Дело № 2-82/2019
45RS0008-01-2018-001961-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кетово 25 апреля 2019 года
Кетовский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Суханова И.Н.
при секретаре Ермольевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонному) о зачете периодов работы в страховой и специальный стаж, назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Кетовский районный суд Курганской области с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонному) о зачете периодов работы в страховой и специальный стаж, назначении страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что решением ГУ –УПФ России в Кетовском районе Курганской области (межрайонного) ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии и в зачете в специальный и страховой стаж периодов работы, которые он просит включить в специальный стаж: с 01.09.1989 по 14.01.1997 - в качестве монтера пути, мостового обходчика в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги; с 16.01.1997 по 30.06.1999 - в качестве монтера пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 01.07.1999 по 08.03.2005 - в качестве бригадира пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 09.03.2005 по 31.08.2014 - в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 13.02.2017 по 05.07.2017 - в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; в страховой стаж: с 24.11.1983 по 04.10.1988 - в качестве слесаря на Кустанайском заводе ремонта двигателей; с 01.12.1991 по 14.01.1997 - в качестве монтера пути в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги; с 16.01.1997 по 05.07.2017 - в качестве монтера пути, бригадира пути, дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги. Также просит обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 23.06.2018.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась в связи с отсутствием у истца права на получение досрочной страховой пенсии по старости. Для назначения досрочной страховой пенсии по старости требуется общего страхового стажа не менее 25 лет, специального страхового стажа не менее 12 лет 6 месяцев. На момент обращения общий страховой стаж истца составляет 4 года 11 месяцев 9 дней, специального стажа 0 лет 0 месяцев 0 дней.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что 20.06.2018 истец обратился в ГУ - УПФ РФ в Кетовском районе Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ГУ - УПФ РФ в Кетовском районе Курганской области (межрайонного) от 20.09.2018 № 151 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано, из специального стажа ФИО1, в том числе, исключены периоды работы:
- с 01.09.1989 по 14.01.1997 - период работы в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги в качестве монтера пути. Данный период работы проходил на территории Республики Казахстан, во исполнение письма ПФР от 24.09.2014 № АД-25-26/12181 после 01.12.1991 документального подтверждения данного периода нет. Нет информации, что работа выполнялась на участках магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов, что является основным при определении права на пенсионное обеспечение для монтеров пути. Дай должность не соответствует Списку №2 профессий и должностей утв. Постановлением Кабинетов Министров от 26.01.1991 №10 дающих право на досрочную страховую пенсию по старости;
- с 16.01.1997 по 30.06.1999 в качестве монтера пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги. Данный период работы проходил на территории Республики Казахстан, во исполнение письма ПФР от 24.09.2014 № АД-25-26/12181 после 01.12.1991 документального подтверждения данного периода нет. Нет информации, что работа выполнялась на участках магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов, что является основным при определении права на пенсионное обеспечение для монтеров пути. Дай должность не соответствует Списку №2 профессий и должностей утв. Постановлением Кабинетов Министров от 26.01.1991 №10 дающих право на досрочную страховую пенсию по старости;
- с 01.07.1999 по 08.03.2005 в качестве бригадира пути, в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги. Данный период работы проходил на территории Республики Казахстан, во исполнение письма ПФР от 24.09.2014 № АД-25-26/12181 после 01.12.1991 документального подтверждения данного периода нет. Нет информации, что работа выполнялась на участках магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов, что является основным при определении права на пенсионное обеспечение для монтеров пути. Дай должность не соответствует Списку №2 профессий и должностей утв. Постановлением Кабинетов Министров от 26.01.1991 №10 дающих право на досрочную страховую пенсию по старости;
- с 09.03.2005 по 31.08.2014 в качестве дорожного мастера, в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги. Данный период работы проходил на территории Республики Казахстан, во исполнение письма ПФР от 24.09.2014 № АД-25-26/12181 после 01.12.1991 документального подтверждения данного периода нет. Нет информации, что работа выполнялась на участках магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов, что является основным при определении права на пенсионное обеспечение для монтеров пути. Дай должность не соответствует Списку №2 профессий и должностей утв. Постановлением Кабинетов Министров от 26.01.1991 №10 дающих право на досрочную страховую пенсию по старости;
- с 13.02.2017 по 05.07.2017 в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги. Данный период работы проходил на территории Республики Казахстан, во исполнение письма ПФР от 24.09.2014 № АД-25-26/12181 после 01.12.1991 документального подтверждения данного периода нет. Нет информации, что работа выполнялась на участках магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов, что является основным при определении права на пенсионное обеспечение для монтеров пути. Дай должность не соответствует Списку №2 профессий и должностей утв. Постановлением Кабинетов Министров от 26.01.1991 №10 дающих право на досрочную страховую пенсию по старости.
