ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-164/12 от 03.02.2012 Чернушинского районного суда (Пермский край)

                                                                                    Чернушинский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Чернушинский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-164/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2012 года г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе: Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

с участием старшего помощника прокурора Чернушинского района Лыбиной О.В.,

представителя заявителя ФИО3,

представителя Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района ФИО11,

при секретаре Кашаповой О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению ФИО13 о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края № 09/22 от 27 января 2012 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18;

у с т а н о в и л:

Заявитель ФИО13 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края № 09/22 от 27 января 2012 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, и регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18.

Заявление ФИО13 мотивировал следующим: заявитель является кандидатом в депутаты Земского собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18. 27 января 2012 года территориальная избирательная комиссия Чернушинского муниципального района, рассмотрев документы, представленные для регистрации в качестве кандидата в депутаты, вынесла решение № 09/22 «Об отказе ФИО13 в регистрации кандидатом в депутаты Земского собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу №18». С указанным решением заявитель не согласен по следующим основаниям. Территориальная избирательная комиссия отказала в регистрации в качестве кандидата в депутаты Земского собрания на основании п.п. «ж» части 4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК, ввиду недостаточного количества достоверных подписей. Решение Территориальной избирательной комиссии (ТИК) было основано на итоговом протоколе проверки подписных листов, составленном рабочей группой ТИК 22 января 2012 года. В соответствии с итоговым протоколом, и приложенной к нему ведомостью проверки подписных листов, из 41 подписи избирателей, представленных в ТИК, действительными были признаны 36 подписей, недействительными - 5, что составило 12,2 % подписей, отобранных для проверки, при этом все 5 подписей были признаны недействительными по коду нарушения 15 (данные об избирателе, указанные в подписном листе не соответствуют действительности). В соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, недействительными признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт "в"). В соответствии с п. 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525 -ПК, недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Заявитель считает, что со стороны ТИК Чернушинского муниципального района нарушены указанные выше положения федерального и краевого закона, так как решение было вынесено при отсутствии официальной справки Управления Федеральной Миграционной службы (УФМС), либо письменного заключения эксперта. Выданный документ (исх. №134 от 31.01.2012 г.), который по заявлению выдан ТИК в качестве официального документа, на основании которого подписи были признаны недействительными, то есть официальная справка УФМС, таковой назвать нельзя, так как документ оформлен ненадлежащим образом: отсутствует указание на орган, выдавший документ; указания на полномочия лица, выдавшего документ; официальная печать уполномоченного органа. Соответственно, как рабочая группа, так и ТИК не вправе были при проверке подписных листов и вынесении решения, руководствоваться указанным документом. Документ, которым руководствовался ТИК при отмене регистрации, содержит указание на то, что избиратель ФИО1 (папка 1 лист 3 строка 3) и избиратель ФИО2 (папка 1 лист 10 строка 2) не обладают активным избирательным правом в связи с наличием у них временной регистрации по указанным ими адресам. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, под которым понимается право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом, активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (часть 4 статьи 4 этого же Закона). В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. Со слов избирателей ФИО1 и ФИО2 указанные адреса являются постоянным местом жительства, они являются членами семьи собственников жилых помещений, совместно проживают и ведут с ними совместное хозяйство. Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 25 апреля 1995 г. № 3-п «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки ФИО12» указал, что из Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (статья 3 Закона), в том числе права на выбор места жительства.

Довод, что указанные граждане ФИО1 и ФИО2 являются избирателями и вправе голосовать в участковой избирательной комиссии в , подтверждается фактом реализации этими лицами своего избирательного права на выборах депутатов Государственной Думы РФ, путем голосования по месту жительства в . Документ, которым руководствовался ТИК при отмене регистрации, содержит также указание на то, что отчество избирателя ФИО6 указано не верно (папка 1 лист 12 строка 2), у избирателя ФИО7 неверно указан год рождения (папка 1 лист 13 строка 2). Даже если указанные нарушения соответствуют действительности, то заявитель считает их незначительными, так как они не влияют на волеизъявление избирателей. В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом. Заявитель ФИО13 просит признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края № 09/22 от 27.01.2012 года, обязать Территориальную избирательную комиссию Чернушинского муниципального района Пермского края зарегистрировать ФИО13 кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному округу № 18.

