ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1643/2021 от 10.02.2021 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Г.Тюмень ДЕЛО № 2-1643/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2021 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Серебряковой А.В.,

при секретаре Муртазиной Э.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, в лице Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тюменской области», к Министерству обороны Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» о включении периодов в выслугу лет, об обязании произвести перерасчет и начисление пенсии,

у с т а н о в и л:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам, просит включить в выслугу лет истца, как военнослужащего периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности <данные изъяты> ( 3 мес.29 дней);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- студент Государственного учреждения «<данные изъяты>» ( 10 мес. 30дней).

Так же истец просит обязать Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу произвести перерасчет и начисление пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, взыскать с ответчиков сумму судебных расходов по оплате государственной пошлины 600 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что истец проходил службу в МВД РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении из ОВД согласно выданных справок, выслуга истца составила13 лет 7 месяцев 24 дня в календарном исчислении и 14 лет 00 месяцев 5 дней – в льготном. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в войсковой части , уволен по основаниям пп. «В» п.3 ст. 51 Закона РФ № 53-ФЗ ( по семейным обстоятельствам), выслуга лет составила 6 лет 2 месяца 05 дней. Общая выслуга лет по службе МВД и МО РФ составила 20 лет 5 месяцев 02 дня. Истцом было подано заявление о назначении пенсии, но с расчетами выслуги, произведенной органами внутренних дел. Не согласились ответчики, указав, что выслуга истца составляет 19 лет 3 месяца 13 дней, не включив в такой стаж спорные периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в должности <данные изъяты> (3 мес.29 дней);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- студент Государственного учреждения «<данные изъяты>» ( 10 мес. 30дней).

Не включение в выслугу таких периодов истец считает не законным.

В судебном заедании истец ФИО1 на удовлетворении иска настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тюменской области» ФИО2 и ФИО3 с заявленным иском не согласились, поскольку включение в выслугу периодов обучения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941, возможно только для офицеров, а истец служил в звании <данные изъяты>; включение в выслугу периода, когда истец был в должности стажера так же не возможно, поскольку у истца в такой период не было звания, он не являлся сотрудником ОВД.

Представитель Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен должным образом, направил в суд возражения на иск, в которых указывает о невозможности включения в выслугу лет истцу, заявленных им спорных периодов.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что оснований для удовлетворения иска ФИО1 не имеется, по следующим основаниям:

Понятие службы в милиции закреплено в действовавшем на период спорных правоотношений в Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", согласно статье 17 которого, сотрудникам милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органа внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.

Для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является стажером по должности (статья 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции").

Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.

Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. истец не был назначен на должность и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в спорный период он не являлся.

Период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не службой, в связи с чем к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы законы, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.

Так же, суд обращает внимание, что последующего по истечении испытательного срока зачисления истца на службу в органы внутренних дел не было

Так же, не имеется оснований и для включения в выслугу лет истца периода его обучения в ГУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) определено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, определяющей периоды военной и приравненной к ней службы, работы и иные периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в выслугу лет для назначения пенсии может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Статьей 11 Закона РФ № 4468-1 РФ установлено, что Пенсионное обеспечение истца, как лица, указанного в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется: Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей.

Таким образом, пенсионное обеспечение истца, как лица, уволенного со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, - должно осуществляться на основании ведомственного законодательства по линии Министерства обороны РФ.

Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", предусматривает включение периода обучения в выслугу лет для назначения пенсии только для офицеров. Указанным Постановлением включение периода обучения в выслугу для назначения пенсии для прапорщиков не предусмотрено.

Таким образом, на основании вышеизложенного, у суда законных оснований для удовлетворения требований истца о включении в выслугу лет спорных периодов стажировки и обучения, - не имеется.

Соответственно, не подлежат удовлетворению и требование истца об обязании произвести перерасчет и назначить истцу пенсию по выслуге лет, поскольку выслуга лет истца, без заявленных им спорных периодов составляет 19 лет 3 месяца 13 дней.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, в лице Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тюменской области», к Министерству обороны Российской Федерации в лице Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» о включении периодов в выслугу лет, об обязании произвести перерасчет и начисление пенсии, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения, путем подачи апелляционной жалобы через суд Центральный районный суд Тюмени.

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2021 года в совещательной комнате на компьютере.

судья А.В.Серебрякова