КОПИЯ
Дело № 2-164/12 18 января 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Санкт- Петербурга
в составе: председательствующего судьи Васильевой М.Ю.
при секретаре Денисенко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волховстроевского транспортного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Волховстроевский транспортный прокурор Санкт – Петербурга обратился в Куйбышевский районный суд Санкт – Петербурга с требованиями к ОАО «Российские железные дороги» об обязании оборудовать железнодорожную станцию Жихарево пешеходным мостом через железнодорожные пути, указывая, что в ходе проведения проверки на станции Жихарево установлено, что в районе станции проживают более 5 тысяч человек. Основным транспортном для передвижения является железнодорожный транспорт, на станции Жихарево осуществляют остановку до 30 пригородных поездов в сутки в обоих направлениях. В результате проверки установлено, что на станции Жихарево отсутствует пешеходный мост через железнодорожные пути для доступа граждан к пассажирской платформе, имеется наземный пешеходный переход, оборудованный через железнодорожные пути для прохода на железнодорожную платформу. Однако, при длительной стоянке транзитных грузовых железнодорожных составов на станции Жихарево в связи с технологическими условиями (наличием сверхнормативного уклона), производить расцепку составов и оставлять их без локомотива на 4, 6 приемо-отправочных путях станции Жихарево запрещено. Длительное нахождение нерасцепленных составов на станции Жихарево создает предпосылки для нарушения прав граждан на беспрепятственный доступ к транспортной инфраструктуре. По данному факту Волховстроевским транспортным прокурором внесено представление, однако, до настоящего времени нарушение устранено не было, в связи с чем просит обязать ОАО «Российские железные дороги» - филиал Октябрьская железная дорога в срок до <дата> оборудовать железнодорожную станцию Жихарево пешеходным мостом через железнодорожные пути.
В судебное заседание явился пр. истца, поддержал иск, просил удовлетворить в полном объеме.
Пр. ответчика в судебное заседание явилась, просила в иске отказать со ссылкой на отсутствие в законодательстве Российской Федерации нормы, обязывающей ответчика оборудовать железнодорожную станцию пешеходным мостом через железнодорожные пути в том случае, когда уже оборудован наземный пешеходный переход, доступ через который открыт.
Суд, проверив материалы дела, изучив доводы истца, ответчика, оценив в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Судом установлено, что в районе станции Жихарево проживают более 5 тысяч человек. Основным транспортом для передвижения является железнодорожный транспорт, на станции Жихарево осуществляют остановку до 30 пригородных поездов в сутки в обоих направлениях.
Основанием для проведения проверки послужили обращения граждан в Волховстроевскую транспортную прокуратуру о невозможности осуществления пешеходного перехода через железнодорожные пути, поскольку пути заняты грузовыми поездами, что вызывает необходимость пешеходов пролезать под стоящими грузовыми вагонами для осуществления прохода, подвергая свое здоровье и жизнь опасности.
В ходе проведения проверки Волховстроевской транспортной прокуратурой установлено, что на станции Жихарево оборудован пешеходный переход через железнодорожные пути, который находится в 10 метрах от пассажирской платформы между зданием вокзала и платформой, что позволяет пассажирам осуществить переход на другую платформу. На станции грузовым поездам графиковой стоянки не предусмотрено кроме вывозного поезда № ХХХ (прибытие на станцию в ......, отправление в ......). Пригородным поездам предусмотрена остановка по рабочим дням 11 пригородным поездам, по выходным дням – 17 пригородным поездам. За проверяемый период с <дата> по <дата> (недельный период) установлено, что грузовые вагоны, поставленные на остановку, которыми были заняты пути, были расцеплены для прохода пешеходов. Поезда, которыми также были заняты пути и расцепка вагонов произведена не была, находились на станции непродолжительное время (от 3х минут до 30 минут).
Также в ходе проверки установлены случаи травмирования людей вблизи станции Жихарево, однако, все установленные случаи не связаны с невозможностью пешеходов свободно перейти железнодорожные пути по оборудованному переходу из-за занятости путей железнодорожными составами, а некоторые из них произошли за пределами железнодорожной станции.
В силу абз. 1 ст. 80 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа.
Согласно п. 2 ст. 11 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владельцы инфраструктур обязаны обеспечить выполнение законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 18 от 08.02.2007 года с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Из представленного в материалы дела техническо-распорядительного акта железнодорожной станции Жихарево следует, что только путь № 4 не имел технической возможности расцепки вагонов в случае перекрытия пути в зоне пешеходного перехода, однако, как следует из справки, представленной представителем ответчика в материалы дела, на станции проведен капитальный ремонт путей, поезда с местным грузом расцепляются на пешеходном переходе на всех железнодорожных путях, что не ставит жизнь и здоровье граждан под угрозу в зависимость от нахождения на пешеходном переходе железнодорожного подвижного состава.
При этом, по смыслу законодательства, право выбора способа обеспечения безопасности перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественного обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранности перевозимых багажа, грузобагажа принадлежит владельцу транспортной инфраструктуры.
Судом не установлено, что в настоящее время оборудованный пешеходный переход на железнодорожной станции Жихарево является недостаточным или не отвечает требованиям безопасности перехода граждан, а потому у суда не имеется оснований для удовлетворения требований Волховстроевского транспортного прокурора с учетом того, что действующее законодательство не содержит норм, указывающих на необходимость и обязанность ответчика как субъекта транспортной инфраструктуры организовать дополнительный пешеходный переход в виде моста через железнодорожные пути в данном конкретном случае.
Таким образом, суд полагает, что истцом не представлено достаточных доказательств в подтверждение факта наличия нарушения ответчиком законодательства о транспортной безопасности, заявленные исковые требования не имеют достаточных правовых оснований, обоснованность и объективная необходимость таких мер истцом не доказана, в связи с чем в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении исковых требований Волховстроевского транспортного прокурора.
Решение может быть обжаловано в Санкт- Петербургский городской суд в апелляционном порядке в течение 30 дней.
Судья
.