РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2019 года Железнодорожный суд г.Самары
в составе: председательствующего судьи Бойко Л.А. при секретаре Кузнецовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №по иску Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области к ФИО1О о взыскании переплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд
УСТАНОВИЛ
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обратилось с иском к ФИО1О о взыскании в пользу бюджета Самарской области необоснованно полученной субсидии в размере 193 309 рублей 38 коп за период с октября 2012 года по апрель 2016 года, ссылаясь на следующее.
ФИО1 Т.Н.О. зарегистрированный по <адрес> является получателем субсидии на оплату ЖКУ, предусмотренной Постановлением правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг « с сентября 2006 года. Согласно Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утвержденных Постановлением № 761 субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой из расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости ЖКУ превышают величину, соответствующую максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доход семьи. Для получения субсидий заявитель предоставляет в уполномоченный орган по месту постоянного проживания заявление о предоставлении субсидии с приложением всех необходимых документов / в т.ч. документы подтверждающие доходы самого заявителя и членов его семьи/. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством РФ. Предоставление заявителем неполных и/или/ заведомом недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии/п.14 Правил/. Пунктом 11 Правил закреплено право уполномоченных органов на проверку подлинности представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащих в них сведений. В связи с этим, сотрудники Учреждения проводят выборочные проверки предоставляемых гражданами сведений.
В ходе выборочной проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в деле ответчика 27.05.2016 года был выявлен факт осуществления предпринимательской деятельности членом его семьи дочерью ФИО2 к в период с 20.07.2015г. по 2.10.2017 года, а так же его зятем <данные изъяты>. в период с 07.08.2012 года по 07.06.2016 года. В виду предоставления недостоверных сведений о доходах семьи у ответчика образовалась переплата субсидий в следующих размерах : с октября по декабрь 2012 года – 10 130 рублей 22 коп ; с января по декабрь 2013 года в размере 50 378 рублей 36 коп ; с января по декабрь 2014 года 54 726 рублей 82 коп; с января по декабрь 2015 года 57 339 рублей 65 коп; с января по апрель 2016 года 20 734 рубля 33 коп, а всего 193 309 рублей 38 коп. При каждом обращении в Учреждение за назначением субсидии на новый срок/каждые 6 месяцев/ ответчик предоставлял необходимые документы на себя и членов своей семьи, в т.ч. о доходах от трудовой деятельности зятя и дочери, однако сведения о доходах семьи от предпринимательской деятельности ответчиком были скрыты. Дополнительный доход, полученный любым членом семьи, имеет существенное значение для предоставления субсидии – от изменения ее размера до утраты права на ее предоставление. Требования направленные ответчику 27.05.2016 года за № 1814, и 30.06.2016 года №2115 о возврате указанной сумы оставлены без исполнения.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 заявленные требования поддержала, по основания изложенным в иске. Дополнила суду, что сведений о размере полученных доходах зятя ответчика у них не имеется. Ответчику и членам его семьи предоставлялся срок для предоставления сведений о доходах от предпринимательской деятельности, однако они документы не представили. Сроков проверок документов нет, документы проверяются выборочно. Дополнительный доход членов семьи влияет на размер субсидии. Срок исковой давности не пропущен, иск предъявлен в 3-х летний срок со дня обнаружения нарушения. Субсидии истцу выплачивались по апрель 2016 года..
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 иск не признала и просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных отзывах л.д. 33-35, 139-142, ссылаясь на следующее. Истцом не представлено допустимых и достаточных доказательств необоснованного получения Ответчиком субсидий. Возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, т.е. разница между суммой субсидии подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной. Истцом не представлено доказательств того, что при предоставлении сведений от предпринимательской деятельности дочери и зятя размер субсидии в спорный период был бы меньшим.. В действиях ответчика отсутствует умысел на введение в заблуждение органа социальной защиты населения с целью получения субсидии на оплату ЖКУ. Истцом пропущен срок исковой давности. Истец должен был на регулярной основе проводить проверку достоверности предоставляемых для начисления субсидий сведений, т.е в 2012-2013 году Зять ответчика <данные изъяты>. никогда с ним не жил и его нельзя отнести к членам его семьи.
В судебное заседание третье лицо ФИО2 К не явилась.
