ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1643 от 19.12.2011 Усти-кутския городского суда (Иркутская область)

                                                                                    Усть-Кутский городской суд Иркутской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Усть-Кутский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года город Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области

в составе председательствующего судьи Прибытковой Н.А.

при секретаре Кузаковой Л.А.,

с участием старшего помощника Осетровского транспортного прокурора Коношановой Я.А.,

ответчика Маньковского С.В.,

представителя ответчика Тарасова В.Д.,

представителя третьего лица Ситдикова Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1643/2011г. по иску Осетровского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Маньковскому С.В., Центру Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Иркутской области о признании незаконным решения Усть-Кутского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России о регистрации катера «» за номером №, признании недействительным судового билета серии Г №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, обязывании снять с регистрационного учета катера «» за номером №,

У С Т А Н О В И Л:

Осетровский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Маньковскому С.В., Центру Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Иркутской области (далее по тексту - ГИМС) о признании незаконным решения Усть-Кутского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России о регистрации катера «» за номером №, признании недействительным судового билета серии Г №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, обязывании снять с регистрационного учета катера «» за номером №, принадлежащего Маньковскому С.В.

В обоснование исковых требований указано, что Осетровской транспортной прокуратурой при проведении проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта установлено, что Усть-Кутским инспекторским участком Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Иркутской области произведена регистрация судна - катера «» с присвоением номера № На основании совершенных регистрационных действий ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Усть-Кутского инспекторского участка центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Иркутской области судовладельцу Маньковскому С.В. выдан судовой билет серии Г №.

По мнению прокурора решение о регистрации указанного судна в Усть-Кутском инспекторском участке Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Иркутской области не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 17 КВВТ РФ государственные речные судоходные инспекции осуществляют государственную регистрацию в Государственном судовом реестре РФ прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов, независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных, несамоходных судов вместимостью не менее 80 тонн.

Согласно ч.2 ст.36 КВВТ надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

В настоящее время в силу п. «б» ч.2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» названная служба при реализации своих полномочий осуществляет разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственную речную судоходную инспекцию.

В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 23.12.2004 г № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ» поименованная инспекция осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам:

самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах;

прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемых в целях мореплавания.

Кроме того, согласно части 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 г № 500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее* 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.

Как следует из регистрационной карточки-заявления владельца маломерного судна мощность двигателя катера «» типа ЗС составляет 57 киловатт, что превышает 55 киловатт. В соответствии с заявлением судовладельца эксплуатация указанного судна заявлена на внутренних водных путях, а не в целях мореплавания.

Тем самым, принадлежащее Маньковскому С.В. судно вопреки вышеприведенным требованиям законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности, Усть-Кутским инспекторским участком центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Иркутской области отнесено по признаку мощности главного двигателя к маломерным и зарегистрировано в качестве такового с последующей выдачей судового билета.

Согласно требований ст. 17 КВВТ указанное судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ и надзор за безопасностью его эксплуатации в силу положений ч.2 ст.36 КВВТ РФ должен осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

В соответствии со ст.35 КВВТ самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

Таким образом, указанный катер «» подлежит техническому надзору Российского Речного Регистра (РРР).

В соответствии с п.5.1, 5.2 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 г № 136, освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности РРР. Каждое самоходное судно внутреннего плавания с главным двигателем мощностью не менее чем 55 киловатт является объектом классификационной деятельности РРР, однако катер «Обь-5-водомет», принадлежащий Маньковскому С.В., не прошел освидетельствование РРР.

Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129 утверждены Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, пунктом 145 которых определено, что маломерные суда должны следовать за пределами судового хода иди по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневренность немаломерных судов на садовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

В соответствии с абзацем 2 ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 г №184-ФЗ «О техническом регулировании» безопасность эксплуатации - это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге (п.4 упомянутых выше Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации).

Суда внутреннего водного плавания, не являющиеся маломерными судами, из-за своих технических характеристик: габаритов, мощности двигателя, скорости, осадки не могут безопасно двигаться за пределами судового хода. Кроме того, маломерные суда не предъявляются РРР, следовательно, не имеют расчета по обеспечению экологической безопасности водного объекта. Свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на маломерное судно не выдается.

Тем самым, регистрация катера «», принадлежащего Маньковскому С.В., как маломерного судна не отвечает требованиям безопасности эксплуатации водного транспорта, что может привести к транспортным происшествиям на внутренних водных путях, ставит под угрозу жизни и здоровье неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 5 ст. 16 КВВТ государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Как определено ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительности акта государственного органа.

На основании ч. 1 ст.45, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным решение Усть-Кутского инспекторского участка центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Иркутской области о регистрации за номером № катера «»; признать недействительным судовой билет серии Г №, выданный ДД.ММ.ГГГГ Маньковскому С.В.; обязать Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Иркутской области в лице Усть-Кутского участка снять с учета катер «» с регистрационным номером №, принадлежащий на праве собственности Маньковскому С.В.