Из страхового стажа исключены периоды работы:
- с 24.11.1983 по 04.10.1988 – в должности слесаря на Заводе ремонта двигателей, печать на титульном листе трудовой книжки не читается;
- с 01.12.1991 по 14.01.1997 - период работы в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги в качестве монтера пути. Данный период работы проходил на территории Республики Казахстан во исполнение письма ПФР от 24.09.2014 № АД-25-26/12181 после 01.12.1991 документального подтверждения данного периода нет;
- с 16.01.1997 по 05.07.2017 - период работы в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги в качестве монтера пути с 16.01.1997 по 30.06.1999, в качестве бригадира пути с 01.07.1999 по 08.03.2005, в качестве дорожного мастера с 09.03.2005 по 31.08.2014, в качестве заместителя начальника участка с 01.09.2014 по 12.02.2017, в качестве дорожного мастера с 13.02.2017 по 05.07.2017. Данный период работы проходил на территории Республики Казахстан во исполнение письма ПФР от 24.09.2014 № АД-25-26/12181 после 01.12.1991 документального подтверждения данного периода нет, нет подтверждения уплаты страховых взносов.
Специальный стаж ФИО1 по решению ответчика составил 0 лет 0 месяцев 00 дней, страховой стаж составил 4 года 11 месяцев 9 дней.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно п. 2 вышеназванной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного суда № 2-П от 29.01.2004 при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Правительством Российской Федерации приняты постановления от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости» в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
В указанный Список профессий включены осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог, а также слесари по ремонту подвижного состава, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при подсчете специального стажа для назначения пенсии в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками соответствующих видов работ, не менее 80% рабочего времени.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 он в спорные периоды: 24.11.1983 принят в качестве слесаря 3 разряда на Завод ремонта двигателей (приказ № 62 от 24.11.1983), 04.10.1988 – уволен по собственному желанию (приказ № 108 от 06.10.1988), 01.09.1989 принят монтером пути в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги (приказ № 87 от 28.08.1989), 14.01.1997 уволен (перевод на другое предприятие) (приказ № 05 от 14.01.1997), 16.01.1997 принят в Тобольскую дистанцию пути Целинной железной дороги монтером пути 3 разряда (приказ № 5 от 15.01.1997), 01.11.1997 переведен монтером пути 4 разряда, 01.07.1999 переведен бригадиром пути, 09.03.2005 переведен дорожным мастером, 01.09.2014 переведен дорожным мастером производственного участка филиала «НК «КТЖ» Укрупненная Костанайская дистанция пути», 01.09.2014 переведен заместителем начальника участка, 13.02.2017 переведен дорожным мастером диагностического блока, 05.07.2017 трудовой договор расторгнут по соглашению сторон (приказ № 200 от 05.07.2017).
В материалы дела представлена справка № 87 от 05.07.2017 Укрупненной Костанайской дистанции пути» (л.д. 18), в которой указано, что ФИО1 работал в Костанайской дистанции пути на участке Железорудная - Тобол: монтером пути с 01.09.1989 по 14.01.1997, заместителем производственного участка № 5 с 01.09.2014 по 13.02.2017, дорожным мастером диагностического блока с 13.02.2017 по 05.07.2017.
Согласно архивной справке № Д-29 от 29.08.2017 (л.д.21) имеются сведения из приказов по личному составу Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги, Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги в отношении ФИО1: приказ № 87 от 28.08.1989 принят монтером пути первого разряда с 01.09.1989; приказ № 81 от 30.04.1991 переведен монтером пути 2 разряда; приказ № 98 от 31.05.1991 переведен монтером пути 3 разряда с 01.06.1991, приказ № 05 от 14.01.1997 уволен по п.5 ст. 31 КЗоТ РК перевод на другое предприятие в ПЧ-21 с 14.01.1997, приказ № 5 от 15.01.1997 принят монтером пути Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги 3 разряда с 16.01.1997, приказ № 69 от 01.07.1999 переведен бригадиром пути с 05.06.1999, приказ № 51/1 от 09.03.2005 переведен дорожным мастером с 09.03.2005.
