Дело № 2-164/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2014 года г.п. Угольные Копи
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Евлановой А.В.,
при секретаре Авдащенковой М.К.,
с участием: заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г.Анадырь) ФИО1, представителя ФКП «Аэропорты Чукотки» по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-164/2014 по иску Магаданского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопредёленного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Чукотки» об обязании проведения работ по обустройству аэропорта Марково инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности,
у с т а н о в и л:
Магаданский транспортный прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Чукотки» об обязании проведения работ по обустройству аэропорта Марково инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в обоснование которого указано, что в результате проведенной Магаданской транспортной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности в деятельности ФКП «Аэропорты Чукотки» выявлены нарушения в указанной сфере правоотношений.
В нарушение п.5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) и транспортных средств (далее ТС) воздушного транспорта, ФКП «Аэропорты Чукотки» до настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности аэропорта Марково в полном объеме не реализован, поскольку не выполнены мероприятия по оснащению данного ОТИ инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. В соответствии с п.5.8. указанных Требований план обеспечения транспортной безопасности ОТИ должен быть реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Просит суд:
- обязать ФКП «Аэропорты Чукотки» произвести работы по обустройству аэропорта Марково инженерно- техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;
- установить ФКП «Аэропорты Чукотки» шестимесячный срок для исполнения решения суда.
В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просил суд:
- возложить на ФКП «Аэропорты Чукотки» обязанность обустроить ОТИ аэропорта Марково следующими инженерно-техническими средствами: электроснабжения и освещения периметра, охранной сигнализацией периметра, сбора и обработки информации, телевизионного наблюдения, объектовыми элементами комплекса автоматизированных систем (т.1 л.д.54).
В судебном заседании заместитель Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г.Анадырь) ФИО1 поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО2 исковые требования признала, просила суд предоставить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2016 года, пояснив, что аэропорт Марково стоит на берегу реки, в весенне-осеннее время река разливается и взлётно-посадочная полоса полностью уходит под воду. Прежде чем обустроить аэропорт Марково инженерно-техническими средствами, сначала необходимо поставить ограждение по периметру аэропорта, о чем уже имеется решение Анадырского районного суда. Чтобы поставить ограждение по периметру аэропорта нужно пробурить скважины под столбы. Для этого необходимо, чтобы земля была мёрзлая, то есть не раньше ноября месяца. Только после установки периметрового ограждения аэропорта возможна установка технических средств обеспечения транспортной безопасности. Постановлением Правительства РФ №848 от 05.12.2001г. утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», в которой предусмотрена реконструкция аэропорта Марково в период 2010 – 2020 годы. Без надлежащего финансирования решение суда исполнить будет невозможно
Заместитель Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г.Анадырь) ФИО1 не возражал против установления ФКП «Аэропорты Чукотки» срока для исполнения решения суда до 31 декабря 2016 года.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования Магаданского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.27 и ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Суд полагает, что у Магаданского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры имеются основания для обращения в суд с данным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п.10 ч.1 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ (в редакции от 03.02.2014г.) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014г.), транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с ч.1 ст.2 указанного закона, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Частью 2 ст.2 закона предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;
8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;
9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;
10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п.5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011г. №40 (в редакции от 10.10.2013г.), субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Требования изданы Минтрансом России в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», предусматривающей, что требования по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются Минтрансом России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств согласно Федеральному закону возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (статья 4).
На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности (ст. 9 Закона).
Понятие категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств для целей Федерального закона N 16-ФЗ определено в п. 2 его ст. 1, это - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; понятие оценки уязвимости - в п. 6 его ст. 1, это- определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Полномочие по установлению порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств федеральный законодатель согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 16-ФЗ делегировал федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (Министерству транспорта РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ).
Вместе с тем, пунктом 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011г. №42 предусмотрено, что обеспечение проведения оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждения в установленном порядке результатов такой оценки входит в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и осуществляется им в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов.
Во исполнение п.1 ст.9 Федерального закона №16-ФЗ Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010г. №34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Согласно п. 2 указанного Порядка разработка плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС на основании результатов оценки уязвимости также входит в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п. 8 Устава ФКП «Аэропорты Чукотки», аэропорт Марково, находящийся по адресу: 689530, Чукотский автономный округ, Анадырский район, пос.Марково, является филиалом ФКП «Аэропорты Чукотки» (т.1 л.д.62).
Из Положения о филиале ФКП «Аэропорты Чукотки» следует, что филиалы являются обособленными подразделениями предприятия, расположенными вне места его нахождения (п.2.1), не являются юридическим лицом, действуют на основании утвержденного руководителем предприятия Положения (п.2.2), филиалы осуществляют деятельность от имени предприятия, ответственность за деятельность каждого филиала несет предприятие (п.2.6) (т.1 л.д.18).
Судом установлено, что аэропорт Марково внесен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ему присвоена четвертая категория (т.1 л.д.24).
