Дело № 2-163/2022 (УИД 69RS0040-02-2021-007517-20)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2022 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Райской И.Ю.,
при секретаре Соколовском А.Д.,
с участием: представителя истца ФИО1,
ответчика ФИО2 и его представителя ФИО3,
представителя третьих лиц Правительства Тверской области и Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области ФИО4,
представителя третьего лица администрации Центрального района г. Твери ФИО5,
представителя третьего лица ФИО6 – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску администрации города Твери к ФИО2, ФИО8 о признании незаконным бездействия по исполнению требований Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 года № 368, при содержании здания и возложении обязанности по совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
администрация города Твери в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилась в Центральный районный суд г. Твери с исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просит признать незаконным бездействие ответчиков ФИО2, ФИО8 по неисполнению требований абзацев третьего, четвертого, пятого и седьмого акта 5.2, абзаца второго пункта 5.3. пунктов 5.7., 5.7.1. 5.7.2, 5.7.4, 5.7.5 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской от 16 октября 2014 года № 368, при содержании фасадов здания жилого дома, расположенного по адресу: <...>, идентифицированный кадастровый №; признать бездействие ответчиков по неисполнению требований абзацев третьего, четвертого, пятого и седьмого пункта 5.2, абзаца второго пункта 5.3, пунктов 5.7., 5.7.1, 5.7.2, 5.7.4, 5.7.5 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 года № 368, при содержании фасадов здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, идентифицированный кадастровый №, являющегося объектом культурного наследия, памятником архитектуры регионального значения «Дом жилой, начала XX века», бесхозяйственным содержанием объекта культурного наследия; обязать ответчиков ФИО2 и ФИО9 в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, но не позднее 01 сентября 2022 года, с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласовать паспорт цветового решения фасадов здания жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, в уполномоченном структурном подразделении Администрации города Твери – отделе архитектуры и городской эстетики администрации города Твери; в срок не позднее 31 декабря 2024 года с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и условиями охранного обязательства, за их счёт, пропорционально размерам долей в праве общей долевой собственности, привести фасады здания жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, в нормативное состояние, а именно: восстановить штукатурный слой фасадов здания, и произвести их окраску в соответствии с паспортом цветового решения.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ответчикам ФИО9 и ФИО2 на праве общей долевой собственности в <данные изъяты> и <данные изъяты> долях в праве, соответственно, принадлежит жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., идентифицированный кадастровым номером № и индивидуализированный адресом: <адрес>. Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно частям 1 и 3 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственной (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Следует отметить, что регламентация деятельности в сфере благоустройства направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Пункт 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа относит утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организацию благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами Решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 года № 368 утверждены Правила благоустройства территории города Твери (далее - Правила). Согласно абзацу тридцать девятому пункта 1.5 Правил под объектами благоустройства понимаются территории города Твери, на которых осуществляется -деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории города Твери, здания, строения, сооружения, инженерные коммуникации, иные объекты, требования к содержанию и благоустройству которых устанавливаются настоящими Правилами. В силу пункта 2.1 Правил благоустройству подлежит вся территория города Твери, все расположенные на ней здания (включая жилые дома), строения, сооружения и земельные участки, на которых они расположены. В ходе осмотра городских территорий общего пользования в Центральном районе города Твери 31 июля 2020 года в 09 ч. 35 мин. установлено, что фасад здания по адресу: <адрес>, имеет видимые повреждения, а именно: множественные повреждения штукатурного слоя бокового фасада до обнажения кирпичной кладки, обрушения штукатурного слоя. Главный фасад закрыт баннерной тканью. 31 июля 2020 года администрацией Центрального района в городе Твери о данных обстоятельствах направлено ФИО10 письменное уведомление, в котором указано на необходимость приведения фасада здания в надлежащее состояние. От получения уведомления ФИО2 уклонился, корреспонденция возвращена отправителю по истечении срока хранения 14 августа 2020 года. 24 августа 2020 года в 10 ч. 00 мин. в ходе осмотра городских территорий общего пользования Центрального района города Твери установлено, что фасад здания по адресу: <адрес>, имеет видимые повреждения: множественные повреждения штукатурного слоя бокового фасада до обнажения кирпичной кладки, обрушения штукатурного слоя. Главный фасад закрыт баннерной тканью. Таким образом, нарушения штукатурного слоя фасада здания по адресу: <адрес>, выявленные в ходе осмотра городских территорий общего пользования 31 июля 2020 года, не устранены. В соответствии с п. 5.1 Правил содержание зданий, строений, сооружений осуществляют их собственники или иные правообладатели самостоятельно либо за счет собственных средств посредством привлечения специализированных организаций. Согласно абзацам третьему, четвертому, пятому и седьмому пункта 5.2 Правил цветовое решение должно соответствовать характеристикам и стилевому решению фасада, функциональному назначению объекта, окружающей среде. Торцы зданий, строений, сооружений (боковые фасады), просматриваемые с улицы, стены и перекрытия арочных проездов полностью окрашиваются в цвет главного фасада, если иное не предусмотрено паспортом цветового решения фасада. Фасады зданий, строений, сооружений не должны иметь видимых повреждений строительной части, декоративной отделки и инженерных элементов. Повреждения фасада здания, строения, сооружения не должны превышать более 1% от общей площади фасада. Цветовая гамма фасада здания, строения, сооружения определяется согласно паспорту цветового решения фасадов здания, строения, сооружения и согласовывается в установленном администрацией города Твери порядке. В силу абзаца второго пункта 5.3 Правил содержание фасадов зданий, строений, сооружений включает своевременный поддерживающий ремонт и восстановление конструктивных элементов и отделки фасадов, в том числе входных дверей и козырьков, ограждений балконов и лоджий, карнизов, крылец, входных площадок и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, пандусов и приямков, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов, и их окраску. Согласно пунктам 5.7, 5.7.1, 5.7.2, 5.7.4, 5.7.5 Правил при эксплуатации фасадов не допускается: повреждение (загрязнение) поверхности стен фасадов зданий, строений, сооружений: подтеки, шелушение окраски, наличие трещин, отслоившейся штукатурки, облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций и т.п.; повреждение (отсутствие в случаях, когда их наличие предусмотрено проектной документацией) архитектурных и художественно-скульптурных деталей зданий, строений, сооружений: колонн, пилястр, капителей, фризов, тяг, барельефов, лепных украшений, орнаментов, мозаик, художественных росписей и т.п.; повреждение (отслоение, загрязнение) штукатурки, облицовки, окрасочного слоя цокольной части фасадов зданий, строений, в том числе неисправность конструкции оконных, входных приямков; повреждение (загрязнение) выступающих элементов фасадов зданий, строений, сооружений: балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков и т.п. Нарушение утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области правил благоустройства, в том числе, выразившееся в необеспечении лицами благоустройства принадлежащих им объектов благоустройства, в случае, если установление ответственности за такие действия (бездействие) не отнесено к ведению Российской Федерации, а также если административная ответственность за данные нарушения не установлена статьями 19.1, 19.2, 19.3, 22, 24, 24.1, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 30.1, 31, 32, 32.1, 32.2, 33, 34.2, 35.1, 36, 38, 39, 40, 40.3 настоящего Закона, является административным правонарушением, за совершение которого ст. 35 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность (в редакции, действовавшей до 29 декабря 2022 года). В связи с данными обстоятельствами ответчики ФИО2 и ФИО8 привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 35 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» с назначением им постановлениями административной комиссии города Твери от 13 октября 2020 года №№ 1446-АК/20 и 1447-АК/20 административного наказания в виде административного штрафа. Постановления ответчиками не обжалованы, вступили в законную силу. Постановление № 1447-АК/20 исполнено ответчиком ФИО9 добровольно 27 октября 2020 года, постановление № 1446-АК/20 в отношении ответчика ФИО2 обращено к принудительному исполнению и окончено исполнением 26 октября 2021 года. В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание. 12 июля 2021 года в 10 ч 40 мин в ходе обследования городской территории общего пользования в Центральном районе города Твери установлено, что на главном фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес>, установлен фальш-фасад (строительная сетка, имитирующая оконные проемы и элементы фасада). Видимая часть бокового фасада имеет видимые разрушения штукатурного слоя, повреждения кирпичной кладки. 13 июля 2021 года о ненадлежащем состоянии фасадов здания, расположенного по вышеуказанному адресу, администрацией Центрального района в городе Твери ответчикам направлены уведомления о необходимости приведения фасадов здания по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние. Ответчики предупреждены об административной ответственности. От получения уведомлений ответчики ФИО2 и ФИО8 уклонились, корреспонденция возвращена отправителю. 29 июля 2021 года в 10 ч. 47 мин. в ходе обследования городских территорий общего пользования в Центральном районе города Твери установлено, что на главном фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес> установлен фальш-фасад (строительная сетка, имитирующая оконные проемы и элементы фасада). Видимая часть бокового фасада имеет видимые разрушения штукатурного слоя, повреждения кирпичной кладки. Повреждения фасадов, выявленные ранее, 12 июля 2021 года, а также в июле – августе 2020 года, не устранены. В связи с данными обстоятельствами ответчики привлечены к административной ответственности по ст. 35 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» (постановления административной комиссии города Твери от 31 августа 2021 года №№ 1660-АК/21 и 1662-АК/21, вступили в законную силу, не исполнены). В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание. В ходе последующего осмотра городских территорий общего пользования в Центральном районе города Твери 12 августа 2021 года с 14 ч. 43 мин. по 14 ч. 44 мин. установлено, что на главном фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес>, установлен фальш-фасад (строительная сетка имитирующая оконные проемы и элементы фасада). Видимая часть бокового фасада имеет разрушения штукатурного слоя, повреждения (выкрашивание) кирпичной кладки, трещины и следы воздействия воды. На уровне смыкания кровли и стены фасада имеются металлические крепления для горизонтального водостока, труба водостока отсутствует. В соответствии с п. 2.11 Правил уполномоченные органы и структурные подразделения Администрации города Твери осуществляют контроль за выполнением работ по содержанию и благоустройству территории города, в том числе территорий общего пользования, в пределах установленных полномочий. В соответствии с подпунктом 51 п. 1 ст. 41 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23 января 2019 года № 2 Администрация города Твери организует благоустройство территории города Твери в соответствии с правилами благоустройства территории города Твери. В связи с изложенным Администрация порода Твери обратилась в суд с настоящим иском. При этом истец отметил, что здание жилого дома по адресу: <адрес>, идентифицированное кадастровым номером №, является объектом культурного наследия памятником архитектуры регионального значения «Дом жилой, начала XX века», включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 3 ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. В силу ч. 1 ст. 40 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за введением этих работ. В соответствии с п. 1 ст. 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия должны вводиться: на основании выданных органом охраны объектов культурного наследия задания и письменного разрешения; в соответствии с согласованной органом охраны объектов культурного наследия проектной документацией; силами специализированных проектных и производственных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия; при условии проведения технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Таким образом, на протяжении продолжительного времени, составляющего свыше 1 года, вышеуказанный объект благоустройства, являющийся также объектом культурного наследия регионального значения, содержится ответчиками бесхозяйственно, состояние фасадов данного здания на протяжение всего периода ухудшается, характеризуется наличием множественных повреждений штукатурного слоя обнажения кирпичной кладки, частичным обрушением штукатурного слоя, местными повреждениями кирпичной кладки. Мероприятия по сохранению данного объекта, его ремонту ответчиками не проводились, в нормативное состояние, предусмотренное Правилами, до настоящего времени объект не приведен, штукатурный слой не восстановлен, окраска не произведена. Согласно абзацу 44 пункта 1.5 Правил паспорт цветового решения фасадов здания, строения, сооружения – согласованный и утвержденный в установленном порядке документ, определяющий единое архитектурное и цветовое решение фасада отдельно стоящего здания, строения, сооружения, расположенного на территории города, и устанавливающий требования к его внешнему оформлению. В силу абзаца седьмого пункта 5.2 Правил цветовая гамма фасада здания, строения, сооружения определяется согласно паспорту цветового решения фасадов здания, строения, сооружения и согласовывается в установленном Администрацией города Твери порядке. Паспорт цветового решения фасада ответчиками не оформлялся и в установленном порядке не согласовывался. Также усматривается, что дальнейшее бездействие ответчиков ФИО2 и ФИО11 по неисполнению обязанностей, возложенных на них Правилами благоустройства территории города Твери, утвержденными решением Тверской Городской Думы от 16 октября 2014 года № 368, при содержании здания, с идентифицированным кадастровым номером № и адресом: <адрес>, являющегося объектом культурного наследия, т.е. памятником архитектуры регионального значения «Дом жилой, начала XX века», может привести к его существенному повреждению вплоть до утраты. В связи с чем, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Определениями Центрального районного суда г. Твери от 24 ноября 2021 года, от 13 января 2022 года, от 03 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Тверской области, Министерство по обеспечению контрольных функций в Тверской области, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, ФИО6
В судебном заседании представитель истца администрации города Твери ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчик ФИО2 и его представитель ФИО3, действующий на основании ордера, возражали против удовлетворения заявленных истцом требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований к этому.
