ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1645/12 от 19.04.2012 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

в составе:

Председательствующего судьи ХРАМОВОЙ М.А.

при секретаре ПЛАТОНОВОЙ К.В.

С участием истца - Бескровной Н.А., представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю - Соловьевой Т.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бескровной ФИО6 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю о взыскании компенсации за не использованный отпуск в размере 22247 рублей 56 копеек, возложении обязанности удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в размере 3324 рубля 35 копеек.

УСТАНОВИЛ:

Бескровная Н.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю о взыскании недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 22247 рублей 56 копеек, возложении обязанности в удержании и перечислении в федеральный бюджет из суммы 25571 рублей 91 копейки НДФЛ в размере 3324 рубля 35 копеек по тем основаниям, что с 18 июня 2007 года она поступила на службу в Межрайонной ИФНС России № 2 по Хабаровскому краю на должность начальника юридического отдела.

05 декабря 2011 года ей было вручено предупреждение о реорганизации Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю на основании приказа УФНС России по Хабаровскому краю от 17 ноября 2011 года № 333 @ в форме присоединения к Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю и о возможном предстоящем сокращении.

Приказом от 31.01.2012 года № 160 она уволена 06.02.2012 года с должности <данные изъяты> Межрайонной ИФНС России № 2 по Хабаровскому краю по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением штатов. При сокращении с ней произведен расчет, в том числе выплачена компенсация за неиспользованный отпуск. Однако, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск ей недоплачена компенсация за не использованный отпуск. Согласно п. 13 ст. 46 Закона № 79-ФЗ при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. При этом порядка расчета денежной компенсации Закон № 79-ФЗ не содержит. Полагает, что при расчете количества дней работы, за которое увольняющемуся работнику полагается отпуск, компенсируемый денежной выплатой, следует руководствоваться п. 28 правил « Об очередных и дополнительных отпусках», утвержденных Наркоматом труда СССР от 30 апреля 1930 года № 169 и действующим до настоящего времени в редакции от 20 пе6рля 2010 года, в котором указано, что полную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие … сокращения штатов или учреждения или отдельных его частей, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ. Во всех остальных случаях работники получают компенсацию пропорционально отработанному.

На момент увольнения период, за который ей положен отпуск, составил 7,5 месяцев ( с 18 июня 2011 года по 06 февраля 2012 года), следовательно сумма компенсации на неиспользованный отпуск должна быть рассчитана исходя из права на полный отпуск в количестве 63 дней ( 30 календарных дней - основной, 16 календарных дней за работу, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 7 календарных дней за ненормируемый служебный день, 10 календарных дней за выслугу). Среднедневной заработок составил 1217 рублей 71 копейку, должны были выплатить за не использованный отпуск за 63 дня в сумме 76715 рублей 73 копейки, выплатили ей компенсацию за 42 дня отпуска в сумме 51143 рубля 82 копейки, за 21 дней невыплаченная сумма компенсации составила - 25571 рубль 91 копейку. Исходя из положений ст.-ст. 208-210, 217 Налогового кодекса РФ полученные доходы в виде компенсации за неиспользованный отпуск подлежат налогообложению НДФЛ в размере 13%. Следовательно просила суд взыскать с ответчика 22247 рублей 56 копеек, возложив обязанность на ответчика в удержании и перечислении в федеральный бюджет из суммы 25571 рублей 91 копейки НДФЛ в размере 3324 рубля 35 копеек.

В судебном заседании истец Бескровная Н.А. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении письменным пояснениям от 09 апреля 2012 года.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю - Соловьева Т.В. просила суд в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Суд выслушав стороны, изучив материалы дела, считает возможным исковые требования Бескровной Н.А. удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно п. 13 ст. 46 Закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года « О государственной гражданской службе Российской Федерации» при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.При этом порядка расчета денежной компенсации Закон № 79-ФЗ не содержит.

Исходя из положений ст. 5, ст. 73 Закона № 79-ФЗ и п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ.

Таким образом, что не предусмотрено Законом № 79-ФЗ, регулируется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положения о выплате компенсации за неиспользованный отпуск также содержатся и в ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), однако порядка расчета денежной компенсации Трудовой кодекс РФ также не содержит.

При этом положениями Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

С учетом вышеизложенного, при расчете количества дней работы, за которые увольняющемуся работнику полагается отпуск, компенсируемый денежной выплатой, следует руководствоваться правилами «Об очередных и дополнительных отпусках», утвержденными Наркоматом труда СССР 30.04.1930. Этот документ является единственным нормативным актом, который разъясняет данный вопрос и не был отменен при вступлении в силу ТК РФ.

