ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1648/13 от 28.11.2013 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

  дело № 2-1648/13                                     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2013 года                                                                        город Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Твердова И.В.

при секретаре Паас В.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании отказов управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район незаконными, заинтересованное лицо исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления МО Туапсинский район - администрация МО Туапсинский район в лице управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Туапсинский районный суд с заявлением о признании отказов управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район незаконными, обязать исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления МО Туапсинский район - администрацию МО Туапсинский район в лице управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский выдать разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

В судебном заседании ФИО1 требования заявления поддержал и пояснил, что в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 01 октября 2012 года №№, выданным Федеральным агентством водных ресурсов в лице Кубанского бассейнового управления, ему передан в пользование участок акватории Черного моря (Краснодарский край, Туапсинский район п.Джубга) для производства комплекса инженерных мероприятий по образованию пляжной зоны (отсыпка пляжа длиной 410м) с устройством наносоудерживающих бун. Площадь водопользования -0,0245 кв.км. Решение зарегистрировано в Кубанском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) 01 октября 2012 года. Срок водопользования определен в решении с 01 октября 2012 года по 01 октября 2013 года. В указанное время, на основании вышеназванного решения, мной было выполнено строительство наносоудерживающих бун, сооружения дорожного транспорта-эксплуатационная дорога, камнеулавливающей стенки, волногасящего пляжа (далее - гидротехнические сооружения) на основании проектной документации «Комплекс инженерных мероприятий по образованию пляжной зоны с устройством наносоудерживающих бун в районе п.Джубга Туапсинского района», разработанной ООО «Гидропроект». В соответствии с письмом Кубанского бассейнового управления от 17.04.2013г. №04-17/1578, условия указанного решения от 01.10.12г. на право использования водного объекта с целью строительства гидротехнических сооружений при реализации проекта «Комплекс инженерных мероприятий по образованию пляжной зоны с устройством гидротехнических сооружений в районе п.Джубга Туапсинского района», выполнены в полном объеме. По окончании строительства филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация -Краевое БТИ» по Туапсинскому району, были составлены технические планы указанных гидротехнических сооружений, содержащие полное графическое описание данных объектов, позволяющих с достоверностью их идентифицировать. В технических планах указано, что наносоудерживающие буны являются каменно-набросными конструкциями, выполненными из камня определенного диаметра и определенной массы. Гидротехнические сооружения поставлены на кадастровый учет, им были присвоены кадастровые номера, что подтверждается сведениями кадастровых паспортов. После чего он обратился в Туапсинский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, с заявлением о государственной регистрации всех гидротехнических сооружений. В государственной регистрации права собственности на указанные гидротехнические сооружения сообщением от 21 октября 2013 года № мне было отказано в связи с тем, что мной не представлена неотъемлемая часть решения о предоставлении водного объекта в пользование, а именно, материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним. Государственным регистратором направлен запрос в Управление архитектуры и градостроительства МО Туапсинский район относительно получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Поскольку сведения о таком разрешении в указанном органе отсутствуют, то, по мнению государственного регистратора, это также является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности. Следуя указаниям регистрирующего органа, он обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район с заявлением о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию гидротехнических сооружений, однако мне было отказано в выдаче соответствующих разрешений, поскольку мной не были представлены необходимые документы, указанные в ст.55 Градостроительного Кодекса РФ и административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию». Считает, что отказ в выдаче разрешения на ввод указанных объектов в эксплуатацию не основан на законе и нарушает и права на последующую государственную регистрацию права собственности на вновь созданные объекты недвижимости на основании ст.219 ГК РФ. Правовой режим таких объектов недвижимости как «наносоудерживающие буны», являющихся гидротехническими сооружениями, имеющими целью отклонять струи потока от берега или насыпи, не позволяют применить к ним указанные в ответе заинтересованного лица правила ввода в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, а также правила государственной регистрации объектов недвижимости, на которые сослался в своем отказе государственный регистратор. Доказательств того, что разрешение на ввод гидротехнических сооружений, расположенных на побережье и частично выступающих в них, должно выдаваться органом государственной власти или субъектов РФ, заинтересованное лицо, государственный регистратор не представили. По общему правилу, такое разрешение выдается органом местного самоуправления. В соответствии с письмом Кубанского бассейнового управления от 17.04.2013г. №04-17/1578, условия указанного решения от 01.10.12г. на право использования водного объекта выполнены в полном объеме по проекту. Просил заявление удовлетворить, признать отказы управления архитектуры в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию гидротехнических сооружений - наносоудерживающих бун № пл. 400 кв.м. с кадастровым номером № №, № пл.444 кв.м. с кадастровым номером №№, № пл. 444 кв.м. с кадастровым номером № №, № пл. 552 кв.м. с кадастровым № №, эксплуатационной дороги площадью 1488 кв.м. с кадастровым номером № №, камнеулавливающей стенки протяженностью 319 м. с кадастровым номером № №, волногасящего пляжа площадью 26600 кв.м. с кадастровым номером № №, незаконными, обязать администрацию МО Туапсинский район в лице Управления архитектуры градостроительства администрации МО Туапсинский район выдать разрешения на ввод в эксплуатацию гидротехнических сооружений - наносоудерживающих бун № пл. 400 кв.м. с кадастровым номером № № № пл.444 кв.м. с кадастровым номером №№ № пл. 444 кв.м. с кадастровым номером № №, № пл. 552 кв.м. с кадастровым № № эксплуатационной дороги площадью 1488 кв.м. с кадастровым номером № № камнеулавливающей стенки протяженностью 319 м. с кадастровым номером № №, волногасящего пляжа площадью 26600 кв.м. с кадастровым номером № №.

