ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1646/2016 от 05.10.2016 Кореновского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2-1646/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 октября 2016 года город Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Швецова С.И., при секретаре Гончаровой А.С., с участием представителя истца Калала М.И., действующего на основании доверенности, Бухтияр С.С., представителя ответчика ОАО НПК «ПАНХ», действующего на основании доверенности, Пановой Н.Г., ст. помощника прокурора Кореновского района Тонконоженко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя Калала М.И. к ОАО НПК «ПАНХ» о возмещении вреда, причиненного здоровью при эксплуатации воздушного судна и установлении степени ответственности отдела сертификации Росавации за выдачу сертификата с нарушением требований ФАГ1.

УСТАНОВИЛ:

Представитель Калала М.И. обратился в суд с иском к ОАО НПК «ПАНХ» о компенсации причиненного вреда здоровью в размере 5 205 000 руб., ссылаясь на то, что он получил производственную травму находясь в служебной командировке, был признан инвалидом 1-ой группы.

С 09 января 2013 года, между ним и ОАО НПК «ПАНХ» был заключен трудовой договор № 2, согласно которого, он был принят на работу в должности «механика бортовой авиаотряда (МИ-8) бортмеханика 3 класса ГА».

Согласно действующего законодательства, занимая должность бортмеханика в ОАО НПК «ПАНХ», на основании приказа генерального директора ОАО НПК «ПАНХ» от 26.07.2013 № 483/к «О направлении в командировку» был командирован в республику Джибути, с 28 июля по 30 июля 2013 года, для перегонки вертолетов Ми-8МТВ.

Выполнение полета должно было осуществляться на воздушном судне Ми-8МТВ № 25497. Однако, в нарушение действующего законодательства, по истечении срока указанного в командировочном предписании, а именно, 31 июля 2013 г., экипаж вертолёта Ми-8МТВ RA-25497, состоящий из командира воздушного судна В.Д.А., второго пилота М.К.Ю., бортмеханика Калала М.И. и авиатехника В.И.А., эксплуатант ОАО НПК "ПАНХ", выполнял рейс РNН 9797 по маршруту Джибути - Аддис-Абебе-Джуба. Полёт осуществлялся совместно с вертолётом-лидером Ми-8 МТВ КА-251 14, следующего рейсом РNН 9714, В 04:31 (UТС), 08:31 (МСК, далее UTS).

Экипаж произвёл взлёт из а/п Джибути, имея на борту одного служебного пассажира и служебный груз массой 640 кг. Взлётный вес и центровка вертолёта соответственно составлял 11915 кг, + 117 мм, что не выходило за установленные руководством по лётной эксплуатации вертолёта МИ-8МТВ ограничения (+300мм.95мм). Метеоусловия взлёта соответствовали следующим значениям: температура воздуха +26С, давление аэродрома 762 мм. рт. ст., направление ветра у земли 120, скорость ветра 2-3 м/с, превышение аэродрома 17 метров. Согласно показаниям КВС и второго пилота, при подходе к зоне круга а/п Аддис-Абеба, командирам вертолёта лидера Ми-8МТВ RА-25114Н следующего за ним МИ-8МТВ RА-25497, было указано находится в зоне ожидания аэропорта. Маневрируя в зоне ожидания и не имея визуального контакта с вертолётом лидером, опасаясь столкновения с ним, КВС вертолёта МИ-8МТВ RА-25497 принял решение незначительно снизиться. Выполняя полёт на другой высоте, периодически переходил на полёт по ППП и, при появлении разрывов в облачности, переходил на полёт ПВП, контролируя своё местоположение по наземным ориентирам и оценивая возможность выполнения вынужденной посадки, на случай невозможности запланированной посадки в а/п Аддис-Абеба, по погодным условиям. Получив информацию на продолжение полёта, КВС вертолёта Ми-8 МТВ RА-25497 перевёл вертолёт в набор высоты. На какой-то момент, КВС за приборами, допустил увеличение тангажа на кабрирование, с потерей поступательной и увеличением вертикальной скорости снижения. Второй пилот, бортмеханик обнаружили эти отклонения и сообщили о них КВС. Малый запас высоты и вялая реакция вертолёта на отклонения РЦШ (по мнению экипажа связанная с нарушением эффективности работы продольного канала управления автопилота) не позволяли устранить ошибку пилотирования. В создавшейся аварийной ситуации, КВС дал команду членам экипажа приготовиться к грубой посадке. Анализ крок места АП показывает, что столкновение вертолёта с землёй произошло не в посадочном положении (без крена, но с большим углом тангажа на пикирование), без поступательной скорости и со значительной вертикальной скоростью. Вертолёт, при посадке не опрокинулся. Основной удар пришёлся на кабину экипажа. Все члены экипажа и один пассажир были травмированы.