Принимая во внимание доводы сторон, изучив материалы дела : выписка из ЕГРЮЛ на ФИО2 К л.д. 10-13, выписка из ЕГРЮЛ на <данные изъяты>. л.д. 14 16, справки по суммам переплат л.д. 17-22, письмо о приостановлении выплаты субсидии и возврате денежных средств от 27.05.2016 года л.д. 23, письмо от 30.06.2016 года о возврате денежных средств л.д. 24-25, справка ИФНС об отсутствии дохода у ФИО2 К. за 2015 год л.д. 75, документы на предоставление субсидии л.д. 76-124, Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 6 июня 2019 года л.д. 127-129, выписка из ЕГРН на к.<адрес> л.д. 132-134, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются гражданам, в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости ЖКУ превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Судом установлено, что с сентября 2006 года ответчик ФИО1 Т.Н.О. проживающий по <адрес> являлся получателем субсидии на оплату ЖКУ. За период с 2012 года по 2016 год он подавал заявление о предоставлении субсидии указывая членами семьи дочь и двоих несовершеннолетних внуков, представлял доходы зятя ФИО6 проживающего по другому адресу, дочери ФИО2 К. Собственниками комнаты <адрес> площадью 17,40 кв.м. являлись его дочь и внук <данные изъяты>.
Ответчику было выплачено за период с октября по декабрь 2012 года – 10 130 рублей 22 коп ; с января по декабрь 2013 года в размере 50 378 рублей 36 коп ; с января по декабрь 2014 года 54 726 рублей 82 коп; с января по декабрь 2015 года 57 339 рублей 65 коп; с января по апрель 2016 года 20 734 рубля 33 коп.
П.11 Правил закреплено право уполномоченных органов на проверку подлинности представленных заявителем документов, полному и достоверность содержащихся в них сведений. в ходе выборочной проверки специалистами Управления социальной защиты населения Самарского округа был выявлен факт осуществления предпринимательской деятельности дочерью и зятем ответчика. Сведений о их доходах от предпринимательской деятельности ответчик не предоставлял.
30.06.2016 года Главное управление социальной защиты населения Самарской области направило запросы в налоговые органы о проверке представленных сведений о доходах д дочери ответчика ФИО2 К. и зятя <данные изъяты>.
Согласно представленной истцов выписки из ЕГРЮЛ ФИО2 К. была зарегистрирована в качестве ИП 20.07.2015 года, дата прекращения деятельности 2.10.2017 года, ФИО6 зарегистрирован ИП 7.08.2012г, деятельность прекращена 07.06.2016г.
27 мая 2016 года и 30.06.2016 года ГКУ СО»ГУСЗН Самарского округа» направило письмо ФИО1 в котором указала на приостановление субсидии с 01.05.2016 года в связи выявленными фактами предоставления им неполных и/или недостоверных сведений, и указало на необходимость возврата суммы 193 309 рублей 38 коп в срок до 31.08.2016 года.
В соответствии со ст. 61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в п.п.»а-в» пу.60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата – по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 60 п «а-в» Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии : а/изменения места постоянного жительства получателя субсидии; изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и/или/ членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и /или/ членов его семьи, приходящихся на расчетный период /если изменения повлекли утрату права на получение субсидии/ ; в/ предоставления заявителем /получателем субсидии/ и /или/ членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения /изменения/ ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных п. 48 настоящих Правил, в течение 1 месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении субсидии /при отсутствии уважительной причины ее образования/.
Обращаясь в суд с иском о взыскании с ответчика указанной суммы, истец указывает на недостоверность представленных им сведений.
Анализируя перечисленные выше пункты Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг « суд приходит к выводу, что возврату подлежит та часть субсидий, которая была получена без законных оснований, т.е. при совокупности условий в виде умысла получателя субсидии на предоставление заведомо недостоверных сведений и отсутствия оснований для предоставления субсидии с учетом выявленных обстоятельств.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 1109 п.3 ГК РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи. пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Истцом при рассмотрении данного спора не представлено доказательств получения какого –либо дохода от предпринимательской деятельности дочерью и зятем ответчика, а так же доказательств того, что при наличии у них дохода, ответчик бы не имел право на получение субсидии вообще, либо субсидия была бы ему предоставлена в меньшем объеме.
Судом не установлено умысла ответчика на предоставление заведомо недостоверных сведений, так ответчик предоставлял справку о доходах зятя и дочери. и истец не был лишен возможности провести надлежащую проверку предусмотренную п.11 Правил, в порядке реализации предоставленных им полномочий могли сделать соответствующие запросы, и как следствие принять соответствующие решения.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требований истца и взыскании с ответчика заявленной суммы..
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало иди должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии со ст. 199 ч.2 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Истец обратился в суд с иском 22.05.2019 года, т.е. срок предъявления требований о взыскании ежемесячных платежей до 22.05.2016 года пропущен.
С учетом изложенного требования истца не подлежат удовлетворению и по данному основанию.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенного права.
Принимая во внимание, что судом не установлено нарушения ответчиком права истца по вышеизложенным основаниям, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области к ФИО1 о взыскании в пользу бюджета Самарской области необоснованно полученной субсидии в размере 193 309 рублей 38 коп за период с октября 2012 года по апрель 2016 года – оставить без удовлетворения.
Решение суда в окончательной форме принято 19 июля 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский облсуд через Железнодорожный суд г.Самары в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