Дело №
РЕШЕНИЕ
(мотивированное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Каракаш Е.М. при секретаре Горожанцевой Г.М.
с участием:
истца ФИО2 и его представителя адвоката Курочкиной О.Н., действующей на основании доверенности № от ....2020 г.,
представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности № от ....2021 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шадринске 8 июня 2021 года гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к ГУ УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении в страховой стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ГУ УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении в страховой стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В исковом заявлении указав, что 09.10.2020 г. решением ответчика № ему было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, не зачтены в общий трудовой (страховой) стаж следующие периоды: с 29.10.1983 по 01.12.1986 г., с 22.02.1994 по 30.06.2003, с 22.09.2003 по 04.05.2011 - военная служба, поскольку они учтены при назначении пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ, и их семей». Считает решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Отказ повлиял на возможность получения истцом доплат к социальной пенсии. Считает, что законом не установлено запретов на включение в общий трудовой (страховой) стаж только потому, что эти же периоды работы уже учтены при назначении пенсии в связи с наличием иных оснований. Просит отменить решение об отказе в назначении пенсии от 09.10.2020 г., обязать ответчика зачесть в общий трудовой (страховой) стаж, дающий право на назначение страховой пенсии периоды работы: с 29.10.1983 по 01.12.1986 г., с 22.02.1994 по 30.06.2003, с 22.09.2003 по 04.05.2011 г., назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения права.
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения в соответствии с иском, дополнительно указал, что пенсию по выслуге получает с 45 лет, продолжает работать по настоящее время, полагает, что возможно включить одни и те же периоды работы в общий стаж и в стаж по выслуге, просил требования удовлетворить.
Представитель истца Курочкина О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) ФИО1 в судебном заседании пояснила, что иск
не признает в полном объеме. ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа. Решение принято в соответствии с действующим законодательством, на основании представленных для установления пенсии документов и оценки содержащихся в них сведений. Истцом представлены документы, подтверждающие страховой стаж в течение 17 лет 01 месяца 22 дней, требуемый стаж - 25 лет, следовательно, право на получение досрочной пенсии у него не возникло, не включены в общий (страховой) стаж и в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: с 29.10.1983 г. по 03.12.1986 г., с 22.02.1994 по 30.06.2003 г., с 22.09.2003 по 04.05. 2011 г. поскольку они учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». У истца возникнет право на получение досрочной страховой пенсии по старости при достижении им возраста 65 лет, поскольку нужно будет всего 15 лет общего стажа, который у него уже имеется. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица МО МВД России «Шадринский» в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили письменный отзыв, в котором указали, что решение УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) считают законным, просят дело рассматривать в отсутствие представителя, решение принять на усмотрение суда.
Представитель третьего лица УМВД России по Курганской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили письменный отзыв, в котором указали, что ФИО2 получателем пенсии по линии МВД России по выслуге лет, по инвалидности, по потери кормильца не является. Считают, что УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) правомерно отказало ФИО3 во включении в стаж дающий право на досрочное получении пенсии по старости, просят отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований в полном объеме, дело рассматривать в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица УФСИН России по Курганской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, принятие решения оставляют на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили письменный отзыв из которого следует, что ФИО2 проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области в периоды: с 22.09.2003 по 04.05.2011 г. При увольнении по состоянию на 04.05.2011 истцу установлена выслуга лет в календарном исчислении - 20 лет 24 дня, в льготном исчислении - 23 года 09 месяцев 03 дня. Истец является получателем пенсии за выслугу лет в уголовно-исполнительной системе с 05.05.2011 г. пожизненно. Для назначения пенсии ФИО2 включены следующие периоды: с 29.10.1983 по 03.12.1986 г. - военная служба по призыву с 22.02.1994 по 30.06.2003 г. - служба в УФСНП РФ по Курганской области с 22.09.2003 по 04.05.2011 -служба в УФСИН России по Курганской области. Период службы с 16.12.2003 по 04.05.2011 г. засчитан в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца. Истец является получателем пенсии за выслугу лет в уголовно-исполнительной системе с учетом включения периодов, заявленных в исковом заявлении. Просят дело рассмотреть в отсутствие представителя, принятие решения оставляют на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Курганской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили заявление, о рассмотрении дела в отсутствие представителя и принятие решения оставляют на усмотрение суда.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ФИО2, 21.04.1965 рождения с 05.05.2011 года пожизненно является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1). При назначении пенсий ФИО2 были учтены периоды службы, работы и (или) иной деятельности в соответствии с Законом N 4468-1, в том числе периоды с 29.10.1983 по 01.12.1986 г., с 22.02.1994 по 30.06.2003, с 22.09.2003 по 04.05.2011 г.
