ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1648/2022 от 24.05.2022 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Производство № 2-1648/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Промышленный районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего (судьи) Шиловой И.С.,

при секретаре Пивоваровой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 67RS0003-01-2022-001636-49) по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области о включении периодов в стаж работы и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фронда Российской Федерации по Смоленской области (далее по тексту – ГУ-ОПФР по Смоленской области) о включении периодов в стаж работы и признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей.

В обоснование заявленных требований указала, что в 2016 году обратилась в пенсионный орган с заявлением о предоставлении досрочной пенсии по выслуге лет. Пенсионным органом проведена проверка, на основании которой отказано в назначении льготной пенсии, поскольку учреждение СОГАУ ДПО «Учебный центр «Профессионал» не числится в списках для получения досрочной пенсии. Считает данный отказ не законным. В своей деятельности учреждение руководствовалось типовым положением о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Смоленский учебно-производственный комбинат Управления бытового обслуживания Смоленского облисполкома, по существу, тождественен межшкольному учебно-производственному комбинат трудового обучения и профессиональный ориентации учащихся, который Списком от 29.10.2002 предусмотрен. Образовательная деятельность осуществлялась на основании лицензий на право ведения образовательной деятельности.

Просит включить период работы в Смоленском «Учебно-производственном комбинате» в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, и назначить досрочную страховую пенсию.

В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить и признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Представитель ответчика – ГУ-ОПФР по Смоленской области – ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, в которых указали следующее. 03.07.2018 ФИО1 обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением от 10.07.2018 ей отказано в назначении пенсии из-за отсутствия права, а именно 25-летнего стажа. Списком №1397 от 17.12.1959 соответствующих должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия разделом «наименование учреждений и организаций» не предусмотрены учебно-производственные комбинаты, а разделом «наименование должностей» не предусмотрены мастера производственного обучения. Списком №463 от 06.09.1994 разделом «наименование учреждений» предусмотрены межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации, Государственное предприятие учебно-производственный комбинат «Профессионал» списком не предусмотрено, организационно-правовая форма «предприятие» также не предусмотрена, а разделом «наименование должностей» предусмотрен мастер производственного обучения. Списком №1067 от 22.09.1999 разделом «наименование должностей» предусмотрена должность – мастер производственного обучения, но разделом «наименование учреждений» - Государственное унитарное предприятие «Учебно-производственный комбинат» - не поименовано, а также организационно-правовая форма «предприятие» не предусмотрено. Списком №791 от 29.12.2002 пунктом 2 раздела «наименование учреждений» не предусмотрены предприятия (до 03.06.2004 Государственное унитарное предприятие «Учебно-производственный комбинат»), так и учебно-производственный центр в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (с 03.06.2004 – Учреждение начального профессионального образования «Учебно-производственный Центр».

Просит в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.

Суд, выслушав позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон №400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.30 и 32 Федерального закона №400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанная страховая пенсия, и правила исчисления периодов работы (деятельности) при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Часть 3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В целях реализации ст.ст.30 и 31 Федерального закона №400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту – Постановление №665).

В соответствии с п.п.«м» п.1 Постановления №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости педагогическим работникам применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.19 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вступивший в силу с 01.01.2015 Федеральный закон №400-ФЗ сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста тем лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до 01.01.2002 и сохранялось Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, законодатель право на получение досрочной пенсии связывает с занятием педагогической деятельностью с детьми в специально оговоренных учреждениях, что свидетельствует о необходимости учета характера, специфики, сложности такой работы.

В судебном заседании установлено, что 03.07.2018 ФИО1 обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-УПФ РФ в Смоленском районе Смоленской области (межрайонное) от 10.07.2018 ей отказано в назначении таковой из-за отсутствия требуемого 25-летнего специального стажа. Период работы истца с 09.09.1985 по 27.11.2011 в Смоленском «Учебно-производственном комбинате» не включен в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку в указанный период название учебного заведения не соответствовало разделам «наименование учреждений и организаций», а в части периодов также не соответствовала должность разделу «наименование должностей».

Однако, по мнению суда, данный отказ не обоснован по следующим основаниям.

В материалы дела представлена копия трудовой книжки ФИО4 серии из которой следует, что 13.08.1985 истец принята на работу парикмахером широкого профиля в Объединение «Смоленскоблпарикмахерские» на основании приказа №37 от 14.08.1985, откуда 09.09.1985 уволена в порядке перевода в учебно-производственный комбинат (запись №2 и 3).

Согласно записи №4 истец принята мастером производственного обучения УПК в порядке перевода 09.09.1985 на основании приказа №64 от 11.09.1985.