С места крушения вертолёта Ми-8 МТВ RА-25497 он был в экстренном порядке госпитализирован в мемориальный госпиталь красного креста Балча г. Аддис-Абеба республики Эфиопия, с диагнозом: сочетанная травма: компрессионный перелом позвонка Thl III степени; оскольчатый прелом диафиза правой бедренной кости; продольный перелом дистальной лучевой кости правого предплечья. Ушиб грудной клетки. Ушибленные раны лица, открытый перелом лобной кости слева. -Ушибленные раны волосистой части головы затылочной области. Травматический шок П-Ш ст.

С 31.07.13 года, в течении месяца, он находился в вышеуказанном госпитале, однако должного лечения там не оказывалось, по причине отсутствия должного медицинского оборудования.

31.08.13 года он был выписан для дальнейшего прохождения лечения по месту жительства и доставлен санитарной авиацией в ККБ №1 г. Краснодара. Однако, ввиду несвоевременной доставки в квалифицированное медицинское учреждение, (по линии посольства РФ в Эфиопии, через несколько часов после падения вертолета, всех пострадавших было предложено срочно эвакуировать спец бортами в медицинские учреждения РФ для оказания им квалифицированной мед. помощи.) Но руководство ОАО НПК «ПАНХ» отказалось от принятия такого предложения, напротив, решив оказывать мед. помощь пострадавшим в Эфиопии, силами местного медицинского персонала.

Ненадлежащее и несвоевременное оказания квалифицированной медицинской помощи привело к появлению воспалительных явлений в виде флегмоны и сепсиса, остеомиелита, что в свою очередь явилось причиной проведения четвертой экстренной операции сделанной 02.09.13 года. И двух последующих плановых операций. В результате чего была проведена химическая обработка флегмоны, химическая обработка раны бедра, некрэктомия, удаление МОС, наложение АВФ, дренирование, остеонекрэктомия, ушивание раны на дренажах. Так же следует отметить, что заболевание остеомиелитом не излечимо, можно привести его только в состояние ремиссии. Проявиться это заболевание может в любое время, и привести к самым непредсказуемым последствиям, от ампутации ноги до летального исхода.

02.10.2013 года был выявлен компрессионно-оскольчатый перелом тела Тh 12 со смещением отломков в полость позвоночного канала, до 11 мм, а также переломы правых поперечных отростков L-1 L2 перелом в/3 тела грудины. Перелом заднего края правой вертлужной впадины. В связи с чем, истец перенес очередную плановую операцию: транспедикулярный остеосинтез Thll- Ll 4х винтовой системой.

10.10.2013 года была вновь проведена операция с диагнозом: синтез правого лучезапястного сустава в АВФ, проводилась дозированная дистракция, 22.10.13 синтез правого бедра по Илизарову, экстракортикальный остеосинтез лучевой кости справа, шов шиловидного отростка, синтез в АВФ правого л\запястного сустава.

20.11.2013 года в результате осложнения вызванного последствиями операций проведенных эфиопскими врачами в виде несросшийся фрагментарный оскольчатый перелом с/з-н/з правой бедренной кости со вторичным смещением отломков, хронический постгравматический остеомиелит правой бедренной кости, была сделана новая операция: Перемонтаж аппарата внешней фиксации на правом бедре и голени под рентген-контролем. Ревизия места перелома, удаление свободнолежащего костного отломка.

19.12.2013 года он перенес еще очередную плановую операцию: перемонтаж АВФ, санация раны.

В ходе медицинского осмотра 26.05.2014 года было выявлено новое осложнение в виде воспалительного процесса мягких тканей в области стержней. 30.07.2014 была проведена очередная операция: РХООО, ревизия, санация, дренирование гнойного очага правого бедра. Демонтаж КДА правого бедра, установка антимикробного спейсера.

