ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1647/20 от 08.02.2021 Кинельского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 февраля 2021 года г. Кинель

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Куршевой Н.Г.,

при секретаре Огановой А.А.,

с участием ответчика Букреевой Т.С. и ее представителя Букреева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-57/2021 по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Букреевой Т. С. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО и по встречному иску Букреевой Т. С. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании счета на оплату услуг по обращению с ТКО необоснованным, обязании произвести перерасчет

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в Кинельский районный суд Самарской области с иском о взыскании с Букреевой Т.С. задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 21 451 рубля 92 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 844 рублей, указав, что истец по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твер­дыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории <адрес>. В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах про­изводства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) (далее Потребитель, Должник) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором (далее - Договор). Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Рос­сийской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156). Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил , Договор считается заключенным на усло­виях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Регио­нальным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опуб­ликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: <данные изъяты> в информаци­онно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также со­гласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения Договора подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю. Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. , в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помеще­ний и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по об­ращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. , а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на ДД.ММ.ГГГГ год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС). Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 (далее - Приказ № 1023) утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (далее - МКД и ИЖС соответственно) и составляет 0,091 м3 в год. Формула для расчета суммы ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории указанных выше городских округов в МКД и ИЖС: Единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 м3) х предельный тариф (598,16 руб./м3) /12 (количество месяцев в году). Ответчик является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Общая площадь объекта недвижимости составляет <данные изъяты> кв.м. Таким образом, в соответствии с вышеприведенной формулой, сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для Потребителя составляет 1 532 руб. 28 коп. С ДД.ММ.ГГГГ. Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 132 ГПК РФ, то есть в рамках искового производства. В адрес ответчика Региональным оператором были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием: ФИО ответчика, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты. По своему содержанию направленные ответчику платежные документы являются письменным требованием, адресованным ответчику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензий. Таким образом, направление ответчику платежных документов (квитанций) является доказательством соблюдения Региональным оператором досудебного порядка урегулирования спора. Однако, обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не было исполнено Должником, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, которая, согласно нижеприведённому расчёту, составляет 21 451 (Двадцать одна тысяча четыреста пятьдесят один) руб. 92 коп. Расчет суммы задолженности: 1532 руб. 28 коп. (сумма в месяц) х 14 (количество месяцев) = 21451 руб. 92 коп. (общая сумма задолженности).