Согласно п. 28 «Правил об очередных и дополнительных отпусках», утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 № 169 и действующих до настоящего времени (в ред. от 20.04.2010), при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом, увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию. Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие:

а) ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ;

Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию. Таким образом, пропорциональную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются по каким-либо другим причинам, кроме указанных выше (в том числе по собственному желанию), а также все работники, проработавшие менее 5 1/2 месяцев, независимо от причин увольнения. При этом п. 28 Правил не указывает на то, что полная компенсация при увольнении работников, проработавших до увольнения от 5,5 до 11 месяцев, выплачивается только работникам, работающим первый год на предприятии (учреждении). Системное толкование норм данных Правил свидетельствует о том, что эта норма распространяется на тех работников, которые после истечения года, за который они использовали отпуск, отработали от 5,5 до 11 месяцев и увольняются по сокращению штатов. В пользу такого толкования Правил свидетельствует и тот факт, что отдельного правового регулирования в отношении выплаты компенсации за неиспользованный отпуск работникам, работающих не первый год у работодателя, данные Правила не содержат. Иное толкование положений Правил приводит к ограничению конституционного принципа равенства всех перед законом, а также к ограничению принципа правового регулирования трудовых отношений -равенства прав работников. В этом случае работник, отработавший без отпуска более 5,5 месяцев в течение не первого года работы и увольняемый по сокращению штата, будет находиться в неравном положении с работником, также проработавшим без отпуска более 5,5 месяцев, но в течение первого года работы.

Положения о выплате компенсации за неиспользованный отпуск также содержатся и в ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации, однако порядка расчета денежной компенсации Трудовой кодекс РФ также не содержит.

В соответствии ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет на удержание из заработной платы работника сумм за неотработанные дни ежегодного оплачиваемого отпуска, полученных до увольнения, если работника увольняют в связи с сокращением штата. Поскольку работник, использовавший отпуск авансом до увольнения по сокращению штата, не должен возмещать работодателю оплаченные и не отработанные им дни отпуска, логичен и вывод о праве увольняемого по такому основанию работника на получение компенсации за неиспользованный отпуск в полном объеме (с учетом того, что такая гарантия установлена Правилами).

Иное толкование положений Правил приводит к ограничению конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), а также к ограничению принципа правового регулирования трудовых отношений - равенства прав работников (ст.ст. 2, 3 ТК РФ).

Доводы представителя ответчика о том, что не правомерно истребовать компенсацию за неиспользованный отпуск за период после увольнения и до истечения года, дающего право на компенсацию за полный отпуск, в разрезе применительно к каждому виду отпуска - основному и дополнительным судом признается несостоятельными, поскольку согласно ч. 13 ст. 46 Закона № 79-ФЗ при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Исходя из положений ч. 2 ст. 46 Закона № 79-ФЗ для государственных гражданских служащих ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из: основного оплачиваемого отпуска

и дополнительных оплачиваемых отпусков. Истцу, как бывшему государственному гражданскому служащему территориального налогового органа, на основании положений ст. 46 Закона № 79-ФЗ и в соответствии с занимаемой должностью положен отпуск из расчета 63 календарных дня, в том числе: 30 календарных дней основного отпуска, 16 календарных дней дополнительного отпуска за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 10 календарных дней дополнительного отпуска, исходя из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, 7 календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день. 30 дней основного отпуска предусмотрены положения ч. 4 ст. 46 Закона № 79-ФЗ и закреплены в п.п. (а) п. 11 раздел 5 служебного контракта № 6 от 18.06.2007. Данное количество дней отпуска гарантировано каждому гражданину Российской Федерации, поступившему на государственную гражданскую службу, как одно из конституционных прав на отдых, предусмотренный ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации - работающему гарантируется установление федеральным законом оплачиваемого ежегодного отпуска; 16 календарных дней дополнительного отпуска за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, предусмотрены положения ч. 7 ст. 46 Закона № 79-ФЗ, ст.ст. 321, 322 Трудового кодекса РФ и закреплены в п.п. (г) п. 11 раздел 5 служебного контрактам 6 от 18.06.2007. Как следует из положений ст. 321 ТК РФ, кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 16 календарных дней.

Таким образом, данный дополнительный отпуск гарантирован каждому гражданину Российской Федерации положениями ст.ст. 321, 322 Трудового кодекса Российской Федерации по факту поступления на работу (службу) к работодателю (представителю нанимателя), находящемуся на территории, приравненной к районам Крайнего Севера; 10 календарных дней дополнительного отпуска, исходя из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, предусмотрены положения ч. 5 ст. 46 Закона № 79-ФЗ и закреплены в п.п. (б) п. 11 раздел 5 служебного контракта № 6 от 18.06.2007. Данный вид дополнительного отпуска гарантирован служащему по факту истечения определённого количества календарных лет, но не более 10 лет. На момент увольнения стаж службы, дающий истцу право на данный вид дополнительного отпуска, составил более 10 лет.

