ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1645/2016 от 22.06.2016 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-1645/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воркута Республика Коми 22 июня 2016 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журавлева А.В. к администрации муниципального образования городской округ «Воркута» о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности восстановить в очереди на получение жилищной субсидии,

у с т а н о в и л:

Журавлев А.В. обратился в суд с иском к ответчику о признании права на получение социальной выплаты и возложении обязанности восстановить в очереди на получение жилищной субсидии. Просил суд признать за ним право на получение жилищного сертификата на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ с 13.09.2003 г., обязать Администрацию МО ГО (Воркута) восстановить его в очереди на получение жилищной субсидии с 13.09.2003 г. по категории (инвалид с детства). В обосновании иска указал, что 27.05.1997 г. Журавлева Н.Я. подала заявление о постановке её и членов семьи в очередь на получение жилья за пределами г. Воркуты. С указанной даты Журавлева Н.Я. зарегистрирована как заявитель по категории работающие. С 2004 г. Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК были сформированы общереспубликанские списки. На 01.01.2005 г. и 01.01.2011 г. в общереспубликанские списки на получение жилья включен Журавлева А.В. как заявитель по категории «инвалид» с датой постановки на учет 27.05.1997 г., с составом семьи 4 человека. 07 февраля 2012 г. в адрес руководителя администрации МО ГО «Воркута» поступило письмо из Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК, согласно которому Журавлеву А.В. отказано в выдаче сертификата. Считает, что решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», протокол № 21 от 08.06.2012 г. об исключения истца из списков на получение ГЖС по категории (инвалиды) противоречит ст. 1 ФЗ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и нарушает его права. Согласно свидетельству о рождении Журавлева А.В. родился 13.09.1988 г. в городе Воркута, пятнадцать лет исполнилось 13.09.2003 г. Журавлев А.В. был впервые освидетельствован во МСЭ 06.09.2001 г., признан как ребенок инвалид до 01.10.2002 г. С октября 2010 г. установлена 3-я группа инвалидности с причиной инвалидности «инвалид с детства» бессрочно. Соответственно право на получение жилищного сертификата на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства, возникло у истца с 13.09.2003 г.

Третье лицо - Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми представило отзыв на исковое заявление, в котором просило в удовлетворении требований отказать, поскольку документами, подтверждающими дату постановки гражданина на учет на получение жилищной субсидии, является поданное им заявление о постановке на учет на получение жилищной субсидии на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решение уполномоченного органа о постановке на учет. Журавлев А.В. не подавал заявление о постановке на учет на получение субсидии (социальной выплаты) на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 13.09.2003, администрация МО ГО «Воркута» не принимала решение о принятии на учет Журавлева А.В. с датой постановки 13.09.2003. Присвоение Истцу даты постановки на учет 13.09.2003, исходя из того, что на указанную дату Истец проживал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет является нарушением действующего федерального законодательства. Истец будет иметь право на получение государственного жилищного сертификата только при подаче заявления о постановке на учет на переселение из районов Крайнего Севера и предоставления требуемого федеральным законодательством пакета документов (с датой подачи такого заявления).

Ответчик Администрация МО ГО «Воркута» представила отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку считает себя ненадлежащим ответчиком. Администрацией МО ГО «Воркута» решение о снятии истца с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами РКС и исключении из списков граждан участников Подпрограммы, не принималось. Все заявления о переводе очереди писались собственноручно истцом либо членами семьи истца. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Минстрой РК) осуществляют выдачу сертификатов (производят оформление на имя граждан) и передают сертификаты органам местного самоуправления для вручения указанным гражданам (пункты 18, 36 Правил). Органы местного самоуправления осуществляют только вручение сертификатов гражданам - участникам подпрограммы (пункт 42 Правил). Какие-либо действия (бездействия), связанные с отказом в выдаче государственного жилищного сертификата администрация МО ГО «Воркута» не совершала. На момент обращения истца с иском в суд и рассмотрения настоящего спора администрация истцу в выдаче государственного жилищного сертификата не отказывала, право истца не нарушала и не оспаривала.

В судебном заседании стороны участия не принимали, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно статье 167 ГПК РФ дело рассмотрено без их участия.

Исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-874/2012 по иску Журавлева А.В. к Администрации МО ГО «Воркута», Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании решения незаконным, признании права на получение государственного жилищного сертификата, обязании выделить жилищный сертификат для приобретения (строительства) жилья за пределами РК, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Журавлева Н.Я. с 27.05.1997 года до 01.01.2005 года состояла в очереди на получение жилья за пределами Районов Крайнего Севера по категории «работающие» с составом семьи 4 человека (без указания Ф.И.О. членов семьи).

Распоряжением Главы МО « Город Воркута» №521 от 02.04.2004г. утвержден протокол №13 от 02.04.2004г. жилищной комиссии администрации МО «Город Воркута», которым рекомендовано перевести очередь на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты с Журавлевой Н.Я. на сына Журавлева А.В. – инвалида детства, с датой подачи заявления 27.05.1997 года.

По данным Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Журавлев А.В. состоял в списках на получение жилищной субсидии как заявитель по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 27.05.1997 года составом семьи 4 человека, включая его, отца Журавлева В.И., мать Журавлеву Н.Я., брата Луговского В.В. в периоды с 01.01.2005 г. по 01.01.2007 год, в 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г..

