ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1645 от 26.08.2011 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты

  Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 августа 2011 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе :

председательствующего судьи Клименко Г.А.

  при секретаре Нечаевой Т.А.

с участием : истца ФИО1, представителя ответчика Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО10, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-1645/11 по исковому заявлению ФИО1 ФИО13 к Департаменту управления делами Губернатора ХМАО-Югры, Аппарату Губернатора ХМАО-Югры, Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 ФИО14 обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, о взыскании денежных средств. Требования мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу, была назначена на должность государственной гражданской службы автономного округа заведующей отделом разработки сводного финансового баланса округа в Комитет по экономической политике Администрации Ханты-Мансийского автономного округа. В связи с преобразованием Администрации Ханты-Мансийского автономного округа в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет по экономической политике был преобразован в Департамент экономической политики автономного округа. ДД.ММ.ГГГГ между представителем нанимателя в лице заместителя Губернатора- руководителя Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и ФИО1 был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы ХМАО-Югры. Распоряжением Аппарата Губернатора автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ № действие служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено, истец освобождена от занимаемой должности, уволена с гражданской службы в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службы» в связи с отказом от предложенных должностей консультанта отдела финансовых ресурсов и налоговой политики управления социально- экономического развития Департамента экономического развития ХМАО-Югры, главного специалиста-эксперта отдела реализации административной реформы управления государственного реформирования Департамента экономического развития ХМАО-Югры при сокращении должности гражданской службы начальника отдела прогнозирования финансовых ресурсов региона и налоговой политики управления макроэкономического анализа и прогнозирования Департамента экономической политики ХМАО-Югры.. Однако по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ за фактически отработанное время ответчик не обеспечил выплату истцу денежного содержания в части премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения Губернатора о премировании работникам и государственным служащим по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ выплачена премия в размере трех месячных фондов оплаты труда. Просит суд взыскать с Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры денежные средства в размере 84724,65 рублей, проценты за несвоевременную выплату в размере 1868,88 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения согласно поданного искового заявления.

Представитель ответчика Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры ФИО9, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснила, что постановлением Губернатора автономного округа от 19.02.2011 года № 22 «О внесении изменений в постановление Губернатора автономного округа от 25.04.2005 года № 55, порядок выплаты премии по итогам работы за год изменен, и выплата премии производится тем работникам, которые состоят в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, и лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим не полный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в другой государственный орган, исполнительный орган государственной власти автономного округа. Постановление Губернатора вступило в силу до принятия решения о премировании. Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры является ненадлежащим ответчиком по данному иску, поскольку Департамент экономического развития автономного округа является правопреемником Департамента экономической политики автономного округа, к нему перешли права и обязанности по выплате денежных средств истцу. Просит суд оставить требования иска без удовлетворения.

Представитель соответчика Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО10, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 13 апреля 2010 года № 68 " О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" Департамент экономического развития автономного округа путем присоединения Департамента инвестиций, науки и технологий автономного округа, Департамента развития Приполярного Урала автономного округа, Комитета информационного мониторинга автономного округа и Лицензионной палаты автономного округа, является их правопреемником. Департамент экономической политики автономного округа находился на полном финансовом обеспечении Управления делами Губернатора автономного округа. Истец не проходила государственную гражданскую службу в Департаменте экономического развития ХМАО-Югры. Департамент экономического развития ХМАО-Югры является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не явился в судебное заседание, хотя извещен своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд счел требования иска подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, на основании распоряжения Администрации Губернатора ХМАО-Югры № от ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя в лице заместителя Губернатора- руководителя Администрации Губернатора автономного округа ФИО11 с ФИО1 ФИО15 заключен служебный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым истец принята на государственную гражданскую службу, приняла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы ХМАО-Югры, исполнять должностные обязанности по должности начальника отдела прогнозирования финансовых ресурсов региона и налоговой политики Управления макроэкономического анализа и прогнозирования Департамента экономической политики автономного округа с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.15-21).

Служебным контрактом гражданскому служащему устанавливается денежное содержание которое включается в себя и премии по результатам работы за год в соответствии с положением о премировании.

Распоряжением Аппарата Губернатора ХМАО-Югры № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 прекращен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы ХМАО-Югры, истец освобождена от занимаемой должности, уволена с государственной гражданской службы на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе» (в связи с отказом от предложенных должностей консультанта отдела финансовых ресурсов и налоговой политики управления социально- экономического развития Департамента экономического развития ХМАО-Югры, главного специалиста-эксперта отдела реализации административной реформы управления государственного реформирования Департамента экономического развития ХМАО-Югры при сокращении должности гражданской службы начальника отдела прогнозирования финансовых ресурсов региона и налоговой политики управления макроэкономического анализа и прогнозирования Департамента экономической политики ХМАО-Югры. ( л.д. 28-29).

Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры № 83-рг от 02.03.2011 года в соответствии со ст.ст. 8, 19 Закона ХМАО-Югры от 04.04.2005 года № 20-оз «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 52 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры, разделом 6 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 54 «Об оплате труда и социальной защищенности рабочих государственных органов ХМАО-Югры», разрешено руководителям государственных органов ХМАО-Югры, исполнительных органов государственной власти ХМАО-Югры выплатить премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 месячных фондов денежного содержания (месячных фондов оплаты труда) в пределах установленных лимитов на ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 38).

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратилась в адрес ответчиков с заявлением о выплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год. ( л.д.30-32).

Письмом руководителя Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от ДД.ММ.ГГГГ истцу в выплате премии отказано по мотивам того, что в соответствии с постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 52 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры» (с изменениями на 26.02.2011 года) премия по результатам работы за год выплачивается работника, которые состояли в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, а также работникам, проработавшим неполный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в государственный орган автономного округа, исполнительный орган государственной власти автономного округа, в связи с тем, что работник уволен по иным причинам, основания для выплаты премии по итогам работы за год отсутствуют. ( л.д. 33-34).