10.02.15 г. под ЭТН выполнена реконструктивно-пластическая операция по профилю 16.00.50.004: удаление спейсера, трансартикулярный остеосинтез универсальным бедренным стержнем с проксимальным и дистальным блокированием (ChM) по статической схеме, чрескостный остеосинтез, остеотомия правой бедренной кости в в/з для последующего замещения дефекта во времени.

22.07.15 г. под ЭТН выполнена реконструктивно-пластическая операция по профилю 16.00.25.004: открытая адаптация фрагментов бедренной кости, костная аутопластика трансплантатом из гребня подвздошной кости, накостный остеосинтез области адаптации фрагментов, удаление дистракционных тросов, демонтаж АВФ. (оперирующий хирург проф. С.Л.Н.).

Данное происшествие, согласно результатам расследования комиссии, было признано несчастным случаем на производстве от 31.07.2013, о чем составлен Акт по форме Н-1 №3 от 27.02.2014. В результате данного несчастного случая на производстве Калала М.И. получил вред здоровью в виде сочетанная травма груди, позвоночника, конечностей, закрытая травма грудной клетки, многочисленные переломы рёбер с двух сторон, закрытый перелом правого бедра.

Данные повреждения согласно справки МСЭ-2006 № 0026285 повлекли утрату профессиональной трудоспособности на 100 %.

В результате крушения воздушного судна он получил телесные повреждения, которые очень сильно отразились на здоровье и привели к ряду тяжелых хронических заболеваний. Проведенные курсы лечения не привели к восстановлению здоровья и работоспособности.

Все это время администрация ОАО НПК «ПАНХ» никакой материальной помощи в лечении не оказывала.

По настоящее время он испытывает постоянные сильные боли, лишен возможности передвигаться. Денежных средств, выплаченных ответчиком в соответствии с договором страхования от несчастных случаев в размере 80 000 руб. и в соответствии с положением п.9 трудового договора № 167 от 20 ноября 2012 года ОАО НПК «ПАНХ» в общей сумме 154 000 руб., оказалось недостаточно для продолжения курса лечения, приобретения лекарственных средств.

Руководство ОАО НПК «ПАНХ» застраховало его в ООО «страховая компания «АСКОР» по договору № 1020.00.01 страхования от несчастных случаев от 12.02.2013 года Л.2299, период страхования с 16.02.2013 года по 15.02.2014 года страховая сумма составляла 100 000 руб.

Страховую сумму работодатель рассчитал согласно ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ « О минимальном размере оплаты труда» из базовой суммы, равной 100 руб. Данными действиями работодатель умышленно грубо нарушил требования Федерального закона от 26.11.2002 года № 152-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные статьи РФ, связанные с осуществлением обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

С 01 января 2013 года сумма МРОТ составляла 5 205 руб. согласно ст. 1 Ф.З. № 232-Ф.З. от 03.12.2012 года. Согласно законодательства РФ страховая сумма обязательного страхования на каждого члена экипажа на момент заключения договора составляла 5 205 000 руб.

При выполнении международных полетов заявитель (эксплуатант) обеспечивает обязательные виды страхования в соответствие, с законодательством государств, над территорией которых выполняется полет. Данные требования регламентируются Федеральными авиационными правилами (ФАП-26) и международными правилами ИКАО. При выдаче сертификата эксплуатанта эти требования были нарушены.

Согласно справки МСЭ-2012 №2136491 № 570 от 04.06.2014 года он признан инвалидом 1-ой группы. Долгое время он испытывал ужасную физическую боль и думал, что не сможет ее выдержать. После перенесенных хирургических операций ему стало немного лучше, однако до настоящего времени, он продолжает испытывать физическую боль, и не может жить без обезболивающих медицинских препаратов. На длительное время он потерял аппетит и сон, давление резко понизилось, он стал нервным и раздражительным.

При лечении, применялось очень большое количество антибиотиков, что привело к ухудшению работы печени и почек. В результате частого применения обезболивающих препаратов, в двенадцатиперстной кишке образовалась язва.

Благодаря квалифицированной медицинской помощи, оказанной ему в клиниках РФ, он остался жив, и не потерял ногу. Однако до настоящего времени, он прикован к кровати, и не имеет возможности самостоятельно передвигаться, в результате чего, он лишен многих материальных и нематериальных благ.

Он перенес около 20 сложных операции правого бедра и н/конечностей и на этом его лечение не заканчивается. Врачи прогнозируют как минимум еще 8-10 операций.

