ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1640/18 от 27.06.2018 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Решение принято в окончательной форме 02 июля 2018 г.

Дело № 2-1640/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2018 г. г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Фоминой Т.Ю., при секретаре Кудрявцевой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля о признании распоряжения незаконным, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратился в суд с иском к территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля, просил признать незаконным распоряжение главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля от 06 декабря 2017 г. № 695, обязать ответчика принять его семью на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В обоснование исковых требований ссылался на то, что ни он сам, ни его супруга, ФИО6, не допускали намеренного ухудшения жилищных условий семьи. Жилой дом по адресу: <адрес>, был не пригоден для проживания и поэтому переведен в нежилой фонд.

В судебном заседании ФИО5, его представитель по ордеру адвокат губанов С.В., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица ФИО6 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО7 исковые требования не признала, ссылаясь на их необоснованность.

Представитель третьего лица, Администрации Приволжского сельского поселения Мышкинского района Ярославской области, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил письменные объяснения по существу исковых требований. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы по обращению ФИО5, представленные территориальной администрацией Дзержинского района мэрии г. Ярославля, заключение специалиста ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы» от 21 марта 2018 г. № 5 по строительно-техническому исследованию, дело правоустанавливающих документов, представленное Управлением Росреестра по Ярославской области, суд пришел к выводу об отказе в иске по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО5 и ФИО6 состоят в браке. От брака имеют четырех несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истцы постоянно проживают в двухкомнатной <адрес> общей площадью 45,5 кв.м по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО5 (1/2 доля), ФИО6 (1/4 доля), ФИО8 (1/4 доля) на основании договоров купли-продажи от 01 декабря 2011 г., 04 февраля 2014 г. Право общей долевой собственности зарегистрировано в ЕГРН.

Изложенные обстоятельства подтверждены письменными материалами дела, участвующими в деле лицами не оспаривались.

В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Законом Ярославской области от 11 июля 2005 г. № 40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма», постановлением мэра г. Ярославля от 28 февраля 2005 г. № 761 «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма» в г. Ярославле установлена учетная норма в размере 12 и менее кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Постановлением Правительства Ярославской области от 26 января 2011 г. № 9-п утверждена региональная программа «Стимулирования развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011 - 2020 годы», предусматривающая улучшение условий многодетных семей, в том числе утвержден Порядок предоставления областных жилищных субсидий многодетным семьям на улучшение жилищных условий в рамках задачи по улучшению жилищных условий многодетных семей региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011 - 2020 годы (приложение № 32 к программе).

В соответствии с пунктом 4 раздела I Порядка, многодетная семья, которая для приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и улучшения жилищных условий в рамках задачи совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, вне зависимости от обстоятельств, предшествовавших ухудшению, может участвовать в задаче не ранее чем через 5 лет с даты совершения указанных действий.

Согласно п. 6.1 программы, ее действие распространяется на многодетные семьи, а именно семьи граждан, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет (рожденных, усыновленных или удочеренных, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семью под опеку или попечительство, в том числе по договору о приемной семье) (далее - многодетные семьи).

Участниками программы являются многодетные семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в ОМС соответствующего муниципального образования области, включенные в областной сводный список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и список получателей областной жилищной субсидии многодетным семьям на улучшение жилищных условий (далее – областная жилищная субсидия).

При наличии у членов многодетной семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как следует из объяснений участвующих в деле лиц, письменных материалов дела на основании договора дарения от 11 октября 2014 г. супруга истца, ФИО6, приобрела право собственности на земельный участок площадью 5884 кв.м и расположенный на нем жилой дом площадью 77,3 кв.м по адресу: <адрес>.

На основании обращения собственника и в рамках оказания муниципальной услуги постановлением Администрации Приволжского сельского поселения Мышкинского района Ярославской области от 28 сентября 2017 г. № 169 жилой дом по адресу: <адрес>, переведен в нежилое помещение.

В результате перевода жилого дома в нежилое помещение жилищные условия семьи истца ухудшились, общая площадь принадлежащих семье жилых помещений уменьшилась со 122,8 кв.м (45,5 кв.м + 77,3 кв.м) до 45,5 кв.м, на одного члена семьи – по 7,58 кв.м, что менее учетной нормы. Таким образом, ФИО6 совершила намеренные действия, в результате которых она сама и члены ее семьи могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

С заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ФИО5 обратился 26 октября 2017 г., то есть спустя месяц перевода жилого дома в нежилое помещение. Предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, пунктом 4 раздела I указанного выше Порядка пятилетний срок с момента ухудшения жилищных условий для принятия семьи истца на учет не истек.

Доводы ФИО5 и ФИО6 о том, что перевод жилого дома в нежилое помещение был произведен в связи с тем, что жилой дом был непригоден для постоянного проживания, представляются несостоятельными.

Постановление Администрации Приволжского сельского поселения Мышкинского района Ярославской области от 28 сентября 2017 г. № 169 соответствующих выводов не содержит.

Согласно заключению специалиста ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы» от 21 марта 2018 г. № 5 по строительно-техническому исследованию, в соответствии с техническим состоянием и действующими нормативными положениями по определению пригодности жилого дома для постоянного проживания, жилой дом по адресу: <адрес>, не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению пригодному для постоянного проживания и не может быть приведен в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, так как требуется полная замена стен дома и чердачного перекрытия.

Вместе с тем, данное заключение выполнено спустя шесть месяцев после перевода жилого дома в нежилое помещение. Из содержания заключения не следует, что и на момент принятия Администрацией Приволжского сельского поселения <адрес> постановления от 28 сентября 2017 г. № 169 жилой дом находился в состоянии, не пригодном для постоянного проживания.

По данным технического паспорта, составленного по состоянию на 22 марта 2017 г., физический износ строения лит. А жилого дома составлял 56%, строения лит. А (пристройка) – 60%, лит. А1 – 65%.

В соответствии с п. 33 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, физический износ здания является лишь одним из оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, п. 7 Положениея о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, вопрос признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного жилого дома – подлежащим сносу или реконструкции отнесен к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления на основании обращения собственника жилого помещения.

Вопрос о признании принадлежавшего ФИО6 жилого дома непригодным для проживания в установленном законом порядке не разрешался.

При таких обстоятельствах дела, ответчиком правомерно, в соответствии со статьей 53 ЖК РФ, пунктом 4 раздела I Порядка предоставления областных жилищных субсидий многодетным семьям на улучшение жилищных условий в рамках задачи по улучшению жилищных условий многодетных семей региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011 - 2020 годы (приложение № 32 к программе), было принято решение об отказе ФИО5 и членам его семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Исковые требования ФИО5 следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО5 к территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля о признании распоряжения незаконным, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Ю. Фомина