Заявитель ФИО13 в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие заявителя с участием представителя ФИО3

Представитель заявителя ФИО13 - ФИО3 заявление поддержал, пояснил, что ФИО13 в порядке самовыдвижения обратился в Территориальную избирательную комиссию с заявлением о регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному округу № 18. Решением Территориальной избирательной комиссии 27 января 2012 года в регистрации отказано. В представленных кандидатом подписных листа признано недействительными 5 подписей избирателей. Законодательство носит формализованный характер. Признание подписи недействительной возможно только на основании официальной справки Федеральной миграционной службы. Документы, на основании которых рабочей группой Территориальной избирательной комиссии признаны подписи недействительными, не могут быть признаны в качестве официальной справки. Следовательно, указанные подписи являются действительными. Установлено, что избиратели ФИО14 и ФИО1 постоянно проживают в  на избирательном участке № 18, обладают активным избирательным правом, поэтому поставили свои подписи в подписные листы в поддержку кандидата ФИО13 Просит решение Территориальной избирательной комиссии признать незаконным, обязать зарегистрировать заявителя в качестве кандидата в депутаты.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края ФИО11 с заявлением ФИО13 не согласна, просит оставить без удовлетворения, пояснила, что Территориальная избирательная комиссия Чернушинского муниципального района полагает, что те обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не основаны на положениях закона, не дают оснований для удовлетворения жалобы. Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27.10.2011 г. № 507 утверждена Схема избирательных округов для проведения выборов депутатов Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва. В соответствие с ч. 1 ст. 11 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации. Решением Земского собрания Чернушинского муниципального района от 09 декабря 2012 года № 522 назначены выборы депутатов Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва. В соответствии со статьей 31 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (Закон Пермского края на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований) кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно либо в составе единого списка кандидатов по единому избирательному округу в соответствии с настоящим Законом. Непосредственное выдвижение кандидатов осуществляется по одномандатным (многомандатным) избирательным округам путем самовыдвижения, а также выдвижения избирательным объединением. В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона Пермского края избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. 15 января 2012 года в 14 часов 24 минуты ФИО13 уведомил территориальную избирательную комиссию Чернушинского муниципального района о своем согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 в порядке самовыдвижения. В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» выдвижение кандидата должно быть поддержано избирателями путём внесения ими своих подписей в подписные листы. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Пермского края если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 2 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. В соответствии с пунктом 10 статьи 35 Закона Пермского края, если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи. Численность избирателей по одномандатному избирательному округу № 18 в соответствии с решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27.10.2011г. № 507 составляет 1865 человек, следовательно, в поддержку выдвижения кандидату по данному избирательному округу для регистрации необходимо представить 37 достоверных подписей, допускается превышение количества необходимых для регистрации подписей, но не более чем на четыре подписи. 18 января 2012 года в 14 часов 15 минут (вх. № 197) кандидатом ФИО13 в территориальную избирательную комиссию Чернушинского муниципального района представлены подписные листы с подписями избирателей в количестве 41 подпись на 15 листах, собранными в поддержку выдвижения кандидата и первый финансовый отчет. В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Закона Пермского края проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). На основании решения территориальной избирательной комиссии от 28.12.2011 № 23/03 «Об определении количества подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидатов, подлежащих проверке» проверке сведений, содержащихся в подписных листах, подлежат все представленные кандидатами подписи избирателей. Рабочая группа территориальной избирательной комиссии в составе ФИО11, ФИО16, ФИО17, ФИО18 19 января 2012 г. в 14 часов 00 минут местного времени приступила к проверке подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 ФИО13. В соответствии с пунктом 6 статьи 35 Закона Пермского края избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Закона Пермского края, каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Аналогичная норма содержится в пункте 12 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав. В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Закона Пермского края, если кандидатом представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, а также ГАС "Выборы". В целях установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений Территориальная избирательная комиссия Чернушинского муниципального района использовала ГАС «Выборы», по результатам проверки выявлено несоответствие в отношении 6 избирателей. Довод заявителя жалобы ФИО13 о наличии со стороны избирательной комиссии нарушения законодательства в части принятия решения при отсутствии официальной справки УФМС является необоснованным. В соответствии с п.1 Протокола №1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ и Федеральной миграционной службы (ФМС) от 27.12.2010 г. избирательная комиссия направляет в территориальный орган ФМС России запрос на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей по форме согласно приложению к настоящему Протоколу. 