В результате действий ответчика он может совсем лишиться ноги. Кроме этого он несколько раз в год вынужден проходить специальный курс дорогостоящего лечения, и реабилитации.

Просил суд изыскать с ОАО НПК «ПАНХ» в его пользу 5205000 руб. (пять миллионов двести пять тысяч рублей) в качестве компенсации возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью при эксплуатации воздушного судна (источника1 повышенной опасности); установить степень ответственности отдела сертификации Росавиации за выдачу сертификата с нарушениями требований ФАГ1.

Представитель истца Калала М.И., действующий на основании доверенности, Бухтияр С.С. в судебном заседании заявленные исковые требования своего доверителя поддержал и просил суд их удовлетворить, снизив сумму исковых требований своего доверителя до суммы 5 105 000 руб., поскольку 100 000 руб. были выплачены его доверителю страховой компанией, где была застрахована его жизнь и здоровье. Считает, что ответчик должен выплатить ему требуемую сумму, так как имеется вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г.Краснодара от 29.03.2016г. по иску члена экипажа пострадавшего вертолета В.И.А. к ответчику ОАО НПК «ПАНХ», по которому была взыскана сумма возмещения вреда, превышающая сумму страхования жизни и здоровья членов экипажа – более 100 000 руб.

Представитель ответчика ОАО НПК «ПАНХ», в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что 28 июля 2013г. Калала М.И., работая в ОАО НПК «ПАНХ» в должности механика бортового авиаотряда был направлен в командировку для перегонки вертолетов Ми-8МТВ по договору №162/PANH/EVR/SC/ЛB/0610 в Республику Джибути. 31.07.13г. экипаж воздушного судна Ми-8МТВ-1 RA-25497, эксплуатантом которого являлось ОАО НПК «ПАНХ», осуществлял перелет из аэропорта Джибути в аэропорт Джуба, Южный Судан для работы по контракту со Всемирной Продовольственной программой ООН. В 24 милях от аэропорта г.Аддис-Абеба, Эфиопия, вертолет выполнил жесткую посадку. На борту находилось 4 члена экипажа, в том числе Калала М.И., все они были доставлены в военный госпиталь Балча 31.07.2013г. в 15.35 в экстренном порядке.

ОАО НПК «ПАНХ», являясь работодателем и эксплуатантом воздушного судна, выполнило в полном объёме все требования действующего законодательства в связи с трудовыми и вытекающими из них отношениями, связанными с вышеуказанным несчастным случаем на производстве.

Так, в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ОАО НПК «ПАНХ» своевременно и в полном объёме вносило страховые взносы в ФСС за Калалу М.И. как авиационного специалиста. Истцом был получен Акт №2 «О несчастном случае на производстве», на основании которого Калала М.И. получил страховую выплату в размере 100 000 руб. Надлежащее выполнение данной обязанности работодателем позволило истцу получить единовременное пособие в связи с несчастным случаем на производстве и получать ежемесячные выплаты в размене 100 % от утраченного заработка.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Истец не представил документы, подтверждающие обращение в ФСС с заявлением об оплате расходов на медицинскую и социальную реабилитацию.

Согласно требованиям п.2. ст.132 Воздушного кодекса РФ (в редакции указанной статьи, действовавшей до 23 мая 2016 года), ОАО НПК "ПАНХ" за свой счет произвело обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна. Калала М.И. был застрахован в ООО «Страховая компания «АСКОР» по Договору №1020 00.01 страхования от несчастных случаев от 12.02.2013г., полис 2299 серии Л. Период страхования с 16 02.2013г. по 15.02.2014г. Страховая сумма составляла 100 000 руб. Страховая выплата по Договору страхования №1020.00.01 Калале М.И. произведена по страховому акту 93/13-2 в размере 100 000руб., без налога (НДС), что подтверждается платежным поручением №777 от 27.06.2014 года

Так же ОАО НПК «ПАНХ» застраховало в ООО «Проминстрах» членов экипажа, в том числе Калалу М.И., согласно Полиса №СВЗР-13-300618-23 от 27.07 2013 г. «Страхования граждан, выезжающих за рубеж» Страховыми рисками по данному виду страхования являлось медицинское обслуживание и оплата медицинских расходов (амбулаторное и стационарное лечение); организация и оплата медицинской транспортировки к больнице или месту жительства, репатриация тела в случае смерти. Страховая сумма на Калалу М.П., составила 30 000 долларов США.