В судебном заседании ст. помощник Осетровского транспортного прокурора Коношанова Я.А. поддержала требования по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Маньковский С.В. и представитель ответчика Тарасов В.Д., по доверенности, иск прокурора не признали, считают регистрацию катера правильной и законной. Судно было зарегистрировано по месту жительства Маньковского С.В., в дальнейшем он планирует переехать в  и использовать там судно в целях мореплавания. Поэтому оно и было зарегистрировано как прогулочное судно.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Ситдиков Р.Н., по доверенности, поддержал требования прокурора, считает, что регистрация катера «» с регистрационным номером №, принадлежащего на праве собственности Маньковскому С.В., произведена с нарушением действующего законодательства.

Выслушав пояснения сторон, показания свидетеля К., исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все имеющиеся доказательства по делу, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 5 указанной нормы государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно п. 1 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Указанные в части 1 настоящей статьи органы осуществляют также государст­венную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации прогу­лочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вме­стимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов/за исключением парусных/ независимо от количества пассажиров в них, в том числе спортивных и прогу­лочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн.

А п. 4 ст. 17 КВВТ устанавливает, что государственную регистрацию судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами.

Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002г. № 129, дают определение маломерному судну - это самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов) (примечание ст. 11.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичное определение содержится в примечании к ст. 11.7 КоАП РФ, где под маломерным судном понимается самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).

Судом установлено, что ответчику Маньковскому С.В. на праве собственности принадлежит катер «», год постройки ДД.ММ.ГГГГ, с заводским номером №, пассажировместимостью 4 человека, стационарным двигателем  заводской номер №, что подтверждается регистрационной карточкой-заявлением судовладельца, а также пояснениями сторон.

Согласно регистрационной карточки-заявления судовладельца от ДД.ММ.ГГГГ, акта первичного технического освидетельствования маломерного судна от ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи номерного агрегата от ДД.ММ.ГГГГ мощность двигателя судна марки  с заводским номером № составляет 57 кВт, что соответствует 78 лошадиным силам.

ДД.ММ.ГГГГ Усть-Кутский инспекторский участок Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Иркутской области зарегистрировал катер «ДД.ММ.ГГГГ», год постройки ДД.ММ.ГГГГ, заводской номер №, пассажировместимостью 4 человека, с двигателем  заводской номер №, мощностью  л.сил (57 кВт), с присвоением номера №.

Однако согласно п. 3 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Ми­нистерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835, ГИМС осуществляет свою деятельность в отноше­нии принадлежащих юридическим и физическим лицам самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемых во внутренних водах;

прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иных судов и плавучих средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемых в целях мореплавания;

баз (сооружений) для стоянок маломерных судов и иных плавучих объектов (средств), пляжей и других мест массового отдыха на водоемах (далее - пляжи), переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ (далее - переправы), а также наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации (далее - наплавные мосты).

Также в соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных госу­дарственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам ГО, ЧС и лик­видации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

В то же время постановлением Правительства РФ № 74 от 31.01.2001г. «О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в Российской Федерации» возложен государственный надзор за соблюдением международных договоров и законодательства Российской Федерации в области охраны человеческой жизни на море и мореплавания с использованием спортивных и прогулочных судов, дипломирования членов экипажей, государственной регистрации судов и прав на них на:

Федеральную службу по надзору в сфере транспорта - в отношении мореплавания с использованием прогулочных судов пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости, а также спортивных парусных судов;

Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в отношении мореплавания с использованием прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости, а также в отношении спортивных судов (за исключением спортивных парусных судов).

В ходе настоящего судебного разбирательства судом с достоверностью установлено, что принадлежащий на праве собственности ответчику Маньковскому С.В. катер «», год постройки ДД.ММ.ГГГГ, с заводским номером №, пассажировместимостью 4 человека, с двигателем  заводской номер №, мощностью  лошадиных сил (57 кВт), с регистрационным номером №, не относится к вышеуказанным судам, это не прогулочное судно,он не предназначен для мореплавания, а предназначен для внутренних вод, подтверждением чему является то, что в регистрационной карточке - заявлении судовладельца Маньковского С.В. указан район плавания - ВВП, ВП.

Как пояснил в суде ответчик Маньковский С.В., свой катер «» он использует не как прогулочный катер, а в рыболовных целях по реке Таюра. Изготовлена лодка была с жигулевским дизельным двигателем мощностью 45-50 лошадиных сил. Из-за того, что лодка не выходила на глиссер, не хватало мощности, он заменил двигатель на более мощный, так как характеристика лодки позволяет устанавливать на неё двигатель мощностью до 120 лошадиных сил. В судовом билете указан район плавания ВВП, ВП.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирских и наливных судов, паромных переправ осуществляется государственной речной судоходной инспекцией. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № объектами классификационной деятельности Речного Регистра являются самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река - море) плавания (пункт 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Оценив в совокупности все исследованные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что необходимо признать решение Усть-Кутского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области о регистрации ДД.ММ.ГГГГ катера «» за номером № на имя Маньковского С.В. не законным, так как согласно требованиям действующего законодательства РФ судно, принадлежащее Маньковскому С.В., подлежало государственной регистрации в Государственном судовом реестре, а не в судовой книге, поскольку оно относится к классу прогулочных судов, используемых во внутренних водах, мощностью свыше 55 кВт, пассажировместимостью не более 12 человек.