20 января 2012 года в адрес Отделения Управления ФМС России по Пермскому краю в Чернушинском муниципальном районе был направлен запрос «О проверке достоверности сведений», по форме согласно Приложению № 1,2 к протоколу №1 Соглашения о взаимодействии ЦИК РФ и Федеральной миграционной службы от 29.12.2009 г. 20 января 2012 года (исх. № 195) в адрес Территориальной избирательной комиссии поступило письмо Отделения УФМС России по Пермскому краю в Чернушинском муниципальном районе, которым подтверждено 5 несоответствий в сведения об избирателях в подписных листах, представленных кандидатом ФИО13: в папке № 1 на подписном листе 3 строка 2 - неправильный адрес места жительства избирателя (в подписном листе «» согласно данным УФМС «»); в папке №1 на подписном листе 3 строка 3 - неправильный адрес места жительства избирателя (в подписном листе «» согласно данным УФМС «»); в папке №1 на подписном листе 10 строка 2 - неправильный адрес места жительства избирателя (адрес, указанный в подписном листе является адресом места пребывания избирателя, адреса места жительства избиратель не имеет); в папке №1 на подписном листе 12 строка 2 - неправильно указано отчество избирателя (в подписном листе «ФИО9» согласно данным УФМС «ФИО10»); в папке №1 на подписном листе 13 строка 2 - неправильно указан год рождения избирателя (в подписном листе «1948» согласно данным УФМС «1946»). По результатам проверки 22 января 2012 года составлен итоговый протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципальный района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 ФИО13. Копия итогового протокола проверки подписных листов получена кандидатом ФИО13. 24.01.2012 г. в 10 часов 00 минут. В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов, представленных кандидатом ФИО13: количество заявленных подписей - 41; количество представленных подписей избирателей - 41; количество проверенных подписей избирателей - 41; количество недостоверных (недействительных) подписей - 5 (12,2%); количество достоверных подписей - 36. Количество достоверных подписей необходимых для регистрации - 37. Рабочая группа по проверке подписных листов установила, что ввиду недостаточного количества достоверных подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу №18 ФИО13 усматриваются основания для отказа в регистрации кандидата по пункту «ж» части 4 статьи 37 Закона Пермского края, рекомендовала Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края принять решение об отказе в регистрации кандидату ФИО13 27 января 2012 года состоялось заседание Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района, в ходе которого комиссией единогласно принято решение отказать ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, 27 января 2012 года в 18 часов 48 минут. Согласно ст. 19 Гражданского кодекса РФ, 1. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.... 3. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.... 4. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается. Из содержания ст. 35 Закона Пермского края (п.6) прямо следует, что фамилия, имя и отчество, год рождения, адрес места жительства должны соответствовать данным паспорта избирателя. Следовательно, любое несоответствие указанным требованиям свидетельствует о нарушении требований закона. Избирательное законодательство не содержит норм позволяющих дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на значимые и менее значимые и в зависимости от этого определять последствия нарушений. Пункт 13 статьи 36 Закона Пермского края предусматривает, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Нарушения, выявленные избирательной комиссией, носят другой характер, связаны с несоответствием сведений об избирателях их паспортным данным. Описки - ошибки в написании фамилии, имени, отчества избирателя, серии и номера его паспорта, в том числе написание «лишней» цифры не могут быть отнесены к разрешенным избирательным законодательством, поскольку приведенные выше положения содержат специальные нормы, определяющие строгие требования, предъявляемые к подписным листам. Норм, обязывающих избирательную комиссию, выяснять препятствуют или нет описки и неправильно указанные сведения об избирателях восприятию указанных сведений об избирателях в подписных листах, избирательное законодательство не содержит. В отношении граждан РФ ФИО1 (папка 1 лист 3 строка 3), ФИО2 (папка 1 лист 10 строка 2) поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата ФИО13 - данные граждане не являются избирателями по одномандатному избирательному округу №18, их место жительство находится за пределами избирательного округа (ФИО2 места жительства по данным УФМС не имеет), следовательно, они не обладают активным избирательным правом в том числе правом выдвигать и избирать в органы власти. Указание в сведениях «адрес места жительства» данных об их месте пребывания является недопустимым и влечет признание подписей недействительными как подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Как указывалось выше, из содержания ст. 35 Закона Пермского края (п.6) прямо следует, что адрес места жительства должен соответствовать данным паспорта избирателя. Согласно Положения «О паспорте гражданина РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828, п. 4, в паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. Пункт 5. В паспорте производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы; о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы; о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летного возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы; о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами. По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки: о его группе крови и резус-факторе - соответствующими учреждениями здравоохранения; об идентификационном номере налогоплательщика - соответствующими налоговыми органами. Отметка о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летного возраста) заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа Федеральной миграционной службы. 6. Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным. Таким образом, паспорта граждан ФИО1 (папка 1 лист 3 строка 3), ФИО2 (папка 1 лист 10 строка 2) не могут содержать сведений об их месте пребывания по указанным в подписных листах адресам, следовательно, указание адреса пребывания вместо адреса места жительства свидетельствует о нарушении требований закона. Территориальной избирательной комиссией законно и обосновано принято решение об отказе в регистрации кандидату ФИО13., основания для удовлетворения жалобы и регистрации ФИО13. в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 отсутствуют. Просит учесть, что Приложениями к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии РФ и Федеральной миграционной службы, которым предусмотрена проверка подписей избирателей, являются запрос в территориальный орган ФМС о проведении проверки сведений, содержащихся в подписных листах, и Таблица сведений, содержащихся в подписных листах. Запрос в Отделение Управления ФМС полностью соответствует приложению. В таблице первые семь граф заполнены ТИК, восьмая графа заполнена специалистом ФМС, указаны должность, фамилия специалиста, проводившего проверку. Таблица проверки сведений направлена с сопроводительным письмом руководителя Отделения УФМС. Печать учреждения на указанном сопроводительном письме, не являющемся финансовым документом, не требуется. Таким образом запросы в Отделение УФМС при проверке сведений в подписных листах производились ТИК на основании Соглашения. Граждане ФИО1 и ФИО2 не являются избирателями на избирательном участке № 18. На основании регистра ГАС «Выборы» ТИК ФИО19 числится в Списке избирателей на избирательном участке № 4309. ФИО1 и ФИО2 не включены в Список избирателей.

