Дело №2-164/2017
04 декабря 2017 года город Архангельск
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соломбальский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Долгиревой Т.С.,
при секретаре Томиловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сапсан-М» об устранении нарушений лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
заместитель Приморского межрайонного прокурора Архангельской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «Сапсан-М» об устранении нарушений лесного законодательства.
В обоснование иска указано, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту нарушения лесного законодательства, выразившегося в установлении ответчиком препятствий к свободному использованию лесных ресурсов и пребыванию в лесах. Установлено, что между ответчиком и Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса АО заключен договор аренды лесного участка №300 от 28.04.2008 в целях ведения охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, определенных в п.1.2. Договора. По договору ООО «Сапсан-М» является арендатором лесного участка и согласно п.3.5. договора обязалось осуществлять пользование и ведение лесного хозяйства на лесных участках в период действия настоящего договора таким образом, чтобы не допускать нарушений или ограничения прав на пользование лесным фондом иных лиц, права граждан на пребывание в лесах, любых иных нарушений прав и законных интересов третьих лиц. Вместе с тем проверкой по обращению ФИО11 и других лиц о нарушении прав граждан на свободное передвижение в лесах установлено, что вследствие установки контрольно – пропускного пункта со шлагбаумом на лесной дороге, ведущей через лесные участки в кв. 57, выдел 40, находящиеся на землях лесного фонда и переданные Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса АО ответчику нарушено право граждан на свободное передвижение в лесах. Установка арендатором КПП со шлагбаумом на лесном участке (лесной дороге) является незаконной. В соответствии с действующим проектом освоения лесов по лесным участкам, предоставленным арендатору в целях ведения охотничьего хозяйства в Архангельской области с изменениями на 11.07.2015, КПП с установкой шлагбаума не предусмотрен. В силу п.33 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом. В нарушение указанных требований закона ответчик организовал в кв. 57 КПП с использованием заграждения во всю ширину дорожного полотна лесной дороги, относящейся к объекту лесной инфраструктуры. Данные действия коммерческой организации нарушают права граждан на свободное передвижение и пребывание в лесах, гарантированнее ст. 27 Конституции РФ и ст. 11 ЛК РФ. Вместе с тем, лесная дорога не является самостоятельным объектом права, выступает в качестве улучшения арендованного ответчиком лесного участка, в связи с чем арендатор не может использовать ее в правовом режиме, отличном от установленного ЛК РФ режиме использования лесных участков. Просил обязать ответчика демонтировать заграждения, установленные на лесной дороге в кв.57 выдела 40, обеспечить беспрепятственный доступ неопределенного круга лиц на арендуемую территорию для целей, не связанных с охотой.
01 февраля 2017 года истец уточнил заявленные требования, просил обязать ответчика устранить препятствия в доступе граждан, в том числе их проходу и проезду, на арендуемые по договору от 28.04.2008 №300 участки лесного фонда, расположенные на следующих участках:
- участок №1 Ижемского участкового лесничества кв.№№46-55, 73-78,
- участок №2 Ижемского участкового лесничества кв.№68-72,
- участок №3 Ижемского участкового лесничества кв.№44,45,67,
- участок №4 Лодемского участкового лесничества кв.№№4-8, 23-32, 41-50, 56-61, 64-67,
- участок №5 Лодемского участкового лесничества кв.№№9-14, 33,51,
- участок №6 Лодемского участкового лесничества кв.№22,
- участок №7 Лодемского участкового лесничества кв.№№3,40,62,63 посредством демонтажа заградительного сооружения, расположенного на лесной дороге д. Часовенская - Семиозерье в квартале 57 выдела 31 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества.
В судебном заседании помощник прокурора Изотов К.Э. на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика ФИО1, ФИО2 поддержали позицию, изложенную в отзыве и дополнении к отзыву на иск. Считают, что проект внутреннего охотустройства, составленный в соответствии с охотхозяйственным соглашением, прямо предусматривает устройство в квартале 57 выдел 40 заградительного шлагбаума. Кроме того, действующее законодательство прямо предусматривает возможность установки шлагбаума как объекта лесной инфраструктуры для защиты лесов. Обязанность общества осуществлять производственный охотничий контроль предусмотрена п. 7.2.12 Охотхозяйственного соглашения №7 от 06.06.2012. Установка шлагбаума необходима для выполнения обязанности охотпользователя по соблюдению норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий. Шлагбаум обеспечивает учет пропускной способности охотничьего угодья, контроль за соблюдением правил, способов и сроков охоты, тем самым обеспечивает действенную охрану среды обитания охотничьих ресурсов охотничьего угодья, проведение ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий, создание, содержание и сохранность охотничьей инфраструктуры на территории охотхозяйственного угодья, пожарную безопасность в пожароопасный период. Не оспаривали, что шлагбаум установлен в кв. 57 выдел 31 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества.
