ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-163/2022 от 15.03.2022 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-163/2022

УИД 48МS0022-01-2021-005709-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2022 г. г. Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Риффель В.В.,

при секретаре Швецовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ОАО «Липецкая энергосбытовая компания», ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» об отмене обязательной установки автоматического прибора учета снятия показаний,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» о взыскании неосновательного обогащения, производстве перерасчета начислений, компенсации морального вреда. Ссылалась на то, что ей принадлежит домовладение по <адрес>. По данному адресу никто не зарегистрирован и в зимнее время не проживает. Официально в собственность не оформлено. Между ней и ответчиком 19.10.2019 был заключен договор об установке прибора учета ФОБОС автоматической регистрации потребления электроэнергии. До установки указанного прибора оплата производилась истцом по показаниям внутреннего счетчика. После подключения прибора учета ФОБОС в квитанциях стали отображаться неоправданные суммы, «обнулились» уже оплаченные. По расчетам истца за период с января 2019 г. по декабрь 2019 г. ею потреблено 4 450 кВт/час по тарифу 2,57 руб. за 1 кВт\час на общую сумму 11 436,10 руб. За 2019 год истицей внесено 26 831 руб., то есть переплата составляет 15 395 руб. Полагает необоснованно начисленной сумму за ноябрь 2019 года в размере 13 718,66 руб., а также за декабрь 2019 г. в размере 7 000 руб. Исходя из имеющейся выписки, предоставленной ФИО1 ответчиком, ею в период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года потреблено 13 988 кВт\час на сумму 36 136,75 руб. Оплачено ею 45 614,41 руб.

Решением мирового судьи Липецкого районного судебного участка №2Липецкого районного судебного района Липецкой области от 06.04.2021 в удовлетворении требований ФИО1 к ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» о взыскании неосновательного обогащения, производстве перерасчета начислений, компенсации морального вреда было отказано.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истицей были уточнены исковые требования и дополнительно заявлены требования к ОАО «Липецкая энергосбытовая компания», ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» об отмене обязательной установки автоматического прибора учета снятия показаний для передачи в ЛЭСК, возложении на ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» обязанности по снятию прибора с сети, питающей дом истицы электроэнергией, так как является источником некорректной (приписки) работы ОАО ЛЭСК.

Данное требование выделено в отдельной производство, передано на рассмотрение в Липецкой районный суд Липецкой области.

В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Представитель ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что законом возлагается ответственность за учет электрической энергии, в том числе установку, своевременную замену и поверку приборов учета на сетевые организации, каким ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» не является.

Представитель ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу части 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 42 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения №2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Таким образом, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Для учета потребляемой (производимой) электрической энергии подлежат использованию приборы учета класса точности, соответствующего требованиям правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), а для потребителей - с максимальной мощностью не менее 670 кВт, в том числе приборы учета, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более (п.141 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442).

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.

Также установлено, что по указанному адресу ОАО «ЛЭСК» осуществляется подача электроэнергии на основании заключенного с ФИО1 договора.

Установлено, что за период с января по март 2019 г., май 2019 г., с июля 2019 г. по сентябрь 2019 г. начисление платы за потребление электроэнергии по указанному адресу истице производилось по показаниям индивидуального прибора учета - «Нева 10180». В период - апрель 2019 г., июнь 2019 г., октябрь 2019 г. начисления были произведены исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, что соответствует требованиям пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Установлено, что объем потребленной истицей электроэнергии в период с января 2019 г. по октябрь 2019 г. составил: 10 380 кВт\час (конечные показания прибора учета «Нева 1080» при проверке 19.10.2019) - 6 162 кВт\час (по состоянию на 01.01.2019) = 4 218 кВт\час. Начислено за указанный объем потребленной электроэнергии 19 169,08 руб. Оплачено истицей за указанный период времени 19 936,05 руб.

Решением мирового судьи Липецкого районного судебного участка №2 Липецкого районного судебного района Липецкой области от 06.04.2021 по делу №2-365/2021 по иску ФИО1 к ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» о взыскании неосновательного обогащения, производстве перерасчета начислений, было отказано.

Апелляционным определением Липецкого районного суда Липецкой области от 10.01.2022 решение мирового судьи Липецкого районного судебного участка №2 Липецкого районного судебного района Липецкой области от 06.04.2021 оставлено без изменения, апелляционную жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

Согласно акту от 19.10.2019 на опоре ВЛ—0,4 кВ установлен прибор учета электроэнергии «ФОБОС», , осуществлен ввод прибора учета в эксплуатацию. Из указанного акта следует, что прибор учета установлен в присутствии ФИО1 и с ее согласия. Соглашением сторон определено, что ранее установленный прибор учета «Нева 1080» не используется как расчетный, его конечные показания составляют 10 380,50 кВт\час.

Действующие правовые акты, а именно Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, не содержат каких-либо ограничений, не позволяющих производить замену приборов учета потребленной электроэнергии по согласованию с потребителем.

В период с 19.10.2019 по декабрь 2020 включительно расчет платы за потребленную электроэнергию произведен исходя из показаний индивидуального прибора учета «ФОБОС», что подтверждается представленными ответчиком расчетами начислений.

Так, за период с 19.10.2019 по декабрь 2020 истицей потреблено: 26 874 кВт\час (показания прибора учета «ФОБОС» по состоянию на декабрь 2020 г.) – 4638 кВт\час (исходные данных счетчика «ФОБОС» при его установке, не подлежащие учету) = 22 236 кВт\час. на сумму 49 631,35 руб. При этом истицей оплачено за указанный период времени 31 898,75 руб.

Коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается использование прибора учета электрической энергии для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также извещать заинтересованных субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии (мощности) и иных владельцев приборов учета электрической энергии о нарушении указанных требований.

Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.

Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии (п. 5 ст. 37 Федерального закона № 35).

Гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности):

- при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику);

- в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии (мощности), за исключением установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике" случаев оснащения вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домов индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

Гарантирующие поставщики обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношении расположенных в их зоне деятельности многоквартирных домов (за исключением помещений многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества), включая установку коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

Сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства, энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением установки и замены коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, (п. 136 Основных положений № 442).

С 1 января 2022 г. для учета электрической энергии (мощности) подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям к приборам учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), (п. 141 Основных положений № 442).

В соответствии с п. 80 Постановления правительства №354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Начиная с 1 января 2022 г. допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (п.80 Постановления правительства № 354).

В соответствии с п.З Постановления правительства №890 под прибором учета электрической энергии, присоединенным к интеллектуальной системе учета, для целей настоящих Правил понимается прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению и присоединенный к интеллектуальной системе учета.

Учитывая изложенное, с 01.01.2022 возможно устанавливать приборы учета соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 №522-ФЗ предусматривает переход с 1 июля 2020 года ответственности за учет электрической энергии, в том числе установку, своевременную замену и поверку приборов учета на сетевые организации, а в случае с многоквартирными домами на гарантирующих поставщиков.

Таким образом, законом возлагается ответственность за учет электрической энергии, в том числе установку, своевременную замену и поверку приборов учета на сетевые организации, а в случае с многоквартирными домами на гарантирующих поставщиков с 01.07.2020. Выбор прибора учета потребителями не предусмотрен.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1, заявленных к ОАО «Липецкая энергосбытовая компания», ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» об отмене обязательной установки автоматического прибора учета снятия показаний.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ФИО1 к ОАО «Липецкая энергосбытовая компания», ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» об отмене обязательной установки автоматического прибора учета снятия показаний, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд Липецкой области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.В. Риффель

Мотивированное решение изготовлено: 22.03.2022.