Свидетель ФИО1 показала, что с июня 2011 года она постоянно проживает в , состоит в браке с ФИО20, адрес в с.  является ее постоянным местом жительства, по указанному адресу она зарегистрирована по месту пребывания. Согласно паспорта, по постоянному месту жительству зарегистрирована в . В выборах депутатов в Государственную Думу и Законодательное Собрание Пермского края в 2011 году не участвовала. В участковую избирательную комиссию, в Территориальную избирательную комиссию не обращалась с заявлениями о включении в список избирателей. Включена или нет в список избирателей не знает. В подписном листе собственноручно проставила свою подпись и дату, другие сведения заполняла сборщик подписей.

Свидетель ФИО2 показала, что с ноября 2008 года постоянно проживает в , с сестрой ФИО21, регистрации по постоянному месту жительства не имеет, имеется свидетельство о регистрации по месту пребывания в с.  В выборах депутатов в Государственную Думу и Законодательное Собрание Пермского края в 2011 году не участвовала. В участковую избирательную комиссию, в Территориальную избирательную комиссию не обращалась с заявлениями о включении в список избирателей. Включена или нет в список избирателей не знает. В подписном листе собственноручно проставила свою подпись и дату, другие сведения заполняла сборщик подписей.

Старший помощник прокурора Чернушинского района Лыбина О.В. в заключении по заявлению указала, что решение Территориальной избирательной комиссии считает законным и обоснованным, выводы ТИК о признании недействительными 5 подписей находит обоснованными.

