№ 2-164/18 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 апреля 2018 года город Джанкой Джанкойский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Подобедовой М.И., при секретаре Рожковой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Джанкой гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора» о взыскании невыплаченной денежной компенсации, с участием третьего лица - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, УСТАНОВИЛ: истец ФИО1 01 декабря 2017 года обратился в Джанкойский районный суд Республики Крым первоначально с иском к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора», мотивируя свои требования следующим. Приказом N 169-л от 15.04.2015 года Председателя Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым истец ФИО1 был назначен на должность директора государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство». 30 августа 2016 года между Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым и истцом было заключено дополнительное соглашение № 41 от 30 августа 2016 года к трудовому договору с директором государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство». Распоряжением Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым № 1264-р от 20.10.2016 года государственное автономное учреждение Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» было реорганизовано в форме присоединения к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Холодная гора». Приказом № 685 от 21.10.2016 года Председателя Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым государственное автономное учреждение Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» было реорганизовано в форме присоединения к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым ««Холодная гора». Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Холодная гора» определено правопреемником государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство». 25.10.2016 года за № 02.1-11/11688 Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым было направлено истцу уведомление о прекращении трудового договора. Указом Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым № 412-У от 09 ноября 2016 года Государственный комитет по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым - ликвидирован. Функции Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым переданы Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым. Приказом № 141 от 01.02.2017 года Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым истец уволен с должности директора государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» по сокращению штата работников организации (пункт 2 части1 статьи 81 ТК РФ). Этим же Приказом поручено главному бухгалтеру государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» выплатить истцу выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Выходное пособие в размере среднего месячного заработка истцу было выплачено. Между тем, в соответствии с пунктом 4.11. дополнительного соглашения № 41 от 30 августа 2016 года к трудовому договору с директором государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» в случае досрочного расторжения трудового договора по решению исполнительного органа при отсутствии виновных действий (бездействий) руководителю выплачивается компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка. Это выходное пособие не было выплачено. На обращение истца от 17.10.2017 года Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым ответа не дало. Просил взыскать с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в пользу ФИО1 компенсацию в размере трехкратного среднего месячного заработка в сумме 172 405 рублей 20 копеек. 25 января 2018 года истец ФИО1 уточнил свои исковые требования, просил взыскать с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в пользу ФИО1 компенсацию в размере трехкратного среднего месячного заработка в сумме 172 405 рублей 20 копеек, сохраненную за ним заработную плату на период трудоустройства за три месяца со дня увольнения в сумме 114 936 рублей 80 копеек. 15 февраля 2018 года истец ФИО1 окончательно сформулировал свои исковые требования, просил взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора» компенсацию в размере трехкратного среднего месячного заработка в сумме 172 405 рублей 20 копеек, сохраненную за ним заработную плату на период трудоустройства за два месяца со дня увольнения в размере 114 936 рублей 80 копеек. (л.д. 154-156). 15 февраля 2018 года производство по делу к ответчику Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым прекращено в связи с отказом от иска. (л.д. 152-153). Определение суда от 15 февраля 2018 года Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. (л.д. 158-159). В судебном заседании: Истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Представитель ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора» - ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования истца не признал, заявил о пропуске истцом срока исковой давности. Представители третьего лица - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым. Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, материалы надзорного производства № 101-438711-17, оценив предоставленные сторонами доказательства, пришел к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. По делу установлено, что приказом Председателя Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым Крыма N 169-л от 15.04.2015 года истец ФИО1 был назначен на должность директора государственного автономною учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство». (л.