Реорганизация указанной организации значится в архивных справках № 29 от 29.08.2017 (л.д.30, 31).
Согласно справке работодателя № 744 от 01.06.2018 (л.д.22) истец с 01.09.1989 работал монтером пути 1 разряда, с 01.05.1991 монтером пути 2 разряда, с 31.05.1991 монтером пути 3 разряда по 14.01.1997 и был занят на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участке железнодорожного пути от станции Железорудная до станции Тобол.
Из справки № 1309 от 10.07.2017 (л.д. 24) следует, что истец работал с 16.01.1997 монтером пути 3 разряда в Тобольской дистанции пути, с 01.11.1997 монтером пути 4 разряда, с 01.07.1999 бригадиром пути, с 09.03.2005 дорожным мастером до 01.09.2014 и был занят на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Согласно справке № 308 от 26.02.2019 (л.д.98) участок пути от станции Железорудная до станции Тобол относится к магистральным железным дорогам с интенсивным движением поездов, более 24 пар поездов в сутки в период работы ФИО1 с 1997 г. по 2014 г.
В технической характеристике участка железнодорожного пути № 306 от 28.02.2019 (л.д. 101) указано, что участок пути от станции Железорудная до станции Тобол относится к магистральным железным дорогам с интенсивным движением поездов, более 24 пар поездов в сутки в период работы ФИО1 с 1989 г. по 1997 г., с 2014 г. по 2017 г.
В характеристику работ по профессии «монтер пути» 3 разряда в соответствии с разделом «Железнодорожный транспорт» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) выпуска № 52, утвержденного приказом Минтруда России №68н от 18.02.2013, входит: выполнение простых работ по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути, смазка и подтягивание стыковых болтов, погрузка, выгрузка и раскладка шпал, брусьев, рельсов и звеньев рельсошпальной решетки с помощью кранов, укладка шпал по эпюре, сверление отверстий в шпалах электроинструментом, одиночная замена элементов рельсошпальной решетки, выгрузка балласта из полувагонов, регулировка рельсовых зазоров гидравлическими разгоночными приборами, регулировка рельсошпальной решетки в плане гидравлическими рихтовочными приборами, выправка пути по ширине колеи и уровню, монтаж рельсовых стыков, ограждение мест производства работ сигнальными знаками, отделка балластной призмы, закрепление болтов, добивка костылей на перегоне, ремонт шпал в пути и в местах складирования, устройство прорезей и шлаковых подушек, замена балласта ниже подошвы шпал, укладка звеньев рельсошпальной решетки на земляное полотно с помощью путеукладчиков, обслуживание шпалопитателя звеносборочной линии.
«Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и разрядов 186016» профессия «бригадир пути» не предусмотрена. Предусмотрена «бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искус сооружений».
Списком № 272 от 24.04.1992 предусмотрены профессии, должности (с дополнительными показателями): «монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов»; «бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов»; «мастера, старшие мастера (дорожные, мостовые, тоннельные), занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов».
Для подтверждения права истца на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 272 от 24.04.1992 необходимо соблюдение следующих условий: занятость истца на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений, отнесение станции (участка) железной дороги к категории с интенсивным движением поездов.
В соответствии с «Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути», утвержденной заместителем Министра путей сообщения РФ 01.07.2000, № ЦП-774, железнодорожный путь состоит из верхнего строения (рельсы, шпалы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения).
В задачу текущего содержания железнодорожного пути входят систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми (установленными приказом начальника железной дороги) скоростями.
Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте. Оно включает в себя изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению.
В приказе Минтранса России от 21.12.2010 № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» указано: интенсивное движение поездов — размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных — более 24 пар в сутки; особо интенсивное движение поездов — количество движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутных более 48 пар в сутки.