Исходя из правового содержания данного вида дополнительного отпуска, на момент увольнения права на него истцом заработано, в связи с чем в будущем данное право не может быть поставлено в зависимость от каких-либо обстоятельств либо ограничено.

7 календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день предусмотрены ч. 3 ст. 45, ч. 6 ст. 46 Закона № 79-ФЗ, п. 4 Приказа ФНС РФ от 29.11.2005 № САЭ-3-15/627@ «О ЕЖЕГОДНЫХ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКАХ» и закреплены в п.п. (в) п. 11 раздел 5 служебного контракта № 6 от 18.06.2007.

Как следует из положений ч. 3 ст. 45 Закона № 79-ФЗ для служащих, занимающих должности, отнесенные к иным группам должностей (кроме высших и главных), ненормированный служебный день устанавливается служебным распорядком государственного органа и служебным контрактом.

В соответствии с п. 10 служебного контракта № 6 от 18.06.2007 истцу был установлен ненормированный рабочий день.

Согласно положениям ч. 4 ст. 45 Закона № 79-ФЗ гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее 3 календарных дней. Аналогичное положение прописано и в п. 4 Приказа ФНС РФ от 29.11.2005 № САЭ-3-15/627@ «О ЕЖЕГОДНЫХ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКАХ», согласно которому установлено предоставлять гражданским служащим Федеральной налоговой службы, замещающим должности, по которым установлен ненормированный служебный день, дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день.

Из п. 3 служебного контракта № 6 от 18.06.2007 следует, что занимаемая истцом должность отнесена к ведущей группе должностей.

По указанному выше приказу для ведущей группы должностей дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день установлен в размере 7 календарных дней. Аналогичное положение отражено в коллективном договоре служащих и работников инспекции.

Таким образом, исходя из правового содержания данного вида дополнительного отпуска, дни отпуска предоставляются при наличии факта установления истцу ненормированного служебного дня и группы занимаемой должности, вне зависимости от того, имеется ли у истца фактически за время службы, засчитываемое в период, дающий право на отпуск, работа свыше нормальной продолжительности служебного времени (в том числе и в будущем) или нет.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что расчет компенсации за неиспользованный отпуск не должен ставиться в зависимость от вида причитающегося истцу отпуска, а также от условий работы в будущем, даже в случае выплате его за период, которой истцом не отработан по причине увольнения со службы по сокращению штата.

Не содержит и п. 28 Правил механизма выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении штата в разрезе основного и дополнительных отпусков.

В противном случае, данное положение дел приводит к нарушению конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ), а также к ограничению принципа правового регулирования трудовых отношений -равенства прав работников (ст.ст. 2, 3 ТК РФ), поскольку у использовавшего отпуск авансом (до истечения года, дающего право на отпуск) работника и уволившегося по сокращению штата ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет на удержание из заработной платы сумм за неотработанные дни ежегодного оплачиваемого отпуска, полученных до увольнения.

На основании изложенного суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 22247 рублей 56 копеек, за минусом НДФЛ в размере 3324 рубля 35 копеек, признав расчет истца правильным, поскольку среднедневной заработок истца составил 1217 рублей 71 копейка, должны были выплатить истцу за не использованный отпуск за 63 дня в сумме 76715 рублей 73 копейки, выплатили ей компенсацию за 42 дня отпуска в сумме 51143 рубля 82 копейки, за 21 дней невыплаченная сумма компенсации составила - 25571 рубль 91 копейку.

С учетом вышеизложенного, суд считает исковые требования Бескровной Н.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ст.ст. 208-220 НК РФ полученные доходы в виде компенсации за неиспользованный отпуск подлежат налогообложению НДФЛ в размере 13%.

В соответствии ст. 22 ТК РФ, ст. 24 НК РФ суд считает необходимым обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю удержать и перечислить в федеральный бюджет из суммы, подлежащей начислению Бескровной Н.А. за неиспользованный отпуск в размере 25571 рубль 91 копейки НДФЛ в размере 3324 рубля 35 копеек.

В соответствии с п. 1 ст. 333.35 НК РФ Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю освобождена от уплаты государственой пошлины.

Руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Бескровной ФИО7 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю о взыскании компенсации за не использованный отпуск в размере 22247 рублей 56 копеек, возложении обязанности удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в размере 3324 рубля 35 копеек -удовлетворить.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю в пользу Бескровной ФИО8 компенсацию за отпуск в размере 22247 рублей 56 копеек.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю удержать и перечислить в федеральный бюджет из суммы 25571 рубль 91 копейки НДФЛ в размере 3324 рубля 35 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский крайсуд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.

Судья Храмова М.А.