д. 30). 15 апреля 2015 года между Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым и истцом был заключен трудовой договор № 22. (л.д. 9-16). 15 апреля 2016 года между Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым и истцом был заключен трудовой договор № 29. Согласно п. 4. 10 договора в случае досрочного расторжения трудового договора по решению исполнительного органа пори отсутствии виновных действий (бездействий) руководителю выплачивается компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка. Срок действия трудового договора с 15.04.2016 года по 14.04.2017 года. 30 августа 2016 года ФИО1 было заключено дополнительное соглашение № 41 от 30 августа 2016 года к трудовому договору с директором государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство», согласно пункта 4.11 которого в случае досрочного расторжения трудового договора по решению исполнительного органа при отсутствии виновных действий (бездействий) руководителю выплачивается компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка. (л.д. 17-20). Распоряжением Заместителя Председателя Совета министров Республики Крым № 1264-р от 20.10.2016 года было принято решение о реорганизации государственного автономного учреждение Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» в форме присоединения к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора». (л.д. 21). 21.10.2016 года Председателем Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым государственное автономное учреждение Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» был издан приказ № 685 о реорганизации Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» в форме присоединения к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора». Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора» определено правопреемником государственного автономного Учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство». (л.д. 24). В соответствии с указанными распоряжением и приказом - Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора» является правопреемником прав и обязанностей государственного автономного Учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство». 25.10.2016 года за № 02.1-11/11688 Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым было направлено истцу уведомление о прекращении трудового договора в связи с тем, что в результате проведения реорганизационных мероприятий должность директора Государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» будет сокращена. (л.д. 25). Указом Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым № 412-У от 09 ноября 2016 года Государственный комитет по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым - ликвидирован. Функции Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым переданы Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым. (л.д. 26-27). Приказом № 141 от 01.02.2017 года Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым истец уволен с должности директора государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» по сокращению штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 ТК РФ). Этим же Приказом поручено главному бухгалтеру государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» выплатить истцу выходное пособие в размере среднего месячного заработка. (л.д. 28). Выходное пособие в размере среднего месячного заработка истцу было выплачено Государственным автономным учреждением Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, а всего выплачено за февраль 2017 года <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Согласно решения № 104 от 03.05.2017 года Территориального отделения Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» в городе Джанкой и Джанкойском районе ФИО1 после увольнения обратился в территориальное отделение ГКУ РК «Центр занятости населения» в городе Джанкой и Джанкойском районе в двухнедельный срок после увольнения и не был трудоустроен по 03.05.2017 года. В соответствии с ч. 2 ст. 178 Трудового Кодекса РФ имеет право на сохранение средней заработной платы в течении третьего месяца со дня увольнения с 02.04.2017 года по 01.05.2017 года. (л.д. 65, 85). 17.05.2017 года за № 376473770 МИФНС по г. Симферополь вынесено уведомление о снятии с учета Российской организации в налоговом органе – Государственное Автономное учреждение «Джанкойское лесоохотничье хозяйство», дата снятия с учета: 16.05.2017. 05.04.2017 года ФИО1 обратился в ГБУ РК «ОХ «Холодная гора» с письменным заявлением о необходимости выплаты выходного пособия в размере среднемесячного заработка с 02.03.2017 года по 01.04.2017 года, 10.05.2017 года с заявлением о выплате выходного пособия с 01.04.2017 года по 01.05.2017 года, 30.06.2017 года с заявлением о выплате выходного пособия с 01.03.2017 года по 01.05.2017 года. ГБУ РК «ОХ «Холодная гора» 04.05.2017 года дан ответ на обращение ФИО1 от 05.04.2017 года, согласно которого ГБУ РК «ОХ «Холодная гора» обратилось в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о выделении дополнительного финансирования на погашение выплаты выходного пособия, так как не являются для ФИО1 работодателем и не имеют средств для окончания расчета. (л.д. 87). 15.05.2017 года ГБУ РК «ОХ «Холодная гора» дан ответ ФИО1, согласно которого, считают, что у них отсутствует правовое основание для соответствующих выплат, так как ликвидационная комиссия ГАУ РК «Джанкойское ЛОХ» не передавала задолженность правопреемнику по начислениям выходного пособия сокращенным работникам. В передаточном акте отсутствует кредиторская задолженность, в том числе по заработной плате перед работниками ГАУ РК «Джанкойское ЛОХ», рекомендовано обратиться в ликвидационную комиссию. (л.