Представитель Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса АО ФИО3 поддержал позицию истца, считает, что у ответчика нет правовых оснований на установление шлагбаума на спорном лесном участке.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между ООО «Сапсан-М» (арендатор) и департаментом лесного комплекса Архангельской области (арендодатель) заключен договор аренды лесных участков № 300 от 28.04.2008, в соответствии с которым обществу переданы в аренду лесные участки, расположенные в Архангельском лесничестве (Ижемское и Лодемское участковые лесничества) в целях ведения охотничьего хозяйства.
В соответствии с данным договором обществом в 2014 году подготовлен проект освоения лесов на арендуемые лесные участки в целях ведения охотничьего хозяйства, который согласован территориальным органом Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Архангельским лесничеством 31.03.2014.
Данный проект получил положительное заключение государственной экспертизы от 29.04.2014№ 90, которое утверждено распоряжением министерства от 29.04.2014 № 278р.
Кроме этого, между ООО «Сапсан-М», являющимся охотопользователем, и министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса заключено охотхозяйственное соглашение № 7 от 06.07.2012, по которому общество обязалось обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры.
Судом установлено, что ООО «Сапсан-М» на лесной дороге д. Часовенская - Семиозерье в квартале 57 выдела 31 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества установило контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом.
Исковые требования заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области основаны на выводе о незаконности установки ООО «Сапсан-М» шлагбаума на лесной дороге, являющейся частью лесного участка, предоставленного ответчику в аренду, в связи с тем, что проектом освоения лесов контрольно-пропускной пункт с установкой шлагбаума не предусмотрен, а запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным ч.6 ст.11 ЛК РФ, не допускается.
В силу статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102-109 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 25 ЛК РФ использование лесов может быть в виде осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Согласно статье 36 ЛК РФ использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков. Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса. На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся временными постройками, в том числе ограждений.
В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 89 ЛК РФ определено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
В силу статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (части 1 и 2 статьи 12 ЛК РФ).
Согласно статье 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, объекты которой должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов. Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В развитие данной нормы распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов (далее - Перечень № 1283-р).
Подпунктом «а» пункта 1 Перечня № 1283-р определен перечень объектов лесной инфраструктуры в эксплуатационных и резервных лесах, в который не включен шлагбаум.
Подпунктом «б» пункта 1 Перечня № 1283-р определен перечень объектов лесной инфраструктуры в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в который внесен шлагбаум.
В подпункте «в» пункта 1 Перечня № 1283-р определен перечень объектов лесной инфраструктуры в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, и на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков, в который не включен шлагбаум.
Следовательно, согласно Перечню № 1283-р шлагбаум как объект лесной инфраструктуры может устанавливаться только в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.
В силу части 1 статьи 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 ЛК РФ, согласно которой защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; в) зеленые зоны; в.1) лесопарковые зоны; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 4) ценные леса (часть 2 статьи 102 ЛК РФ).
Согласно части 3 статьи 102 ЛК РФ к особо защитным участкам лесов относятся: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; 3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства; 4) заповедные лесные участки; 5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; 6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; 7) другие особо защитные участки лесов.
В силу части 4 статьи 102 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. Отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 102 ЛК РФ).
В силу статьи 103 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
Понятие особо охраняемых природных территорий содержится в Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ). В частности, в пункте 2 статьи 2 Закона № 33-ФЗ говорится, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.
Статьей 6 Закона Архангельской области от 24.02.2015 N 242-14-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Архангельской области» (далее – Закон №242-14-ОЗ) определены категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Так, пунктом 1 статьи 6 Закона №242-14-ОЗ установлено, что к особо охраняемым природным территориям регионального значения относятся: 1) государственные природные заказники; 2) памятники природы; 3) дендрологические парки и ботанические сады; 4) природные парки.
В пункте 2 статьи 6 Закона № 242-14-ОЗ указано, что к особо охраняемым природным территориям местного значения относятся: 1) парковые зоны; 2) скверы; 3) природные рекреационные комплексы; 4) охраняемые природные объекты; 5) охраняемые природные комплексы.
Иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения положениями Закона № 242-14-ОЗ не установлены.
Как видно из приведенных норм, положения Лесного кодекса, Закона № 33-ФЗ, Закона № 242-14-ОЗ не содержат норм о том, что на территории особо защитных участков лесов действует правовой режим особо охраняемых территорий, поскольку в приведенных перечнях не указаны особо защитные участки лесов как особо охраняемая природная территория.
Статьей 53 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, другие временные постройки, сооружения, объекты благоустройства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Такой перечень в настоящее время не утвержден.
В целях приведения проекта освоения лесов в соответствие с проектом внутреннего охотустройства ООО «Сапсан-М» в 2017 году разработало и направило министерству изменения и дополнения в проект освоения лесов. В разделе 3 изменений и дополнений таблица 9 «Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесных участках» была дополнена информацией по эксплуатации шлагбаума - заградительного сооружения шириной 4 метра в квартале 57 выдел № 31 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества. При этом шлагбаум, как следует из примечаний, необходим для ограничения пребывания в лесах в течение пожароопасного сезона по распоряжению органов власти и проведению инструктажа всех пребывающих на территорию охотничьего угодья, оформлению разрешения на добычу охотничьих ресурсов (путевок).
Рассмотрев изменения и дополнения в проект освоения лесов, министерство распоряжением от 10.02.2017 № 167 утвердило отрицательное заключение государственной экспертизы № 14 от 10.02.2017 изменений в проект освоения лесов (пункт 2 распоряжения № 167р).
Согласно отрицательному заключению экспертизы от 10.02.2017 № 14 изменения и дополнения в проект освоения лесов на арендуемых лесных участках лесного фонда ООО «Сапсан-М» по договору аренды лесных участков от 28.04.2008 № 300, соглашению о внесении изменений и дополнений от 07.02.2014 № 1 в целях ведения охотничьего хозяйства в Архангельском лесничестве не соответствуют лесному законодательству, Лесному плану Архангельской области, лесохозяйственному регламенту Архангельской области, а именно: 1) пункту 1 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ); 2) распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р «Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов».
Заявитель, не согласившись с распоряжением министерства в части утверждения отрицательного заключения экспертизы от 10.02.2017 № 14, обратился в арбитражный суд соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.07.2017 по делу №А05-1849/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2017 решение Арбитражного суда Архангельской от 18 июля 2017 года по делу № А05-1849/2017 оставлено без изменения.
Фактическим мотивом отказа в удовлетворении требований ООО «Сапсан-М» послужило то, что установка шлагбаума допустима только в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, тогда как заявитель арендует эксплуатационные леса и леса, расположенные в водоохранных зонах, в которых не предусмотрена установка шлагбаума. Общество не доказало, что шлагбаум, расположенный в квартале 57 выдел №31 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества, необходим для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Таким образом, поскольку Арбитражным судом Архангельской области установлено отсутствие правовых оснований для установки шлагбаума в квартале 57 выдел №31 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества, а ООО «Сапсан-М» установлен контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом на данном участке, исковые требования заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области о демонтаже заградительного сооружения, расположенного на лесной дороге д. Часовенская - Семиозерье в квартале 57 выдела 31 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества, подлежат удовлетворению.
В силу ст.103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 6000 руб.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сапсан-М» устранить препятствия в доступе граждан, в том числе их проходу и проезду, на арендуемые по договору от 28.04.2008 №300 участки лесного фонда, расположенные на следующих участках:
- участок №1 Ижемского участкового лесничества кв.№№46-55, 73-78,
- участок №2 Ижемского участкового лесничества кв.№68-72,
- участок №3 Ижемского участкового лесничества кв.№44,45,67,
- участок №4 Лодемского участкового лесничества кв.№№4-8, 23-32, 41-50, 56-61, 64-67,
- участок №5 Лодемского участкового лесничества кв.№№9-14, 33,51,
- участок №6 Лодемского участкового лесничества кв.№22,
- участок №7 Лодемского участкового лесничества кв.№№3,40,62,63 посредством демонтажа заградительного сооружения, расположенного на лесной дороге д. Часовенская - Семиозерье в квартале 57 выдела 31 Лодемского участкового лесничества Архангельского лесничества.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сапсан-М» в доход бюджета госпошлину в сумме 6000 руб.
Решение в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска.
Судья Т.С. Долгирева
Решение в окончательной форме составлено 11 декабря 2017 года.