По заключению экспертизы условий труда № 029-ЭТД от 06.02.2019 и дополнительному заключению экспертизы условий труда № 071-ЭТД от 04.04.2019:
Исходя из наименования профессии истца, указанной в трудовой книжке как «монтер пути», с учетом справки № 744 от 01.06.2018 (л.д.22), в которой указано, что истец работал по профессии «монтер пути, занятый на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений», а также технической характеристике участка железнодорожного пути № 306 от 28.02.2019 (л.д. 101), в которой указано, что участок пути от станции Железорудная до станции Тобол относится к магистральным железным дорогам с интенсивным движением поездов, более 24 пар поездов в сутки, можно сделать вывод, что характер и условия труда ФИО1 в период с 01.09.1989 по 14.01.1997 в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги (Тобольская дистанция пути Целинной железной дороги) соответствуют профессии «монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов», предусмотренной Списком № 272 от 24.04.1992. Исходя из наименования профессии истца, указанной в трудовой книжке как «монтер пуп», с учетом справок №1309 от 10.07.2017 (л.д. 24), в которых указано, что истец работал по профессии «монтер пути, занятый на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений», № 308 от 26.02.2019 (л.д. 98), в которой указано, что участок пути от станции Железорудная до станции Тобол, которая относится к магистральным железным дорогам с интенсивным движением поездов, более 24 пар поездов в сутки, можно сделать вывод, что характер и условия труда ФИО1 в период с 16.01.1997 по 30.06.1999 в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги соответствуют профессии «монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках —митральных железных дорог с интенсивным движением поездов», предусмотренной № 272 от 24.04.1992.
Исходя из наименования профессии истца, указанной в трудовой книжке как «бригадир пути», с учетом справок №1309 от 10.07.2017 (л.д. 24), в которой указано, что истец работал по профессии «бригадир пути, занятый на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений», № 308 от 26.02.2019 (л.д. 98), в которой указано, что участок пути от станции Железорудная до станции Тобол, которая относится к магистральным железным дорогам с интенсивным движением поездов, более 24 пар поездов в сутки, можно сделать вывод, что характер и условия труда ФИО1 в период с 01.07.1999 по 08.03.2005 в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги соответствуют профессии «бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов», предусмотренной Списком № 272 от 24.04.1992.
Исходя из наименования должности истца, указанной в трудовой книжке как «дорожный мастер», с учетом справок № 1309 от 10.07.2017 (л.д. 24), в которой указано, что истец работал в должности «дорожный мастер, занятый на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений», № 308 от 26.02.2019 (л.д. 98), в которой указано, что участок пути от станции Железорудная до станции Тобол, которая относится к магистральным железным дорогам с интенсивным движением поездов, более 24 пар поездов в сутки, можно сделать вывод, что характер и условия труда ФИО1 в период с 09.03.2005 по 31.08.2014 в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги соответствуют должности «мастера, старшие мастера (дорожные, мостовые, тоннельные), занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов», предусмотренной Списком № 272 от 24.04.1992.
Документально не представляется возможным подтвердить или опровергнуть соответствие характера и условий труда ФИО1 по профессии, указанной трудовой книжке как «дорожный мастер» диагностического блока, в период с 13.02.2017 по 05.07.2017 в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги требованиям Списка № 272 от 24.04.1992, так как отсутствуют сведения о назначении диагностического блока, сведения о видах выполняемых истцом работ, достоверно неизвестно был ли занят истец на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений.
Подтвердить или опровергнуть постоянную занятость истца в течение полного рабочего дня в периоды с 01.09.1989 по 14.01.1997, с 16.01.1997 по 30.06.1999, с 01.07.1999 по 08.03.2005, с 09.03.2005 по 31.08.2014, с 13.02.2017 по 05.07.2017 в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги, Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги работой по профессиям и должностям, предусмотренным Списком № 272 от 24.04.1992, не представляется возможным, так как отсутствуют такие документы как табели учета рабочего времени, лицевые счета, ведомости по начислению заработной платы с указанием количества отработанных истцом дней и часов, и др., а в период с 13.02.2017 по 05.07.2017 не подтверждено соответствие характера и условий труда истца требованиям указанного Списка.
У суда нет оснований не доверять вышеуказанному экспертному заключению, доводы заключения обоснованы. Выводы эксперта под сомнение сторонами не поставлены.
Из страхового стажа истца исключены периоды работы в Республике Казахстан: с 24.11.1983 по 04.10.1988 – в качестве слесаря на Кустанайском заводе ремонта двигателей; с 01.12.1991 по 14.01.1997 - в качестве монтера пути в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги; с 16.01.1997 по 05.07.2017 - в качестве монтера пути, бригадира пути, дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги.
В ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Частью 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 01.01.2002 и действовал до 01.01.2015 - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (далее - Правила N 1015), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены п. 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2014 N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (пп. "а" п. 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (пп. "б" п. 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п. 51 Перечня).
13.03.1992 государствами-участниками СНГ, включая Республику Казахстан и Российскую Федерацию, подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», ст.1 которого предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Статьей 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 установлено, что государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Таким образом, при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.
При установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после 01.01.1992 необходимо подтверждение компетентного органа о включении спорного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.
Указанное Соглашение предусматривает положение о том, что для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками соглашений, а также на территории бывшего СССР, за время до вступления в силу этих соглашений. При переезде на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации предусмотрено установление пенсии того же вида (по тем же основаниям) какая была назначена другим государством-участником соглашения, т.е. гарантировано сохранение пенсионных прав, приобретенных на территории государства-участника Соглашения.
С 01.01.1998 в Республике Казахстан начал действовать Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 N 136 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". В связи с чем, существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан с 1998 были отменены.
В связи с этим работа на территории Республики Казахстан в период с 01.01.1998 не может быть приравнена к стажу на соответствующих видах работ, так как по пенсионному законодательству Республики Казахстан не дает права на досрочное назначение пенсии.
Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР» от 22.06.2004 № 99р) предусмотрено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В связи с этим периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым включить в специальный страховой стаж истца периоды работы: с 01.09.1989 по 14.01.1997 - в качестве монтера пути, мостового обходчика в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги; с 16.01.1997 по 31.12.1997 - в качестве монтера пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги.
Постоянная полная занятость истца в течение полного рабочего дня в указанные выше периоды основной работы подтверждена представленными в материалы дела документами. С учетом изложенного, длительности спорных периодов работы, суд приходит к выводу, что ФИО1 был занят полный рабочий день.
Периоды работы с 01.01.1998 по 30.06.1999 - в качестве монтера пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 01.07.1999 по 08.03.2005 - в качестве бригадира пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 09.03.2005 по 31.08.2014 - в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги; с 13.02.2017 по 05.07.2017 - в качестве дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги не подлежат включению в специальный стаж истца, поскольку работа на территории Республики Казахстан в период с 01.01.1998 не может быть приравнена к стажу на соответствующих видах работ. По пенсионному законодательству Республики Казахстан не дает права на досрочное назначение пенсии.
Суд считает необходимым включить в страховой стаж истца периоды работы: с 24.11.1983 по 04.10.1988 - в качестве слесаря на Кустанайском заводе ремонта двигателей; с 01.01.1998 по 05.07.2017 - в качестве монтера пути, бригадира пути, дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги, ввиду следующего.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов, также работа истца в спорные периоды подтверждена трудовой книжкой ЕТ-I №, представленными в материалы дела справками (л.д. 18, 21, 22, 24, 27, 28, 29, 65, 76).
Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность
Об уплате страховых взносов после 01.01.2002 свидетельствуют представленные в материалы дела справки компетентных органов Республики Казахстан об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (л.д. 26, 49-56, 67, 68, 69, 70, 71, 73).
Согласно п. 1 ст. 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Необходимый специальный стаж работы 12 лет 6 месяцев для назначения пенсии ФИО1 не выработан.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости необходимо отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кетовском районе Курганской области (межрайонному) о зачете периодов работы в страховой и специальный стаж, назначении страховой пенсии по старости удовлетворить в части.
Включить в специальный страховой стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, следующие периоды работы:
- с 01.09.1989 по 14.01.1997 - в качестве монтера пути, мостового обходчика в Кустанайской дистанции пути Целинной железной дороги;
- с 16.01.1997 по 31.12.1997 - в качестве монтера пути в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги.
Включить в страховой стаж работы ФИО1, следующие периоды работы:
- с 24.11.1983 по 04.10.1988 - в качестве слесаря на Кустанайском заводе ремонта двигателей;
- с 01.01.1998 по 05.07.2017 - в качестве монтера пути, бригадира пути, дорожного мастера в Тобольской дистанции пути Целинной железной дороги.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 30.04.2019.
Судья И.Н. Суханов