Заслушав доводы сторон, представителей, заключение прокурора, показания свидетелей, исследовав материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно материалов дела, 15 января 2012 года ФИО13 обратился с заявлением Территориальную избирательную комиссию Чернушинского муниципального района о выдвижении в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18.

18 января 2012 года кандидат ФИО13 сдал в Территориальную избирательную комиссию Чернушинского муниципального района подписные листы в одной папке, 15 подписных листов, всего 41 подпись.

Согласно Итогового Протокола проверки подписных листов рабочей группы Территориальной избирательной комиссии от 22 января 2012 года, количество заявленных подписей 41, количество представленных подписей 41, проверено подписей – 41, количество недостоверных (недействительных) подписей 5, количество достоверных подписей – 36, в результате проверки установлено общее количество недостоверных (недействительных) подписей 5, что составило 12,2 % подписей, отобранных для проверки. (л.д. 9)

Согласно Выписки из протокола заседания Территориальной избирательной комиссии от 27 января 2012 года, при проверке подписных листов установлено: на подписном листе 3 строка 2 указан неправильный адрес места жительства избирателя, на подписном листе 3 строка – неправильный адрес места жительства избирателя, на подписном листе 10 строка 2 – неправильный адрес места жительства избирателя (адрес, указанный в подписном листе адресом пребывания избирателя), на подписном листе 12 строка 2 – неправильно указано отчество избирателя, на подписном листе 13 строка 2 – неправильно указан год рождения избирателя, принято решение об отказе в регистрации ФИО13 кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18.

Согласно Решения Территориальной избирательной комиссии от 27 января 2012 года № 09/22, на основании п. «ж» ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009 года ФИО13 отказано в регистрации ввиду недостаточного количества достоверных подписей необходимых для регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района. (л.д. 6-8)

20 января 2012 года Председателем Территориальной избирательной комиссии направлен запрос Начальнику Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в Чернушинском муниципальном районе о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, представлены таблицы сведений, содержащихся в подписных листов.

Начальником Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в Чернушинском муниципальном районе направлены уточненные сведения, в частности по подписным листам, представленным ФИО13 (л.д. 12)

В подписных листах:

Лист 3 строка 2 указан ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серия номер документа, удостоверяющего личность №, гражданство РФ, адрес места жительства: , результат проверки на соответствие : ;

Лист 3 строка 3 указана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серия номер документа, удостоверяющего личность №, гражданство РФ, адрес места жительства: , результат проверки на соответствие: место жительства , место пребывания ;

Лист 10 строка 2 указана ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серия номер документа, удостоверяющего личность №, гражданство РФ, адрес места жительства: , результат проверки - место пребывания : , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

Лист 12 строка 2 указан ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серия номер документа, удостоверяющего личность №, гражданство РФ, адрес места жительства , результат проверки ФИО6;

Лист 13 строка 2 указана ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серия номер документа, удостоверяющего личность №, гражданство РФ, адрес места жительства , результат проверки дата рождения ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 12)

Территориальной избирательной комиссией признаны недействительными (недостоверными) подписями подписи ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО7

Свидетель ФИО24 (до регистрации брака ФИО15) ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представила паспорт серии №, выданный Отделением УФМС России по Пермскому краю в Чернушинском районе, зарегистрирована по постоянному месту жительства в , и Свидетельство № о регистрации по месту пребывания, выданное Администрацией Таушинского сельского поселения 23 июня 2010 года, о регистрации по месту пребывания по адресу: , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство зарегистрировано в Отделении УФМС России по Пермскому краю в Чернушинском районе ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетель ФИО2, ДД.ММ.ГГГГгода рождения, представила паспорт серии №, выданный Отделением УФМС России по Пермскому краю в Чернушинском районе ДД.ММ.ГГГГ, регистрации по постоянному месту жительства в паспорте не указано, и Свидетельство № о регистрации по месту пребывания, выданное Администрацией Таушинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, о регистрации по месту пребывания по адресу: , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По сведениям Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района на основании Регистра ГАС «Выборы» ФИО4 числится в Списке избирателей № 639 по месту регистрации в , на избирательном участке № 4309 в избирательном округе № 7; ФИО1 и ФИО2 не включены в Список избирателей в связи с отсутствием регистрации на территории Чернушинского муниципального района.

