К делу №
УИД 23RS0№-86
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> | « 22 » августа 2019 года |
Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:
Председательствующего, судьи | ФИО4, |
при секретарес участиемистца представителя ГУ УПФР РФ в <адрес>, действующая на основании доверенности № от 12.08.2019г. | ФИО5ФИО2ФИО6 |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к УПФ России в Лазаревском внутригородском районе города-курорта Сочи КК о признании права на досрочную пенсию,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратилась в суд с иском к УПФ России в Лазаревском внутригородском районе города-курорта Сочи КК (далее -ГУ УПРФ <адрес>), в котором просит зачислить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19, п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 01.01.2008г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя начальных классов в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе №<адрес>. Признать за ФИО2 право на досрочную страховую пенсию и обязать Управление Пенсионного фонда России в городе-курорте Сочи назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование доводов указала, что решением от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ УПРФ <адрес>ФИО2 было отказано в назначении досрочной пенсии по п.п.19, п.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Указанное решение истец считает неправомерным, т.к. она педагогическую деятельность начала с 1991 г. и по настоящее время продолжаю работать в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе №<адрес> (далее - МОБУ СОШ №) в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя начальных классов.
В судебном заседании ФИО2 поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ГУ УПРФ <адрес>ФИО6 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, на основаниях, указанных в письменном отзыве.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, допросив свидетелей ФИО7 и ФИО8, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Решению УПФР в <адрес> Кк № от 18.09.2017г. ФИО2 в досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия у неё требуемого педагогического стража 25 лет, дающего право на досрочное назначение пенсии, подтвержденного документально.
В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены периоды работы - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 01.01.2008г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе №<адрес>, так как работа по должности осуществлялась на 0,5 ставки, т.к. в Пенсионном фонде РФ за эти периоды отсутствуют сведения о стаже и заработке в выписке из ИЛС и коды льгот, т.е. отсутствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, а те которое имеются представлены без указания кода особых условий труда.
Согласно записям трудовой книжки АТ-IV № педагогическая деятельность начата ФИО2 с 1991 г. и по настоящее время продолжает работать в МОБУ СОШ № в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя начальных классов.
В МОБУ СОШ №ФИО2 была принята с ДД.ММ.ГГГГ на должность учителя начальных классов 1 ставка (18 часов в неделю).
С ДД.ММ.ГГГГ моя педагогическая нагрузка составляла: 1 ставка учителя начальных классов и 0,5 ставки заместителя директора по учебно-воспитательной работе (внутреннее совместительство).
С ДД.ММ.ГГГГ педагогическая нагрузка составляла: 1 ставка заместителя директора (36 часов в неделю) и 0,5 ставки учителя начальных классов (9 часов в неделю).
С ДД.ММ.ГГГГ - 0,5 ставки заместителя директора по учебно- воспитательной работе и 1 ставка учителя начальных классов.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время - 1 ставка заместителя директора (36 часов в неделю) и 0,5 ставки учителя начальных классов (9 часов в неделю). Педагогическая нагрузка за вышеуказанные периоды подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной МОБУ СОШ №.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от ДД.ММ.ГГГГ N 781).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от ДД.ММ.ГГГГ N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 (далее - Правила от ДД.ММ.ГГГГ N 781), определено, что периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от ДД.ММ.ГГГГ N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 781.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после ДД.ММ.ГГГГ по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 781).
Таким образом, Правилами от ДД.ММ.ГГГГ N 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от ДД.ММ.ГГГГ N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 191; действовало в спорный период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 603) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.
Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской от ДД.ММ.ГГГГ N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.
Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №-КГ18-178.
Также допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО7 и ФИО8 подтвердили, что ФИО2 работает в МОБУ СОШ № в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя начальных классов, указанные должности совмещает с 2001 г.
Учитывая изложенное, отказ Пенсионного фонда включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 01.01.2008г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, суд считает признать в части вышеуказанных периодов незаконным.
Согласно письменному отзыву ГУ УПФ РФ в <адрес> Кк от 30.07.2019г., период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на 1 ставку учителя начальных классов и 0,5 ставки заместителя директора школы по УВР (основание: приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-л по внутреннему совмещению) трудовой деятельности ФИО2 включен в подсчет специального стажа. В связи с чем в этих требованиях суду надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление ФИО2 к УПФ России в Лазаревском внутригородском районе города-курорта Сочи КК о признании права на досрочную пенсию – удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в <адрес> засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п.19, п.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 01.01.2008г. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя начальных классов в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе №<адрес>.
Признать за ФИО2 право на досрочную страховую пенсию и обязать Управление Пенсионного фонда России в городе-курорте Сочи назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию с момента вступления решения суда в законную силу.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд.
Судья Лазаревского
районного суда <адрес> ФИО4