа»»(действующего на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №) об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края. На основании представленной информации Красноярским филиалом ФГУП «Госцентр «Природа» на территории Нижнеингашского района Красноярского края в 700 метрах к северо-западу от п. Нижняя Пойма были обнаружены следующие объекты: с нарушениями организационно-правового характера, а именно с отсутствием разрешающей документации свалка бытовых отходов. Географическое расположение объектов 56 10 47» с.ш. 97 11 53» в.д., свалка расположена 700 м к северу-западу от п. Нижняя Пойма, ближайший водный объект – р. Решеты находится на расстоянии 3,8 км от свалки. На несанкционированной свалке до настоящего момента не определен класс опасности отходов, отходы складируются открыто, без тары(навалом, насыпью и пр.) в смеси. Объект расположен на землях муниципального образования, решение об отводе земель отсутствует.
Представитель истца в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом –судебным извещением, просил рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие. Представил дополнительные пояснения по делу, в которой указал, что исковые требования поддерживают в полном объеме, также указал, что в соответствии со ст. 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06.10.2003г., границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:
1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)
2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Согласно ст. 10 вышеуказанного закона границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Законом Красноярского края от 03.12.2004г. «Об установлении границ и наделения соответствующим статусом муниципального образования Нижнеингашский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» установлена граница территории поселка Нижняя Пойма. Карта с определенными, в соответствии с законом Красноярского края от 03.12.2004г., границами поселения Нижняя Пойма, размещена в открытом доступе сети интернет на сайте администрации Красноярского края. На данной карте видно, что границы территории поселка Нижняя Пойма находятся далеко за пределами несанкционированной свалки (700м. к северо – западу от поселка Нижняя Пойма). Согласно ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. к вопросам местного значения городских, сельских поселений относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представитель ответчика – глава п. Нижняя Пойма ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что, Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского права ни ГПК, ни другими федеральными законами не представлено право предъявлять исковое заявление в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица. Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края в 2012г., в 2013г. администрацию поселка не проверяла, информацию по вопросам, указанным в исковом заявлении не запрашивала. На территории поселка Нижняя Пойма должным образом организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-п администрация поселка Нижняя Пойма утвердила положение «о порядке сбора, вывоза бытовых промышленных и прочих отходов на территории поселка Нижняя Пойма». Приложением 1 решения Нижнепойменского поселкового Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок сбора отходов на территории поселка Нижняя Пойма, данное решение опубликовано в газете «Прбеда» ДД.ММ.ГГГГ №.Решением Нижнепойменского поселкового Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Генеральная схема санитарной очистки и уборки территории поселка Нижняя Пойма. Работы по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования поселок Нижняя Пойма выполняет МУП «<данные изъяты> учредителем которого является администрация поселка Нижняя Пойма. МУП «Сибсервис» собирает и вывозит отходы может быть на несанкционированную свалку, так как возить отходы больше некуда, а может быть в другое место. Администрация поселка заключила договор на сбор и вывоз мусора с территории поселка с МУП «Сибсервис», куда вывозится мусор, администрацию не интересует. Таким образом, администрацией п. Нижняя Пойма организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Истцом не представлено доказательств того, что несанкционированную свалку, которая существует с 50-х годов прошлого века, должен ликвидировать именно ответчик. На несанкционированную свалку везут отходы все предприятия, индивидуальные предприниматели, которые находятся на территории поселка Нижняя Пойма. Земельный участок, на котором находится свалка, не относится к муниципальной собственности. Земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, находится за пределами границ муниципального образования. Земельным участком распоряжается администрация <адрес>. Кроме того, согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района. Таким образом, именно муниципальный район должен принимать меры по ликвидации свалки бытовых отходов. На территории <адрес> полигон для утилизации отходов не создан. Иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Представитель третьего лица – администрации <адрес> ФИО2, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что администрация <адрес> считает требования Службы по контролю в сфере природопользования <адрес> обоснованными, поскольку на основании ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания. В соответствии с п.1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. С целью реализации своих полномочий решением Нижнепойменского поселкового Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Порядок сбора отходов ни территории поселка Нижняя Пойма. Согласно п.2.1 данного Порядка сбор отходов на территории поселка Нижняя Пойма производится в контейнеры для отходов, установленные на оборудованных контейнерных площадках, а также в урны для мусора. Сбор крупногабаритных отходов (старая мебель, строительный мусор, предметы домашнего обихода) производится на оборудованных площадках, отведенных для этих целей. Кроме того, данным Порядком установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся собственниками отходов, не допускать образования несанкционированных