ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1645/2022 от 28.06.2022 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1645/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск «28» июня 2022 года.

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Корныльева В.В.,

при секретаре Тума Э.А.,

с участием истца – помощника Крымского межрайонного прокурора Елисеевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа (МБОУ СОШ) № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район и администрации муниципального образования Крымский район в порядке ст.45 ГПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Крымский межрайонный прокурор обратился в Крымский районный суд с исковым заявлением к МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район и администрации муниципального образования Крымский район в порядке ст.45 ГПК РФ.

В обосновании заявленных требований указал, что Крымской межрайонной прокуратурой с участием сотрудников ОНД и ПР Крымского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена проверка в деятельности образовательных организаций Крымского района, по результатам которой выявлены нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе, законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район. При проведенной проверке соблюдения требований пожарной безопасности в МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район установлено, что в здании:

- при эксплуатации автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, установленных в здании школы сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации (проект на АПС и СОУЭ от 2009 года, выполненный ООО «Омега») руководитель не обеспечил ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке, что нарушает требования ч.2,ч.3,ч.4ст.4, п.2 ч.1, ст.6 Закона №123-ФЗ, п.п.5.1.6, 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010; п.4.2.4.3,п.5.2.4.3, п.6.2.4.1, п.7.9.4 ГОСТ Р 53325-2012; п.54 Правил №1479;

- огнетушители не расположены на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5м до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4,п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.409 Правил №1479;

- на путях эвакуации, двери, установленные в лестничных клетках не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, что нарушает требование ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.4.2.6 СП 1.13130.2020;

- направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.48 Правил №1479;

- чердачные помещения не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации, что нарушает ст.ст.5,54 Закона №123-ФЗ, п.4.4 СП 486. 1311500.2020, п.4 НПБ110-03;

- учет наличия периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.60 Правил №1479;

- руководитель организации не обеспечивает 1 раз в году проверку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности с отражением информации в журнале эксплуатации системы противопожарной защиты, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.30 Правил №1479;

- информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.54 Правил №1479;

- эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (коридор 3 этажа), что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.35 Правил №1479;

- в лестничных клетках сняты двери предусмотренные проектной документацией, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6,ст.89 Закона №123-ФЗ, п.16 п.п. «д» Правил №1479;

- выходы из помещений и этажей на лестничные клетки должны быть оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.4.4.6 СП 1.13130.2020;

- на люке чердачного помещения отсутствует информация о месте хранения ключа от него, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.18 Правил №1479;

- на объекте защиты отсутствует декларация пожарной безопасности, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 ст.64Закона №123-ФЗ, Приказ №171;

- планы эвакуации вывешены не в соответствии с местами нахождения, указанных на планах, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.6.2.10 ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- руководитель организации не обеспечивает наличие в помещении пожарного поста инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.56 Правил №1479;

- в отношении объекта инструкция о мерах пожарной безопасности выполнена не в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, что нарушает требования ч.2,ч.3, ч.4 ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.2 Правил №1479.

Несоблюдение установленных законом требований в сфере пожарной безопасности может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожара, в том числе, несовершеннолетних, в связи с чем, перечисленные нарушения законодательства требуют немедленного устранения. Согласно устава МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Крымский район. Администрация муниципального образования Крымский район, являясь собственником имущества бюджетных образовательных учреждений, обязана создать безопасные условия для обучения несовершеннолетних.

На основании вышеизложенного, просит суд:

1. Обязать МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район (ОГРН ИНН ), расположенное по адресу; , устранить в полном объеме выявленные нарушения требований пожарной безопасности путем проведения следующих мероприятий:

- обеспечить ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности установленных в здании школы с эксплуатацией сверх срока службы до их замены в установленном порядке,

- расположить огнетушители на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5м до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание,

- оборудовать двери на путях эвакуации, установленные в лестничных клетках приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах,

- установить указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения,

- оборудовать чердачные помещения автоматической системой пожарной сигнализации,

- привести в соответствие журнал учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей,

- обеспечить 1 раз в году проверку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности с отражением информации в журнале эксплуатации системы противопожарной защиты,

- внести в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты информацию о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения,

- привести в соответствие светильники (коридор 3 этажа),

- установить двери, предусмотренные проектной документацией в лестничных клетках, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации,

- оборудовать выходы из помещений и этажей на лестничные клетки дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах,

- указать информацию на люке о месте хранения ключа от чердачного помещения,

- получить декларацию пожарной безопасности,

- вывесить планы эвакуации в соответствии с местами нахождения, указанных на планах,

- обеспечить наличие в помещении пожарного поста инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты,

- выполнить в соответствии с требованиями в отношении объекта инструкцию о мерах пожарной безопасности, установленными разделом XVIII постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.

2. Обязать администрацию муниципального образования Крымский район выделить денежные средства, необходимые для устранения выявленных в МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район нарушений требований пожарной безопасности.