Согласно заключению о результатах оценки уязвимости аэропорта Марково ФКП «Аэропорты Чукотки» №41 от 15.12.2011г., Федеральным агентством воздушного транспорта принято решение об утверждении результатов оценки уязвимости аэропорта Марково филиала ФКП «Аэропорты Чукотки» (т.1 л.д.25).
Заключением №14 от 29.06.2012г. Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) утвержден План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Марково (т.1 л.д.26).
Из письма ФКП «Аэропорты Чукотки» от 07.08.2014г. заместителю транспортного прокурора (с дислокацией в г.Анадырь) следует, что в соответствии с проектной документацией инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, разработанной ЗАО «НПП «ИСТА-Системс» с целью реализации планов обеспечения транспортной безопасности, в аэропорту Марково должны быть установлены и введены в эксплуатацию системы: электроснабжения и освещения периметра, охранной сигнализации периметра, сбора и обработки информации, телевизионного наблюдения, объектовые элементы комплекса автоматизированных систем. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры ФКП «Аэропорты Чукотки» не были реализованы в части оснащения аэропортов указанными инженерно-техническими средствами по причине невключения данных мероприятий в программу деятельности предприятия, ввиду отсутствия финансирования (т.1 л.д.56).
Постановлением Правительства РФ №848 от 05.12.2001г. утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», в которой предусмотрена реконструкция аэропорта Марково в период 2010 – 2020 годы (т.2 л.д.2).
С учётом задания на проектирование по объекту «Реконструкция аэропорта Марково» (т.2 л.д.10), решения комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заместителя председателя комиссии по рассмотрению обращений о согласовании вводимых в аэропортах эквивалентных мер обеспечения авиационной безопасности от 10.06.2014г. (т.2 л.д.15) ФКП «Аэропорты Чукотки» приняты эквивалентные меры по обеспечению авиационной безопасности. Перечень данных мер указан в выписке из протокола №35 от 10.06.2014г. заседания комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заместителя председателя комиссии по рассмотрению обращений о согласовании вводимых в аэропортах эквивалентных мер обеспечения авиационной безопасности, и которая приобщена к материалам дела (т.2 л.д.16).
Из акта оценки технической укрепленности и защиты ОТИ филиала аэропорт Марково ФКП «Аэропорты Чукотки» по обеспечению транспортной безопасности от 25.07.2014г. усматривается, что в результате обследования комиссии объектов периметрового ограждения и технических средств на предмет оценки технической укрепленности и защиты ОТИ филиала аэропорт Марково по обеспечению транспортной безопасности, комиссия пришла к выводу, что техническая укрепленность и защита ОТИ 4-ой категории филиала аэропорта Марково по обеспечению транспортной (авиационной) безопасности не в полной мере соответствует требованиям приказа Минтранса России №142 от 28 ноября 2005 года по обеспечению транспортной безопасности (т.2 л.д.31).
Таким образом, исходя из анализа нормативных актов, документов, представленных суду ответчиком ФКП «Аэропорты Чукотки», суд приходит к выводу, что требования Магаданского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры подлежат частичному удовлетворению. Суд считает возможным возложить на ФКП «Аэропорты Чукотки» обязанность обустроить ОТИ аэропорта Марково следующими инженерно-техническими средствами: электроснабжения и освещения периметра, охранной сигнализацией периметра, сбора и обработки информации, телевизионного наблюдения, объектовыми элементами комплекса автоматизированных систем. При этом суд полагает, что срок, определенный прокурором для исполнения данных обязанностей – 6 месяцев является не соответствующим объему возложенных судом на ответчика обязанностей.
Учитывая, что целевая программа Развитие транспортной системы России, в которой предусмотрена реконструкция аэропорта Марково в период 2010 – 2020 годы, рассчитана до 2020 года, учитывая принятые эквивалентные меры по обеспечению транспортной безопасности, суд полагает, что срок, об установлении которого просил ответчик и с которым согласился прокурор, необходимый для выполнения указанных прокурором требований, является обоснованным, вследствие чего суд полагает возможным установить ФКП «Аэропорты Чукотки» срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2016 года.
Как следует из п.9 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ по делам, при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина для физических лиц составляет 200 рублей.
Таким образом, учитывая, что иск заявлен прокурором в защиту неопределенного круга лиц, взысканию с ответчика ФКП «Аэропорты Чукотки» в доход бюджета Анадырского муниципального района подлежит государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Магаданского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Чукотки» об обязании проведения работ по обустройству аэропорта Марково инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, удовлетворить частично.
Возложить на ФКП «Аэропорты Чукотки» обязанность обустроить объекты транспортной инфраструктуры аэропорта Марково следующими инженерно-техническими средствами: электроснабжения и освещения периметра, охранной сигнализацией периметра, сбора и обработки информации, телевизионного наблюдения, объектовыми элементами комплекса автоматизированных систем.
Установить ФКП «Аэропорты Чукотки» срок для исполнения решения суда - до 31 декабря 2016 года.
Взыскать с ФКП «Аэропорты Чукотки» в доход бюджета Анадырского муниципального района государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2014 года
Председательствующий А.В.Евланова