31 января 2003 года приказом №103 от 31.03.2003 назначена на должность и.о. директора ГУП УПК «Профессионал» (запись №6).

В соответствии с приказом №17 от 18.06.2004 Областное государственное унитарное предприятие «Учебно-производственный комбинат «Профессионал» переименован в Смоленское областное государственное учреждение начального профессионального образования «Учебно-производственный центр «Профессионал».

На основании распоряжения администрации Смоленской области №2375 от 28.12.2011 создано Смоленское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Учебно-производственный центр «Профессионал» путем изменения типа существующего Смоленского областного государственного учреждения начального профессионального образования «Учебно-производственный центр «Профессионал» (запись №8).

10 февраля 2012 года ФИО1 назначена на должность директора Смоленского областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Учебно-производственный центр «Профессионал».

В силу распоряжения администрации Смоленской области №447-р/адм от 13.04.2016 Смоленское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Учебно-производственный центр «Профессионал» переименовано в Смоленское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Профессионал» (запись №10).

01 июля 2019 года истец уволена в связи с истечением срока действия трудового договора на основании распоряжения администрации Смоленской области №1034-р/адм от 27.06.2019 (запись №11).

Согласно записи №12 распоряжением администрации Смоленской обаости №1054-р/адм с 02.07.2019 истец назначена на должность директора Смоленского областного государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Профессионал», где продолжает работать по настоящее время (л.д. 8-9).

В соответствии со справкой от 03.01.2022 за подписью СОГАУ ДПО Смоленский учебно-производственный комбинат областного управления бытового обслуживания населения Смоленского облисполкома переименован в Смоленский «Учебно-производственный комбинат» территориального производственного объединения бытового обслуживания населения Смолоблисполкома. На основании постановления №645 от 30.09.1992 Смоленский «Учебно-производственный комбинат» территориального производственного объединения бытового обслуживания населения Смолоблисполкома переименован в государственное унитарное предприятие «Учебно-производственный комбинат «Профессионал», который на основании распоряжения администрации Смоленской области от 30.06.2004 №464-р/адм. реорганизовано в Смоленское областное государственное учреждение начального профессионального образования «Учебно-производственный центр «Профессионал». Распоряжением администрации Смоленской области от 28.12.2011 №2375-р/адм. реорганизовано в Смоленское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Учебно-производственный центр «Профессионал», а на основании распоряжения администрации Смоленской области №447-р/адм от 13.04.2016 переименовано в Смоленское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Профессионал» (л.д. 10).

Указанное учебное заведение на всем протяжении работы истца осуществляло свою деятельность на основании лицензий на право ведение образовательной деятельности по программам начального профессионального образования:

- лицензия от 05.07.1993, сроком 5 лет;

- лицензия от 21.08.1998, сроком действия по 21.08.2001;

- лицензия от 16.07.2001, сроком действия по 16.07.2004;

- лицензия от 27.03.2012, выданная бессрочно;

- лицензия от 20.05.2016, выданная бессрочно (л.д. 11-15).

В соответствии с Уставом Смоленского областного государственного учреждения начального профессионального образования «Учебно-производственный центр «Профессионал» от 2004 года Учреждение является некоммерческой организацией по типу – учреждение начального профессионального образования, по виду – учебно-производственный центр. Учреждение находится в ведомственном подчинении Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике

Согласно п.1.9 Устава Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными и областными законами, Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Пунктом 2.1. Устава к основным задачам Учреждения отнесено: создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности), соответствующего уровня квалификации и для повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков выполнения определенной работы или группы работ.

Уставом Смоленского областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Учебно-производственный центр «Профессионал» от 2011 года указано, что целями Учреждения являются осуществление профессиональной подготовки рабочих, направленной на ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения определенных видов работ и предоставление населению образовательных услуг, способствующих повышению профессиональной подготовки, конкурентоспособности на рынке труда, трудоустройству (п. 2.3 Устава). К основным видам деятельности Учреждения отнесены: профессиональная подготовка, переподготовка рабочих, обучение второй профессии, повышение квалификации рабочих (п. 2.4.1 Устава).

В силу положений Устава Смоленского областного государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Профессионал» от 2016 года предметом деятельности является профессиональная подготовка и переподготовка рабочих для организации сферы бытового обслуживания. Целями Учреждения являются осуществление профессиональной подготовки рабочих, направленной на ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения определенных видов работ и предоставление населению образовательных услуг, способствующих повышению профессиональной подготовки, конкурентоспособности на рынке труда, трудоустройству. К основным видам деятельности Учреждения отнесены: профессиональная подготовка, переподготовка рабочих, повышение квалификации рабочих (п.п. 2.3., 2.4.1 Устава).

