ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1645 от 21.09.2011 Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело № 2-1645/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

21 сентября 2011 года г.Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Радаевой О.И.,

при секретаре Мейнцер Е.Н.,

с участием:

помощника прокурора Каипова Р.Р.,

представителя ответчика администрации г.Орска- Курманчука С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Орск», Правительству Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к организации консервации в установленном порядке скотомогильника, расположенного в ,

у с т а н о в и л:

Орский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным выше иском, указывая, что при проверке соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства установлено, что в  имеется скотомогильник, который в настоящее время не эксплуатируется: яма для хранения трупов животных засыпана, образован холм, доступ к скотомогильнику свободный. Указанный скотомогильник на чьем-либо балансе не числится, в установленном порядке консервация скотомогильника не произведена.

Поскольку на территорию скотомогильника имеется свободный доступ, это создает угрозу загрязнения окружающей природной среды и распространению опасных инфекционных заболеваний.

Эксплуатация скотомогильника в  осуществляется без соблюдения требований экологической безопасности и с нарушениями установленных ветеринарно-санитарных правил.

Прокурор считает, что принятие мер по созданию и содержанию скотомогильника является обязанностью Правительства Оренбургской области. Однако указанные полномочия должным образом не исполняются органом государственной власти субъекта РФ- Правительством Оренбургской области, что свидетельствует о его бездействии.

Орский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к организации консервации в установленном порядке скотомогильника, расположенного в , обязав в срок до 01 марта 2012 года принять меры к проведению консервации данного скотомогильника, а именно:

-провести шурфирование территории вокруг скотомогильников и исследование проб грунта в ветеринарной лаборатории с целью исключения возбудителей сибирской язвы;

-провести консервацию скотомогильника, для чего забетонировать куполообразно территорию скотомогильника, толщина слоя бетона по краям должна составлять не менее 0,4 м. от поверхности земли, в центре купола 0,8 метра. Общая площадь забетонированной поверхности над скотомогильником должна составлять не менее 100 кв.м.;

-огородить территорию скотомогильника забором из металлических прутьев высотой не менее 1,5 м.;

-установить по углам ограждений металлические таблички с надписью «Скотомогильник закрыт».

По мнению прокурора бездействие со стороны администрации г.Орска выражается в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области для выделения денежных средств на устройство, содержание и консервацию скотомогильника, в связи с чем просит признать такое бездействие администрации г.Орска незаконным.

В судебном заседании представитель истца- помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Каипов Р.Р. требования иска поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные доводам иска.

Представитель ответчика- администрации г. Орска Курманчук С.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, пояснив, что в установленном законом порядке земельный участок под имеющийся скотомогильник не отводился. Обязанность по содержанию скотомогильников законом возложена на субъект РФ. Скотомогильник в  бесхозяйный, не эксплуатируется, на чьем-либо балансе не состоит, поэтому администрация г.Орска не имеет полномочий по консервации скотомогильника и не обращалась в Правительство Оренбургской области с просьбой о выделении денег.

Представитель ответчика- Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, заявив о рассмотрении дела в его отсутствие, что выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме.

Из представленного Правительством Оренбургской области отзыва следует, что с заявленными требованиями ответчик не согласен, поскольку в иске отсутствует правовое основание отнесения места хранения отходов к категории скотомогильника. Кроме того, без выяснения принадлежности скотомогильника какому-либо собственнику или балансодержателю нельзя рассматривать вопрос о бездействии органа исполнительной власти.

Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Ветеринарно-санитарными правилами предусмотрено, что скотомогильник является местом, отведенным для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами признаются трупы животных и птиц, ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно- санитарной экспертизы, другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Скотомогильники являются потенциальными источниками инфекционных заболеваний.

В соответствии с ч.13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ земельные участки, на которых расположены скотомогильники, определены как зоны специального назначения.

Часть 2 ст.59 Водного кодекса РФ относит скотомогильники к объектам, оказывающим негативное воздействие на состояние подземных вод.

Согласно справке ГУ «Орское городское управление ветеринарии» от 22 июня 2011 года на расстоянии 200-250 м. от скотобазы и 1000 м. от населенного пункта  имеется скотомогильник, который завален землей, образован холм, отсутствуют ограждения, шлагбаум, место для сжигания трупов, навес и место для хранения дезсредств. Доступ к скотомогильнику свободный. Захоронение трупов животных в настоящее время не производится.

Данное захоронение нарушает предусмотренные ст.8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании ч.1 ст.34 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Положения об утилизации и консервации скотомогильников содержатся в п.5.1- 5.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Требования прокурора в части проведения мероприятий по консервации скотомогильника основаны на указанных правилах.

Поскольку судом установлено, что консервация неэксплуатируемого скотомогильника в  до настоящего времени в установленном порядке не проведена, суд считает требования иска законными и обоснованными.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты РФ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что имеющийся на территории  скотомогильник на балансе администрации муниципального образования «город Орск» не состоит.

В силу п.п. 49 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания и содержания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможность нахождения скотомогильников (биотермических ям) в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

В соответствии с пунктом 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

В соответствие с п. 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) может быть возложена только на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся указанные объекты.

Поскольку вопросы по организации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных возлагается на субъект Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования к Правительству Оренбургской области в полном объеме.

При этом суд считает, что срок до 01 марта 2011г. является достаточным и разумным для осуществления мероприятий по проведению консервации скотомогильника в .

При условии того, что действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории  в  места захоронения биологических отходов, при этом, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников на счет администрации г.Орска Оренбургской области не поступали, суд отказывает в удовлетворении заявленных Орским межрайонным природоохранным прокурором требований к администрации г.Орска.

Доводы представителя Правительства Оренбургской области о том, что данный скотомогильник не является собственностью субъекта Российской Федерации, не определен владелец скотомогильника, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку оспариваемый объект является бесхозяйным, и отсутствие права собственности на него не влияет на реализацию соответствующим органом возложенных законом обязанностей.

Таким образом, иск Орского межрайонного природоохранного прокурора подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к организации консервации в установленном порядке скотомогильника, расположенного в поселке .

Обязать Правительство Оренбургской области в срок до 01 марта 2012 года принять меры к проведению консервации скотомогильника, расположенного в , а именно:

-провести шурфирование территории вокруг скотомогильников и исследование проб грунта в ветеринарной лаборатории с целью исключения возбудителей сибирской язвы;

-провести консервацию скотомогильника, для чего забетонировать куполообразно территорию скотомогильника, толщина слоя бетона по краям должна составлять не менее 0,4 м. от поверхности земли, в центре купола 0,8 метра. Общая площадь забетонированной поверхности над скотомогильником должна составлять не менее 100 кв.м.;

-огородить территорию скотомогильника забором из металлических прутьев высотой не менее 1,5 м.;

-установить по углам ограждений металлические таблички с надписью «Скотомогильник закрыт».

В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «город Орск» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на устройство, содержание и консервацию скотомогильника отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение 10 дней через суд Октябрьского района г.Орска.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 26 сентября 2011 года