Согласно ст. 14. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" медицинская помощь гражданину РФ за пределами территории Российской Федерации оказывается согласно условиям, предусмотренным полисом медицинского страхования или заменяющим его документом, действительными для получения медицинской помощи за пределами территории Российской Федерации.

Обосновывая размер исковых требований, истец ссылается на размер МРОТ на дату авиационного происшествия. Однако, доводы истца противоречат нормам закона. Доводы истца о том, что ОАО НПК "ПАНХ" неправомерно застраховало истца и остальных членов экипажа воздушного судна, в соответствии со ст. 132 ВК РФ на 1000 минимальных размеров оплаты труда(МРОТ) исходя из базовой ставки в размере МРОТ -100 рублей, а не в размере МРОТ - 5205 руб., является ошибочными, поскольку не основаны на системном толковании норм права.

Ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплате труда» МРОТ установлен для применения в целях регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также, иных целей обязательного социального страхования и равен 5205 рублей в период возникновения правоотношений.

В ст.4 ФЗ №152-ФЗ от 26.11.2002г. указано об исключении из ст.3 ФЗ-82 от 19.06.2000 г слов «и выплат в размере вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей». Данное исключение внесено законодателем в соответствии с изменениями, внесенными в указанный закон статьей 3 «Внести в пункт 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3803; 2001, N 44, ст.4152) изменение, изложив его в следующей редакции:

"11 Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации,"

В период спорных правоотношений действовала редакция ст.132 ВК РФ (до 23 мая 2016 года), в соответствии с которой, страховая сумма на каждого члена экипажа воздушного судна устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, исчисленная в соответствии со ст. 5 ФЗ «О минимальном размере оплате труда» №82-ФЗ. Согласно указанной статье, до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты груда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размена оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 3 1 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

На сегодняшний день, в связи с авиакатастрофой в результате теракта ВС «Когалымавиа», произошедшей в Египте, была ускорена процедура изменения размера страховой выплаты членам экипажей ВС со Ста тысяч рублей (1000 МРОТ) до 1 миллиона рублей, без привязки к МРОТ. (Изменения внесены Федеральным Законом от 23 мая 2016 года № 147-ФЗ).

Доводы истца о том, что ОАО НПК «ПАНХ» не оказывало материальной помощи потерпевшему, не посещали его в больнице, не пыталось загладить причиненный вред, не соответствует действительности.

Вопросами организации эвакуации пострадавших ОАО НПК «ПАНХ» занималось постоянно с момента поступления наших сотрудников в госпиталь 31 июля 2013г. и до их госпитализации в ККБ №1 им. Очаповского. После происшествия связь с экипажем отсутствовала, о состоянии пострадавших сотрудники ОАО НПК «ПАНХ» узнавали от сотрудников военного госпиталя РКК в Аддис-Абебе. 01.08.2013г. в Аддис-Абебу для оказания помощи пострадавшим прибыл С.А.А. - 1й заместитель генерального директора ОАО НПК «ПАНХ». С.А.А. встречался с представителями Посольства РФ в Эфиопии для оказания помощи по транспортировке пострадавших из Эфиопии. После чего ОАО НПК «ПАНХ» неоднократно велись переговоры, а также направлялись письменные обращения в МИД РФ и непосредственно к Министру ЧС.

МИД РФ был направлен пакет документов в Минздрав и МЧС РФ о состоянии здоровья пострадавшего в Эфиопии экипажа с целью выделения самолета для перевозки их в а/п Краснодар, требовалось заключение Минздрава о состоянии здоровья пострадавших для дальнейшей перевозки на ВС МЧС. Параллельно с этим, сотрудниками ОАО НПК «ПАНХ» велись переговоры со страховой компанией, которая обязана была организовать транспортировку пострадавших, согласно условиям страхования. 22 августа ООО «Проминстрах» сообщило, что сможет оказать содействие в вывозе пострадавших после завершения всех медицинских и транспортных мероприятий, в зависимости от состояния здоровья застрахованных.

Перевозка пострадавших должна была осуществляться самолетом с медицинским модулем для перевозки, в сопровождении медицинского персонала. ОАО НПК «ПАНХ» совместно со страховой компанией осуществляло поиск перевозчиков, обладающих данными возможностями перевозки пострадавших из Эфиопии в Краснодар.