При проверке в судебном заседании Списков избирателей 2011 года по избирательному участку № в , образованному для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва, на выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва, в списках избирателей граждане ФИО1 и ФИО2 не указаны.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают: 5) адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», 1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. …4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», 1. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. … 3. Федеральными законами может устанавливаться квота на сбор подписей избирателей на территории одного субъекта Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. …6. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме... .11. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», 1. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи. …2. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума, не более чем на четыре подписи. … 3.1. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. 5. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. 6.1. По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. 6.3. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. 6.4. Недействительными признаются:… б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме; в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; …7. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке. …18. Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. …23. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов. 24. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются: …д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Заявитель ФИО13 оспаривает решение Территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района.

Территориальная избирательная комиссия руководствуется законом Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» от 09.11.2009 года № 525-ПК.

Согласно ст. 4 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», 1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, вправе избирать, участвовать в иных избирательных действиях, предусмотренных настоящим Законом.

Согласно ст. 27 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», 1. Регистрации (учету) подлежат все избиратели. 2. Регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа. Основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. … 9. Регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования избирателей осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы". 10. Регистрация (учет) избирателей, установление численности зарегистрированных избирателей, формирование и ведение регистра избирателей осуществляются в порядке, установленном Положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Согласно ст. 28 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», 1. Списки избирателей составляются избирательной комиссией, организующей выборы (территориальной избирательной комиссией административного района города Перми), отдельно по каждому избирательному участку. 2. Списки избирателей составляются не позднее чем за 21 день до дня голосования, в том числе с использованием ГАС "Выборы", по форме, утвержденной комиссией, организующей выборы, на основании сведений, полученных с использованием Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, и представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает.

Согласно ст. 29 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», 1. В списки избирателей на избирательных участках включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. 2. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка или факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права), установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации. Избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения) по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. 7. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или заменяющего его документа, а при необходимости и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства избирателя на территории данного избирательного участка. 8. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Согласно ст. 30 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», 1. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую комиссию о включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в сведениях о нем в списке избирателей.

Согласно ст. 32 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», 1. Окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Согласно ст. 34 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», 1. Выдвижение кандидата, единого списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Заявитель ФИО13 15 января 2012 года уведомил Территориальную избирательную комиссию о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутату Земского собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, представил 15 подписных листов, содержащих 41 подпись избирателей в свою поддержку.

Согласно ст. 35 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», 1. Сбор подписей избирателей начинается: а) в поддержку самовыдвижения кандидата - со дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии о самовыдвижении кандидата; …2. Если в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации: кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 2 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей… 3. Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по форме согласно приложениям N 1-3 к настоящему Закону. В подписном листе указываются дата голосования, а также: а) при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата - фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата и занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименование и(или) номер избирательного округа, в котором он выдвигается. …5. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в котором выдвинуты кандидат, единый список кандидатов. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными. 6. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, единых списков кандидатов, но только один раз - в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, единого списка кандидатов. Избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. 7. Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. После чего каждый подписной лист заверяется также: а) кандидатом (если подписи собираются в поддержку самовыдвижения кандидата, выдвижения кандидата избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу), который напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения;… 10. Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата, единого списка кандидатов количество подписей, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи. Представление подписей избирателей более количества, установленного абзацем 1 настоящей части, недопустимо. 11. Подписные листы, представляемые в соответствующую избирательную комиссию, должны быть сброшюрованы и пронумерованы.

Согласно ст. 36 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», 1. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному и(или) многомандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию: а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей);…5. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, а также ГАС "Выборы". 6. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному (многомандатному) избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо, а в избирательной комиссии, организующей выборы, - уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов и представившего необходимое для его регистрации количество подписей избирателей. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей. 7. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной. …10. Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи. 11. Недействительными считаются: а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;… 13. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлено, что она недействительна в соответствии с подпунктами "ж" и "л" части 11 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. 14. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, единому списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов, а также внесение изменений в протокол после принятия указанного решения не допускаются. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов. В случае если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо если количество недостоверных и(или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы, образованной для проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и(или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и(или) недействительными. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 83 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке.

