ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1642/17 от 16.11.2017 Печорского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-1642/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.

при секретаре Смирновой Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 16 ноября 2017 года гражданское дело по иску администрации муниципального образования муниципального района «Печора» к ФИО1 о взыскании субсидии, предоставленной на возмещение части расходов субъектов малого предпринимательства,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация МР «Печора» обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании субсидии в размере ****, предоставленной на возмещение части расходов субъектов малого предпринимательства, связанных с началом предпринимательской деятельности (грант) за счет средств бюджета муниципального образования муниципального района «Печора». В обоснование требований указала, что **.**.** на заседании комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение финансовой помощи за счет средств бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» было принято решение о субсидировании ИП ФИО1 части расходов субъектов малого предпринимательства, связанных с началом предпринимательской деятельности (гранты), на реализацию бизнес - проекта «Производство декоративного камня» в сумме **** рублей. **.**.** между администрацией муниципального района «Печора» и ответчиком был заключен договор на предоставление субсидии. В соответствии с п. 2.2.2 договора определено, что получатель обязан предоставлять ежеквартально в течение всего срока реализации проекта сведения об основных показателях деятельности субъекта малого предпринимательства. В адрес ответчика неоднократно направлялись уведомления о необходимости в установленный срок предоставить соответствующую информацию. В ходе проведения проверки законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию программы было выявлено отсутствие ведения ответчиком предпринимательской деятельности в течение заявленного срока реализации бизнес-плана. **.**.** деятельность ответчика в качестве индивидуального предпринимателя прекращена. **.**.** администрацией муниципального района «Печора» было вынесено распоряжение о возврате ответчиком субсидии в размере ******.**.** в адрес ответчика было направлено требование в течение 30 дней с момента получения требования произвести возврат субсидии, однако ответчиком требование до настоящего времени не исполнено. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в суд.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивала.

Ответчик исковые требования признала частично.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

13.05.2015 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Печора» с заявкой о предоставлении субсидии на возмещение части расходов субъектов малого предпринимательства, связанных с началом предпринимательской деятельности, с приложением соответствующих документов.

25.05.2015 между администрацией муниципального района «Печора» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор на предоставление субсидии по возмещению части расходов субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с началом предпринимательской деятельности (грант) в размере **** на осуществление расходов по бизнес-проекту «Производство декоративного камня».

Согласно п. 2.2.1 договора получатель субсидии обязан использовать выделенные средства на реализацию бизнес - проекта «Производство декоративного камня» в соответствии с приложением №... к муниципальной программе «Развитие экономики МО МР «Печора».

В соответствии с пунктом 2.2.2 договора получатель субсидии обязан предоставлять ежеквартально в течение всего срока реализации проекта сведения об основных показателях деятельности субъекта малого предпринимательства согласно приложению 15 постановления администрации муниципального района «Печора» от **.**.**№... «Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономики МО МР «Печора».

Пунктом 2.2.3 договора определено, что получатель субсидии обязан предоставить в администрацию документы, подтверждающие расходование субсидии в срок, не превышающий 12 месяцев с даты заключения настоящего договора.

Платежным поручением №... от **.**.** денежные средства в размере **** были перечислены истцом на счет индивидуального предпринимателя ФИО1

04.08.2016 ФИО1 прекратила предпринимательскую деятельность, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 2 Порядка мониторинга и контроля реализации бизнес-планов, являющимся приложением №... к постановлению администрации МР «Печора» от **.**.**№... «Об утверждении муниципальной программы «Развитие экономики МР «Печора» администрацией МР «Печора» в рамках договора, заключенного между администрацией МР «Печора» и ответчиком, осуществлялся мониторинг и контроль реализации бизнес-планов, на которые были предоставлены субсидии.

**.**.** истцом в адрес ответчика было направлено уведомление о необходимости в срок до **.**.** предоставить информацию по реализации бизнес-плана «Производство декоративного камня», аналогично, **.**.** истцом в адрес ответчика повторно было направлено уведомление о предоставлении информации в срок до **.**.**. Ответчик возложенные на него обязательства по договору не исполнила.

Как следует из пояснений ответчика, она предоставила в администрацию МР «Печора» Сведения об основных показателях деятельности по состоянию на **.**.**, на **.**.**, на **.**.**, при этом, ответчик не отрицала, что данные сведения она предоставляла позже установленных сроков, отчет о деятельности по состоянию на **.**.** она не предоставила, т.к. фактически предпринимательскую деятельность уже не вела.

Контрольно-счетной комиссией муниципального района «Печора» проведена проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в МР «Печора» за период 2014-2016 г.», по результатам которой выявлено отсутствие ведения индивидуальным предпринимателем ФИО1 предпринимательской деятельности в течение заявленного срока реализации бизнес-плана.

Распоряжением главы администрации муниципального района «Печора» №...-р от **.**.** индивидуальному предпринимателю ФИО1 было определено произвести возврат предоставленной субсидии в 2015 году в размере **** в бюджет муниципального образования муниципального района «Печора».

В соответствии с «Порядком возврата в бюджет муниципального образования муниципального района «Печора» субсидий в случае нарушения условий их предоставления», являющимся приложением к муниципальной программе «Развитие экономики МО МР «Печора» одним из выявленных нарушений является отсутствие ведения предпринимательской деятельности в течение заявленного срока реализации бизнес-плана.

Бизнес-план ответчика «Производство декоративного камня» был рассчитан на срок реализации 3 года.

15.02.2017 истцом в адрес ответчика было направлено требование с уведомлением в течение 30 дней с момента получения требования произвести возврат субсидии в размере **** в бюджет муниципального района «Печора».

Кроме того, 30.05.2017 в адрес ответчика было направлено требование с уведомлением о возврате в течение 30 дней с момента получения указанного требования в бюджет муниципального района «Печора» субсидии в размере **** Указанные требования были оставлены ответчиком без исполнения.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. При этом пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением администрации муниципального района «Печора» №... от **.**.** утверждена муниципальная программа «Развитие экономики МО МР Печора».

Как видно из паспорта муниципальной программы «Развитие экономики МО МР Печора», одним из основных мероприятий по реализации указанной программы является финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в виде субсидирования части расходов, понесенных в связи с началом предпринимательской деятельности (гранты).

В силу ст. ст. 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В ходе судебного разбирательства судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что ответчик принятые на себя обязательства по договору от **.**.** о предоставлении субсидии в части соблюдения условий использования субсидии, не исполнила, а именно не предоставляла своевременно и в полном объеме отчеты об основных показателях деятельности, и прекратила осуществление предпринимательской деятельности до истечения срока реализации бизнес - проекта (3 года). В связи с изложенным, предоставленная ответчику субсидия в размере **** подлежит возврату в бюджет муниципального образования муниципального района «Печора».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит уплате государственная пошлина в размере 2000 рублей в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора».

Руководствуясь ст. ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ФИО1 в пользу администрации муниципального образования муниципального района «Печора» субсидию, предоставленную на возмещение части расходов субъектов малого предпринимательства, связанных с началом предпринимательской деятельности (грант), в размере **** рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» государственную пошлину в размере ****

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.Г. Порохина

Мотивированное решение изготовлено 22.11.2017