Дата транспортировки пострадавших была определена врачами по медицинским показателям пострадавших, ОАО НПК «ПАНХ» ни при каких обстоятельствах не могло влиять на готовность транспортировки пострадавших.

Согласно выписке из истории болезни №0007067 от 31 августа 2013г. Калала М И находился на лечении в госпитале Балча с 31.07.2013г. по 31.08.2013г. и ему было проведено обследование: R-графия грудной клетки, правого предплечья, правого бедра, головы от 31.07.2013г.; ЭКГ от 31.07.2013; анализы крови и мочи. Калала М.И были проведены операции: 31.07.2013г., 05.08.2013г.,10.08.2013г., после проводилось медикаментозное лечение. Было рекомендовано продолжить лечение у травматолога по месту жительства.

ОАО НПК «ПАНХ» приняло все необходимые меры для организации перевозки пострадавших из а/п Аддис-Абеба в а/п Краснодар для дальнейшего лечения. Переписка ОАО НПК «ПАНХ» с департаментом Африки, со Страховой компанией ООО «Проминстрах», Краевой клинической больницей №1 Краснодарского края, подтверждающая данные обстоятельства, приложена к исковому заявлению.

Эвакуация пострадавших была произведена из г.Аддис-Абеба (Эфиопия) в аэропорт г.Краснодар 31.08.2013г. Эвакуация была оплачена ООО «Проминстрах» в соответствии с правилами страхования граждан, выезжающих за рубеж», в пределах страховой суммы в соответствии с заключенными договорами страхования, страхователем по которым выступал ОАО НПК «ПАНХ».

Также ОАО НПК «ПАНХ» взаимодействовало с ККБ №1 Краснодарского края с целью организации встречи пострадавших в аэропорту Краснодар и последующей транспортировки в ККБ №1 Краснодарского края на специальном транспорте.

За время нахождения Калала М.И. в ККБ №1 Краснодарского края врач-терапевт ОАО НПК «ПАНХ» М.А.В. систематически посещала его, контролировала ход лечения, получала информацию от врачей ККБ№ 1.

Так же, М.А.В. осуществляла подбор специализированной клиники, имеющей современное оборудование и высококвалифицированных врачей для проведения истцу необходимой операции. ОАО НПК «ПАНХ» была оплачена операция Калала МИ в ФГБУ «РНИИТО им P.P. Вредена» Минздрава России в г.Санкт-Петербурге на сумму 259 465 руб., что подтверждается: п/п №2131 от 22.05.2014г., договором об оказании платных медицинских услуг №13/ПУ-14 от 17 апреля 2014г., электронным билетом на самолет от 15 декабря 2014г.

Истцом было получено от ОАО НПК «ПАНХ» единовременное денежное пособие в сумме 90 000 рублей, согласно его рапорта от 17.09.2013г. В трудовом договоре от 9 января 2013г., заключенном между ОАО НПК «ПАНХ» и Калала М.И. в п.9 указано, что при утрате работником работоспособности в результате несчастного случая, связанного с исполнением должностных обязанностей, ему дополнительно к установленному законодательством, выплачивается единовременное пособие в размере до 50 МРОТ в соответствии с коллективным договором.

Согласно п. 13.7 Коллективного договора для компенсации (в том числе морального вреда) работникам (или семьям работников) пострадавшим от травматизма не по собственной вине на производстве предусматриваются разовые выплаты помимо выплат, предусмотренных Законом РФ. В случае инвалидности 1 группы работнику выплачивается денежная сумма в размере до 50 МРОТ (в зависимости от стажа работы и степени личной вины). Истцу было выплачено 20 МРОТ. Размер 1 МРОТ на дату подачи Рапорта Калала М.И. составлял 5 205 руб. За вычетом 13% подоходного налога, сума к выплате составила 90 000 руб., что подтверждается п/п №3 от 23.09.2013г. и списком перечисляемой в банк зарплаты за сентябрь 2013г.

Истцу был компенсирован моральный вред в размере 500 000 рублей согласно условий Мирового соглашения, заключенного между истцом и ответчиком, и утвержденного Определением Кореновского районного суда Краснодарского края от 06 июня 2016 года, вступившим в силу 22 июня 2016 года.

