Дело № 2-33/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2017 года г. Череповец.
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Гуслистовой С.А.,
при секретаре Цивуниной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Череповецкого района Вологодской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Череповецкого муниципального района и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» о возложении обязанности обеспечить круглогодичный проход и проезд к <адрес>,
у с т а н о в и л:
Прокурор Череповецкого района обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Череповецкого муниципального района, указав в обоснование, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Череповецкого района на основании обращения Х. от имени жителей <адрес> о неудовлетворительном состоянии автомобильной дороги «<данные изъяты>» Череповецкого района. В ходе проверки выявлены нарушения в действиях (бездействии) администрации Череповецкого муниципального района по соблюдению требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Череповецкого района. Установлено, что в Абакановском сельском поселении на реке Ягорба расположена плотина, которая построена в <дата> году для орошения сельскохозяйственных полей совхозов Абакановский и Шухободский, для подъезда к плотине была построена дорога, выполненная из железобетонных плит. Согласно выписке <№> от <дата> автодорога расположена по адресу: <адрес>. Назначение автодороги - сельскохозяйственное. Протяженность дороги составляет 5300 метров. Указанная дорога используется гражданами для передвижения к населенным пунктам, расположенным около дороги - <данные изъяты>. Автодорога является федеральной собственностью, находится с <дата> на балансе Череповецкого филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области» (далее по тексту ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз»). Право оперативного управления на автодорогу закреплено за ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз» на основании договора| о порядке использования государственного имущества от <дата> № ХХХ. Реестровый номер автодороги как федерального имущества - <№> от <дата>. Назначение автодороги: для нормальных условий эксплуатации мелиоративных систем, плотины на р. Ягорбе, своевременной доставки удобрений, вывоза сельскохозяйственной продукции с мелиорированных полей. Прокуратурой района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Череповецкому району в целях проверки исполнения собственником автодороги национальных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения <дата> осуществлен выезд на указанную автодорогу. В ходе проверки выявлены зеленые насаждения на откосах автомобильной дороги, ограничивающие видимость на всем протяжении дороги (слева и справа), что является нарушением требований п. 3 ГОСТ Р 50597-93 с отметки 2 км.+000 метров по 2 км. +800 метров и неудовлетворительное состояние дорожного покрытия (просадка железобетонной плиты) в районе пересечения автодороги с ручьем Казимир, что является нарушением требований п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597, просадка глубиной 102 см., длиной 300 см., шириной 180 см. на отметке 1 км. + 910 метров. По выявленным нарушениям директору ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз» <дата> начальником ОГИБДД ОМВД России по Череповецкому району внесено представление, выдано предписание на устранение выявленных нарушений. Однако, указанные в предписании мероприятия по ликвидации дефекта покрытия (просадки) в установленный срок не устранены. <дата> Департамент мелиорации уведомил ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз», что в соответствии с утвержденным первым заместителем министра сельского хозяйства Российской Федерации распределением объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2016 год предусмотрены средства федерального бюджета в размере 2 млн. рублей на приведение технического состояния плотины на реке Ягорба в безопасное состояние, поступление денежных средств предусмотрено в 4 квартале 2016 года. В перечне автомобильных дорог общего пользования муниципального значения по Череповецкому муниципальному району, утвержденном постановлением от <дата> № <№>, автомобильной дороги «<данные изъяты>» не значится. Как следует из информации, предоставленной администрацией Абакановского сельского поселения, в <адрес> имеется 30 домовладений, расположено садоводческое товарищество «<адрес>», зарегистрирован по месту проживания 1 человек. Кроме того, в ходе проверки установлено, что альтернативной дороги, ведущей в <адрес>, не имеется. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Статья 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ устанавливает, что задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения является одной из основных задач государственной политики. В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ определено, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 5 части 1 статьи 4 Устава Череповецкого муниципального района Вологодской области предусмотрено, что к вопросам местного значения Череповецкого муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов. Единственная дорога, ведущая к <адрес>, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, указанное обстоятельство создаёт препятствия для оказания гражданам в случае необходимости помощи специализированными службами, а также в пользовании гражданами принадлежащим им имуществом, чем нарушаются права и свободы человека и гражданина. Считает, что администрация Череповецкого муниципального района в соответствии с действующим законодательством во исполнение своей уставной деятельности в целях соблюдения конституционных прав граждан, проживающих на территории Абакановского сельского поселения Череповецкого муниципального района, в том числе на охрану здоровья, имеет право и полномочия для обеспечения круглогодичного прохода, проезда вне границ населенных пунктов в границах муниципального района между <адрес> - д. <адрес> на территории Абакановского сельского поселения Череповецкого муниципального района. Просит обязать администрацию Череповецкого муниципального района обеспечить круглогодичный проход и проезд к <адрес>.