В судебном заседании представитель третьих лиц Правительства Тверской области и Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области ФИО4, действующий на основании доверенности, а также представитель третьего лица администрации Центрального района г. Твери ФИО5, действующая на основании доверенности, полагали заявленные истцом требования законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель третьего лица ФИО6 – ФИО7, действующая на основании доверенности, оставила решение вопроса о возможности удовлетворения заявленных истцом требований на усмотрение суда.
В судебное заседание ответчик ФИО8, представители третьих лиц Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, третье лицо ФИО6, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Ранее от ответчика ФИО8 и представителя третьего лица Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области поступили письменные отзывы на иск, а также от последнего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии (т.1 л.д. 199-202, т. 2 л.д. 37-38).
Также ранее поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (т. 2 л.д. 2).
С учетом мнения участников процесса, с целью соблюдения принципа разумности сроков судопроизводства, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся ответчика и третьих лиц.
Выслушав представителя истца, ответчика и его представителя, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.
Из положений ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что ответчики ФИО2 (<данные изъяты> доли) и ФИО8 (<данные изъяты> доли) являются собственниками долевой собственности здания с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., 1917 года постройки, а также земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства также подтверждены выписками из ЕГРН (т. 1 л.д. 54-63).
Вышеуказанное здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой, нач. XX в.», поставлено на государственную охрану распоряжением Правительства Тверской области от 01 октября 2013 года № 489-рп «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения». Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1321 данный объект зарегистрирован в реестре с присвоением ему регистрационного номера №.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями ст. 249 ГК РФ предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу положений ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу положений ч. 1,2 ст. 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1-3 ст. 47.3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлены требования, которые должны исполнять собственники (пользователи) объекта культурного наследия при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта.
Согласно статье 47.6 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, указываются в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство).
В период рассмотрения дела на основании ст. 47.6 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Приказом Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области № 213 от 15 декабря 2021 года было утверждено охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», нач. ХХ в., расположенного по адресу<адрес>.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в частности, утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится также: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.
Решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 года № 268 утверждены Правила благоустройства территории города Твери.
В соответствии с п. 5.1 вышеуказанных Правил, содержание зданий, строений, сооружений осуществляют их собственники или иные правообладатели самостоятельно либо за счет собственных средств посредством привлечения специализированных организаций.
Пунктом 5.2 Правил благоустройства территории города Твери предусмотрены общие требования к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений, в частичности, цветовое решение должно соответствовать характеристикам и стилевому решению фасада, функциональному назначению объекта, окружающей среде (абз.3); торцы зданий, строений, сооружений (боковые фасады), просматриваемые с улицы, стены и перекрытия арочных проездов полностью окрашиваются в цвет главного фасада, если иное не предусмотрено паспортом цветового решения фасада (абз.4); фасады зданий, строений, сооружений не должны иметь видимых повреждений строительной части, декоративной отделки и инженерных элементов. Повреждения фасада здания, строения, сооружения не должны превышать более 1% от общей площади фасада (абз.5); цветовая гамма фасада здания, строения, сооружения определяется согласно паспорту цветового решения фасадов здания, строения, сооружения и согласовывается в установленном Администрацией города Твери порядке (абз.7).