В судебном заседании истец – помощник Крымского межрайонного прокурора Елисеева Е.Ю. поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении в полном объёме.

Представитель ответчика – МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного заседания был своевременно надлежащим образом уведомлен. От представителя ответчика МБОУ СОШ № № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район – директора МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район Панасенко Елены Александровны, действующей на основании приказа о приеме работника на работу от 30.05.2013 года, поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. При этом сообщила, что согласна с требованиями, изложенными в исковом заявлении Крымского межрайонного прокурора и предоставила документы, подтверждающие то, что она предпринимала меры для исполнения требований прокурора, в частности огнетушители расположены согласно инструкции, установлены световые указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, проведена проверка средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара, на светильники коридора третьего этажа установлены колпаки, на люке чердачного помещения размещена информация о месте нахождения ключа, вывешены планы эвакуации согласно распоряжению, заведены журналы эксплуатации систем противопожарной защиты, журнал учета первичных средств при пожаротушении, журнал регистрации работ по ТО и ППР систем охранного видеонаблюдения, журнал регистрации работ по ТО и ППР объектов оборудования системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты с выводом сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», составлены инструкции о действиях при пожаре и эвакуации при ЧС. Кроме того, ею были составлены сметы и направлены заявки учредителю на приобретение дверей для коридоров и лестничных клеток с приспособлением для самозакрытия и с уплотнением в притворах и заявка на оборудование автоматической системой пожарной сигнализацией чердачного помещения. Составлена декларация пожарной безопасности, которая находится на согласовании в ОНД и ПР крымского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю. Суд принял решение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие указанного представителя ответчика.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Крымский район в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного заседания был своевременно надлежащим образом уведомлен. От представителя ответчика администрации муниципального образования Крымский район Петюновой Галины Михайловны, действующей на основании доверенности №01-14/506 от 30.12.2021 года, поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. От нее в судебное заседание поступили возражения на исковое заявление, в котором просила отказать в заявленных требованиях Крымского межрайонного прокурора в части оборудовать помещение чердака автоматической системой пожарной сигнализации. При этом пояснила, что исходит из принципов экономии бюджетных средств, так как при проектировании здания оно было оборудовано автоматическими установками пожаротушения, а требования свода правил не распространяются на уже существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами. Суд принял решение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие указанного представителя ответчика.

Представитель третьего лица – отдел надзорной деятельности и профилактической работы Крымского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного заседания был своевременно надлежащим образом уведомлен. От представителя ответчика начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Крымского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Козырева Максима Сергеевича, действующего на основании доверенности №206-157-ДВ от 18.01.2022 года, поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом заявленные Крымским межрайонным прокурором исковые требования поддержал. Суд принял решение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие указанного представителя третьего лица.

Выслушав помощника Крымского межрайонного прокурора Елисееву Е.Ю., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 5 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требовании пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Согласно ст.ст. 34, 37 Федерального закона № 69-ФЗ граждане и руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Правовой нормой ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Статьей 6 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Приказом МЧС России от 19.03.2020г. №194 утвержден свод правил СП 1.13130 «Эвакуационные пути и выходы» (далее – СП1.13130), устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий, сооружений, а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года №1479 утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее – Правила №1479), устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержание территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что Крымской межрайонной прокуратурой с участием сотрудников ОНД и ПР Крымского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена проверка в деятельности образовательных организаций Крымского района, по результатам которой выявлены нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе, законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район.

При проведенной проверке соблюдения требований пожарной безопасности в МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район установлено, что:

- при эксплуатации автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, установленных в здании школы сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации (проект на АПС и СОУЭ от 2009 года, выполненный ООО «Омега») руководитель не обеспечил ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке, что нарушает требования ч.2,ч.3,ч.4ст.4, п.2 ч.1, ст.6 Закона №123-ФЗ, п.п.5.1.6, 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010; п.4.2.4.3,п.5.2.4.3, п.6.2.4.1, п.7.9.4 ГОСТ Р 53325-2012; п.54 Правил №1479;

- огнетушители не расположены на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5м до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4,п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.409 Правил №1479;

- на путях эвакуации, двери, установленные в лестничных клетках не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, что нарушает требование ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.4.2.6 СП 1.13130.2020;

- направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.48 Правил №1479;

- чердачные помещения не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации, что нарушает ст.ст.5,54 Закона №123-ФЗ, п.4.4 СП 486. 1311500.2020, п.4 НПБ110-03;

- учет наличия периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.60 Правил №1479;

- руководитель организации не обеспечивает 1 раз в году проверку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности с отражением информации в журнале эксплуатации системы противопожарной защиты, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.30 Правил №1479;

- информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.54 Правил №1479;

- эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (коридор 3 этажа), что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.35 Правил №1479;

- в лестничных клетках сняты двери, предусмотренные проектной документацией, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6,ст.89 Закона №123-ФЗ, п.16 п.п. «д» Правил №1479;