В процессе рассмотрения судом в качестве соответчика привлечено ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз».
В судебных заседаниях помощник прокурора Череповецкого района Доброхотов В.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, суду пояснил, что обязанность по обеспечению круглогодичного проезда и прохода в д. <адрес> должна быть возложена на администрацию Череповецкого муниципального района. Выбор способа исполнения возложенной обязанности, по его мнению, остается на усмотрение администрации, возложить выполнение конкретных действий для выполнения требований прокурора не просит. Также пояснил, что какие-либо временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по рассматриваемой автомобильной дороге до настоящего времени не вводились, не оспаривает, что у администрации при исполнении решения суда возникнет нецелевое использование бюджетных денежных средств, полагает, что администрация района вправе принять дорогу в муниципальную собственность, о чем к администрации обращался собственник дороги. Просил исковые требования удовлетворить.
В судебных заседаниях представитель ответчика - администрации Череповецкого муниципального района – по доверенности Травникова О.В. исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что спорная автодорога имеет собственника, который должен содержать дорогу в безопасном для движения состоянии. Администрация района не вправе производить расходы бюджета на содержание имущества, не являющегося муниципальной собственностью, расходы на содержание дороги, находящейся в федеральной собственности, будут являться для администрации района нецелевым использованием бюджетных средств, учитывая положения ст. 65 Бюджетного кодекса РФ. Формирование бюджета Череповецкого района производится исходя из численности населения района, в дер. <адрес> зарегистрирован 1 человек, который по информации сельского поселения, проживает в <адрес>. Требования прокурора являются неисполнимыми до передачи дороги в муниципальную собственность, фактически прокурор просит, чтобы администрация района содержала дорогу в обход существующих процедур по передаче дороги в муниципальную собственность. Вопрос принятия дороги в муниципальную собственность может быть разрешен после оформления всей необходимой документации на дорогу и приведения её в надлежащее состояние собственником, которому выделены бюджетные средства на эти цели. Просила в иске прокурору отказать.
Представитель ответчика – ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз» - по доверенности Сазонов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве, из которого следует, что автодорога протяжённостью 5,3 км от <адрес> до плотины на реке Ягорба Череповецкого района является федеральной собственностью, находится с <дата> г. на балансе Череповецкого филиала ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз». Право оперативного управления на автодорогу закреплено за ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз» на основании «Договора о порядке использования государственного имущества, закреплённого на праве оперативного управлении за федеральным государственным учреждением ФГУ «Вологдаводхоз» от <дата>г. № ХХХ». Субсидии на финансовое обеспечение приведения технического состояния плотины на реке Ягорба в безопасное состояние Департаментом мелиорации Минсельхоза России были перечислены на счёт учреждения в размере 2,0 млн. рублей в соответствии с Графиком перечисления Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. В настоящее время определён подрядчик на выполнение мероприятий по приведению технического состояния плотины на р. Ягорба в безопасное состояние, в том числе в части обеспечения безопасного проезда по автодороге протяжённостью 5,3 км. В соответствии с Выпиской из реестра федерального имущества №ХХХ от <дата> г. назначение данной автодороги - сельскохозяйственное. В соответствии с Уставом Целью деятельности Учреждения является создание необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем, переданных Учреждению в оперативное управление, реализации федеральных целевых программ на территории Вологодской области. Субсидии из федерального бюджета на обеспечение круглогодичного проезда к населённым пунктам по автодорогам, находящимся на балансе ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз», не предусмотрены. В ответ на обращение в <дата> году Администрация Череповецкого района в письме № ХХХ от <дата>г. уведомила ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз», что рассмотрение вопроса о приёме в муниципальную собственность автодороги к плотине на реке Ягорба возможно при наличии технической документации (технических, кадастровых паспортов) и зарегистрированного права собственности Российской Федерации. Работы по постановке на кадастровый учёт и составление межевого плана земельного участка под автодорогой запланированы учреждением на 2017 год. После оформления права оперативного управления учреждения на автодорогу ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз» намерено осуществить передачу автодороги протяжённостью 5,3 км в муниципальную собственность. Государственным заданием на учреждение не возлагаются функции по осуществлению обеспечения круглогодичного проезда по автодороге к сельским населённым пунктам. Кроме того, суду пояснил, что ГОСТы, на которые ссылается прокурор в исковом заявлении, не подлежат применению к спорной дороге, поскольку распространяются на дороги общего пользования, а дорога имеет сельскохозяйственное назначение. Ни в советские времена, ни в настоящее время на указанную дорогу никогда не выделялись средства на очистку её от снега в зимний период, поскольку дорога является сельскохозяйственной. Указанной дорогой пользуются граждане прилегающих к дороге деревень, никаких ограничений в использовании дороги не установлено, все желающие могут её использовать, но обязанности у предприятия обеспечивать по ней круглогодичный проход и проезд не имеется. Дорогу они будут ремонтировать в 2017 году исключительно в своих интересах, денежные средства на эти цели получены. После ремонта дороги вопрос передачи её в муниципальную собственность будет решаться, необходимые для этого документы оформляются.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает исковые требования прокурора Череповецкого района не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждено документально, что в деревню <адрес> Череповецкого района, куда прокурор просит обеспечить круглогодичный проезд и проход, имеется автомобильная дорога, находящаяся в федеральной собственности, содержание которой осуществляет ФГБУ «Управление «Вологдамелиоводхоз» на основании договора о порядке использования государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления, каких-либо ограничений в использовании указанной автомобильной дороги не установлено (л.д. 42-44), что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Требования прокурора Череповецкого района к администрации Череповецкого муниципального района основаны на положениях ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, пункте 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункте 5 части 1 статьи 4 Устава Череповецкого муниципального района Вологодской области. Указанными нормативными актами не предусмотрено возложение на кого-либо обязанности обеспечить круглогодичный проезд и проход к населенным пунктам безотносительно к принадлежности дороги. Указанными нормативными актами предусмотрены определенные полномочия для администрации Череповецкого муниципального района только в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, что исключает возможность осуществления каких-либо полномочий в отношении дорог, не относящихся к автомобильным дорогам местного значения.
Требования прокурора основаны также на статье 30 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», однако доказательств, что на имеющейся автомобильной дороге введены временные ограничение или прекращено движение транспортных средств и принято соответствующее решение, на основании которого органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
Таким образом, суд считает, что оснований для удовлетворения требований прокурора при установленных при рассмотрении дела обстоятельствах не имеется, в иске прокурору следует отказать. Отказывая в иске, суд также принимает во внимание, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что исполнение судебного решения является самостоятельной гарантией государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина; защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (Постановления от 30 июля 2001 года N 13-П, от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 26 февраля 2010 года N 4-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 27 июня 2013 года N 15-П и др.). Заявленные требования прокурора не отвечают конституционному принципу исполнимости судебного решения, поскольку не содержат четкой формулировки, какие действия должен произвести ответчик для обеспечения круглогодичного проезда и прохода к дер. <адрес> Череповецкого района, при рассмотрении дела требования прокурором уточнены также не были.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Прокурору Череповецкого района Вологодской области отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Череповецкого муниципального района и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Вологодской области»в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности обеспечить круглогодичный проход и проезд к <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Гуслистова.
Текст мотивированного решения составлен 13 февраля 2017 года.
Согласовано
Судья Череповецкого районного суда С.А. Гуслистова.