ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-163/2015 от 15.04.2015 Большесосновского районного суда (Пермский край)

Основной

текст">Дело № 2-163/2015

Основной текст">РЕШЕНИЕ

Основной текст">Именем Российской Федерации

Основной текст"> 15 апреля 2015 года с.Частые

Основной текст">Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А., с участием заместителя прокурора Частинского района Макаренкова А.Н., представителей ответчиков ФИО1, ФИО2,

Основной текст">при секретаре Паньковой Е.Г.,

Основной текст">рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с.Частые

Основной текст">в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района Пермского края заявленное в интересах неопределенного круга лиц

Основной текст">к Администрации Частинского муниципального района об обязании выделить денежные средства из бюджета Частинского муниципального района в размере необходимом для установления системы видеонаблюдения в МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа»,

Основной текст">к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Шабуровская основная общеобразовательная школа» установить систему видеонаблюдения в образовательном учреждении

Основной текст">Установил:

Основной текст">Прокурор обратился в суд с иском к Администрации Частинского муниципального района об обязании выделить денежные средства из бюджета Частинского муниципального района в размере необходимом для установления системы видеонаблюдения в МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа», к муниципальному бюджетному образовательному учреждению учреждению «Шабуровская основная общеобразовательная школа» установить систему видеонаблюдения в образовательном учреждении.

Основной текст">Требования прокурор мотивировал тем, в МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» проведена проверка на соблюдение законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности учреждения. Проверкой установлено, что здание МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» не оборудовано системой видеонаблюдения. Школа является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе детей. Государство признает охрану детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей, дети подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.

Основной текст">В судебном заседании прокурор Частинского района Строгонова Л.А. настаивала на заявленных требованиях.

Представитель ответчика Администрации Частинского муниципального района ФИО1 в суде требования прокурора не признал, сообщил, что учредитель не обязан осуществлять действия по установлению системы видеонаблюдения, без проведения реконструкции, перепланировки здания школы установить систему видеонаблюдения невозможно. В письменных возражениях на иск указал, что из указанных прокурором в обоснование иска Федеральных законов упоминание об устройстве систем видеонаблюдения содержится только в пункте 2 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент заданий и сооружений» в следующем контексте: «в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения». Этот закон напрямую не обязывает устанавливать системы видеонаблюдения, а делает отсылку к неназванным законам. Согласно статье 42 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент заданий и сооружений» и СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» установлено, что указанные требования закона не применяются до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Требование об устройстве системы видеонаблюдения можно выполнить только тогда, когда будет произведена перепланировка первого этажа здания и для размещения систем будет выделено специальное изолированное помещение. После введения в силу указанных законодательных актов капитальный ремонт в здании школы не проводился, на 2016 год не запланирован (л.д. 83).

Основной текст">Представитель ответчика МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» ФИО2 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что нет возможности оборудовать отдельное помещение для установки систем видеонаблюдения. Для обеспечения безопасности проводится ряд мероприятий, днем дежурят уборщицы, ночью сторожа. Дежурная уборщица и завхоз утром и днем проверяют все выходы. По периметру школы имеется ограждение, два выхода с территории школы оборудованы железными воротами, проводится инструктаж с персоналом. В школе установлена система «Стрелец Мониторинг», она функционирует, но нет тревожной кнопки. В письменном возражении на иск представитель ответчика указал, что установка видеонаблюдения является обязательной при проведении капитального ремонта зданий. Капитальный ремонт в зданиях ответчика не проводился и не планируется. Ответчиком приняты меры, направленные на безопасность пребывания обучающихся: разработан паспорт антитеррористической защищённости объекта; осуществляется пропускной режим уборщицами; имеется ограждение пол периметру школы, железные ворота с двух сторон; в ночное время охрана осуществляется сторожем. Школа исполняет свои обязанности по созданию безопасных условий для обучающихся (л.д. 60).

Основной текст">Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд находит требование прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Основной текст">В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Основной текст">Пунктом 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" предусмотрено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Основной текст">Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.

Основной текст">Согласно п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Основной текст">На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Основной текст">Согласно пунктам 6.44 и 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, действующих с 01.01.2013, при проведении капитального ремонта общественных зданий для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Основной текст">В силу пп. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Основной текст">Судом установлено следующее.

Основной текст">Уставом МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» (л.д. 45-57) предусмотрено, что МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» является общеобразовательным учреждением, деятельность учреждения строится на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека (пункты 1.5, 1.19 Устава).

Основной текст">В сообщении МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» от 18.02.2015 указано, что система видеонаблюдения в образовательном учреждении не оборудована, но для обеспечения антитеррористической безопасности в учреждении в дневное время осуществляют дежурство технические работники и ведут журнал посещения, в ночное время дежурят два сторожа по сменам. Над основным входом и шестью запасными выходами в ночное время оборудовано освещение. По периметру школа огорожена забором из сетки-рабицы, имеются двое ворот с закрывающимися приспособлениями (л.д. 7).

Основной текст">Положением о пропускном режиме МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» от 01.09.2011 предусмотрено, что пропускной режим осуществляется в учебное время дежурной уборщицей и дежурным администратором, сторожем в ночное время и выходные и праздничные дни круглосуточно (л.д. 61-62).

Основной текст">В паспорте антитеррористической защищенности объекта - здания МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» указано, что численность сотрудников - 13 человек, обслуживающий персонал - 11 человек, всего с учащимися - 108 человек. Паспортом предусмотрен раздел «силы и средства охраны объекта». В этом разделе указано, что территория школы ограждена по периметру сеткой-рабицей высотой 150см., въезд на территорию через ворота из железных прутьев; сигнализации на ограждении нет; в ночное время дежурят 2 сторожа по сменам; разработана инструкция по взаимодействию с полицией; сторожа делают обход; организован пропускной режим; средств охраны нет (л.д. 63-65). Разработаны схема оповещения и связи на случай ГО и ЧС, схема оповещения членов КЧС ПБ, структура гражданской обороны, инструкция по организации эвакуации людей из здания (л.д. 66, 67). Представлены планы 1 и второго этажей здания с указаниями путей эвакуации (л.д. 69-72).

Основной текст">Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

Основной текст">Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Основной текст">В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Основной текст">Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

Основной текст">В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Основной текст">Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Основной текст">В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Основной текст">Уставом МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» (л.д. 45-57) предусмотрено, что учредителем МБОУ «Мельничная основная общеобразовательная школа» является Частинский муниципальный район, функции учредителя осуществляет Администрация Частинского муниципального района (пункт 1.12). Согласно п. 6.7 Устава имущество закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления, имущество является муниципальной собственностью. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Частинского муниципального района (пункт 6.6 Устава).

Основной текст">Согласно Положению об Администрации Частинского муниципального района (л.д. 16-20) Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется Уставом района полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и краевыми законами для выполнения управленческих функций и задач администрации Частинского муниципального района (п. 1.2), к основным задачам Администрации относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (п. 2.3.7), Администрация является главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств и имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств (п. 2.5.1).

Из приведенного выше следует, что Администрация Частинского муниципального района - орган местного самоуправления, который осуществляет исполнительно-распорядительные функции, в частности, составление проекта бюджета и обеспечение его исполнения. Соответственно, без определенных действий администрации муниципального района, выделение денежных средств ответчику невозможно.

Основной текст">Орган местного самоуправления в лице администрации обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения.

Основной текст">Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только общеобразовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Основной текст">Выполнение обязанности установить систему видеонаблюдения направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Основной текст">Указанные ответчиками меры по обеспечению безопасности детей и работников учреждения не являются достаточными профилактическими мерами, направленными на противодействие террористической деятельности.

Основной текст">Так, установлено, что ограждение дополнительных защитных средств не имеет; технические средства обнаружения и сигнализации по периметру отсутствуют; в дневное время за пропускной режим отвечают уборщицы, в ночное время сторожа, то есть в смену 1 человек, установлена система «Стрелец Мониторинг», но нет кнопки тревожной сигнализации, дополнительные средства охраны отсутствуют.

Не влекут отказ в иске доводы ответчиков о том, что требования об установке систем видеонаблюдения не применяются до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, что на МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» не распространяются требования Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент заданий и сооружений».

Основной текст">В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Основной текст">Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Основной текст">Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Распространение Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ и указанного Свода правил на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий не исключает обязанность образовательного учреждения принимать все меры для обеспечения безопасности пребывания в нем несовершеннолетних учащихся, их родителей и работников образовательного учреждения.

С учетом приведенных норм, установив, что в МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа» отсутствует система видеонаблюдения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Выполнение обязанности установить систему видеонаблюдения направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.

Осуществление деятельности образовательным учреждением в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Основной текст">В соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основной текст">Непринятие мер, направленных на обеспечение профилактики антитеррористической безопасности учащихся и посетителей образовательного учреждения, нарушает права и законные интересы последних, в том числе право на безопасность, право на жизнь и здоровье, неприкосновенность личности.

Основной текст">Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, то есть в защиту общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется.

Основной текст">Следует признать разумными заявленные прокурором в исковом заявлении сроки исполнения заявленного требования.

Основной текст">Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд

Основной текст">РЕШИЛ:

Основной текст">Удовлетворить требование прокурора Частинского района в интересах неопределенного круга лиц.

Основной текст">Обязать Администрацию Частинского муниципального района в срок до 1.02.2016 года выделить денежные средства из бюджета Частинского муниципального района в размере необходимом для установления системы видеонаблюдения в МБОУ «Шабуровская основная общеобразовательная школа».

Основной текст">Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шабуровская основная общеобразовательная школа» в срок до 1.05.2016 года установить систему видеонаблюдения в образовательном учреждении по адресу: <адрес>.

Основной текст">На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через постоянное судебное присутствие в с.Частые Большесосновского районного суда.

Основной текст">Судья подпись И.А.Аликина