Истцом было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Букреевой Т.С. задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 21 451 руб. 92 коп. ДД.ММ.ГГГГг. и.о.мирового судьи судебного участка №63 Кинельского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Букреевой Т.С. в пользу истца задолженности за предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января ДД.ММ.ГГГГ. в размере 21 451 руб. 92 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 298 руб. От Букреевой Т.С. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим и.о.мирового судьи судебного участка №63 Кинельского судебного район Самарской области ДД.ММ.ГГГГг. вынесено определение об отмене судебного приказа. До настоящего момента вышеуказанная задолженность ответчиком не погашена. В связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик Букреева Т.С., не согласившись с исковыми требованиями, обратилась со встречным иском к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании счета на оплату услуг по обращению с ТКО необоснованным, обязании произвести перерасчет, ссылаясь на следующее. Требование истца нарушают нормы ГК РФ, т.к. договорными отношениями являются между субъектами какого-либо взаимодействия, при котором оговариваются условия, права и обязанности сторон. ООО «ЭкоСтройРесурс» требует взыскать с Букреевой Т.С. сумму за услуги, которые фактически не оказывались, тем самым грубо нарушает права Букреевой Т.С. являющейся добросовестным гражданином, что подтверждается многочисленными грамотами и наградами Букреевой Т.С., как со стороны ОАО «РЖД» (стаж работы 32 года), так и со стороны Администрации г.о. Кинель. также требования истца нарушают законодательство по защите прав потребителей в части выставления счетов и требования их оплаты за не оказанные услуги, а также выставление дублирующих счетов на одну фамилию и объект, но разные лицевые счета, что вообще не допустимо. Уведомлений об аннулировании дублирующих счетов от истца. Требования истца продиктовано стремлением получения необоснованной экономической сверхприбыли и жажды наживы, так как ООО «ЭкоСтройРесурс» является сугубо коммерческой организацией, одной из основных целей которой, получение прибыли, согласно их Устава, условия оказания услуги по вывозу мусора как Регионального оператора, в данном случае, является вторичным, так как продиктовано условиями Соглашения с Министерством ЭиЖКУ Самарской области, что для истца финансово-хозяйственная деятельность. Коммерческая организация будет предпринимать все возможные действия для получения прибыли, а не для разбора сложившейся ситуации и установления истины. Сбор ТКО в <адрес> осуществляется только автомобилем-мусоровозом, (что не предусмотрено Публичным договором) принадлежащем не ООО «ЭкоСтройРесурс», а подрядчику МБУ «СБСК» директор Евдокимов А.А. на основании трехстороннего соглашения выше перечисленных организаций и Администрации г. Кинель. Директор МБУ «СБСК» Евдокимов А.А. вызван судом в качестве свидетеля. В суде Директор Евдокимов А.А. пояснил, что мусоровоз регулярно проезжал по улице, где проживает Букреева Т.С. (<адрес>), но не смог документально подтвердить свои слова. Букреева Т.С. ходатайствовала о приобщении к материалам дела информацию из средств объективного контроля ГЛОНАСС (п. 1.1 публичного договора), предназначенной для получения, обработки и передачи информации, имеющей значение для подтверждения факта исполнения обязательств – это позволяет установить, что по всей улице по адресу <адрес>, в том числе у жилого <адрес>, услуга по обращению с ТКО не оказывалась. Подтверждений со стороны Администрации г. Кинель, ООО «ЭкоСтройРесурс» и МБУ «СБСК» (собственника автомобилей-мусоровозов) не предоставлены суду вообще или в надлежащем виде. Спутниковая система ГЛОНАСС на основании Правил №1156 постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016г. обязывает оснастить каждую мусоросборную машину данной системой до ДД.ММ.ГГГГ. в обязательном порядке. Директор МБУ «СБСК» заявил, что подобной системы не было установлено в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ. Букреева Т.С. полагает, что данная организация стремится уйти от возможных штрафов и убытков в случае неоказания такой услуги. Кроме того, ответчик указала, что в <адрес> вообще отсутствуют контейнерные площадки или места для сбора мусора, что прямо нарушает п. 2 публичного договора. Единственная возможность избавиться от мусора, согласно требованиям законодательства РФ, воспользоваться услугами Регионального оператора, который услугу не оказывал. Курсирующая мусоросборная машина, собирающая мусор в нарушение публичного договора, не проезжала по <адрес>, где проживает ответчик. Букреева Т.С., являясь инвалидом, была вынуждена утилизировать мусор самостоятельно, на своем участке (пищевые отходы в компост для дальнейшего удобрения участка, бумагу и полиэтилен сжигать, металл складировать и сдавать на лом). Истец в собственном иске некорректно указывает срок начала действия публичного договора вступающий в силу на 16-й день после опубликования на официальном сайте ООО «ЭкоСтройРесурс» в сети интернет. Публичной договор опубликован ДД.ММ.ГГГГ, а счет выставляется с ДД.ММ.ГГГГ, что нарушает постановление Правительства РФ №1156 от 12 ноября 2016, так как договор должен начать действовать с ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт прямо указывает на некорректность расчетов при выставлении счета, свидетельствует о получении необоснованной выгоды и нарушение законодательства РФ. В связи с чем просила, признать счета на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами выставленные ООО «ЭкоСтройРесурс» Букреевой Т.С. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованным, определенным с нарушением публичного договора и ГК РФ, в связи с неоказанием услуг; обязании регионального оператора произвести перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО, исключив период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель истца не явился, судом извещен, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, настаивают на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в заявлении. При этом, возражают против встречных требований, указав, что они незаконны, необоснованны и не подлежат удовлетворению. Исходя из императивных указаний Федерального законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в частности постановления Правительства РФ №1156, следует, что место накопления ТКО – это непосредственно контейнерная площадка, которая соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также включена в территориальную схему обращения с отходами. На территории <адрес> отсутствуют контейнерные площадки, соответствующие требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также включена в территориальную схему обращения с отходами. Таким образом, для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в уполномоченные органы с соответствующей заявкой. В соответствии с пп. «в» п. 11 постановления Правительства Самарской области №471 в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление ТКО может производиться исключительно децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан. Кроме того, положения, устанавливающие периодичность вывоза ТКО, распространяют свое действие лишь в отношении мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему, по этой причине разделом 4.1 территориальной схемы <адрес> установлена периодичность вывоза ТКО при «поведерном» сборе, которая составляет 1 раз в неделю или реже. Вывоз ТКО из мест сбора отходов в <адрес> осуществляется децентрализованы способом, т.е. с использованием специально предназначенных емкостей, пакетов и др. Вывоз производится с периодичностью 2 раза в неделю (понедельник с 16.45 до 20.00, четверг с 6.45 до 20.00), что не противоречит требования Территориальной схемы <адрес>. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно сделать вывод о том, что собственник жилого дома не пользовался предоставляемой Региональным оператором услугой по обращению с ТКО. Таким образом, у истца имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшего к объекту недвижимости маршрута следования специализированной техники организации-перевозчика, проходящей по территории общего пользования, услуги по обращению с ТКО Региональным оператором оказывались своевременно, надлежащим образом и подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, истец в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представил суду доказательств, подтверждающих факт неоказания и (или) ненадлежащего оказания услуг Региональным оператором по обращению с ТКО за спорный период, а также не представил документального подтверждения самостоятельного вывоза и захоронения ТКО, оплаты услуг по обращению с ТКО иным лицам.