Из представленных документов усматривается, что данное учреждение на всем протяжении работы истца являлось образовательным, реализовывало образовательные программы начального профессионального образования, учредителем его является администрации Смоленской области.

В специальный стаж ФИО1 не включен период работы с 09.09.1985 по 27.11.2011.

Пунктом «м» Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Так, из материалов дела усматривается, что в период действия Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», а именно с 09.09.1985 по 01.01.1992 истец осуществляла деятельность в должности мастера производственного обучения в Смоленском «Учебно-производственном комбинате» территориального производственного объединения бытового обслуживания населения Смолоблисполкома. Перечнем №1397 от 17.12.1959 в разделе «наименование учреждений и организаций» указаны учебные заведения системы трудовых резервов, школы и училища профессионально-технического образования других систем (кроме высших учебных заведений). Наименование учреждения как «Учебно-производственный комбинат» хоть и не содержится в Перечне, но по характеру осуществляемой деятельности соответствует вышеизложенному. В разделе «наименование должности» должность мастера производственного обучения не предусмотрена, но по характеру осуществляемой трудовой функции, суд приходит к выводу, что соответствует должности преподавателя, педагога.

В период действия Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», а именно с 01.01.1992 по 31.10.1999 истец осуществляла деятельность в должности мастера производственного обучения в Смоленском «Учебно-производственном комбинате» территориального производственного объединения бытового обслуживания населения Смолоблисполкома (до 30.09.1992), а с 30.09.1992 в Государственном унитарном предприятии «Учебно-производственный комбинат «Профессионал». Списком №463 от 06.09.1991 в разделе «наименование учреждений и организаций» указаны межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Наименование учреждения как «Учебно-производственный комбинат» или «унитарное предприятие «Учебно-производственный комбинат» в указанном Списке не значатся, но по характеру осуществляемой деятельности, по мнению суда, имеет с ним признаки тождественности. В разделе «наименование должности» предусмотрена должность мастера производственного обучения.

В период действия Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», а именно с 01.11.1999 по 31.12.2001 истец осуществляла деятельность в должности мастера производственного обучения в Государственном унитарном предприятии «Учебно-производственный комбинат «Профессионал». Списком №1067 от 22.09.1999 в разделе «наименование учреждений и организаций» предусмотрен межшкольный учебный комбинат. Хоть наименование Учреждения не содержит в себе слова «межшкольный», но по сути своей деятельности не меняет ни содержания выполняемой истцом работы, ни наименование ее должности, ни ее должностных обязанностей. Раздел «наименование должностей» предусматривает должность мастера производственного обучения.

В период действия Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно с 01.01.2002 по 30.01.2003 истец осуществляла деятельность в должности мастера производственного обучения, а с 31.01.2003 по 27.12.2011 в должности и.о. директора в Государственном унитарном предприятии «Учебно-производственный комбинат «Профессионал», в Смоленском областном государственном учреждении начального профессионального образования «Учебно-производственный центр «Профессионал», в Смоленском областном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного образования «Учебно-производственный центр «Профессионал». Списком №781 от 29.10.2002 в разделе «наименование учреждений» предусмотрен межшкольный учебно- производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат). Наименование Учреждения не содержит в себе слово «межшкольный», но это по сути своей деятельности не меняет ни содержания выполняемой истцом работы, ни наименование ее должности, ни ее должностных обязанностей. Раздел «наименование должностей» предусматривает должность мастера производственного обучения, также директора.

Таким образом, организационно-правовая форма Учреждения, где работала истец, не меняет по сути содержания выполняемой истцом работы, ни наименование ее должности, ни ее должностных обязанностей.

Несоответствие наименования Учреждения предусмотренным в Списках не может свидетельствовать об ином характере трудовых функций истца и препятствовать признанию за ней права на включение спорных периодов работы в специальный стаж. Ссылка ответчика на невозможность включения спорных периодов работы является несостоятельной.

Ответчик в возражениях также указывает, что в спорный период ФИО1 находилась в административных отпусках без сохранения заработной платы:

- с 28.07.1997 по 31.08.1997,

- с 18.06.1998 по 31.08.1998,

- с 18.06.1999 по 31.08.1999,

- с 16.06.2000 по 30.06.2000,

- с 01.07.2000 по 31.08.2000,

- с 19.06.2001 по 31.08.2001,

- с 21.06.2002 по 31.08.2002,

- с 06.06.2016 по 07.06.2016.

Страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Ответчиком в материалы дела представлен акт проверки от 25.04.2016 в котором установлено, что приказом №38 от 28.07.1997 предоставлен административный отпуск мастеру п/о ФИО1 с 28.07.1997 до набора группы. Приказом №43 от 01.09.1997 в соответствии с положением об УПК зачислить обучающихся в группу №3 по подготовке «парикмахеров мужской и женский с умением выполнять маникюр», и назначить мастером производственного обучения ФИО1

Приказами №22 и №27 от 18.06.1998 предоставлен административный отпуск мастеру п/о ФИО1 с 18.06.1998 до набора группы. Приказами №29 и №47 от 01.09.1997 в соответствии с положением об УПК зачислить обучающихся в группу №3 по подготовке «парикмахеров мужской и женский с умением выполнять маникюр», и назначить мастером производственного обучения ФИО1

Приказом №20 от 18.06.1999 предоставлен административный отпуск мастеру п/о ФИО1 с 18.06.1999 до набора группы.

Приказом №18 от 16.06.2000 предоставлен административный отпуск мастеру п/о ФИО1 с 16.06.2000 до набора группы.

Приказом №33 от 19.06.2001 предоставлен административный отпуск мастеру производственного обучения ФИО1 с 19.06.2001 по 31.08.2001 по семейным обстоятельствам. Приказом №47 от 04.09.2001 установлен с 01.09.2001 ФИО1 13 разряд с оплатой 1100 руб.

Приказом №34 от 21.06.2002 предоставлен административный отпуск мастеру п/о ФИО1 с 21.06.2002 по 31.08.2002. Приказом №43 от 03.09.2002 установлен с 01.09.2002 ФИО1 13 разряд с оплатой 1100 руб.

Данные обстоятельства стороной истца не оспаривались, доказательств опровергающих указанные сведения ФИО1 не представлено.

Таким образом, поскольку в периоды нахождения истца в административных отпусках без сохранения заработной платы таковая ей не выплачивалась, и как следствие отсутствовала база для уплаты страховых взносов, принимая во внимание приведенные выше положения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для зачета данных периодов в страховой стаж работы ФИО1

Исследовав представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Порядка исчисления стажа, приходит к выводу о наличии правовых оснований для включении истцу в стаж на соответствующих видах работ по Списку, утвержденному Постановлением №781, следующих периодов работы истца:

- с 09.09.1985 по 27.07.1997;

- с 01.09.1997 по 17.06.1998;

- с 01.09.1998 по 17.06.1999;

- с 01.09.1999 по 15.06.2000;

- с 01.09.2000 по 18.06.2001;

- с 01.09.2001 по 20.06.2002;

- с 01.09.2002 по 27.12.2011.

При этом, истец в указанные периоды времени работала на полную ставку в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели, данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось, то есть осуществляла педагогическую деятельность в учреждении и на должности, предусмотренных соответствующим Списком.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в специальный стаж истца подлежит включению перечисленные периоды.

Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах. Соблюдение принципа равенства всех перед законом имеет важное значение при обеспечении граждан государственными пенсиями и пособиями.

Статьи 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему правовому смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость политики в законодательстве, в том числе в сфере пенсионного и социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 года №400-ФЗ, в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.

Так, согласно п.19 ч.1, ч.1.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи и не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, которое в свою очередь регламентирует сроки назначения досрочной пенсии для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения такого права с 2019 года по 2023 год и далее.

Страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п.2 ст.3 Федерального закона №400-ФЗ).

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ)

Установление страховой пенсии – назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой производятся в соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона №400-ФЗ.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (части 1,2 ст.22 Федерального закона №400-ФЗ).

Соответственно право на страховую пенсию возникает при достижении определенного возраста или при наличии требуемого специального стажа.

Днем возникновения права истца на досрочную страховую пенсию по старости с учетом включенных в специальный стаж настоящим решением периодов является 14.10.2011 – день выработки 25 лет специального стажа – осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Днем же, с которого страховая пенсия может быть установлена (назначена), является день обращения за указанной пенсией в соответствующий пенсионный орган.

Поскольку (с учетом периодов работы, зачтенных настоящим решением суда) днем возникновения права истца на досрочную страховую пенсию по старости является 14.10.2011, то есть день выработки 25 лет специального стажа (осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей), который наступил до 01.01.2019 года, соответственно требование о назначении страховой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ подлежит удовлетворению с момента обращения истца в пенсионный орган, то есть с 03.07.2018 (день возникновения права на установление такой пенсии), без учета положений ч.1.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области зачесть в стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды:

- с 09.09.1985 по 27.07.1997;

- с 01.09.1997 по 17.06.1998;

- с 01.09.1998 по 17.06.1999;

- с 01.09.1999 по 15.06.2000;

- с 01.09.2000 по 18.06.2001;

- с 01.09.2001 по 20.06.2002;

- с 01.09.2002 по 27.12.2011.

Назначить ФИО1 досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с момента обращения, то сеть с 03.07.2018.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья И.С. Шилова