д. 86). 23.06.2017 года ФИО1 дан ответ Инспекцией по труду Республики Крым согласно которого ФИО1 также рекомендовали обратиться за получением выходного пособия в ликвидационную комиссию ГАУ РК «Джанкойское ЛОХ». (л.д. 88-89). Джанкойской межрайонной прокуратурой ФИО1 21.08.2017 года дан ответ, согласно которого в ходе проведенной проверки установлено, что в промежуточном ликвидационном балансе от 15.02.2017 года, а так же в ликвидационном балансе от 04.05.2017 года, отсутствовали сведения о наличии кредиторской задолженности, в том числе о наличии задолженности по выплате выходных пособий, а также задолженности по выплате компенсации, в связи с досрочным расторжением трудового договора, в виде трехкратного среднего месячного заработка. Указали, что истцом, как представителем ликвидационной комиссии ГАУ РК «Джанкойское лесоохотничье хозяйство», не были предприняты надлежащие меры к включению в ликвидационный баланс сведений о наличии задолженности, связанной с выплатой среднего месячного заработка на период трудоустройства, а также компенсации, в связи с досрочным расторжением трудового договора, в виде трехкратного среднего месячного заработка. В соответствии со ст. 4, п. 1 ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическим обществе; участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права. Согласно ст. 23 Международного пакта об экономических, социальных, культурных правах человека, каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд; каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. Положения ст. 37 Конституции Российской Федерации, обусловливая свободу трудового договора, право работника и работодателя по соглашению решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, предопределяют вместе с тем обязанность государства обеспечивать справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника, как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве (ст.1 часть 1 ст.ст.2, 7 Конституции Российской Федерации). При этом Конституция Российской Федерации, ее ст.19, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также запрещая любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, не препятствует федеральному законодателю - при осуществлении на основании ее ст.71 (пункт «в»), 72 (пункт «к» части 1) и 76 (ч.ч.1, 2) регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере труда и занятости, определении их основного содержания, а также гарантий реализации - устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся прекращения с ними трудовых правоотношений, если эти различия являются оправданными и обоснованными, соответствуют конституционно значимым целям (п.2 Постановления). В качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации Конституция Российской Федерации закрепляет свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст.8). Принципом экономической свободы предопределяется основное содержание таких закрепленных Конституцией Российской Федерации прав, как право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34 часть 1), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35 часть 2). Реализуя названные конституционные права, граждане самостоятельно определяют сферу своей экономической деятельности, осуществляют ее в индивидуальном порядке или совместно с другими лицами, в частности путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, выбирают экономическую стратегию развития бизнеса, используя свое имущество с учетом конституционных гарантий права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года № 3-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст.74 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Это предполагает наделение собственника имущества организации конкретными правомочиями, позволяющими ему в целях достижения максимальной эффективности экономической деятельности и рационального использования имущества как самостоятельно, под свою ответственность назначать (выбирать) руководителя, которому доверяется управление созданной организацией, принадлежащим собственнику имуществом, обеспечение его целостности и сохранности, так и прекращать трудовой договор с ним. Однако федеральный законодатель в рамках соответствующего регулирования должен обеспечивать - в силу требований статей 1 (часть 1), 7(часть 1), 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (ч.ч.1, 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - баланс конституционных прав и свобод, справедливое согласование прав и законных интересов сторон в трудовом договоре, являющееся необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве (п.3 Постановления). В силу пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. В соответствии со ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство в своих нормативных правовых актах устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан ( ст. 1 ТК РФ ). Требование к трудовым договорам, которые также осуществляют регулирование трудовых отношений, те же самые - не снижать уровень прав и гарантий работника, который установлен трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами ( ст. 9 ТК РФ ). Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности: о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника. По смыслу главы 13 ТК РФ под прекращением трудового договора понимается прекращение исполнения работника у данного работодателя своей трудовой функции со встречным прекращением обязательств работодателя своих обязанностей по предоставлению работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечению условий труда, выплате заработной платы. Синонимами прекращения трудового договора являются расторжение договора, увольнение. В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Тем самым, указанные нормы закона представляют собой гарантию реализации права работника при увольнении по сокращению штата на своевременную и в полном размере выплату выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также обязательной выплаты за второй месяц со дня увольнения, если работник не трудоустроился. Статьей 164ТК РФ дано понятие гарантий и компенсаций, используемых в трудовом законодательстве. Под гарантиями понимается средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Случаи предоставления гарантий и компенсаций указаны в ст.165 ГПК РФ, согласно которой работникам предоставляются гарантии и компенсации в том числе при вынужденном прекращении работы не по вине работника, в некоторых случаях прекращения трудового договора, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Таким образом, в силу трудового законодательства РФ выплата работнику компенсаций, в том числе связанных с расторжением заключенного с ним трудового договора, должна быть предусмотрена законом или действующей в организации системой оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Предоставление собственнику права принять решение о досрочном расторжении трудового договора с руководителем организации - предполагает, в свою очередь, предоставление последнему адекватных правовых гарантий защиты от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы, от возможного произвола и дискриминации. К числу таких гарантий относится предусмотренная статьей 279 Трудового Кодекса Российской Федерации выплата компенсации за досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации в размере, определяемом трудовым договором. По смыслу положений данной статьи во взаимосвязи с положениями статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, выплата компенсации - необходимое условие досрочного расторжения трудового договора с руководителем организации в указанном случае. Исходя из целевого назначения этой выплаты - в максимальной степени компенсировать увольняемому лицу неблагоприятные последствия, вызванные потерей работы. В силу ст. 273 - 281 ТК РФ руководитель состоит в трудовых отношениях с организацией, которую он возглавляет, на него распространяются положения ТК РФ с особенностями, установленными главой 43 ТК РФ. 30 августа 2016 года ФИО1 было заключено дополнительное соглашение № 41 от 30 августа 2016 года к трудовому договору с директором государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство», согласно пункта 4.11 которого в случае досрочного расторжения трудового договора по решению исполнительного органа (Государственного комитета по лесному охотничьему хозяйству Республики Крым) при отсутствии виновных действий (бездействий) руководителю выплачивается компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка. 25.10.2016 года за № 02.1-11/11688 Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым было направлено истцу уведомление о прекращении трудового договора в связи с тем, что в результате проведения реорганизационных мероприятий должность директора Государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» будет сокращена. (л.д. 25). Указом Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым № 412-У от 09 ноября 2016 года Государственный комитет по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым - ликвидирован. Функции Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым переданы Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым. (л.д. 26-27). Приказом № 141 от 01.02.2017 года Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым истец уволен с должности директора государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» по сокращению штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 ТК РФ). Этим же Приказом поручено главному бухгалтеру государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» выплатить истцу выходное пособие в размере среднего месячного заработка. (л.д. 28). Согласно разъяснению, данному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 г. N 3-П, правовой статус руководителя организации (права, обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления организацией: он осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, совершает от имени организации юридически значимые действия ( статья 273 Трудового кодекса Российской Федерации; пункт 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому федеральный законодатель вправе, исходя из объективно существующих особенностей характера и содержания труда руководителя организации, выполняемой им трудовой функции, предусматривать особые правила расторжения с ним трудового договора, что не может расцениваться как нарушение права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как нарушение гарантированного статьей 19 Конституции Российской Федерации равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина. Вводимые при этом ограничения трудовых прав руководителя организации в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям. Анализ вышеуказанных норм трудового законодательства, позволяет сделать вывод о том, что включение в трудовые договоры с истцом