Согласно ст. 37 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», 1. Соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, принимает решение о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации. …3. В случае отказа в регистрации кандидата, единого списка кандидатов, исключения кандидата из единого списка кандидатов соответствующая избирательная комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из единого списка кандидатов. …4. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются: …ж) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

По решению Территориальной избирательной комиссии признаны недействительными 5 подписей.

Заявитель ФИО13 указал, что отсутствует справка отделения Управления ФМС по проверке подписей избирателей.

Соглашением о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 29 декабря 2009 года и Протоколом № 1 определен порядок взаимодействия избирательных комиссий и органов ФМС России в целях обеспечения гарантий реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах, ФМС России и ее территориальные органы по запросам избирательных комиссий участвуют в проверке подписей избирателей, представленных в поддержку выдвижения кандидатов, избирательная комиссия направляет в территориальный орган ФМС запрос на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата по форме согласно приложению к протоколу, территориальный орган ФМС проводит проверку сведений об избирателях и передает результаты в избирательную комиссию, приложением к Соглашению и Протоколу выступает запрос избирательной комиссии в территориальный орган ФМС о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, с таблицей сведений.

По указанной в приложении форме Территориальной избирательной комиссией 20 января 2012 года направлен запрос в Отделение УФМС России по Пермскому краю в Чернушинском районе о проверке достоверности сведений и 21 января 2012 года Отделением УФМС России по Пермскому краю в Чернушинском районе представлены уточненные сведения, в том числе по подписям избирателей, представленных заявителем ФИО13

Уточненные сведения по подписям избирателей территориального органа ФМС, изложенные в таблице, предоставлены на основании Соглашения о взаимодействии по установленной форме.

В связи с этим суд не может признать обоснованными доводы заявителя ФИО13 и его представителя об отсутствии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан.

Установлено в судебном заседании, что указанный избиратель ФИО4 фактически проживает и зарегистрирован на другом избирательном округе № 7. Подпись избирателя подлежит признанию недействительной на основании п. 5 ст. 35 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», определяющего, что подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.

В отношении подписи избирателя ФИО1 установлено, что в подписном листе указаны серия и номер паспорта избирателя, адрес места жительства избирателя не соответствует данным, указанным в паспорте, и указаны на основании другого документа Свидетельства о регистрации по месту пребывания.

В отношении подписи избирателя ФИО2 следует, что в подписном листе указаны серия и номер паспорта избирателя, адрес места жительства избирателя не соответствует данным, указанным в паспорте, так как указаны на основании другого документа – Свидетельства о регистрации по месту пребывания.

Установлено, что граждане ФИО1 и ФИО2 не включены в список избирателей по данному избирательному округу № 18, не зарегистрированы по месту жительства в данном избирательном округе.

Приведенным выше положением п. 6 ст. 35 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» определено, что избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

В данном случае в подписном листе в отношении граждан ФИО1 и ФИО2 адрес места жительства в подписном листе не соответствует адресу, указанному в паспорте, и внесен на основании другого документа – свидетельства о регистрации по месту пребывания, что прямо противоречит положениям п. 6 ст. 35 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

С учетом приведенных выше положений ст. 4, 27, 28, 29, 30 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» приобретение статуса избирателя, при отсутствии регистрации по постоянному месту жительства, возможно при наличии совокупности юридически значимых обстоятельств : регистрация по месту пребывания и решение участковой избирательной комиссии о включении в списки избирателей.

Решения избирательной комиссии о включении в списки избирателей в отношении ФИО1 и ФИО2 не было, поэтому вывод территориальной избирательной комиссии о том, что на момент внесения подписи в подписной лист граждане не обладали активным избирательным правом по данному одномандатному избирательному округу № 18, не противоречит положениям закона.