Представитель администрации МО Туапсинский район, действующая по доверенности ФИО2, в судебном заседании полагалась на усмотрение суда, поскольку в практике Управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район не было случаев обращений за выдачей разрешений на ввод в эксплуатацию гидротехнических сооружений.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

К такому выводу суд приходит в связи с установленными по делу обстоятельствами.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 01 октября 2012 года №№, выданным Федеральным агентством водных ресурсов в лице Кубанского бассейнового управления, зарегистрированным в Кубанском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) 01 октября 2012 года, заявителю передан в пользование участок акватории Черного моря (Краснодарский край, Туапсинский район п.Джубга) для производства комплекса инженерных мероприятий по образованию пляжной зоны (отсыпка пляжа длиной 410м) с устройством наносоудерживающих бун. Площадь водопользования 0,0245 кв.км., сроком с 01 октября 2012 года по 01 октября 2013 года.

Заявителем в соответствии с проектом «Комплекс инженерных мероприятий по образованию пляжной зоны с устройством гидротехнических сооружений в районе п.Джубга Туапсинского района» в полном объеме выполнено строительство наносоудерживающих бун, сооружения дорожного транспорта-эксплуатационная дорога, камнеулавливающей стенки, волногасящего пляжа (далее - гидротехнические сооружения) на основании проектной документации «Комплекс инженерных мероприятий по образованию пляжной зоны с устройством наносоудерживающих бун в районе п.Джубга Туапсинского района», разработанной ООО «Гидропроект», что подтверждается письмом Кубанского бассейнового управления от 17.04.2013г. №04-17/1578.

Филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Туапсинскому району составлены технические планы гидротехнических сооружений, содержащие полное графическое описание данных объектов, позволяющих с достоверностью их идентифицировать. В технических планах указано, что наносоудерживающие буны являются каменно-набросными конструкциями, выполненными из камня определенного диаметра и определенной массы. Гидротехнические сооружения поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера, что подтверждается сведениями кадастровых паспортов.

В государственной регистрации права собственности на гидротехнические сооружения сообщением от 21 октября 2013 года №13/087/2013-103 отказано в связи с тем, что не представлена неотъемлемая часть решения о предоставлении водного объекта в пользование, а именно, материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Государственным регистратором направлен запрос в Управление архитектуры и градостроительства МО Туапсинский район относительно получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Поскольку сведения о таком разрешении в указанном органе отсутствуют, то, по мнению государственного регистратора, это также является основанием для отказа в государственной регистрации права собственности.

Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район, заявителю в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию гидротехнических сооружений отказано, поскольку не представлены документы, указанные в ст.55 Градостроительного Кодекса РФ и административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию».

Считает, что отказ в выдаче разрешения на ввод указанных объектов в эксплуатацию не основан на законе и нарушает и права на последующую государственную регистрацию права собственности на вновь созданные объекты недвижимости на основании ст.219 ГК РФ.

Правовой режим таких объектов недвижимости как «наносоудерживающие буны», являющихся гидротехническими сооружениями, имеющими целью отклонять струи потока от берега или насыпи, не позволяют применить к ним указанные в ответе заинтересованного лица правила ввода в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, а также правила государственной регистрации объектов недвижимости, на которые сослался в своем отказе государственный регистратор.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года №117 -ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Таким образом, для придания объекту статуса гидротехнического сооружения определяющими являются цели, для которых сооружение создано, - использование водных ресурсов, а также предотвращение негативного воздействия вод и жидких отходов. Возведенные гидротехнические сооружения отвечают таким признакам.

В соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

В силу ст.16 Федерального закона от 31.07.1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" создание, эксплуатация и использование искусственных островов, сооружений и установок для любых целей, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов для любых целей во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Данный порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2000 N 44.

В соответствии со ст.3 Федеральным законом от 21.07.1997 года №117 -ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехническим сооружением являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов. Перечень гидротехнических сооружений, приведенный в указанной статье не является закрытым и не препятствует отнесению тех или иных сооружений к сфере его действия.

По смыслу указанных норм гидротехнические сооружения могут возводиться как непосредственно во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, так и на его побережье.

Следовательно, правовое регулирование Федерального закона от 31.07.1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" распространяется не на все гидротехнические сооружения, а лишь на те, которые расположены непосредственно во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации.

В п.9 Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.01.2000 N 44, не указан конкретный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выдачу разрешений на создание, эксплуатацию и использование гидротехнических берегоукрепительных сооружений, расположенных на побережье внутренних морских вод и частично выступающих в них.