в редакции дополнительных соглашений условия о выплате дополнительной компенсации при расторжении договора не по вине руководителя, не может рассматриваться как злоупотребление правом, либо дискриминация, поскольку возможность установления условия о выплате выходных пособий в повышенном размере предусмотрена частью 4 статьи 178 ТК РФ. Трудовое законодательство не содержит запрета на установление непосредственно в дополнительном соглашении к трудовому договору условий о выплате денежной компенсации при увольнении, в связи с чем, обязательного закрепления данного условия в трудовом договоре, локальных актах предприятия не требуется. Свобода трудовых отношений в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон, стабильности данных правоотношений. Субъекты трудовых отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий. Установление длительных трудовых отношений, возможность работать на постоянной основе, с определенными гарантиями касающимися оплаты труда, в том числе выплат при расторжении трудового договора по любым основаниям, имеют особую значимость для реализации гражданами права на труд и защиту от безработицы, осуществления ими иных прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, установление в дополнительном соглашении, заключенным с истцом, положения о выплате при расторжении трудового договора дополнительной денежной компенсации не ухудшает положение работника, таким образом, не противоречит закону, а потому не может свидетельствовать о злоупотреблении правом. Кроме того, в п. 4.11 дополнительного соглашения от 30.08.2016 года не указано, что в качестве основания для выплаты компенсации непременным условием должно быть прекращение трудового договора по п. 2 ст. 278 ТК РФ. Суд обращает внимание на то, что в результате реорганизации организации в форме присоединения возникает необходимость прекращения трудового договора с руководителем, расторгнуть трудовой договор можно по сокращению штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), по собственному желанию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) или в связи с принятием уполномоченным органом решения о прекращении договора (п. 2 ст. 278 ТК РФ). ФИО1 был уволен по сокращению штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) приказом № 141 от 01.02.2017 года, в то время как лишь 17.05.2017 года за № 376473770 МИФНС по г. Симферополь вынесено уведомление о снятии с учета Российской организации в налоговом органе – Государственное Автономное учреждение «Джанкойское лесоохотничье хозяйство», дата снятия с учета: 16.05.2017, то есть более двух месяцев ФИО1 возглавлял комиссию по прекращению ГАУ РК «Джанкойское ЛОХ» без какой-либо оплаты. Законодатель не устанавливает конкретный размер компенсации и не ограничивает ее каким-либо пределом - размер компенсации определяется трудовым договором, т.е. по соглашению сторон. Исходя из целевого назначения этой выплаты - в максимальной степени компенсировать увольняемому лицу неблагоприятные последствия, вызванные потерей работы, размер компенсации может определяться с учетом времени, остающегося до истечения срока действия трудового договора, тех сумм (оплаты труда), которые увольняемый мог бы получить, продолжая работать в должности руководителя организации, дополнительных расходов, которые он, возможно, вынужден будет понести в результате досрочного прекращения договора, и т.п. Таким образом, суд приходит к выводу, что компенсационная выплата в размере трехкратного среднего месячного заработка отвечает требованиям ст. 10 ГК РФ о добросовестности осуществления прав. Установление указанной выплаты можно признать адекватной правовой гарантией при увольнении руководителя, поскольку она направлена на возмещение затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей работником, сумма выплат соразмерна степени нарушения прав работника досрочным прекращением трудового договора с учетом должностного оклада истца. Как было указано выше, Указом Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым № 412-У от 09 ноября 2016 года Государственный комитет по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым - ликвидирован. Функции Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым переданы Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым. (л.д. 26-27). Приказом № 141 от 01.02.2017 года Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым истец уволен с должности директора государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» по сокращению штата работников организации (пункт 2 части1 статьи 81 ТК РФ). Этим же Приказом поручено главному бухгалтеру государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» выплатить истцу выходное пособие в размере среднего месячного заработка. (л.