Указанное решение нельзя считать законным по следующим основаниям.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также Законом ХМАО-Югры от 31.12.2004 года 97-оз «О государственной гражданской службе ХМАО-Югры», который, учитывая принципы соблюдения единства системы государственной службы Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирует вопросы правового, организационного и финансово-экономического обеспечения государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из месячных и иных дополнительных выплат. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №20-оз от 04 апреля 2005 года «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год.

В силу ст. 19 указанного нормативного правового акта лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трех месячных фондов оплаты труда.

Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год, определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа.

Согласно п. 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденным Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2005 года № 55 (в редакции действовавшей на 28 октября 2010 года в момент прекращения служебных отношений между истцом и ответчиком), премия по итогам работы за год выплачивалась за фактически отработанное время лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год в связи с прекращением служебного контракта по п. 6 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года внесены изменения в Постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 55 от 25 апреля 2005 года, пункт 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий изложен в новой редакции, согласно которой гражданские служащие не проработавшие полный календарный год и уволенные по п. 6 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» лишены права на получение премии по итогам работы за год.

В силу ст.73 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, либо законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действия закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. К отношениям, возникшим до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В судебном заседании установлено, что правоотношения между ответчиком и истцом, связанные с прохождением государственной гражданской службы последним, прекращены ДД.ММ.ГГГГ, соответственно к ним не может быть применены правовые нормы Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий с изменениями, внесенными Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года.

Из пояснений представителей ответчиков следует, что истцу ФИО1 отказано в начислении и выплате премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 83-рг от 02 марта 2011 года, поскольку отсутствуют основания для ее выплаты, при этом иные основания, препятствующие выплате премии за ДД.ММ.ГГГГ год, отсутствуют.

Справкой заместителя директора департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что начисление премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 не производилось ( л.д. 35).

На момент увольнения, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, истец имела право на получение премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, распоряжением ответчика указанная премия выплачена гражданским служащим

Согласно представленного условного расчета подписанного директором Департамента - управляющим делами Губернатора, главным бухгалтером, сумма премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года составляет 84724,65 рублей, что согласуется с расчетом истца.

Нарушенные права истца подлежат восстановлению путем взыскания в ее пользу 84724,65 рублей.

Указанная сумма денежных средств подлежит взысканию с Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Губернатора ХМАО-Югры № 68 от 13.04.2010 года «О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов ХМАО-Югры» Администрация Губернатора автономного округа реорганизована в Аппарат Губернатора ХМАО-Югры.

В соответствии с положением «Об аппарате Губернатора ХМАО-Югры», утвержденного постановлением Губернатора № 87 от 17.05.2010 года, финансовое обеспечение деятельности Аппарата осуществляется за счет средств бюджета автономного округа Департаментом управления делами Губернатора автономного округа.

Постановлением Губернатора автономного округа № 81 от 04.05.2010 года Управление делами Губернатора автономного округа переименовано в Департамент управления делами Губернатора ХМАО-Югры, в соответствии с указанным постановлением Департаменту управления делами Губернатора переданы полномочия по начислению и оплате труда государственных служащих.

Департамент управления делами Губернатора автономного округа в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации является главным распорядителем бюджетных средств.

Таким образом, именно на Департамент управления делами Губернатора подлежит возложению обязанность по выплате истцу сумм удовлетворенных исковых требований.

В соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 13 апреля 2010 года № 68 " О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" Департамент экономического развития автономного округа путем присоединения Департамента инвестиций, науки и технологий автономного округа, Департамента развития Приполярного Урала автономного округа, Комитета информационного мониторинга автономного округа и Лицензионной палаты автономного округа, является их правопреемником. Департамент экономической политики автономного округа находился на полном финансовом обеспечении Управления делами Губернатора автономного округа.

Как видно из материалов дела, истец ФИО1 не проходила государственную гражданскую службу в Департаменте экономического развития ХМАО-Югры.

Кроме того, истец просит суд взыскать с ответчика проценты за просрочку выплаты премии, компенсацию морального вреда причиненных в результате незаконных действий нанимателя.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Начисление и выплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ производилась ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

На ДД.ММ.ГГГГ ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, согласно указания Банка России составила 8%.

Учитывая, что ответчик своевременно не выплатил истцу премию по итогам работы за год в размере 84724,65 рублей, указанная обязанность возникла у ответчика после ДД.ММ.ГГГГ, на момент предъявления иска просрочка выплаты составила 82 дня, в связи с чем, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация за несвоевременную выплату премии по результатам работы за 2010 год в размере 1868,88 рублей.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Неправомерными действиями ответчика, повлекшими невыплату денежных средств, истцу, был причинен моральный вред, выразившийся в его нравственных страданиях, с учетом степени нравственных страданий, фактических обстоятельств причинения морального вреда, требований разумности и справедливости, суд считает необходимым снизить размер компенсации морального вреда до 2 000 рублей

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 2997,81 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковое заявление ФИО1 ФИО16 к Департаменту управления делами Губернатора ХМАО-Югры, Аппарату Губернатора ХМАО-Югры, Департаменту экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о взыскании денежных средств, удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры в пользу ФИО1 ФИО17 денежные средства в размере 84724 рубля 65 копеек, проценты за просрочку выплаты премии в размере 1868 рублей 88 копеек, компенсацию морального вреда 2 000 рублей.

Взыскать с Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры в пользу городского бюджета государственную пошлину в размере 2997 рублей 81 копейка.

В остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 31 августа 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда Г.А.Клименко.