ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1648/14 от 19.05.2014 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

     Дело №2-1648/14

     РЕШЕНИЕ

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         р.п. Емельяново                                                                     19 мая 2014 года

     Емельяновский районный суд красноярского края в составе судьи Ивановой Л.В.

     при секретаре Хмелевской К.И.

     с участием помощника прокурора Емельяновского района ФИО6

     представителей ответчика Частоостровского сельсовета ФИО7, ФИО8

     представителя третьего лица Красноярской Епархии Русской православной церкви ФИО9,

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Частоостровского сельсовета о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности поставить на учет бесхозяйный объект, находящийся в границах муниципального образования,

                             У С Т А Н В И Л :

 Прокурор Емельяновского района, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Частоостровского сельсовета, в котором просит признать незаконным бездействие муниципального образования администрация Частоостровского сельсовета в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного объекта - объекта культурного наследия «Церковь Параскевы Пятницы 1855-1857 г.г.», и обязать администрацию муниципального образования Частоостровский сельсовет осуществить в порядке ст. 225 ГК РФ постановку на учет в Емельяновский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю вышеуказанного бесхозяйного объекта, находящегося в границах муниципального образования в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 Исковые требования прокурора мотивированы следующим.

 Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия Емельяновского района. Установлено, что объект культурного наследия «Церковь Параскевы Пятницы 1855-1857 г.г.» находится на территории Частоостровского сельсовета по адресу: <адрес> и является бесхозяйным, что препятствует проведению мероприятий по его сохранению и использованию. Органы местного самоуправления обязаны оформить в собственность объекты культурного значения в границах населенных пунктов поселений муниципального образования. На сегодняшний день администрацией муниципального образования Частоостровский сельсовет вышеуказанный объект культурного значения в собственность муниципального образования не принят, на баланс не поставлен, в реестре муниципального имущества не числится.

 В судебном заседании помощник прокурора Емельяновского района ФИО6 поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

 Представитель ответчика Частоостровского сельсовета ФИО7 и ФИО8 с иском прокурора согласилась, суду пояснили, что причиной не постановки на учет данного объекта являлось отсутствие денег, бюджет сельсовета является дотационным, для постановки на учет необходима техническая документация, для изготовления которой нужные денежные средства.

     Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Красноярская Епархия Русской православной церкви, представитель которой ФИО9, в судебном заседании поддержал иск прокурора, суду пояснил, что Церковь Святой Параскевы Пятницы является памятником деревянного зодчества, храмом - построенном в середине XIX века, данный объект, по своим историческим, архитектурным, культурным и религиозным характеристикам является единственным за Уралом, на орган местного самоуправления - Частоостровский сельсовет возлагается обязанность по принятию мер к постановке бесхозяйных объектов на учет в целях обеспечения их сохранности и исполнения требований законодательства по поддержанию объектов являющихся культурным наследием в надлежащем состоянии и недопущении их утраты. Поскольку данный объект является безхозяйным, расположен в административных границах Частоостровского сельсовета, то не обращение администрации Частоостровского сельсовета с заявлением о принятии Церкви Святой Параскевы Пятницы на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенной обязанности. При этом, отсутствие собственника не позволяет проводить реставрационные работы в отношении данного объекта, в свою очередь промедление в осуществлении мероприятий по сохранению и охране данного памятника может привести к его утрате, а значит утрате части истории края и культурного наследия наших предков, что недопустимо.

 Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

 Согласно представленному паспорту Решением крайисполкома от 16.06.80г. № 384-15 храм «Церковь Святой Параскевы Пятницы» поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры, является редким для края образцом деревянного зодчества, год постройки храма – 1855-1857 г.г.

 Постановлением главы Частоостровского сельсовета №145 от 06.04.2009 года данному объекту присвоен адрес: <адрес>

 Постановлением администрации Частоостровского сельсовета №146 от 01.10.2013 года указанному объекту изменен адрес : с <адрес> А.

 Согласно ответам ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» Емельяновский отдел, сведения о зарегистрированных правах на указанное здание отсутствуют.

 В Реестре муниципальной собственности Емельяновского района данный объект также не значится.

 Данный храм находится на территории муниципального образования «Частоостровский сельский совет», что не отрицалось представителями ответчика в судебных заседаниях.

 В соответствии с пи. 13 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

 Согласно пп. 9 п. 2 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая    объекты    археологического    наследия)    со    связанными    с    ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

 В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

 Пунктом 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 Поскольку в настоящее время вышеуказанное здание муниципальной собственностью не является, на балансе какой-либо организации не стоит, данная недвижимость является бесхозной и подлежит постановке на учет в органах государственной регистрации в соответствии с Положением «О принятии на учет бесхозных недвижимых вещей», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 580 от 17 сентября 2003 года (Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2013 г. N 927 установлено, что данный акт утрачивает силу с 30 июня 2014 г., следовательно, в момент бездействия, он являлся обязательным, в том числе для органов местного самоуправления).

 Согласно п. 4 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет в органы государственной регистрации права принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственника, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

 В соответствии с п. 5 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

 Таким образом, на орган местного самоуправления - Частоостровский сельсовет возлагается обязанность по принятию мер к постановке бесхозяйных объектов на учет в целях обеспечения их сохранности и исполнения требований законодательства по поддержанию объектов являющихся культурным наследием в надлежащем состоянии и недопущении их утраты.

 Поскольку данный объект является безхозяйным, расположен в административных границах Частоостровского сельсовета, то не обращение администрации Частоостровского сельсовета с заявлением о принятии Церкви Святой Параскевы Пятницы на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п.З ст. 225 ГК РФ и п.п.2, 4, 5, Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, а следовательно о его бездействии, что недопустимо.

 Вышеизложенное свидетельствует о том, что в настоящий момент отсутствуют установленные законодательством механизмы, позволяющие принять на учет бесхозяйную недвижимость без юридически значимых действий органа местного самоуправления.

 При этом, отсутствие собственника не позволяет проводить реставрационные работы в отношении данного объекта, в свою очередь промедление в осуществлении мероприятий по сохранению и охране данного памятника может привести к его утрате, а значит утрате части истории края и культурного наследия наших предков, что недопустимо.

 При таких данных иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме. Принимая во внимание положения п.2 ст.206 ГПК РФ суд полагает установить срок для постановки на учет вышеуказанного бесхозяйного объекта в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, как и просит прокурор. Данный срок для устранения выявленных нарушений является достаточным.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

     Р Е Ш И Л :

     Иск прокурора Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Частоостровского сельсовета о признании незаконным бездействия администрации и возложении обязанности поставить на учет бесхозяйный объект, находящийся в границах муниципального образования, удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие муниципального образования администрация Частоостровского сельсовета в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного объекта - объекта культурного наследия «Церковь Параскевы Пятницы 1855-1857 г.г.».

 Обязать администрацию муниципального образования Частоостровский сельсовет осуществить в порядке ст. 225 ГК РФ постановку на учет в Емельяновский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю вышеуказанного бесхозяйного объекта, находящегося в границах муниципального образования в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

 Мотивированное решение составлено 29 мая 2014 года.

 Председательствующий:

 Копия верна.

 Судья Емельяновского районного суда

 Красноярского края                                                                                                    Л.В.Иванова