Учитывая изложенное, полагали, что правовых оснований для удовлетворения исковых требования Калалы М.И. не существует.

Ст. помощник прокурора Кореновского района Тонконоженко Н.В. в судебном заседании полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Компенсация в качестве возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью при эксплуатации воздушного судна (источника повышенной опасности), не подтверждено законодательством. А, требования к суду установить степень ответственности отдела сертификации Росавиации, за выдачу сертификата, являются не состоятельными.

Так, в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом от 24.07.1998 № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании оз- несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» позволено работодателю получить истцу единовременное пособие в связи с несчастным случаем на производстве и получать ежемесячные выплаты в размере 100 % от утраченного заработка.

Согласно п. 2 ст. 132 Воздушного кодекса РФ (в редакции указанной статьи, действовавшей до 23.05.2016, ОВО НПХ «ПАНХ» за свой счет произвело обязательное страхование жизни и здоровья экипажа воздушного судна, страховая сделка составила 100 000 рублей, произведена выплата истцу по страховому акту, платежным поручением № 777т от 27,06.2014.

Этой же ст. 132 ВК РФ (до 23.05.20160 в соответствии с которой, страховая сделка на каждого члена экипажа воздушного судна устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, исчисленная в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» № 82 ФЗ.

Доводы истца о том, что ОАО НПК «ПАНХ» не оказывало материальной помощи истцу (не посещала его в больнице, не пытались загладить причиненный вред, перевозки, транспортировки, заключение минздрава, переговоры со страховой компанией, поиск перевозчиков, не осуществляли подбор специализированной клиники, имеющей современное оборудование и высококвалифицированных врачей, договора об оказании платных медицинских услуг) не нашло своего подтверждения.

Истцом было получено единовременное денежное пособие в сумме 90 000 рублей и был компенсирован моральный вред в размере 500 000 рублей. Все, что полагалось истцу, стороной было выплачено.

Оснований для новых исковых требований у истца нет. В удовлетворении исковых требований о компенсации вреда здоровью в размере 5 250 000 рублей просил суд отказать.

Суд, выслушав доводы сторон, ст.помощника прокурора Кореновского района, полагавшего отказать в удовлетворении иска, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что с 09 января 2013 года, между истцом Калала М.И. и ОАО НПК «ПАНХ» был заключен трудовой договор № 2, согласно которого, он был принят на работу в должности «механика бортовой авиаотряда (МИ-8) бортмеханика 3 класса ГА».

Согласно действующего законодательства, занимая должность бортмеханика в ОАО НПК «ПАНХ», на основании приказа генерального директора ОАО НПК «ПАНХ» от 26.07.2013 № 483/к «О направлении в командировку» был командирован в республику Джибути с 28 июля по 30 июля 2013 года для перегонки вертолетов Ми-8МТВ.

31 июля 2013 года экипаж воздушного судна Ми-8 МТВ Ra-25497 осуществлял перелет из аэропорта Джибути в аэропорт Джуба (Южный Судан). При подлете к г. Аддис-Абеба (Эфиопия) вертолет вошел в зону плохих метеоусловий в горной местности, допустил снижение и столкновение с земной поверхностью. При этом, истцом были получены травмы, и назначена инвалидность 1 группы.

ОАО НПК «ПАНХ», являясь работодателем и эксплуатантом воздушного судна, выполнило все требования действующего законодательства в связи с трудовыми и вытекающими из них отношениями, связанными с вышеуказанным несчастным случаем на производстве.

Так, в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ОАО НПК «ПАНХ» своевременно и в полном объёме вносило страховые взносы в ФСС за Калалу М.И. как авиационного специалиста. Истцом был получен Акт №2 «О несчастном случае на производстве», на основании которого Калала М.И. получил страховую выплату в размере 100 000 руб. Надлежащее выполнение данной обязанности работодателем позволило истцу получить единовременное пособие в связи с несчастным случаем на производстве и получать ежемесячные выплаты в размене 100 % от утраченного заработка.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Согласно требованиям п.2. ст.132 Воздушного кодекса РФ (в редакции указанной статьи, действовавшей до 23 мая 2016 года), ОАО НПК "ПАНХ" за свой счет произвело обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна. Калала М.И. был застрахован в ООО «Страховая компания «АСКОР» по Договору №1020 00.01 страхования от несчастных случаев от 12.02.2013г., полис 2299 серии Л. Период страхования с 16 02.2013г. по 15.02.2014г. Страховая сумма составляла 100 000 руб. Страховая выплата по Договору страхования №1020.00.01 Калале М.И. произведена по страховому акту 93/13-2 в размере 100 000руб., без налога (НДС), что подтверждается платежным поручением №777 от 27.06.2014 года