В силу положений абз. 2 п. 5.3 вышеуказанных Правил содержание фасадов зданий, строений, сооружений включает, в частности, своевременный поддерживающий ремонт и восстановление конструктивных элементов и отделки фасадов, в том числе входных дверей и козырьков, ограждений балконов и лоджий, карнизов, крылец, входных площадок и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, пандусов и приямков, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов, и их окраску.
В соответствии с п. 5.7-5.7.3, 5.7.4-5.7.5 вышеуказанных Правил, при эксплуатации фасадов не допускается: повреждение (загрязнение) поверхности стен фасадов зданий, строений, сооружений: подтеки, шелушение окраски, наличие трещин, отслоившейся штукатурки, облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций и т.п.; повреждение (отсутствие в случаях, когда их наличие предусмотрено проектной документацией) архитектурных и художественно-скульптурных деталей зданий, строений, сооружений: колонн, пилястр, капителей, фризов, тяг, барельефов, лепных украшений, орнаментов, мозаик, художественных росписей и т.п.; повреждение (отслоение, загрязнение) штукатурки, облицовки, окрасочного слоя цокольной части фасадов зданий, строений, сооружений, в том числе неисправность конструкции оконных, входных приямков; повреждение (загрязнение) выступающих элементов фасадов зданий, строений, сооружений: балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков и т.п.
Из представленных в материалы дела копий материалов по делам об административных правонарушениях следует, что ходе осмотра городских территорий общего пользования в Центральном районе города Твери 31 июля 2020 года в 09 ч. 35 мин. установлено, что фасад здания по адресу: <адрес>, имеет видимые повреждения, а именно: множественные повреждения штукатурного слоя бокового фасада до обнажения кирпичной кладки, обрушения штукатурного слоя. Главный фасад закрыт баннерной тканью. 31 июля 2020 года администрацией Центрального района в городе Твери о данных обстоятельствах направлено ФИО10 и ФИО8 письменное уведомление, в котором указано на необходимость приведения фасада здания в надлежащее состояние, однако, от его получения ответчики уклонились. 24 августа 2020 года в 10 ч. 00 мин. в ходе осмотра городских территорий общего пользования Центрального района города Твери установлено, что фасад здания по адресу: <...>, имеет видимые повреждения: множественные повреждения штукатурного слоя бокового фасада до обнажения кирпичной кладки, обрушения штукатурного слоя. Главный фасад закрыт баннерной тканью. Таким образом, нарушения штукатурного слоя фасада здания по адресу: <адрес>, выявленные в ходе осмотра городских территорий общего пользования 31 июля 2020 года, не устранены. В связи с чем, на основании постановлений административной комиссии города Твери № 1446-АК/20 от 13 октября 2020 года и № 1447-АК/20 от 13 октября 2020 года ответчики ФИО2 и ФИО8 были признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 35 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» и им назначено наказание в виде административного штрафа по 2 500 рублей.
12 июля 2021 года в 10 ч 40 мин в ходе обследования городской территории общего пользования в Центральном районе города Твери установлено, что на главном фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес>, установлен фальш-фасад (строительная сетка, имитирующая оконные проемы и элементы фасада). Видимая часть бокового фасада имеет видимые разрушения штукатурного слоя, повреждения кирпичной кладки. 13 июля 2021 года о ненадлежащем состоянии фасадов здания, расположенного по вышеуказанному адресу, администрацией Центрального района в городе Твери ответчикам направлены уведомления о необходимости приведения фасадов здания по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние. От получения уведомлений ответчики ФИО2 и ФИО8 уклонились, корреспонденция возвращена отправителю. 29 июля 2021 года в 10 ч. 47 мин. в ходе обследования городских территорий общего пользования в Центральном районе города Твери установлено, что на главном фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес> установлен фальш-фасад (строительная сетка, имитирующая оконные проемы и элементы фасада). Видимая часть бокового фасада имеет видимые разрушения штукатурного слоя, повреждения кирпичной кладки. Повреждения фасадов, выявленные ранее, 12 июля 2021 года, а также в июле – августе 2020 года, не устранены. В связи с данными обстоятельствами ответчики вновь были привлечены к административной ответственности по ст. 35 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» на основании постановлений административной комиссии города Твери от 31 августа 2021 года № 1660-АК/21 и № 1662-АК/21 и им было назначено наказание в виде штрафа по 3 000 рублей.
В ходе последующего осмотра городских территорий общего пользования в Центральном районе города Твери 12 августа 2021 года с 14 ч. 43 мин. по 14 ч. 44 мин. установлено, что на главном фасаде здания, расположенного по адресу: <адрес>, установлен фальш-фасад (строительная сетка имитирующая оконные проемы и элементы фасада). Видимая часть бокового фасада имеет разрушения штукатурного слоя, повреждения (выкрашивание) кирпичной кладки, трещины и следы воздействия воды. На уровне смыкания кровли и стены фасада имеются металлические крепления для горизонтального водостока, труба водостока отсутствует, о чем составлен соответствующий акт и составлена фототаблица.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что со стороны ответчиков имело место бездействие по надлежащему исполнению требований закона по содержанию принадлежащего им на праве долевой собственности объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», нач. ХХ в., расположенного по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует также неоднократное привлечение их к административной ответственности.
В связи с чем, учитывая вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, положения вышеприведенных норм закона, а также установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства наличия со стороны ответчиков бездействия в части содержания объекта культурного наследия регионального значения, суд приходит к выводу о том, что заявленные администрацией города Твери требования подлежат удовлетворению в указанной части в полном объеме.
При этом суд учитывает, что вопреки позиции стороны ответчиков привлечение физического лица к административной ответственности не освобождает его от бремени содержания принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии.
Вместе с тем, поскольку из материалов дела не усматривается со стороны ответчиков наличие признаков систематического бесхозяйственного обращения с объектом недвижимости, ведущим к его разрушению, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования о признании незаконным бездействия ответчиков по неисполнению требований закона при содержании фасадов здания, являющегося объектом культурного наследия, бесхозяйным содержанием объекта не могут быть удовлетворены.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет муниципального образования города Твери пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истец от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления освобожден. Ответчик ФИО2 освобожден от уплаты государственной пошлины, поскольку является инвалидом II группы бессрочно. Оснований для освобождения ответчика ФИО8 от уплаты госпошлины не имеется. Таким образом, учитывая, что судом удовлетворены исковые требования имущественного характера, не подлежащего оценке (оплата при подаче иска по которым должна быть 6 000 рублей как с юридического лица), к двум ответчикам, один из которых освобождён от уплаты государственной пошлины) с ответчика ФИО8 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации города Твери к ФИО2, ФИО8 о признании незаконным бездействия по исполнению требований Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 года № 368, при содержании здания и возложении обязанности по совершению определенных действий – удовлетворить частично.
Признать бездействие ответчиков ФИО2 и ФИО8 по исполнению требований абзацев третьего, четвертого, пятого и седьмого пункта 5.2, абзаца второго пункта 5.3, пунктов 5.7., 5.7.1, 5.7.2, 5.7.4, 5.7.5 Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 года № 368, при содержании фасадов здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с идентифицированным кадастровым номером №, являющегося объектом культурного наследия, памятником архитектуры регионального значения «Дом жилой, начала XX века».
Обязать ответчиков ФИО2 и ФИО8 произвести следующие действия:
- в срок до 01 сентября 2022 года, с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российское Федерации», согласовать паспорт цветового решения фасадов здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с идентифицированным кадастровым номером №, в уполномоченном структурном подразделении администрации города Твери – отделе архитектуры и городской эстетике Администрации города Твери;
- в срок до 31 декабря 2024 года с соблюдением порядка, предусмотренной ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурной наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и условиями охранного обязательства, за свой счёт пропорционально размерам долей в правах общей долевой собственности, привести фасады здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с идентифицированным кадастровым номером №, в нормативное состояние, а именно: восстановить штукатурный слой фасадов здания, и произвести их окраску в соответствии с паспортом цветового решения.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с ФИО8 в бюджет муниципального образования г. Тверь государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.Ю. Райская
Решение составлено в окончательной форме 26 апреля 2022 года.
Председательствующий И.Ю. Райская
Дело № 2-163/2022 (УИД 69RS0040-02-2021-007517-20)