- выходы из помещений и этажей на лестничные клетки должны быть оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.4.4.6 СП 1.13130.2020;

- на люке чердачного помещения отсутствует информация о месте хранения ключа от него, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.18 Правил №1479;

- на объекте защиты отсутствует декларация пожарной безопасности, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 ст.64Закона №123-ФЗ, Приказ №171;

- планы эвакуации вывешены не в соответствии с местами нахождения, указанных на планах, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.6.2.10 ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- руководитель организации не обеспечивает наличие в помещении пожарного поста инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты, что нарушает требования ч.2,ч.3,ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.56 Правил №1479;

- в отношении объекта инструкция о мерах пожарной безопасности выполнена не в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII постановления Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, что нарушает требования ч.2,ч.3, ч.4 ст.4, п.2,ч.1,ст.6 Закона №123-ФЗ, п.2 Правил №1479.

В тоже время, как установлено судом, директором МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район Панасенко Е.А., предпринимались меры для исполнения требований прокурора, а именно: огнетушители расположены согласно инструкции, установлены световые указатели направления движения к источникам противопожарного водоснабжения, проведена проверка средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара, на светильники коридора третьего этажа установлены колпаки, на люке чердачного помещения размещена информация о месте нахождения ключа, вывешены планы эвакуации согласно распоряжению, заведены журналы эксплуатации систем противопожарной защиты, журнал учета первичных средств при пожаротушении, журнал регистрации работ по ТО и ППР систем охранного видеонаблюдения, журнал регистрации работ по ТО и ППР объектов оборудования системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты с выводом сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», составлены инструкции о действиях при пожаре и эвакуации при ЧС, что подтверждается фотографиями, представленными в материалах дела, копией акта проверки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара от 01.09.2021 года, копией акта проверки работоспособности установки средств пожарной сигнализации в помещениях МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район, копиями инструкций о действиях при пожаре и срабатывании АПС в дневное и ночное время персонала МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район и эвакуации при ЧС от 01.09.2021 года. Кроме того, ею были составлены сметы и направлены заявки учредителю на приобретение дверей для коридоров и лестничных клеток с приспособлением для самозакрытия и с уплотнением в притворах и заявка на оборудование автоматической системой пожарной сигнализацией чердачного помещения. Составлена декларация пожарной безопасности, которая находится на согласовании в ОНД и ПР Крымского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, что подтверждается копиями писем начальнику управления образования Крымский район от 11.02.22 №104, от 22.02.2022 №86.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система образования включает в себя органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

Согласно п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

На основании п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, администрация муниципального образования Крымский район, являясь собственником имущества бюджетных образовательных учреждений, обязана создавать безопасные условия для обучения несовершеннолетних.

Как видно из материалов дела, информация о фактическом состоянии противопожарной защищенности объектов образования всех форм собственности, расположенных на территории МО Крымский район, требующих значительных финансовых затрат на устранение нарушений требований пожарной безопасности, доведена до главы МО Крымский район письмом от 15.02.2022 года № 81-9-28-1-18.

Несоблюдение установленных законом требований в сфере пожарной безопасности может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожара, в том числе, несовершеннолетних, в связи с чем, перечисленные нарушения законодательства требуют немедленного устранения.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район и администрацией муниципального образования Крымский район были приняты меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и созданию безопасных условий обучающихся во время пребывания их в организации, осуществляющей образовательную деятельность, но не в полном объеме. Нарушения в полном объёме не устранены, в связи с отсутствием финансирования.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Аналогичная норма закреплена ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что Крымский межрайонный прокурор, обращаясь с данным заявлением в суд, выступает в интересах несовершеннолетних, поскольку принимает меры по обязанию соответствующего образовательного учреждения и администрации муниципального образования Крымский район создать необходимые условия для получения образования.

При таких обстоятельствах, установленных судом, исковые требования подлежат удовлетворению в части, поскольку основаны на законе и подтверждаются материалами дела.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Крымского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа (МБОУ СОШ) № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район и администрации муниципального образования Крымский район в порядке ст.45 ГПК РФ – удовлетворить частично.

Обязать МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район (ОГРН ИНН ), расположенное по адресу; , устранить в полном объеме выявленные нарушения требований пожарной безопасности путем проведения следующих мероприятий:

- обеспечить ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности установленных в здании школы с эксплуатацией сверх срока службы до их замены в установленном порядке,

- оборудовать двери на путях эвакуации, установленные в лестничных клетках приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах,

- оборудовать чердачные помещения автоматической системой пожарной сигнализации,

- установить двери, предусмотренные проектной документацией в лестничных клетках, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации,

- оборудовать выходы из помещений и этажей на лестничные клетки дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах,

- получить декларацию пожарной безопасности,

Обязать администрацию муниципального образования Крымский район выделить денежные средства, необходимые для устранения выявленных в МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район нарушений требований пожарной безопасности.

В остальной части заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Крымский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: В.В. Корныльев