Также ОАО НПК «ПАНХ» застраховало в ООО «Проминстрах» членов экипажа, в том числе Калалу М.И., согласно Полиса №СВЗР-13-300618-23 от 27.07 2013 г. «Страхования граждан, выезжающих за рубеж» Страховыми рисками по данному виду страхования являлось медицинское обслуживание и оплата медицинских расходов (амбулаторное и стационарное лечение); организация и оплата медицинской транспортировки к больнице или месту жительства, репатриация тела в случае смерти. Страховая сумма на Калалу М.П., составила 30 000 долларов США.

Согласно ст. 14. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" медицинская помощь гражданину РФ за пределами территории Российской Федерации оказывается согласно условиям, предусмотренным полисом медицинского страхования или заменяющим его документом, действительными для получения медицинской помощи за пределами территории Российской Федерации.

Обосновывая размер исковых требований, истец ссылается на размер МРОТ на дату авиационного происшествия. Однако, доводы истца противоречат нормам закона. Доводы истца о том, что ОАО НПК "ПАНХ" неправомерно застраховало истца и остальных членов экипажа воздушного судна, в соответствии со ст. 132 ВК РФ на 1000 минимальных размеров оплаты труда(МРОТ) исходя из базовой ставки в размере МРОТ -100 рублей, а не в размере МРОТ - 5205 руб., является ошибочными, поскольку не основаны на системном толковании норм права.

Ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплате труда» МРОТ установлен для применения в целях регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также, иных целей обязательного социального страхования и равен 5205 рублей в период возникновения правоотношений.

В ст.4 ФЗ №152-ФЗ от 26.11.2002г. указано об исключении из ст.3 ФЗ-82 от 19.06.2000 г слов «и выплат в размере вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей». Данное исключение внесено законодателем в соответствии с изменениями, внесенными в указанный закон статьей 3 «Внести в пункт 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3803; 2001, N 44, ст.4152) изменение, изложив его в следующей редакции:

"11 Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации,"

В период спорных правоотношений действовала редакция ст.132 ВК РФ (до 23 мая 2016 года), в соответствии с которой, страховая сумма на каждого члена экипажа воздушного судна устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, исчисленная в соответствии со ст. 5 ФЗ «О минимальном размере оплате труда» №82-ФЗ. Согласно указанной статье, до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты груда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размена оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 3 1 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

На сегодняшний день, в связи с авиакатастрофой в результате теракта ВС «Когалымавиа», произошедшей в Египте, была ускорена процедура изменения размера страховой выплаты членам экипажей ВС со Ста тысяч рублей (1000 МРОТ) до 1 миллиона рублей, без привязки к МРОТ. (Изменения внесены Федеральным Законом от 23 мая 2016 года № 147-ФЗ), однако они не могут быть распространены на истца.

Кроме того, суд считает необходимым согласиться с доводами ответчика, что Калала М.И. при осуществлении своей трудовой деятельности связанной с источником повышенной опасности, был связан с риском попадания в авиационные происшествия, а также ему было известно о размерах страхования, в случае авиационного происшествия и компенсации вреда здоровью, при таких происшествиях. В связи с этим, суд считает необходимым отказать представителю истца Калала М.И. в удовлетворении его исковых требований. Что касается требований представителя истца в части установлении степени ответственности отдела сертификации Росавации за выдачу сертификата с нарушением требований ФАГ1, то суд не находит законных оснований для удовлетворения этих требований и считает необходимым отказать в их удовлетворении.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований по иску представителя Калала М.И. к ОАО НПК «ПАНХ» о возмещении вреда, причиненного здоровью при эксплуатации воздушного судна, взыскании 5105000 руб. – компенсации возмещения вреда причиненного здоровью, установлении степени ответственности отдела сертификации Росавации за выдачу сертификата с нарушением требований ФАГ1. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <..>вого суда через Кореновский районный суд, в течение месяца, со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья Кореновского районного суда С.И.Швецов