свалок отходов на своей территории(в случае появления свалки подлежат немедленной ликвидации). В результате бездействия органов местного самоуправления поселка Нижняя Пойма на его территории образовалась несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Бездействие органов местного самоуправления поселка выразилось в отсутствии на территории поселения организованного сбора и вывоза отходов, а также в неисполнении и бесконтрольности утвержденного поселковым Советом депутатов Порядка сбора и вывоза отходов. Главам поселений района, в том числе главе п. Нижняя Пойма неоднократно на аппаратных совещаниях, проводимых в администрации района(от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) разъяснялось право на обращение в администрацию района с заявлением об отводе земельных участков для размещения отходов, однако администрация п. Нижняя Пойма не поспешила воспользоваться своим правом, что привело к образованию несанкционированной свалки. Доводы администрации п. Нижняя Пойма о том, что земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, не является муниципальной собственностью поселения, следовательно, администрация поселка не вправе им распоряжаться, и не обязана ликвидировать свалку, не относится к предмету спора.
Выслушав представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г., органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды(государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, Служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в областях охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления. Подпунктом 2 пункта 3.6 названного Положения предусмотрено, что к компетенции Службы относится осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды(государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории края, в том числе осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления(за исключением радиоактивных отходов).
В силу ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 10. Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п.5 ст. 12 названного Федерального закона, захоронение отходов на территории городских и других населенных поселений запрещается.
На основании ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные требования содержаться в статье 7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
В силу ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Согласно ст. 8, ч.5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям поселений в области обращения с отходами, захоронение отходов на территориях поселений запрещается.
В судебном заседании установлено, что из представленной информации Красноярским филиалом ФГУП «Госцентр «Природа», следует, что на территории Нижнеингашского района Красноярского края на расстоянии700 к северо-западу. от п. Нижняя Пойма расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, ближайший водный объект – р. Решеты находится на расстоянии 3,8 км от свалки.
Доводы представителя ответчика о том, что Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края не наделена правом обращения в суд за защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являются необоснованными. Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 1.1 Положения о Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, Служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в областях охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления. Подпунктом 2 пункта 3.6 названного Положения предусмотрено, что к компетенции Службы относится осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды(государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории края, в том числе осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления(за исключением радиоактивных отходов).
Доводы представителя ответчика о том, что поскольку администрация п. Нижняя Пойма заключила договор на сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с МУП «Сибсервис», организовав, таким образом, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, поэтому требования истца выполнены, также суд считает необоснованными. Так как, в соответствии с положениями ст. 16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г., ст. 8 ФЗ № 89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения и к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 8, 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Исходя из указанных правовых норм, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку в соответствии с законодательством, регулирующим спорные правоотношения, организация сбора, вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения, и соответствующие органы местного самоуправления обязаны решать эти местные вопросы. Выбор способа осуществления данных обязанностей(делегирование полномочий, создание специализированных организаций, издание нормативных правовых актов) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.
Также подлежит отклонению довод представителя ответчика о том, что несанкционированная свалка находится за пределами муниципального образования п. Нижняя Пойма, земельный участок, на котором она расположена, не является муниципальной собственностью, поскольку из представленных истцом документов следует, что несанкционированная свалка находиться на территории п. Нижняя Пойма.
Бездействие администрации п. Нижняя Пойма по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду, обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Таким образом, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым обязать администрацию п. Нижняя Пойма <адрес> в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на земельном участке, находящемся на расстоянии 700 м. к северо-западу от п. Нижняя Пойма <адрес>; а также организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию п. Нижняя Пойма Нижнеингашского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на расстоянии 700 м. к северо-западу от п. Нижняя Пойма Нижнеингашского района Красноярского края; а также организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в пос. Нижняя Пойма в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 31.08.2013г.
Председательствующая: