Р Е Ш Е Н И Е № 2-208/2021
Именем Российской Федерации
10 февраля 2021 года город Зерноград
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Дробот Н.В.,
при секретаре Цой В.В.
с участием помощника прокурора Зерноградского района Рябченко Л.С.,
в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по иску заместителя прокурора Зерноградского района Левченко Н.А. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области, третьим лицам Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Региональной службе по тарифам Ростовской области об обязании организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Зерноградское городское поселение»,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области, третьим лицам Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Региональной службе по тарифам Ростовской области об обязании организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Зерноградское городское поселение», мотивируя свои требования тем, что по результатам проверки прокуратурой Зерноградского района выявлены нарушения в исполнении органом местного самоуправления Зерноградского городского поселения требований федерального законодательства при передаче находящихся в муниципальной собственности объектов водопроводно-канализационного хозяйства, а именно, Администрация Зерноградского городского поселения по договору аренды муниципального имущества от 10.12.2018 № 2 (172 объекта водоснабжения и 112 объектов водоотведения) предоставила в аренду ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» имущество, находящееся в муниципальной собственности, для обеспечения водоснабжения и транспортировки сточных вод на территории муниципального образования сроком на 3 года. 10.12.2018 года между Администрацией Зерноградского городского поселения и ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» заключен договор хранения муниципального имущества с правом эксплуатации № 3 с 01.01.2019 до заключения концессионного соглашения в отношении передаваемого имущества (централизованные сети холодного водоснабжения и технологически связанные с ними объекты в <адрес> ( с учетом дополнительного соглашения от 12.09.2019 к договору хранения от 10.12.2018 № 3)). Также 10.12.2018 ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» постановлением Администрации Зерноградского городского поселения № 229 наделено статусом гарантирующей организации водопроводно-канализационного хозяйства на территории Зерноградского городского поселения с 01.01.2019 г. Действия ответчика по передаче имущества предприятию без проведения торгов не соответствуют ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона № 416- ФЗ и ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135- ФЗ, поскольку приводят к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности предприятия и ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам. В связи с тем, что указанными действиями администрации Зерноградского городского поселения нарушены требования Федерального закона № 135-ФЗ, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области 14.03.2019 возбуждено дело по признакам нарушений Администрацией Зерноградского городского поселения ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и 02.07.2019 выдано предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения в срок до 07.10.2019 путем расторжения с ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» договора аренды и договора хранения от 10.12.2018 и возврата объектов, находящихся в муниципальной собственности в муниципальную казну с последующим распоряжением указанными объектами с соблюдением требований антимонопольного законодательства и норм Федерального закона «О концессионных соглашениях». Постановлением Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2019 и постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020, оставленным Арбитражным судом кассационной инстанции без изменения, отказано в удовлетворении заявленных ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» и Администрацией Зерноградского городского поселения требований о признании предупреждения УФАС по РО от 02.07.2019 недействительным. В связи с допущенными нарушениями, прокуратурой района главе Администрации Зерноградского городского поселения дважды вносились представления об их устранении. Так, в ответе от 14.02.2019 главой Администрации Зерноградского городского поселения сообщено, что соответствующие меры будут приняты после подтверждения антимонопольным органом факта нарушений закона. Из ответа от 28.08.2020 № 73.19/2960 следует, что меры по проведению конкурса будут приняты после получения запрашиваемой информации из Региональной службы по тарифам Ростовской области. Однако, до настоящего времени нарушения антимонопольного законодательства не устранены и работа по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения Зерноградского городского поселения не организована. Таким образом, бездействие Администрации Зерноградского городского поселения приобрело длящийся характер, влечет нарушение законных интересов неопределенного круга лиц и может повлечь за собой причинение крупного ущерба муниципальному имуществу, поскольку за период аренды с 01.08.2019 по настоящее время ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» не осуществляет плату арендных платежей в бюджет поселения, задолженность составляет более 2,5 млн рублей, имеет просроченную кредиторскую задолженность перед гарантирующим поставщиком электроэнергии и не выполняет надлежащим образом обязанности по содержанию муниципальных объектов водопроводного хозяйства. Принимая во внимание то, что предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату, а предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием объекта и реконструкцию такого объекта в период его использования, передача муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства влечет их эксплуатацию без принятия должных мер к производству необходимых работ по капитальному ремонту и замене изношенных объектов, предотвращение аварийных ситуаций. Неисполнение указанных обязательств ведет к нарушению прав граждан, проживающих на территории Зерноградского городского поселения в части предоставления услуг водоснабжения и водоотведения надлежащего качества, поскольку от качества сетей водоснабжения и водоотведения напрямую зависит качество предоставления коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения. Истец просит обязать Администрацию Зерноградского городского поселения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Зерноградское городское поселение».