Распоряжением Главы МО ГО «Воркута» №260 от 04.05.2007г. утвержден протокол №15 от 04.05.2007г. комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», которым рекомендовано перевести очередь на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты Журавлева А.В. на отца Журавлева В.И. – инвалида 2 группы, с датой подачи заявления 27.05.1997 года.

В связи с данным распоряжением в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата был включен Журавлев В.И., как заявитель по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 27.05.1997 года, с составом семьи 3 человека по состоянию на 01.01.2008 г., с составом семьи 4 человека – по состоянию на 01.01.2009 г..

В 2009 году на основании письменного заявления Журавлева В.И. от 03.03.2009 года, постановлением Главы МО ГО «Воркута» № 189 от 06.03.2009 года утвержден протокол № 08 от 06.03.2009 года заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», которым было рекомендовано перевести очередь на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты Журавлева В.И. на сына Журавлева А.В., так как он является ребенком – инвалидом с детства, с датой подачи заявления 27.05.1997 года.

В сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год по администрации МО ГО «Воркута» был включен Журавлева А.В. по категории « инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с датой постановки на учет 27.05.1997 года, составом семьи 4 человека.

Письмом от 07.02.2012 года Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК было отказано Журавлеву А.В. в выдаче сертификата, исходя из даты постановки на учет 27.05.1997 года и выдаче сертификата выпуска 2012 года. Причиной отказа послужило то, что на дату постановки на учет Журавлевой Н.Я. 27.05.1997 года Журавлев А.В. не имел стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Решением Воркутинского городского суда от 18 апреля 2012, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований Журавлева А.В. к Администрации МО ГО «Воркута», Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании решения Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК №15-17-28/9405 от 07.02.2012 года незаконным, признании права на получение жилищного сертификата выпуска 2012г., обязании выделить жилищный сертификат выпуска 2012г. для приобретения (строительства) жилья за пределами РК было отказано.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам РФ, выезжающим из РКС и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 N 125-ФЗ (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).

Данным законом установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ранее действовавший Федеральный закон от 25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (часть 1 статьи 1). Для инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, исчисление времени проживания в указанных районах и местностях ведется со дня рождения (статья 6).

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу Федерального закона N 131-ФЗ, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.12.1993 N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.08.1996 N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1996 N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Журавлев А.В. родился ... г. в городе Воркуте, где и проживает с момента рождения по настоящее время. Журавлев А.В., ... года рождения, впервые был освидетельствован ..., признан ... до ....

Ни Федеральный закон от 17.08.1996 N 116-ФЗ, ни постановление Правительства РФ от 03.08.1996 N 937 не определяли инвалидов с детства как самостоятельную категорию граждан-получателей жилищных субсидий и не предусматривали механизм подсчета времени их проживания в РКС для решения вопроса о праве на получение субсидии. Вместе с тем действующее на момент рассмотрения спора законодательство - Федеральный закон N 125-ФЗ - каких-либо ограничений при подсчете времени пребывания инвалидов с детства в РКС с целью определения их субъективного права на получение ГЖС не содержит.

Исходя из правового регулирования, за стаж работы инвалидам с детства принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения, при этом Федеральными законами N 125-ФЗ и N 131-ФЗ с 01.08.1998 установлены минимальные требования к соответствующему стажу - 15 лет, а Федеральным законом N 116-ФЗ - 10 лет.

Из указанных выше положений закона следует, что предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено не только их рождением, но и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Из материалов учетного дела следует, что истец 09.03.2016 г. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил включить его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами РКС. С указанной даты истец состоит в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат по категории «инвалиды», с составом семьи 3 человека.

Поскольку Журавлев А.В. на 13.09.2003 г. имел необходимую продолжительность стажа в РКС, ранее состоял в списках на получение жилищной субсидии как заявитель по категории «инвалид с детства», ответчик располагал этими сведениями на дату снятия истца с учета, суд приходит к выводу о том, что с 13.09.2003 г. Журавлев А.В. приобрел самостоятельное право состоять в списках на получение жилищной субсидии как заявитель по категории «инвалид с детства», в связи с чем, исковые требования Журавлева А.В. о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии с 13.09.2003 г. по категории «инвалид с детства» подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требование о признании за Журавлевым А.В. права на получение жилищного сертификата на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации с 13.09.2003 г. удовлетворено быть не может, поскольку с 13.09.2003 г. истец лишь приобрел право состоять в списках на получение жилищной субсидии как заявитель по категории «инвалид с детства» и был восстановлен в очереди на получение жилищной субсидии с указанной даты по категории «инвалид с детства», тогда как предоставление сертификата производится в порядке очередности с учетом категории участника программы и не должно нарушать права остальных участников программы по соответствующей категории, которые уже состоят на учете на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, на которых уже были выделены средства на соответствующий год. Кроме того, из искового заявления следует, что предметом спора является требование о восстановлении истца в очереди на получение жилищной субсидии с 13.09.2013 г. по категории «инвалид с детства».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» восстановить Журавлева А.В. в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты постановки на учет 13.09.2003 г.по категории «инвалид с детства».

Признать за Журавлевым А.В. право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет 13.09.2003 г. по категории «инвалид с детства».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий судья Е.А. Бунякина