Что касается довода истца о предоставлении информации о вывозе мусора с адреса: <адрес>, с подтверждением с аппаратуры спутниковой системы, то в соответствии с п. 27 постановления Правительства РФ №1156 предусмотрено, что транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до ДД.ММ.ГГГГ. Система ГЛОНАСС является способом удаленного слежения за перемещениями транспортного средства, основанного на спутниковой навигации. Данная система предназначена для слежения в реальном времени (онлайн) за передвижением транспортных средств и не подразумевает под собой обязательной хранение полученных данных. У Регионального оператора отсутствует установленная законом обязанность хранить и предоставлять архивные сведения из системы ГЛОНАСС.

Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 157.2 ЖК РФ, заключение договора в письменной форме не требуется, между тем, по заявлению потребителя, договор в письменной форме может быть ему выдан. В письме министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. , в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ. Заключение договора в письменной форме не требуется. В установленный действующим законодательством срок истец не обратился к Региональному оператору с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на бумажном носителе. Таким образом, вышеуказанный договор считается заключенным на условиях типового договора, а услуга, оказываемая Региональным оператором, подлежит оплате с ДД.ММ.ГГГГ., то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуги потребителю. Таким образом, Региональный оператор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, предпринимает все необходимые меры к недопущению нарушений, в действиях Регионального оператора отсутствуют нарушения относительно обстоятельств, изложенных во встречном иске, а также считают, что оснований для освобождения истца от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО отсутствуют. На основании изложенного, просил отказать в удовлетворении встречных исковых требований Букреевой Т.С.

Ответчик Букреева Т.С. и ее представитель Букреев А.В. в судебном заседании возражали против заявленных требований, полагали, что они незаконны и необоснованны, просили отказать в удовлетворении исковых требований. Дали пояснения в соответствии с доводами, изложенными в отзыве на иск и во встречном исковом заявлении.

Представитель третьего лица Администрация г.о. Кинель Самарской области в судебное заседание не явился, судом извещен, приину неявки суду не сообщил.

Выслушав пояснения ответчика и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Частью 3 ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).

