ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-163/2021 от 29.04.2021 Обской городского суда (Новосибирская область)

УИД

Дело № 2-163/2021

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2021 года г. Обь Новосибирской области

Обской городской суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Бражниковой А.Е.,

при секретаре Пучкиной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казакова ФИО7, Казаковой ФИО8 к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Казаков П.А. и Казакова Т.А., действуя в своих интересах, и в интересах своих детей, обратились в суд с исковым заявлением к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей, в котором, ссылаясь на ч. 4 ст. 23, ч. 2 ст. 16, ст. 8, ч. 1 ст. 10, ч. 2 ст. 18, ст. 22, ст. 23, ч. 5 ст. 28, п.п. 1, 6 ст. 13, ст. 15, ст. 31 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 127.1, ст. 107.2, ч. 3 ст. 124, ст. 103, п. 1 ст. 116 Воздушного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 06 июля 2020 года № 991, п. 1 Поручения правительства РФ от 26 марта 2020 года «О решениях по итогам заседания Президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 25 марта 2020 года», Постановление Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66, ст. 8, ст. 307.1, ст. 395, абз. 2 п. 1 ст. 160, ч.ч. 1, 3 ст. 432, п. 3 ст. 1, ст. 10, ст. 151, ст. 15, ст. 1099, ст. 1101, ст. 1069, ст. 786, п. 1 ст. 793, ст. 451 Гражданского кодекса РФ, п. 45, п. 28, абз. 2 п. 2, подп. «г» п. 3, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», п. 227, п. 235, п. 76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82, п. 116 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 года № 155, ст. 46, ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, официальное разъяснение Минтранса России от 23 июля 2020 года, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», абз. 2 и 4 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года № 1, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 276-О, просили установить указанные в исковом заявлении факты нарушения прав и законных интересов потребителей услуг взыскать с ответчика в пользу истцов равными долями сумму денежных средств, уплаченных за авиабилеты истцами, в размере 125 314 рублей, в порядке нормы ч.5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» неустойку в размере 125 314 рублей, компенсацию морального вреда (включая убытки) в размере 125 314 рублей, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителей услуг.

Иск мотивирован следующим.

Истцами у ответчика были приобретены авиабилеты, внутренним рейсом всего на 4 пассажира: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (на несовершеннолетнего ребенка ФИО11) на ДД.ММ.ГГГГ рейсами S7 маршрутом Москва - Иркутск и на ДД.ММ.ГГГГ рейсами S7 маршрутом Иркутск-Москва.

Казаков П.А. обращался с жалобами в Транспортную прокуратуру, где заявления зарегистрированы под № от ДД.ММ.ГГГГ, и от его имени представителем за № от ДД.ММ.ГГГГ, на Авиакомпанию в нарушении прав потребителя транспортных услуг по воздушной авиаперевозке, а именно Казакова П.А., не возвратившей деньги за не оказанную услугу по возвратным тарифам авиабилетов (Эконом Гибкий от ДД.ММ.ГГГГ и Эконом Базовый от ДД.ММ.ГГГГ), в сумме 125 314 рублей.

Билеты были приобретены непосредственно на сайте авиакомпании S7 (www.s7.ru). Чеки - это маршрутные квитанции, копии которых с двумя справками Сбербанка о платежах, электронные авиабилеты с архивом бронирований (фактически это архив купленных билетов), прилагаю к настоящему заявлению.

Однако, ответчиком либо по иным обстоятельствам непреодолимой силы, оплаченные рейсы не были отменены до момента заблаговременного возврата авиабилетов лично истцом Казаковым П.А. в авиакомпанию Ответчика.

В начале апреля (приблизительно ДД.ММ.ГГГГ) Казаков П.А. позвонил на горячую линию S7 (+) и попросил аннулировать билеты, т.е. по возвратным тарифам вернуть деньги за сданные авиабилеты согласно условиям их тарифов и правил, в результате чего в Личном кабинете на сайте бронирования забронированные авиабилеты потеряли статус активных). Оператором также были сформированы две заявки на возврат денег (поскольку билеты покупались в два приёма): и . При этом просили ожидать 3 месяца, в течение которых должны вернуть оплату забронированных авиабилетов.