Суд критически относится к пояснениям ответчика Маньковского С.В. и представителя ответчика Тарасова В.Д. о том, что у собственника судна имеются намерения в будущем использовать судно в целях мореплавания, поэтому оно и было зарегистрировано в Усть-Кутском инспекторском участке Центра ГИМС МЧС РФ по Иркутской области, так как эти пояснения опровергаются имеющимися в деле доказательствами.

Отсутствие полномочий у Усть-Кутского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС РФ по Иркутской области на государственную регистрацию прогулочного судна, принадлежащего Маньковскому С.В., подтверждается также и Правилами пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утвержденными приказом МЧС РФ 29 июня 2005г. № 502, в соответствии с п. 1 которых они распространяются на самоходные суда внутреннего плавания, эксплуатируемые во внутренних водах, к которым относится судно Маньковского С.В., и прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей, используемые в целях мореплавания.

Согласно п. 1 Правил установлен единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, который распространяется на принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.

Таким образом, суд приходит к убеждению, что в силу действующего законодательства РФ у Усть-Кутского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области отсутствовали полномочия на государственную регистрацию в судовой книге данного прогулочного судна, поскольку оно имеет двигатель мощностью свыше 55 кВт, используется во внутренних водах, поэтому в соответствии с приведенными выше нормами подлежало регистрации в Государственном судовом реестре, как требует действующее законодательство РФ.

В соответствии с п. 2.1 Устава ФГУ «Российский речной регистр», утвержденного приказом Федерального агентства морского и речного транспорта от 13 апреля 2005 г. № 9, целью деятельности Регистра является выполнение работ (оказание услуг), направленных на обеспечение технической безопасности плавания самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, всех пассажирских и наливных судов; паромных переправ и наплавных мостов на внутренних водных путях, судов смешанного (река - море) плавания, в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, экологической безопасности судов.

Поэтому до государственной регистрации прав на судно в Государственном судовом реестре оно подлежало предъявлению собственником Маньковским С.В. в Ленский филиал Российского Речного Регистра для проверки в целях обеспечения технической безопасности плавания в соответствии с его назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, экологической безопасности судна в силу требований п. 1.3 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания), утвержденного приказом Минтранса РФ от 01.11.2002г. № 136.

Таким образом, государственная регистрация в судовой книге прав на судно Маньковского С.В. произведена ненадлежащим органом - Усть-Кутским инспекторским участком Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области, что, в свою очередь, подтверждает доводы Осетровского транспортного прокурора о том, что оно в нарушение действующего законодательства РФ не предъявлено ФГУ «Государственный Речной Регистр» для проверки в целях обеспечения технической и экологической безопасности, необходимой для его назначения, что требуется для государственной регистрации в силу действующего законодательства РФ.

Нарушение порядка регистрации судна нарушает техническую безопасность плавания неопределенного круга лиц.

Суд полагает, что действия ответчика Центра ГИМС МЧС РФ по Иркутской области, выразившиеся в незаконной регистрации судна Маньковского С.В. как маломерного судна, нарушают требования безопасной эксплуатации, что, в свою очередь, может привести к эксплуатационным происшествиям на воде, и ставит под угрозу жизни и здоровье неопределенного круга граждан. Поскольку у маломерных судов существуют иные правила вождения, иные требования к их техническому состоянию.

Незаконная регистрация судна Маньковского С.В. не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией указанного судна, в том числе за соблюдением требований безопасности судоходства, прохождением ежегодных технических осмотров, которые не относятся к маломерным, со стороны уполномоченных государственных органов, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга юридических и физических лиц.

Регистрация судна Маньковского С.В. производится в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, поскольку установлен иной порядок его государственной регистрации, оно также подлежит предъявлению Российскому Речному Регистру и проверке этим государственным органом на техническую и экологическую безопасность данного судна.

Поэтому исковые требования Осетровского транспортного прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Осетровского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Маньковскому С.В., Центру Государственной инспекции по маломерным судам МС РФ по Иркутской области о признании незаконным решения Усть-Кутского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России о регистрации катера «» за номером №, признании недействительным судового билета серии Г №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, обязывании снять с регистрационного учета катера «» за номером №, удовлетворить.

Признать незаконным решение Усть-Кутского инспекторского участка Центра ГИМС МЧС России о регистрации ДД.ММ.ГГГГ катера «» за номером № на имя Маньковского С.В..

Признать недействительным судовой билет серии Г №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Маньковского С.В..

Обязать Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по Иркутской области в лице Усть-Кутского инспекторского участка снять с регистрационного учета катер «» за номером №, принадлежащий Маньковскому С.В..

С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 27 декабря 2011г.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней через Усть-Кутский городской суд, начиная с 28 декабря 2011 года.

Председательствующий ПРИБЫТКОВА Н.А.