ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1649/17 от 12.10.2017 Богородского городского суда (Нижегородская область)

Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Богородск

Богородский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Новожиловой А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фирсовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Богородске Нижегородской области гражданское дело по заявлению Богородского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц об установлении юридического факта о признании информации о продаже полисов ОСАГО, размещенной на интернет - сайте, запрещенной к распространению в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в суд с названным выше заявлением, в обоснование которого указав, что заявителем посредством выхода в телекоммуникационную сеть «Интернет» проведена проверка, в ходе которой установлено, что в свободном доступе на интернет-сайте <данные изъяты> размещена информация о продаже полисов ОСАГО, диагностических карт. Данный сайт не является официальным сайтом страховых организаций, которые предлагают к продаже официальные электронные полисы ОСАГО, а является форумом, на котором размещены многочисленные объявления о продаже различных документов: сканов паспортов, дипломов всех учебных заведений, водительских удостоверений, и Т.д., в том числе полисов ОСАГО и диагностических карт, представляются услуги по доступу к базе ЕАИСТО. Согласно информации, размещенной на сайте в различных темах, «Предоставлю доступ к базе техосмотра ЕАИСТО, с вводом ТС без ограничения по категориям», «наш сервис готов предоставить розовые листы оптом (…) Качество лучшее!!! Печати под заказ!!! Отправка курьерскими!! !», «широкий выбор бланков КАСКО и ОСАГО. Соблюдены все степени защиты. Новая услуга: Изготовление печатей страховых компаний».

Сведения, размешенные на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования поддельного полиса ОСАГО, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения. Информация о продаже поддельных полисов ОСАГО по заниженной стоимости, размещенная в сети Интернет, побуждает граждан к совершению противоправных действий, направленных на приобретение незаконных официальных документов. Указанная выше информация является запрещенной.

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан посредством ограничения доступа к такой информации Роскомнадзором в установленном порядке требуется признание информации запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В ходе проверки, проведенной Богородской городской прокуратурой, установлено, что указанная выше страница сайта <данные изъяты>/ содержит объявления с конкретными предложениями неопределенному кругу лиц приобрести за деньги полисы ОСАГО, указаны цены, адреса электронной почты, номера Icq. Текстовая информация в совокупности с изображениями недвусмысленно направлена на продажу указанного продукта.

Информация, размещенная на указанном выше сайте <данные изъяты> доступна неограниченному кругу лиц.

Таким образом, лица, разместившие информацию на указанном сайте в сети - интернет, предлагают к продаже заведомо поддельные полисы ОСАГО в целях незаконного их последующего использования покупателями - для предъявления покупателями должностным лицам Госавтоинспекции в случае проверки документов.

Следовательно, лица, приобретающие данные поддельные полисы ОСАГО взамен законного оформления полиса обязательного страхования авто гражданской ответственности, имеют намерение управлять автотранспортным средством в нарушение требований законодательства без страхования риска своей гражданской ответственности.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает возможность оформления полиса ОСАГО электронным способом через сеть Интернет. В таком случае заявка на заключение договора направляется покупателем исключительно на официальный сайт страховщика, т.е. страховой компании.

Из содержания информации, размещенной на сайте <данные изъяты>, не следует, что данные сайт является официальном сайтом какой-либо страховой организации, зарегистрированной в установленном законом порядке.

Продажа полисов ОСАГО через сайт <данные изъяты> является нарушением требований действующего законодательства.

Поскольку информация, размещенная на сайте <данные изъяты>/, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в судебном порядке в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен. В связи с чем, просит суд:

- признать юридический факт, что информация о продаже полисов ОСАГО, размещенная на интернет сайте <данные изъяты>/, является запрещенной к распространению в Российской Федерации (л.дх).

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу РФ ФИО1, действующий на основании доверенности (л.дх), в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом судебным извещением, заказным письмом с уведомлением (л.д. х), в отзыве на заявление просит рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, информация, размещенная на сайте в сети интернет является запрещенной (л.д. х).

При таких обстоятельства суд, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заместитель Богородского городского прокурора Иванова Т.В., в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивала по доводам изложенным в заявлении.

В судебном заседании установлено, что заявителем проведена проверка, путем выхода в телекоммуникационную сеть «Интернет», в ходе которой установлено, что в свободном доступе на интернет-сайте <данные изъяты>/ размещена информация о продаже полисов ОСАГО и диагностических карт, а также данный сайт является форумом, на котором размещены многочисленные объявления о продаже различных документов: сканов паспортов, дипломов всех учебных заведений, водительских удостоверений, и т.д., в том числе полисов ОСАГО и диагностических карт, представляются услуги по доступу к базе ЕАИСТО, что подтверждается распечаткой с сайта - интернет (л.д. х).

Страница сайта <данные изъяты> содержит информацию по различным темам «Предоставлю доступ к базе техосмотра ЕАИСТО, с вводом ТС без ограничения по категориям», «Наш сервис готов предоставить розовые листы оптом. Качество лучшее!!! Печати под заказ!!! Отправка курьерскими!! !», «широкий выбор бланков КАСКО и ОСАГО». Соблюдены степени защиты. Новая услуга: изготовление печатей страховых компаний».

Сведения, размешенные на интернет-сайте <данные изъяты>, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования поддельного полиса ОСАГО, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения. Информация о продаже поддельных полисов ОСАГО по заниженной стоимости, размещенная в сети Интернет, побуждает граждан к совершению противоправных действий, направленных на приобретение незаконных официальных документов. Указанная выше информация является запрещенной.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, про изводить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно подп.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее Федеральный закон N149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В силу ч.1 ст.9 Федерального закона N149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно частей 1 и 6 ст.10 Федерального закона N 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за незаконное при обретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.

Диспозицией ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных штампов, печатей, бланков.

Статья 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных право нарушениях предусматривает ответственность юридических лиц за подделку документов, удостоверяющих личность, подтверждающих наличие у лица права или освобождения его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.

Частью 1 ст. 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

В соответствии с ч.5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).

В Реестр включаются:

- доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

- сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подпункт 2ч.5 ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ, предусмотрены основания для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, указал, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N40-ФЗ владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В соответствии с абз.7 п.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N1090 «О правилах дорожного движения», запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, разместившие информацию на указанном сайте в сети интернет, предлагают к продаже заведомо поддельные полисы ОСАГО в целях незаконного их последующего использования покупателями - для предъявления покупателями должностным лицам Госавтоинспекции в случае проверки документов.

Лица, приобретающие данные поддельные полисы ОСАГО взамен законного оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, имеют намерение управлять автотранспортным средством в нарушение требований законодательства без страхования риска своей гражданской ответственности.

Согласно ч. 1 и 7.2 ст.15 Федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Таким образом, действующее законодательство устанавливает возможность оформления полиса ОСАГО электронным способом через сеть Интернет. В таком случае заявка на заключение договора направляется покупателем исключительно на официальный сайт страховщика, т.е. страховой компании.

Из содержания информации, размещенной на сайте <данные изъяты>/, не следует, что данные сайт является официальном сайтом какой-либо страховой организации, зарегистрированной в установленном законом порядке.

Таким образом, продажа полисов ОСАГО через сайт <данные изъяты>/ является нарушением требований действующего законодательства.

Согласно абз. 4-7 подп. «а» п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года N 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее по тексту - Роскомнадзор) принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении: материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети Интернет;

- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений и о способах совершения самоубийства и призывов к совершению самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети "Интернет";

- информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

Поскольку информация, размещенная на сайте <данные изъяты>, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в судебном порядке в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.

Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе, об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч.2 ст.264 ГПК РФ, не является исчерпывающим.

В силу ч. 10 ст. 264 ГПК РФ судом могут быть установлены другие имеющие юридическое значение факты.

Принимая во внимание, что информация о продаже поддельных электронных полюсов ОСАГО по заниженной стоимости, размещенная в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> является запрещенной к распространению в РФ, побуждает граждан к приобретению незаконных официальных документов, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований заявителя.

Руководствуясь ст. 194-198,264 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Богородского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц об установлении юридического факта о признании информации о продаже полисов ОСАГО, размещенной на интернет - сайте, запрещенной к распространению в Российской Федерации, удовлетворить.

Установить юридический факт, размещенной на интернет сайте <данные изъяты> информации о продаже полисов ОСАГО, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Богородский городской суд в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья: А.А. Новожилова