Требования в 10-тидневный срок не выполнены, также и в соответствии со ст. 127.1. Воздушного кодекса РФ они не выполнены до принятия вышеуказанной нормы ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 6 июля 2020 года N 991.

Истцами 13 августа 2020 года была направлена ответчику претензия с требованием потребителя услуг возвратить сумму оплаченных авиабилетов согласно прилагаемых документов. Однако в нарушение прав потребителя, вопреки положениям гражданского права о добросовестности участников правоотношений по гражданско-правовому договору транспортной перевозки, ответчик возврат стоимости авиабилетов не осуществил.

В сложившейся ситуации истцам были причинены значительные неудобства и нравственные страдания. Для разрешения данного вопроса и защиты своих нарушенных прав им пришлось обращаться в различные инстанции - Транспортную прокуратуру, не считая обращения к ответчику, на что они потратили свое личное и рабочее время, убытки и моральный вред.

На основании нормы ч.5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»,неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по день направления ответчику досудебной претензии, пени составляет сумму в размере не менее 125 314 рублей, из расчета 3 процентов от уплаченной суммы авиабилетов за каждый день просрочки выполнения законного требования потребителей услуг.

Сумму компенсации морального вреда, с учетом вышеизложенного и презюмируемого морального вреда и справедливого и соразмерного усмотрения суда, истцы оценивают в общей сумме не менее суммы стоимости авиабилетов в размере 125 314 рублей.

Поскольку досудебная претензия истцов ответчиком в добровольном порядке не удовлетворена, суду надлежит, учитывая положения п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей и п. 46 ППВС РФ № 17 взыскать с ответчика в пользу истцов штраф в размере 50% от суммы денежных средств, взысканной судом с ответчика в пользу истцов.

В судебное заседание истцы Казаков П.А. и Казакова Т.А., извещенные надлежащим образом о дне, месте и времени судебного заседания, не явились, причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не направили.

Представитель истца Казакова П.А. – Саморядов В.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в иске и в письменном отзыве на возражения ответчика.

Представитель ответчика АО «Авиакомпания «Сибирь» Рец С.Н., извещенная о дне, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила в суд письменные возражения на исковое заявление, в которых также просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, извещенных о дне, месте и времени судебного заседания.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, исходя из следующего.

На основании ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Согласно п.1 ст.784 Гражданского кодекса РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

В силу п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, соответственно, возникшие правоотношения также урегулированы Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (утв. Приказом Министерства транспорта РФ № 82 от 28 июня 2007 года).

Статьей 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3).

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (ч.1 ст.793 Гражданского кодекса РФ).

Статья 102 Воздушного кодекса РФ обязывает перевозчиков при выполнении воздушных перевозок соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

В силу ст. 786 Гражданского кодекса РФ и в соответствии с п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающим рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.

В случае неисполнения обязательств перевозчик несет ответственность перед пассажиром в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира (статья 786 Гражданского кодекса РФ, статья 116 Воздушного кодекса РФ).

Согласно пункту 3 статьи 107 Воздушного кодекса РФ в случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку.

Таким образом, при установлении факта причинения убытков, все убытки, понесенные пассажиром вследствие ненадлежащего исполнения договора, лежат на авиаперевозчике.

Согласно п.76 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утв. Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с п. 227 Приказа Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; не предоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом. Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях. Таким образом, содержащийся пункте 227 перечень случаев вынужденного отказа пассажира от перевозки не является исчерпывающим.

Требованиям Воздушного кодекса РФ о праве пассажира на возврат денежных сумм в случае отказа от перевозки соответствуют Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 года N 155.

Согласно пунктам 116 раздела XVI "Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2008 года N 155", в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В п. 120 раздела XVI "Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 25 сентября 2008 года N 155" указано, что в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса подлежат возврату пассажиру.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких говоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

В силу статьи 4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» представитель услуги обязан предоставить получателю услугу, качество которой соответствует договору.

В соответствии с положениями ст. 29 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги.

В соответствии с требованиями ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. При этом согласно ст.ст. 4, 45, 46, 47, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность доказывания лежит на сторонах, третьих лицах, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на прокуроре, органах, организациях и гражданах, подавших заявление в защиту иных лиц.

Положениями ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела между Казаковым П.А. и АО «Авиакомпания «Сибирь» был заключен договор воздушной перевозки пассажиров рейсами S7 за ДД.ММ.ГГГГ и S7 за ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Москва-Иркутск-Москва и S7 3017 за ДД.ММ.ГГГГ и S7 за ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Москва-Иркутск-Москва.

В результате проведения АО «Авиакомпания «Сибирь» служебного расследования было установлено, что на сайте ДД.ММ.ГГГГ было оформлено бронирование TLBTYW на рейсы S7 за ДД.ММ.ГГГГ и S7 за ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Москва-Иркутск-Москва:

- на имя <данные изъяты>, стоимостью 24 740 рублей, на имя <данные изъяты>, стоимостью 30 753 рублей, на имя <данные изъяты>, стоимостью 30 753 рублей. Дополнительно на рейс S7 за ДД.ММ.ГГГГ была оплачена услуга «Место повышенной комфортности» на сумму в размере 4200 рублей (EMD рублей, EMD рублей, EMD рублей) и на рейс S7 за ДД.ММ.ГГГГ на сумму в размере 1400 рублей (EMD рублей, EMD рублей, EMD рублей).

Форма оплаты в билетах и ЕМД отражена банковской картой сроком действия до 2024 /11. Держатель карты TATIANA KAZAKOV.

Рейсы S7 ДД.ММ.ГГГГ и S7 за ДД.ММ.ГГГГ были отменены (отмена ДД.ММ.ГГГГ). Авиабилеты по бронированию TLBTYW были переоформлены на рейсы S7 за ДД.ММ.ГГГГ и S7 3018 за ДД.ММ.ГГГГ (время вылета новых рейсов отличается от первых рейсов).

Пассажиры не воспользовались перевозкой.

На сайте компании ДД.ММ.ГГГГ было оформлено еще одно бронирование ДД.ММ.ГГГГ и S7 за ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Москва-Иркутск-Москва: на имя , стоимостью 27 408 рублей. Дополнительно на рейс S7 3017 за ДД.ММ.ГГГГ была оплачена услуга «Место повышенной комфортности» на сумму в размере 2400 рублей (EMD рублей) и на рейс S7 3018 за ДД.ММ.ГГГГ на сумму в размере 1200 рублей (EMD рублей).

Форма оплаты в билете и ЕМД отражена банковской картой сроком действия до . Владелец <данные изъяты><данные изъяты>.

Пассажир не воспользовался перевозкой.

На электронную почту Истца - <данные изъяты>) на сумму 29 808 рублей.

Сертификат может быть использован для оплаты авиабилетов как на владельца сертификата, так и других пассажиров. Сертификат можно потратить на авиабилеты вместе с таксами, дополнительный багаж, места в самолете, спецпитание, перевозку питомца.

В соответствии со ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 08 июня 2020 года № 166-ФЗ) Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства РФ (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1328) было утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории российской Федерации либо на её части (далее – Положение).

Данное Положение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и применяется к договорам, подлежащим исполнению с ДД.ММ.ГГГГ по международным воздушным перевозкам с КНР, с ДД.ММ.ГГГГ – по внутренним и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку согласно досудебной претензии Казакова П.А. аннулирование вышеназванных авиабилетов произошло по инициативе Казакова П.А. ввиду отмены организаторами мероприятия участия детей в образовательном курсе на озере Байкал в связи с пандемией Covid-19, при рассмотрении настоящего гражданского дела правила, установленные названным Положением, подлежит применению, а именно:

1. Настоящее Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира (далее - договор), в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.

Настоящее Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с ДД.ММ.ГГГГ по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с ДД.ММ.ГГГГ - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до ДД.ММ.ГГГГ

2. Настоящее Положение не применяется в отношении воздушных перевозок пассажиров, осуществляемых по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру).

3. В случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:

а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;

б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

4. При отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.

5. В случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.

Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.

Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.

Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.

6. Денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.

На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, проценты не начисляются.

7. Для принятия в счет оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, суммы оплаченной провозной платы пассажир направляет перевозчику уведомление.

Перевозчик обязан обеспечить прием уведомлений от пассажиров на сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством почтовых отправлений или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика.

