ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-163/2022 от 05.04.2022 Октябрьского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-163/2022

УИД 25RS0022-01-2022-000362-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Покровка 05 апреля 2022 года

Октябрьского округа Приморского края

Октябрьский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Задесенца Р.Н., при секретаре Колесниковой И.М.,

с участием истца М.Е.,

представителей третьих лиц О.М., Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Е. к администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края о сохранении жилого помещения в переоборудованном состоянии после произведенного переустройства квартиры,

УСТАНОВИЛ:

Истец М.Е. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края, в обоснование которого указала следующее. С 11.02.2008 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 07.12.2007. Во второй половине декабря 2007 года в одной из комнат бригадой МУП <данные изъяты> был демонтирован радиатор отопления, в связи с его неисправностью, без установки нового радиатора. В связи с перебоями из-за неисправностей сетей центрального теплоснабжения, часто имевших место в прошлые годы, принято решение установить в квартире автономную, независимую от общедомовой, систему отопления. В июне 2008 года подала заявление в КГУП <данные изъяты> и администрацию Октябрьского района о выдаче разрешения на демонтаж отопительной системы для перехода на альтернативное отопление, ответы на которые не получены. 20.09.2008 бригадой МУП <данные изъяты> произведен демонтаж радиаторов отопления. 24.11.2008 вновь подано заявление в КГУП <данные изъяты> с просьбой обследовать квартиру и составить акт о выполнении демонтажных работ. 04.12.2008 комиссией КГУП <данные изъяты> произведено обследование жилого помещения, в ходе которого установлено отключение квартиры от центрального теплоснабжения, транзитный трубопровод заизолирован. До 01.05.2008 оплату услуги по теплоснабжению производила до демонтажа радиаторов отопления. 21.09.2009 в отношении нее был подан иск о взыскании задолженности по оплате за услуги теплоснабжения, в удовлетворении которого мировым судьей отказано в связи с неполучением ею услуг по отоплению. Ежегодно комиссией в составе представителей КГУП <данные изъяты>, ООО <данные изъяты> составлялись акты обследования жилого помещения. В 2015 году ООО <данные изъяты> разработана проектная документация «Экспертное заключение о техническом состоянии и возможности дальнейшей безопасной эксплуатации системы отопления». Отопительный прибор не подпадает под перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах, установленный в квартире электрокотел к запрещенным источникам отопления не относится. Произведенное переоборудование жилого помещения не требует внесения изменений в технический паспорт квартиры и дома в целом, оно не уменьшает объема общедомового имущества и не создает угрозы жизни и здоровью соседей, других лиц, а также никак не нарушает их права и законные интересы. Просит сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в переоборудованном состоянии после произведенного переустройства квартиры, в результате которого произведена замена радиаторов центрального теплоснабжения на автономный источник обогрева - устройство локальной системы обогрева, состоящее из котла и циркулирующего насоса, расширительного бака и проложенной по квартире циркулирующей системы подающего и обратного трубопроводов.

В судебном заседании истец М.Е. поддержала заявленные требования на основании приведенных в иске доводов. Дополнительно указала, что в 2008 году обращалась в администрацию Покровского сельского поселения Октябрьского района за разрешением на переустройство квартиры в части отключения центрального отопления и подключения электрического котла жидкостной автономной системы отопления с целью улучшения теплоснабжения квартиры, по результатам рассмотрения которого ей разрешено переоборудование жилого помещения, управляющей компанией выданы технические условия и составлен акт ввода в эксплуатацию. Дополнительно ею получены согласия на переустройство жилого помещения от собственников соседних квартир и . Просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело без своего участия. В письменном отзыве на иск указал, что обращение в администрацию округа о переустройстве отопления не поступало, решение не принималось, поэтому указанное переустройство является самовольным и в соответствии с ч.4 ст.29 ЖК РФ на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создаст угрозу их жизни или здоровью. Полагает, что заявление истца в адрес КГУП <данные изъяты> и администрацию Октябрьского района в июне 2008 года о выдаче разрешения на демонтаж отопительной системы для перехода на альтернативное отопление является разрешительным документом, соответственно, переустройство в квартире истца является согласованным. Не возражает против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица на стороне ответчика КГУП <данные изъяты>О.М. полагала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку разрешительные документы на переоборудование системы отопления не выдавались. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица на стороне ответчика ООО <данные изъяты>Б.А. с иском согласен, поскольку истцом были получены документы, разрешающие переоборудование системы центрального отопления.

Изучив требования истца и выяснив мнения сторон, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец с 11.02.2008 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

19.06.2008 истец письменно уведомила КГУП <данные изъяты> о намерении произвести демонтаж отопительной системы для перехода на автономное отопление.

07.07.2008 М.Е. обратилась с заявлением к Главе Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края о разрешении переустройства квартиры в части отключения центрального отопления и подключения электрического котла жидкостной автономной системы отопления, с целью улучшения теплоснабжения квартиры.

Распоряжением Администрации Покровского сельского поселения Октябрьского района Приморского края от 17.07.2008 разрешено переоборудование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению от 07.07.2008 М.Е. Директору ООО <данные изъяты> предписано выдать технические условия, необходимые для переоборудования жилого помещения и по акту ввода в эксплуатацию принять проведенное переоборудование.

19.07.2008 ООО <данные изъяты> выданы технические условия на замену в ВРУ - основного распределительного щита, предохранителя мощностью 100А на предохранитель 125А; на замену от ВРУ токоподводящего провода до 5 этажа включительно на провод большего сечения 8 мм или 10 мм (фактический 4 мм); на установку на квартиру отключающего автомата 25А (фактический 10А).

На основании акта ввода в эксплуатацию от 29.11.2008, составленного комиссией ООО <данные изъяты>, согласовано разрешение на ввод в эксплуатацию автономной системы отопления квартиры.

Заявлением от 24.11.2008 истец уведомила КГУП <данные изъяты> о расторжении в одностороннем порядке договора на оказание услуги по теплоснабжению, в связи с демонтажем радиаторов отопления 20.09.2008.

По акту обследования жилого помещения от 04.12.2008 комиссией КГУП <данные изъяты> установлено, что в квартире истца проведено отключение от центрального теплоснабжения без согласования с КГУП <данные изъяты>, проект переустройства инженерных теплосетей отсутствует, информация о переустройстве в техпаспорт жилого помещения не внесена. Действительно проведено переоборудование квартиры с монтажом автономной системы электроотопления. Транзитный трубопровод заизолирован изоляционным материалом.

Согласно экспертному заключению ООО <данные изъяты> (Приложение к договору от 30.09.2015) категория технического состояния системы отопления квартиры по указанному адресу - работоспособное. Изменения в системе отопления квартиры не вызывают отрицательного воздействия на общедомовую систему отопления: с уменьшением числа потребителей уменьшена нагрузка на общедомовую сеть; улучшение качества теплоснабжения квартир в жилом доме за счет увеличения температуры теплоносителя в общедомовой системе отопления от снижения теплопотерь на обогрев квартиры. Дальнейшая безопасная и энергоемкая эксплуатация локальной системы отопления квартиры обеспечивается. Права третьих лиц не нарушены.

Представленные истцом вышеперечисленные документы не являются доказательствами, подтверждающими согласие (разрешение) исполнительного органа власти на проведение переустройства, а потому с учетом требований ст.60 ГПК РФ не могут расцениваться как полученные в установленном порядке документы, разрешающие производить переустройство системы отопления.

Согласно п.1 ст.290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491), установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с ч.15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Порядок расторжения договора теплоснабжения регламентируется ст. 546 Гражданского кодекса РФ. Согласно абз. 1 п. 1 указанной статьи гражданин, использующий энергию для бытового потребления вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

Частью 1 статьи 25 ЖК РФ установлено, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Как следует из пункта 9.3. Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37, в Раздел III технического паспорта жилого помещения вносятся сведения о техническом описании квартиры (приложение 2 к Инструкции), в том числе, сведения о виде отопления, об источнике поступления тепла.

Отказ от централизованного отопления, как представляющий собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требует внесения изменений в технический паспорт.

Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).

В силу ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно п.п. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 36).