Установлено и сторонами не оспаривается, что Букреева Т.С. является собственником объекта недвижимого имущества по адресу: <адрес>, мкр. Горный, <адрес>, площадь объекта <данные изъяты> кв.м, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а также постоянно проживает в названном выше жилом доме.

Из представленных в суд документов следует, что задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО ответчика образовалась за период с января 2019 года по февраль 2020 года в размере 21 451 рубля 92 копеек, что подтверждается карточкой расчетов.

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного Кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 территории муниципальных образований подлежат регулярно очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона №83-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 24.6 названного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальным отходами, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными в установленном порядке субъектом РФ.

Из материалов дела следует, что истец по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.

В силу публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, а оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания истцом услуг потребителю.

С ДД.ММ.ГГГГ истец принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляло предоставление услуг по обращению с ТКО, а ответчик получал указанные услуги, отказа ответчика от фактического получения услуг в адрес истца не поступало, доказательств ненадлежащего исполнения или неисполнения истцом обязанности по предоставлению коммунальных услуг, в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Истцом в адрес ответчика были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг, однако обязанность по оплате услуг не была исполнена.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка №63 Кинельского судебного района Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Букреевой Т.С. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 21 451 рубля 92 копеек, расходы по оплате госпошлины в размере 422 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ приказ был отменен, поскольку поступили возражения от ответчика.

Согласно части 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Как указывалось выше и подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилого дома ответчика составляет 337,8 кв.м.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 года №846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ 395 утвержден предельный тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на ДД.ММ.ГГГГ год для населения в сумме 598,16 руб/куб.м.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 года №1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес>, в том числе и Самара на 1 кв.м общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов составляет 0,091 м3 в год.

Согласно формуле расчета суммы (единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 куб.м) х предельный тариф (598,16 руб/куб.м)/12 (количество месяцев в году) ежемесячная плата за коммунальную услугу для ответчика составляет 1532 рубля 28 копеек.

С ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.

Суд, с учетом изложенных обстоятельств и исходя из установленных тарифов по обращению с ТКО, и представленного расчета истца, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца задолженности по обращению с ТКО в сумме 21 451 рубля 92 копеек.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 844 рублей.

Что касается встречных исковых требований Букреевой Т.С. о признании счета на оплату услуг по обращению с ТКО необоснованным, обязании произвести перерасчет, то суд не находит законных оснований для их удовлетворения в виду следующего.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) (далее – Потребитель, Должник) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором (далее - Договор).

Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г.№» (далее – Правила№).

Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате ДД.ММ.ГГГГ., то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГг., в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Таким образом, редакция договора на оказание услуг по обращению с ТКО, опубликованная Региональным оператором на своем официальном сайте: <данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»ДД.ММ.ГГГГ соответствует императивно закрепленным в Постановлении Правительства РФ от12.11.2016№1156«Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от25.08.2008№641» требованиям к содержанию Договора на обращение с ТКО, а доводы истца о признании договора заключенным ДД.ММ.ГГГГ нормам действующего законодательства РФ, в том числе указанному выше постановлению Правительства Российской Федерации№1156, в связи с чем отклоняются судом.

Истцом также заявлены доводы о том, что ответчиком не установлены контейнеры и не организована контейнерная площадка в микрорайоне Горный г.о. Кинель.

В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема обращения с отходами).

Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами<адрес>, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйстваСамарской области от23.09.2016 №228.

Кроме того, в соответствии с разделом 6 постановленияПравительства Самарской области№449в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление ТКО может производиться децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.

Кроме того, в соответствии п. 2.6 постановленияПравительства Самарской областиот06.08.2018№449«Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории <адрес>» (далее – постановлением Правительства Самарской области№449) количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок лицами с учетом установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 8.6. постановленияПравительства Самарской области№449 бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников жилых помещений, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.

Согласно п. 8.7. постановленияПравительства Самарской области№449 бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников жилого дома несут собственники этого дома.