Пассажир имеет право на выбор любого из способов направления указанного уведомления.

8. Пассажир вправе направить уведомление до даты воздушной перевозки, указанной в билете, или в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

В уведомлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира, реквизиты документа, удостоверяющего личность, дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ информирования пассажира (по электронной почте, оповещение по мобильному телефону, посредством почтового отправления или иным способом в соответствии с правилами перевозчика), дата направления уведомления.

9. По истечении 20 календарных дней со дня получения уведомления перевозчик обязан обеспечить прием в счет оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, суммы оплаченной провозной платы и проинформировать об этом пассажира путем направления ему подтверждения или направить обоснованный отказ, если договор не соответствует пункту 1 настоящего Положения либо уведомление подано по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Подтверждение направляется перевозчиком способом, указанным в уведомлении пассажира, и должно содержать фамилию, имя, отчество (при наличии) пассажира, сумму оплаченной пассажиром провозной платы и срок, в течение которого перевозчик обязан принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения.

10. Денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) пассажира (лица, оплатившего перевозку), реквизиты документа, удостоверяющего личность, реквизиты документов, подтверждающих статус инвалида I или II группы (при наличии), ребенка-инвалида (при наличии), или ветерана Великой Отечественной войны (при наличии), или многодетной семьи (при наличии), дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ возврата денежных средств (на банковскую карту, наличными денежными средствами, иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации), реквизиты банковской карты (при наличии), дата подачи заявления.

Возврат пассажирам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, осуществляется по заявлению, поданному при личном обращении таких пассажиров (либо через уполномоченного представителя) в пункты, предусмотренные правилами перевозчика, или отправленному почтовым отправлением. При подаче такого заявления в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика, пассажир предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ установленного образца, подтверждающий статус инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, или ветерана Великой Отечественной войны, или удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При подаче заявления посредством почтовых отправлений к заявлению прилагаются нотариально заверенные копии документа, удостоверяющего личность, документов установленного образца, подтверждающих статус инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, или ветерана Великой Отечественной войны, или удостоверения многодетной семьи или иных документов, подтверждающих статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Заявления о возврате провозной платы пассажиру-инвалиду и сопровождающему его лицу подаются одновременно.

Возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при ее отсутствии на другую банковскую карту того же держателя, наличными денежными средствами или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возврат осуществляется пассажиру (лицу, оплатившему перевозку) в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

11. Пассажир вправе подать заявление о возврате денежных средств, указанных в пункте 6 настоящего Положения, на сайт перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством почтовых отправлений или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика. Если по заявлению пассажира возврат денежных средств должен быть осуществлен на другую банковскую карту, отличную от банковской карты, с которой была оплачена провозная плата, то такое заявление пассажира может быть подано только при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика.

12. В течение 10 календарных дней со дня получения перевозчиком заявления перевозчик обязан направить денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, на банковскую карту, реквизиты которой указаны в заявлении, либо возвратить указанные денежные средства в пункте, предусмотренном правилами перевозчика.

Анализируя вышеназванные законоположения и обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме и о возникновении в данном случае у перевозчика (АО «Авиакомпания «Сибирь») обязанности в силу п. 5 Положения в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика, и возникновении у истцов Казакова П.А. и Казаковой Т.А. права для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами, а по истечении трёх лет с даты отправления рейса, указанного в билете, в силу п. 6 Положения вернуть денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.

Поскольку истцами Казаковым П.А. и Казаковой Т.А. не предоставлено сведений о том, что они признаны инвалидами I или II группы, а также ветеранами Великой Отечественной войны, лицами, сопровождающими инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы, лицами, имеющими удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, стоимость авиабилетов в денежном выражении в соответствии с п. 10 Положения возврату истцам по заявлению, поданному до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билетах, не подлежит.

Кроме того, отсутствуют сведения о направлении вышеназванных сведений в адрес ответчика.

Таким образом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части возврата денежных средств за авиабилеты, а также в остальной части, как производной от основных требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Казакова ФИО9, Казаковой ФИО10 к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Обской городской суд Новосибирской области.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.Е. Бражникова