По смыслу пункта 1 части 3, части 4 статьи 29, части 2 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ, система инженерно-технического обеспечения, в том числе предназначенная для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации. При этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, п. 6 Правил № 491).

Таким образом, переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Переустройство должно быть произведено с соблюдением установленного законом разрешительного порядка, а факт переустройства должен быть подтвержден соответствующими документами. В соответствии с действующим законодательством собственник жилого помещения в многоквартирном доме не вправе без разрешительных документов самостоятельно осуществлять переоборудование системы отопления.

Такие разрешительные документы требовались и на период переустройства жилого помещения истца при демонтаже элементов сети центрального отопления, находящихся в квартире.

Как указывает Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019), по общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение). При этом, переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку - переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (п. 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 46-П).

Поскольку в период выполнения истцом переустройства системы отопления в квартире уже действовал Жилищный Кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, соответственно и установленные в нем требования и порядок выполнения таких работ должны быть соблюдены, чего истцом не сделано.

Согласно сообщениям ответчика в адрес поставщика коммунальной услуги от 26.09.2019, а в адрес истца от 29.10.2021, обращений в администрацию Октябрьского муниципального округа о переустройстве отопления не поступало и решений не принималось.

Представленное истцом экспертное заключение ООО <данные изъяты> не содержит расчета в обоснование вывода об отсутствии негативного воздействия на систему отопления многоквартирного жилого дома. Из Списка использованных нормативных документов и технической литературы следует, что заключение составлено без использования и учета нормативных правовых актов, устанавливающих правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяющего полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, прав и обязанностей потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций. Вывод об отсутствии нарушений прав третьих лиц не обоснован соответствующими расчетами, при этом не исследованы условия содержания квартир собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном жилом доме применительно к обстоятельствам подключения квартиры истца к системе автономного (электрического) отопления. Кроме того, указывая на отсутствие нарушений прав третьих лиц, исполнителем не исследованы обстоятельства соблюдения прав КГУП <данные изъяты> как теплоснабжающей организации, не оценены наличие или отсутствие потребления тепловой энергии через плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, через которые в жилое помещение истца поступает тепло.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для учета данного экспертного заключения в качестве допустимого доказательства по делу.

Оценивая отсутствие возражений ответчика против удовлетворения заявленных требований, суд учитывает следующее.

В соответствии с ч.4 ст.29 ЖК РФ на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Анализ представленных доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что прием квартиры истца после произведенного переоборудования (замены радиаторов центрального теплоснабжения на автономный источник обогрева – устройство локальной системы обогрева, состоящее из котла и циркулирующего насоса, расширительного бака и проложенной по квартире циркулирующей системы подающего и обратного трубопроводов) органом местного самоуправления в порядке, установленном действовавшим законодательством, не производился; предусмотренное ст. 26 ЖК РФ согласование (разрешение) органа местного самоуправления на переустройство жилого помещения получено не было; установленный порядок оформления документов при проведении переустройства помещения истца не соблюден, в том числе, не был составлен акт о приемке в эксплуатацию перестроенного помещения, подписанный комиссией в составе представителей жилищно-эксплуатационной организации, строительной подрядной организации, бюро технической инвентаризации; предполагаемое переустройство не было согласовано с жильцами дома, решение всех собственников помещений данного многоквартирного дома на реконструкцию системы отопления не принималось.

Исходя из того, что доказательства надлежащего технического обслуживания электрических приборов в квартире истца, соблюдения установленного Жилищным кодексом РФ порядка переустройства жилого помещения, а также того, что результаты данных работ не создают угрозу жизни и безопасности других жильцов многоквартирного дома, суду не представлены, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о сохранении жилого помещения в переоборудованном состоянии после произведенного переустройства квартиры не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований М.Е. к администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края о сохранении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в переоборудованном состоянии после произведенного переустройства квартиры, в результате которого произведена замена радиаторов центрального теплоснабжения на автономный источник обогрева - устройство локальной системы обогрева, состоящее из котла и циркулирующего насоса, расширительного бака и проложенной по квартире циркулирующей системы подающего и обратного трубопроводов.

Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края.

Судья Р.Н.Задесенец