Наличие у гражданина активного избирательного права обусловлено в числе прочих обстоятельств и нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа, и лишь в предусмотренных законом случаях таким правом могут обладать граждане, место жительства которых находится за пределами избирательного округа (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Длительное проживание гражданина в пределах избирательного округа не влечет возникновение у этого гражданина активного избирательного права на участие в выборах по данному округу, за исключением случая, когда активное избирательное право предоставлено таким гражданам законом, в том числе законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории.

Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Понятие места жительства в смысле, используемом для целей защиты избирательных прав, содержится в п. 1.6 Положения о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного Постановлением ЦИК РФ от 6 ноября 1997 года N 134/973-П, в котором под местом жительства понимается только жилое помещение, по адресу которого гражданин зарегистрирован по месту жительства органами регистрационного учета, о чем имеется отметка в паспорте гражданина Российской Федерации. Место пребывания - не являющееся местом жительства гражданина жилое помещение, по адресу которого гражданин зарегистрирован по месту пребывания органами регистрационного учета, о чем выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в системе действующего правового регулирования не препятствуют гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, но проживающим на территории, где проводятся соответствующие выборы, что подтверждается наличием у них регистрации по месту пребывания, участвовать в качестве избирателей в голосовании на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления. Но указанное право реализуется путем обращения гражданина в соответствующую избирательную комиссию с заявлением о включении в списки избирателей.

Адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.

В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства.

Указание в подписных листах сведений и адресов из различных документов, как это произошло в отношении избирателей ФИО1 и ФИО2 (из паспорта и свидетельства о месте пребывания), противоречит установленным законом требованиям, предъявляемым к заполнению подписных листов.

В отношении подписи избирателя ФИО6 установлено, что подписном листе указано неправильно отчество ФИО9.

В отношении подписи избирателя ФИО7 установлено, что в подписном листе указан неправильно год рождения – ДД.ММ.ГГГГ, правильно год рождения ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 19 Гражданского кодекса РФ, 1. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. … 2. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя. 3. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. 4. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается.

Из приведенных выше положений п. 6 ст. 35 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» прямо следует, что в подписных листах фамилия, имя, отчество, год рождения должны соответствовать данным паспорта избирателя, так как указывается серия и номер паспорта, адрес места жительства, указанный в паспорте.

Избирательное законодательство не содержит норм, позволяющих дифференцировать нарушения требований закона при сборе подписей избирателей на значимые и менее значимые и в зависимости от этого определять последствия нарушений. Пункт 5 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

Нарушения, выявленные избирательной комиссией, носят другой характер, связаны не с сокращениями, а с несоответствиями паспорту отчества и даты (года) рождения избирателей в подписных листах.

В соответствии с п. 13 ст. 36 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», исправления и помарки должны быть специально оговорены, и только в этом случае они не могут служить основанием для признания подписи недействительной.

Таким образом, описка – ошибка в написании отчества избирателя, неправильное указание года рождения избирателя не может быть отнесена к разрешенным избирательным законодательством, поскольку приведенные выше положения Федерального закона и закона Пермского края содержат специальные нормы, определяющие строгие требования, предъявляемые к подписным листам.

Норм, обязывающих избирательную комиссию, выяснять препятствуют или нет описки и неправильно указанные сведения об избирателях восприятию указанных сведений об избирателях в подписных листах, приведенное выше избирательное законодательство, не содержит.

На основании изложенного, вывод территориальной избирательной комиссии о признании недействительными подписей 5 избирателей ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО7, как подписей избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, на основании п. 6 ст. 35 закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» является законным и обоснованным.

В связи с тем, что при проверке подписей, проведенной Территориальной избирательной комиссией в соответствии с положениями статьи 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», выявлено более 10 % недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей, решение ТИК об отказе заявителю ФИО13 в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 является законным на основании пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и пп. «ж» ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявления ФИО13 о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края № 09/22 от 27 января 2012 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, и возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Чернушинского муниципального района Пермского края по регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 199, 261 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление ФИО13 о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края № 09/22 от 27 января 2012 года об отказе в регистрации ФИО13 кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, и возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Чернушинского муниципального района Пермского края по регистрации ФИО13 кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 18, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течении пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Р. Низаева