Дело № 2-1648/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2019 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Юртаевой О.А.,
при секретаре Захаровой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанностей совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Биробиджанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанностей совершить определенные действия. Просит обязать мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО организовать мероприятия по ограничению доступа к битумной яме, размещенной на земельном участке, расположенном на северо-восток от земельного участка по адресу: ЕАО, <адрес> с координатами центра участка, в соответствии с Публичной кадастровой картой: № и №; обязать мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО организовать мероприятия по извлечению и утилизации битума и ликвидации битумной ямы за земельном участке, расположенном на северо-восток от земельного участка по адресу: ЕАО., <адрес> с координатами центра участка, в соответствии с Публичной кадастровой картой: № и №.
В судебном заседании помощник прокурора Скляр О.А. уточнила исковые требования, просила обязать мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО после вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ограничению доступа к битумной яме, размещенной в 62 м по направлению на северо-запад от склада нефтепродуктов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: ЕАО, <адрес> обязать мэрию города МО «Город Биробиджан» в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать битумную яму, размещенную в 62 м по направлению на северо-запад от склада нефтепродуктов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: ЕАО, <адрес> Дополнительно пояснила, что собственность на указанном земельном участке не разграничена, участок не находятся в чьей либо собственности, в связи с чем, именно мэрия МО «Город Биробиджан» ЕАО несет ответственность за соблюдение на данных участках требований экологической безопасности.
Представитель ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что земельный участок, на котором расположена битумная яма, в реестре муниципальной собственности не значится. Битумные ямы являются отходами деятельности завода, в настоящее время завод закрыт, а ямы не ликвидированы. Полномочия по охране окружающей среды на территории городского округа возложены на мэрию города Биробиджана, о наличии битумных ям им не было известно. Указала на то, что убрать битум и ликвидировать яму возможно только в холодное время года, кроме того, для данного вида работ необходима большая сумма денежных средств, которая у мэрии города отсутствует.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по ЕАО ФИО2 поддержал требования истца, указав о том, что битумные ямы представляют опасность для здоровья людей и животных, а также вредны для окружающей среды, считает, что битумные ямы должны быть ликвидированы, а до ликвидации ограждены.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (далее закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа вносится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Подпунктом 25 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа также относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округ.
Согласно Уставу МО «Город Биробиджан» ЕАО, утвержденному решением городской Думы от 30.06.2005 № 242, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими Федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, отнесено резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В судебном заседании установлено, что в мае 2019 года в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что в районе <адрес>, собака тонула в битумном болоте.
Сотрудниками Управления Росприроднадзора по ЕАО осуществлен выезд на место, в ходе осмотра установлено, что на земельном участке, расположенных в <адрес>, установлено наличие пяти ям, по обеим сторонам железнодорожного полотна, две из которых частично заполнены битумом, одна яма заполнена битумом полностью, данная яма частично разрушена в связи с чем, битум разливается на прилегающую территорию в ямах 3 и 4 имеют незначительные остатки битума, стенки ям также разрушены, ограждение битумных ям и предупреждающие таблички отсутствуют. Согласно сообщению мэрии МО «город Биробиджан» ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ, указанные земельные участки не состоят на кадастровом учете, никому ни на каком виде права не передавались, собственность на них не разграничена.
Таким образом, поскольку указанные земельные участки расположены в пределах территории МО «Город Биробиджан» ЕАО, именно в компетенцию ответчика входит обязанность по утилизации и переработке отходов и соблюдение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, охране окружающей среды.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес природоохранной прокуратуры поступило сообщение от главы мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО о том, что решение Биробиджанского районного суда о возложении на мэрию города обязанностей организовать мероприятия по ликвидации битумных ям в настоящее время не исполнено.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» битум отнесен к отходам битума нефтяного с классом опасности 4 (код ФККО 30824101214).
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч. 1). В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (ч. 2).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (деле Закон «Об охране окружающей среды»), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, в том числе на основе соблюдения принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; принципа охраны, воспроизводства и рационального использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; принцип приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; принцип обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона «Об охране окружающей среды», запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 13 Закона «Об охране окружающей среды» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что розлив битума ведет к угрозе причинения вреда здоровью и жизни людей и животных, нарушает права неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, несет опасность загрязнения окружающей среды, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 ГПК Российской Федерации в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец в судебном заседании просил установить ответчику срок исполнения решения суда по ограничению доступа к битумной яме после вступления решения суда в законную силу и в срок до ДД.ММ.ГГГГ по ликвидации битумной ямы.
Устанавливая срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, суд учитывает следующее. Решение вопросов по устранению битумной ямы и розлива битума, предполагает заключение муниципального контракта со специализированной организацией, что в свою очередь требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков. В связи с этим суд считает, что разумным сроком для исполнения возлагаемых обязанностей, является ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанностей совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан», после вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ограничению доступа к битумной яме, расположенной в 62 м по направлению на северо-запад от склада нефтепродуктов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать битумную яму, расположенную в 62 м по направлению на северо-запад от склада нефтепродуктов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Юртаева О.А.
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2019
Судья Юртаева О.А.