Истец помощник прокурора Зерноградского района в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Зерноградского городского поселения Ростовской области в судебное заседание не явился, судом надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, причин уважительности своей неявке суду не представил.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области судом надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, причин уважительности своей неявке суду не представили.
Представитель третьего лица Региональной службы по тарифам Ростовской области в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просили рассмотреть дело без участия представителя.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные пояснения третьего лица и представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются обеспечение стабильных и не дискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 1, п. 4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения, решение которого должно осуществляться органами местного самоуправления исходя из интересов населения.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О концессионных соглашениях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности
В силу ч. 1 ст. 10 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, их отдельных объектов, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновелния аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Администрация Зерноградского городского поселения по договору аренды муниципального имущества от 10.12.2018 № 2 (172 объекта водоснабжения и 112 объектов водоотведения) предоставила в аренду ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» имущество, находящееся в муниципальной собственности, для обеспечения водоснабжения и транспортировки сточных вод на территории муниципального образования сроком на 3 года (л.д. 12-18). 10.12.2018 года между Администрацией Зерноградского городского поселения и ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» заключен договор хранения муниципального имущества с правом эксплуатации № 3 с 01.01.2019 до заключения концессионного соглашения в отношении передаваемого имущества (централизованные сети холодного водоснабжения и технологически связанные с ними объекты в <адрес> ( с учетом дополнительного соглашения от 12.09.2019 к договору хранения от 10.12.2018 № 3)) (л.д. 100-105, 106-107). Также 10.12.2018 ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» постановлением Администрации Зерноградского городского поселения № 229 наделено статусом гарантирующей организации водопроводно-канализационного хозяйства на территории Зерноградского городского поселения с 01.01.2019 г. (л.д. 10). 14.03.2019 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области возбуждено дело по признакам нарушений Администрацией Зерноградского городского поселения ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и 02.07.2019 выдано предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения в срок до 07.10.2019 (л.д. 11). Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2019 и постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020, оставленным Арбитражным судом кассационной инстанции без изменения, отказано в удовлетворении заявленных ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» и Администрацией Зерноградского городского поселения требований о признании предупреждения УФАС по РО от 02.07.2019 недействительным (л.д. 108-116, 117-129). 17.01.2019 в адрес Администрации Зерноградского городского поселения прокуратурой Зерноградского района вынесено представление об устранении нарушений антимонопольного законодательства (л.д. 138-142). В ответе от 14.02.2019 главой Администрации Зерноградского городского поселения сообщено, что соответствующие меры будут приняты после подтверждения антимонопольным органом факта нарушений закона (л.д. 143-146). 18.08.2020 в адрес Администрации Зерноградского городского поселения прокуратурой Зерноградского района вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 147-150). 21.08.2020 г. за подписью заместителя Главы Администрации Зерноградского городского поселения в Региональную службу по тарифам Ростовской области было направлено заявление о подготовке конкурсной документации (л.д. 153-154). В ответ на представление прокурора глава Администрации Зерноградского городского поселения ФИО1 28.08.2020 сообщил, что меры по проведению конкурса будут приняты после получения запрашиваемой информации из Региональной службы по тарифам Ростовской области (л.д. 151-152). 09.12.2020 Администрацией Зерноградского городского поселения в адрес прокуратуры Зерноградского района направлено сообщение о том, что проект конкурсной документации направлен в Министерство ЖКХ Ростовской области для согласования, однако по причине несоответствия его требованиям Федерального закона проект не согласован и после получения необходимой информации от Министерства и согласования документации будет объявлен соответствующий конкурс.
Судом установлено, что ответчиком Администрацией Зерноградского городского поселения работа по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения не организована, указанные объекты находятся в аренде третьего лица, которое производит только эксплуатацию систем водоотведения и водоснабжения, без внесения арендной платы, без проведения ремонта объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, что влечет нарушение законных интересов неопределенного круга лиц, может повлечь за собой причинение крупного ущерба муниципальному имуществу, в связи с чем исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
В силу требований ст. 89 ГПК РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Зерноградского района Левченко Н.А. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зерноградского городского поселения Зерноградского района Ростовской области, третьим лицам Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Региональной службе по тарифам Ростовской области об обязании организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Зерноградское городское поселение», удовлетворить.
Обязать Администрацию Зерноградского городского поселения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Зерноградское городское поселение».
Освободить Администрацию Зерноградского городского поселения от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15февраля 2021 года
Судья Н.В. Дробот