Правомерность применения к спорным правоотношениям положений Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.01.2000 N 44, не доказана. Согласно позиции Кубанского бассейнового управления, заявитель правомерно использовал участок акватории Черного моря для создания берегозащитных сооружений и проведения берегоукрепительных мероприятий, претензий о нецелевом использовании водного объекта либо о несоответствии возведенных мной гидротехнических сооружений со стороны указанного органа.

В соответствии с решением от 01 октября 2012 года о предоставлении водного объекта в пользование основным условием законности возведения бун является соблюдение проектной документации «Комплекс инженерных мероприятий по образованию пляжной зоны с устройством наносоудерживающих бун в районе п.Джубга Туапсинского района», иных требований, в частности, о получении разрешения на строительство, получении заключения органа строительного надзора, решение не содержит.

Доказательств того, что разрешение на ввод гидротехнических сооружений, расположенных на побережье и частично выступающих в них, должно выдаваться органом государственной власти или субъектов РФ, не представлено. По общему правилу, такое разрешение выдается органом местного самоуправления.

В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 27.07.2010 года №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года №373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", Уставом МО Туапсинский район, положениями Водного Кодекса РФ, орган местного самоуправления в лице управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район обязан выдать разрешения на ввод в эксплуатацию всех гидротехнических сооружений, возведенных на предоставленной в установленном порядке прибрежной территории участка акватории Черного моря, в строгом соответствии с проектной документацией.

Удовлетворение требований не затрагивает права и обязанности государственных органов и органов местного самоуправления, поскольку доказательств того, что спорный объект в силу закона или иного правового основания должен быть отнесен к объектам собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, не имеется. Обременения иных лиц на спорные объекты в ЕГРП не зарегистрированы.

Согласно п.п.1,2 ст.22.1 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим ФЗ РФ. Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений.

Пункт 3 ст.13 Водного кодекса РФ устанавливает необходимость приложения к договору водопользования материалов в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте). Из легальной дефиниции договора водопользования (ст.12 Водного кодекса РФ) следует, что по договору водопользования предоставляется в пользование водный объект или его часть.

По смыслу положений Водного Кодекса РФ размещение элемента буны не является осуществлением водопользования и не требует заключения такого договора. Данное толкование подтверждается письмом Кубанского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов (специализированного органа исполнительной власти по управлению водными ресурсами) от 28.03.2011 №04-17/867, в котором разъяснено, что действующее законодательство не предусматривает оформления разрешительных документов на водопользование для размещения гидротехнических сооружений в акватории водных объектов, если такие сооружения используются исключительно в целях берегозащиты.

Таким образом, водное законодательство не требует заключения договора водопользования для размещения элемента буны, следовательно, не может быть применим п.3 ст.13 Водного кодекса РФ о приложении графической схемы.

Кроме того, графическая схема расположения элемента буны, достаточная для индивидуализации объекта, фактически была представлена регистрирующему органу в качестве части технического плана и кадастрового плана каждой из наносоудерживающих бун (указаны конфигурация, площадь, описание и расположение объекта относительно пляжа и берега Черного моря). Целью предоставления графической схемы является индивидуализация объекта, права на который подлежат государственной регистрации. При наличии технического паспорта с графическими схемами расположения элемента буны указанная цель достигнута.

В соответствии с письмом Кубанского бассейнового управления от 17.04.2013г. №04-17/1578, условия указанного решения от 01.10.12г. на право использования водного объекта выполнены в полном объеме по проекту.

В соответствии со ст.249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагается на органы и лиц, чьи действия оспариваются.

Таким образом, бремя доказывания по данному заявлению о признании незаконным отказа, возлагается на администрацию МО Туапсинский район.

В соответствии со ст.60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Администрацией МО Туапсинский район не представлено доказательств в обоснование своего отказа.

При таких обстоятельствах, суд признает заявление обоснованным.

Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать отказы управления архитектуры в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию гидротехнических сооружений - наносоудерживающих бун № пл. 400 кв.м. с кадастровым номером № № № площадью 444 кв.м. с кадастровым номером №№ № площадью 444 кв.м. с кадастровым номером № №, № площадью 552 кв.м. с кадастровым № №, эксплуатационной дороги площадью 1488 кв.м. с кадастровым номером № №, камнеулавливающей стенки протяженностью 319м. с кадастровым номером № № волногасящего пляжа площадью 26600 кв.м. с кадастровым номером №№, незаконными.

Обязать администрацию МО Туапсинский район в лице Управления архитектуры градостроительства администрации МО Туапсинский район выдать разрешения на ввод в эксплуатацию гидротехнических сооружений - наносоудерживающих бун № пл. 400 кв.м. с кадастровым номером № №, № площадью 444 кв.м. с кадастровым номером №№ № площадью 444 кв.м. с кадастровым номером № № площадью 552 кв.м. с кадастровым № № эксплуатационной дороги площадью 1488 кв.м. с кадастровым номером № № камнеулавливающей стенки протяженностью 319м. с кадастровым номером № № волногасящего пляжа площадью 26600 кв.м. с кадастровым номером №№.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий          Судья: