ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-163/2021 от 01.04.2021 Ясногорского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 апреля 2021 года г.Ясногорск Тульской области

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Попова А.Н.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Коноваловой И.Н.,

с участием прокурора <адрес> Бирюкова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципальное образование <адрес>, муниципальному образовательному учреждению «ФИО1 основная школа им. В.» об обязании администрации муниципального образования <адрес> обеспечить финансирование расходов по заключению муниципальным образовательным учреждением «ФИО1 основная школа им. В.» договора с организацией, специально созданной для выполнения слуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в муниципальном образовательном учреждении «ФИО1 основная школа им. В.», обязать муниципальное образовательное учреждение «ФИО1 основная школа им. В.» заключить договор с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организаций контрольно-пропускного режима в муниципальном образовательном учреждении «ФИО1 основная школа им. В.»,

у с т а н о в и л:

заместитель прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «ФИО1 основная школа им. В.» (далее МОУ «ФИО1 основная школа им. В.») и администрации муниципальное образование <адрес> о понуждении к совершению действий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, указав в обоснование иска, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения муниципальными образовательными организациями требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, противодействии экстремизму и терроризму. При проведения проверки установлено, что в МОУ «ФИО1 основная школа им. В.» охрана осуществляется силами учреждения. Вахтерами приняты женщины, в том числе пенсионного возраста. Физическая охрана объектов в ночное время с 20 часов до 08 часов осуществляется сторожами.

Таким образом в ходе проведения проверки установлено, что обеспечение контрольно-пропускного режима в образовательном учреждении, как элемента охраны, осуществляется работниками школы, не прошедшими специального обучения, а не сотрудниками специализированного охранного предприятия, имеющего лицензию, выданную органами внутренних дел на осуществление охранной деятельности, владеющими навыками применения спецсредств.

В соответствии с п.7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно ст. 7, п. «д» ст. 11, ст. 40 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п.5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как следует из п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п. 6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно уставу МОУ «ФИО1 основная школа им. В.» учредителем данной образовательной организации является администрация муниципального образования <адрес>.

Образовательное учреждение является местом с массовым пребыванием граждан и отсутствие физической охраны, направленной на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников, способствует проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью учащихся и работников, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого является массовая гибель людей, уничтожение имущества.

Таким образом, МОУ «ФИО1 основная школа им. В.» и администрацией муниципального образования <адрес> не предпринимаются в полном объеме меры по обеспечению антитеррористической защищенности, что нарушает права учащихся, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию образовательных организаций, состав которых не является неизменным на гарантирующую охрану от проявлений терроризма и экстремистской деятельности.

По фактам нарушений указанного законодательства, прокуратурой района неоднократно ответчикам вносились представления, однако должных мер по их устранению принято не было.

На основании изложенного, прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит суд обязать администрацию муниципального образования <адрес> и МОУ «ФИО1 основная школа им. В.» обеспечить финансирование расходов по заключению МОУ «ФИО1 основная школа им. В.» договора с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в МОУ «ФИО1 основная школа им. В.»; обязать МОУ «ФИО1 основная школа им. В.» заключить договор с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в МОУ «ФИО1 основная школа им. В.».

В судебном заседании прокурор <адрес> Бирюков Д.В. поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, также полагал необходимым рассмотреть вопрос о вынесении частного постановления в адрес администрации муниципальное образования <адрес> о несоблюдении обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Ответчик – представитель МОУ «ФИО1 основная школа им. В.» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законе порядке, в материалах дела имеется заявление директора МОУ «ФИО1 основная школа им. В.» ФИО5 о том, что заявленные прокурором исковые требования она признает, последствия ч.3 ст.173 ГПК РФ ей разъяснены и понятны, также просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик – представитель администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещены в установленный законом порядке, поступило письменное заявление от главы администрации муниципальное образование <адрес>М. о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации, просит вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании установлено, что МОУ «ФИО1 основная школа им. В.», находящийся по адресу: <адрес>, д.Федяшево, <адрес> является образовательным учреждением <адрес>, реализующим образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

МОУ «ФИО1 основная школа им. В.» создан муниципальным образованием <адрес> и является муниципальной образовательной организацией. Организационно-правовая форма школы – муниципальное учреждение. По типу образовательной организации, реализующей основные образовательные программы, школа относится к общеобразовательным организациям.

Учредителем центра образования и собственником имущества центра образования является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя, собственника имущества, находящегося в оперативном управлении школы, от имени муниципального образования <адрес>, осуществляет администрация муниципального образования <адрес>.

Охрана здания и территории центра образования осуществляется в ночное время сторожами.

На имя главы администрации муниципального образования <адрес>М. заместителем прокурора <адрес> вынесено представление об устранении нарушений антитеррористического законодательства в общеобразовательных учреждениях, в котором указано, что во всех общеобразовательных учреждениях на территории района отсутствует охрана, имеющая лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима, в представлении было предложено предусмотреть финансирование мероприятий для обеспечения антитеррористической защищенности указанных объектов, жизни и здоровья людей, а также провести служебную проверку и рассмотреть вопрос о привлечении виновных сотрудников администрации муниципальное образование <адрес> к дисциплинарной ответственности.

На имя директора МОУ «ФИО1 основная школа им. В.» ФИО7 вынесено представление об устранении нарушений антитеррористического законодательства в общеобразовательном учреждении, в котором указано, что в МОУ «ФИО1 основная школа им. В.» отсутствует охрана, имеющая лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима.

До настоящего времени в здании МОУ «ФИО1 основная школа им. В.», находящееся по адресу: <адрес>, д.Федяшево, <адрес> отсутствует физическая профессиональная охрана здания школы.

Изложенные обстоятельства полностью подтверждаются объяснениями участников судебного разбирательства, исследованными в судебном заседании материалами дела.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статьям 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Пункт 3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г. устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7).

В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 29).

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42).

Приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, вступивших в действие ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пп. "а" п. 23 названных Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Так согласно п. 4 названного постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В соответствии с п. 4 названного постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.п. «г» п. 18 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

На основании п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Осуществление охранной деятельности регламентируется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст. 1 Закона частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Частью 2 статьи 3 Закона определены виды охранных услуг, к которым, в том числе, отнесены: охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.

Согласно ч.1 ст. 11 Закона оказание услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.

При этом ч.3 ст. 3 Закона предусмотрено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги.

Таким образом, вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников школы и иных посетителей находятся в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую безопасность, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения жизни и здоровья учащихся и учителей образовательного учреждения. При этом, орган местного самоуправления, осуществляющий финансирование образовательного учреждения, обязан выделить денежные средства на заключение образовательным учреждением договора об оказании охранных услуг с организацией, имеющей соответствующую лицензию. Судом установлено, что МОУ «ФИО1 основная школа им. В.», находящееся по адресу: <адрес>, д.Федяшево, <адрес>, является образовательным учреждением <адрес>, реализующим образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что организация физической профессиональной охраны здания данного образовательного учреждения, является обязательным, выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности, является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц. Исполнение указанных требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения – МОУ «ФИО1 основная школа им. В.», но и органа местного самоуправления – муниципального образования <адрес>, являющегося учредителем данного образовательного учреждения, обеспечивающего его финансирование, и обязанного в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.

На основании изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «ФИО1 основная школа им. В.» и администрации муниципального образования <адрес> исковые требования о понуждении к совершению действий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Основная школа» и администрации муниципального образования <адрес> об обязании администрацию муниципального образования <адрес> обеспечить финансирование расходов по заключению муниципальным образовательным учреждением «ФИО1 основная школа им. В.» договора с организацией, специально созданной для выполнения слуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в муниципальном образовательном учреждении «ФИО1 основная школа им. В.», обязать муниципальное образовательное учреждение «ФИО1 основная школа им. В.» заключить договор с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организаций контрольно-пропускного режима в муниципальном образовательном учреждении «ФИО1 основная школа им. В.» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> обеспечить финансирование расходов по заключению муниципального образовательного учреждения «ФИО1 основная школа им. В.» договора с организацией, специально созданной для выполнения слуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организацией контрольно-пропускного режима в муниципальном образовательном учреждении «ФИО1 основная школа им. В.».

Обязать муниципальное образовательное учреждение «ФИО1 основная школа им. В.» заключить договор с организацией, специально созданной для выполнения услуг в сфере охраны и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, для осуществления такой организаций контрольно-пропускного режима в муниципальном образовательном учреждении «Основная школа».

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ясногорский районный суд <адрес>.

Судья А.Н.Попов