Согласно п. 8.9. ПостановленияПравительства Самарской области№449 в случае, если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не разграничен, собственник такого участка не определен, бремя содержания такой контейнерной площадки и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, возлагается на органы местного самоуправления.

В п. 13 постановления Правительства РФ№1156и постановленииПравительства Самарской области№449 указано, что Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

При этом под погрузкой ТКО понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.

В свою очередь под уборкой мест погрузки ТКО понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО отходов и перемещению их в мусоровоз (п. 2 постановления Правительства РФ№).

Таким образом, для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.

В целях развития территориальной схемы в обязанности органов местного самоуправления к вопросам местного значения отнесены участие в организации сбора, в том числе раздельного ТКО, а также создание мест накопления в соответствии с санитарными нормами и правилами и ведение их реестра.

Истцом Букреевой Т.С. указано, что ответчиком не оказывались услуги по вывозу ТКО. Указанные доводы суд также находит не обоснованными по следующим основаниям.

Допускается приобретение контейнеров и бункеров, а также пакетом и емкостей при децентрализованном вывозу мусора, непосредственно региональным оператором. Указанное следует из положений основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016г.№«О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Пунктом 90 Основ предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 % необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Однако, в тариф на услугу Регионального оператора на ДД.ММ.ГГГГ год, установленном Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства<адрес>, не включены расходы на приобретение контейнеров, бункеров и специально предназначенных емкостей.

Таким образом, контейнеры могут приобретаться и устанавливаться в местах накопления ТКО, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.

Случаи и основания уменьшения размера платы за коммунальные услуги определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила).

Пунктом 148(45) Правил№установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом и нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

При этом единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – акт), порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ№1156.

Довод Букреевой Т.С. о том, что факт неоказания услуг подтвердили также в судебном заседании свидетели Свидетель №1, Свидетель №2, не может быть принят во внимание, поскольку к пояснениям свидетелей следует отнестись критически, так как данные лица проживают на одной улице с истицей и заинтересованы в исходе настоящего дела.

Истицей не представлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства, являющийся доказательством, подтверждающим ненадлежащее оказание Региональным оператором услуг по обращению с ТКО.

Доводы истицы Букреевой Т.С. о непредоставлении информации о вывозе мусора с адреса: <адрес> подтверждением аппаратурой спутниковой системы ГЛОНАСС, судом отклоняются, так как система ГЛОНАСС является способом удаленного слежения за перемещениями транспортного средства, основанного на спутниковой навигации. Данная система предназначена для слежения в режиме реального времени – онлайн – за передвижением транспортных средств и не подразумевается под собой обязательное хранение полученных данных. Как следует из материалов дела, у Регионального оператора отсутствует установленная законом обязанность хранить и предоставлять архивные сведения из системы ГЛОНАСС.

При этом, в материалах дела имеется ответ МБУ «Служба благоустройства и содержания городского округа Кинель», согласно которого в <адрес> осуществляется децентрализованный способ (поведерный сбор) вывоза ТКО автомашиной <данные изъяты>. Сопроводительным документом при вывозе ТКО является путевой лист, который аналогичен для всех видов работ автомашин, в том числе и при вывозе ТКО. Вывоз ТКО осуществляется по установленному графику <адрес> понедельник, четверг с обязательным объездом всех улиц поселка. Автомашина оснащена спутниковой системой ГЛОНАСС и в процессе работы контролируется в системе онлайн, данные системы ГЛОНАСС за ДД.ММ.ГГГГ год не сохранены.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения встречных исковых требований Букреевой Т.С. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Букреевой Т. С. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 21 451 (двадцати одной тысячи четырехсот пятидесяти одного) рубля 92 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ года, расходы по оплате государственной пошлины в размере 844 (восьмисот сорока четырех) рублей.

В удовлетворении встречных исковых требований Букреевой Т. С. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

Решение в окончательной форме составлено 15 февраля 2021 года.

Председательствующий судья <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>