26.06.2020 г. ФИО2 обратился с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - Федеральный закон N 156-ФЗ).
Решением ответчика № от 09.10.2020 г. ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа (требуемый стаж - 25 лет, а имеется 17 лет 1 мес.22 дня), т.к. периоды работы с 29.10.1983 по 01.12.1986 г., с 22.02.1994 по 30.06.2003, с 22.09.2003 по 04.05.2011 г. согласно представленных документов и выписки из индивидуального лицевого счета страховой стаж заявителя, учтены при назначении пенсии в соответствии с Законом N 4468-1.
Для назначения пенсии ФИО2 включены периоды: с 29.10.1983 по 03.12.1986 г. - военная служба по призыву с 22.02.1994 по 30.06.2003 г. - служба в УФСНП РФ по Курганской области с 22.09.2003 по 04.05.2011 - служба в УФСИН России по Курганской области. Период службы с 16.12.2003 по 04.05.2011 г. засчитан в льготном исчислении один месяц службы за полтора в соответствии с п.п. «г» п.З Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Согласно архивной справки № от 12.05.2021 г. ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Курганской области в документах архивного фонда «Документы ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области» значится: ФИО2 ...., стажер по должности младшего инспектора 2 категории отдела режима СИЗО-2 (с испытательным сроком 3 месяца) с 22.09.2003 (приказ СИЗО-2 УИН Минюста России по Курганской области от 22.09.2003 № младший инспектор 2 категории отдела режима СИЗО-2 УИН МЮ РФ по Курганской области (по контракту сроком 3 года) с 16.12.2003 (приказ СИЗО-2 УИН Минюста России по Курганской области от 16.12.2003 №) младший инспектор 1 категории отдела режима СИЗО-2 УИН МЮ РФ по Курганской области с22.07.2004 (приказ СИЗО-2 УИН Минюста России по Курганской области от 22.07.2004 № младший инспектор 2 категории отдела режима (с понижением по личной просьбе) с 15.03.2005 (приказ СИЗО-2 УИН Минюста России по Курганской области от 15.03.2005 №): младший инспектор 1 категории дежурной службы с 28.01.2010 (приказ ФБУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области от 28.01.2010 № уволен по ст. 58 «з» ...) с 04.05.2011 (приказ ФБУ СИЗО-2 УФСИН России по Курганской области от 04.05.2011 №).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту (ч. 1 ст. 7).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Федеральным законом N 156-ФЗ лицам, указанным в статье 1 Закона РФ N 4468-1, предоставлено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2011 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 156-ФЗ) военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей ", и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Основания и порядок реализации прав граждан РФ на страховые пенсии определен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее -Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 г.
Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, указанного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии", которыми предусмотрено, что основным документом, подтверждающим период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка, установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на следующие категории лиц:
лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях, и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (в ред. Федеральных законов от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N328-03)
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору.
Лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лица, имеющие право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец, являясь получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста предусмотренного статьей 7 настоящего Законом, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Решением ответчика от 9.10.2020 г. ФИО2 в специальный стаж по должности сварщика зачтено 12 лет 08 месяцев 02 дня, но отказано в зачете в общий стаж спорных периодов работы, поскольку они учтены при назначении пенсии по выслуге лет, таким образом, общий стаж истца составляет на момент обращения в пенсионный орган 17 лет 1 мес. 22 дня, при требуемом 25 лет.
Доводы истца и его представителя, что неправомерно не включены период работы с 29.10.1983 по 01.12.1986 г., с 22.02.1994 по 30.06.2003, с 22.09.2003 по 04.05.2011 г. в общий стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости основан на неправильном толковании норм права. Данные периоды учтены при определении размера пенсии в соответствии с Законом РФ N 4468-1, законодательство не содержит оснований для включения одного и того же периода для назначения двух пенсий. Поскольку данные периоды работы засчитаны при исчислении выслуги лет, то время работы в эти же периоды не могут быть засчитаны в стаж, для назначения досрочной страховой пенсии.
Вместе с тем, ФИО2 не лишен возможности вновь обратиться за назначением досрочной страховой пенсии по старости по достижении им возраста 65 лет, в данном случае требования к общему стажу истца составят 15 лет, которые у него выработаны.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО2
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ГУ УПФР в г. Шадринске Курганской области (межрайонное) о признании решения незаконным, включении в страховой стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца с подачей жалобы через Шадринский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2021 года.
Судья Е.М. Каракаш