д. 28). Таким образом, из приказа усматривается, что выплаты работникам осуществлялись за счет учреждения. Приказ № 141 от 01.02.2017 года Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым об увольнении ФИО1, о прекращении трудового договора с ним, принят уполномоченным органом, с возложением на главного бухгалтера государственного автономного учреждения Республики Крым «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» обязанности выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка, которое, согласно расчетного листка за февраль 2017 года, было выплачено ФИО1 в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Согласно передаточного акта имущества, прав и обязательств государственного автономного учреждения «Джанкойское лесоохотничье хозяйство» его правопреемнику при реорганизации в форме присоединения к государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора» стороны подтверждают, что ГБУ РК «ОХ «Холодная гора» является правопреемником ГАУ РК «Джанкойское ЛОХ» по всем обязательствам и в отношении всех его кредиторов. В случае отсутствия указания в тексте настоящего передаточного акта обязательств или имущества, действительно имеющегося у ГАУ РК «Джанкойское ЛОХ», права и обязанности по таким обязательствам и в отношении такого имущества переходят к правопреемнику ГБУ РК «Охотничье хозяйство «Холодная гора» в том объеме, которым они имелись у ГАУ РК «Джанкойское ЛОХ». В соответствии с настоящим Передаточным актом происходит правопреемство всех прав и обязанностей ГАУ РК «Джанкойское ЛОХ» к Правопреемнику. Также в передаточном акте имеются сведения о том, что по состоянию на 01.02.2017 года кредиторской задолженности нет. ГАУ РК «Джанкойское ЛОХ» передало государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора» следующую документацию: бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательства ГАУ РК «Джанкойское ЛОХ», акты инвентаризации имущества и обязательств ГАУ РК «Джанкойское ЛОХ», первичные учетные документы по материальным ценностям, первичные (описи) иного имущества, подлежащие приемке-передаче при реорганизации, расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности. (л.д. 60-61). Согласно Устава ГБУ РК «Охотничье хозяйство «Холодная гора» организационно правовая форма учреждения – государственное бюджетное учреждение, созданное без ограничения срока. (п.1.4. Устава) Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанность, выступает истцом и ответчиков в судах в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым. (п. 1.7. Устава). Учреждение несет ответственности по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным уполномоченным собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества. (п.2.2. Устава). Собственник имущества не несет ответственности по обязательствам Учреждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (п. 2.3. Устава). Согласно статьи 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Согласно ст. 123.22 Гражданского Кодекса РФ Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. Согласно п. 6. ст. 123.22 Гражданского Кодекса РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. Статьей 57 ГК РФ предусмотрено, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Пунктом 2 статьи 58 ГК РФ установлено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (пункт 1 статьи 59 ГК РФ). Согласно приведенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснениям указанных выше норм ГК РФ, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. По общему правилу, установленному ст. 84.1 ТК РФ, обязанность по надлежащему оформлению прекращения трудового договора возложена на работодателя, следовательно, работник не может нести ответственность и для него не могут наступить неблагоприятные последствия за ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей. Учитывая характер возникшего спора и исходя из положений ст. 56 ГПК РФ, процессуальная обязанность по доказыванию факта выплат, причитающихся работнику в полном объеме возлагается на работодателя (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Доказательств, подтверждающих отсутствие задолженности по оплате компенсации в виде трехкратного среднемесячного заработка и среднемесячного заработка на время трудоустройства перед ФИО1 не предоставлено, размер задолженности, не оспорен, ликвидационные балансы и передаточный акт, которые не содержат сведения о наличии задолженности, по мнению суда, не имеют доказательственного значения исполнения обязанности по выплате ФИО1 компенсации и освобождения ответчика как правопреемника от такой обязанности. Учитывая изложенное, обязательства ГАУ РК «Джанкойское ЛОХ» в порядке универсального правопреемства перешли к правопреемнику ГБУ РК «ОХ «Холодная гора» независимо от отсутствия соответствующего положения в передаточном акте и подлежали исполнению последним надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 139 ТК РФ при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Расчет среднего месячного заработка для целей выплаты выходного пособия и компенсационных выплат на время трудоустройства производится в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". Согласно расчетного листка за февраль 2017 года ФИО1 было выплачено выходное пособие в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Кроме того в материалах дела имеется расчет выходного пособия на время трудоустройства ФИО1, который за второй месяц составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, за третий месяц <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, расчет компенсации согласно п. 4.10 Трудового договора № 29 от 15 апреля 2016 года составляет сумму <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Из ответа на запрос ГБУ РК «Охотничье хозяйство «Холодная Гора» от 26.03.2018 года № 78 следует, что среднемесячная заработная плата директора ФИО1 согласно Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы от 24.12.2007 года № 922 за 12 месяцев, предшествующему увольнению составила <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Расчет средней заработной платы в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек суд признает не верным, поскольку рассчитан за период 12 предшествующих увольнению месяцев, в то время как трудовой договор был заключен лишь 15 апреля 2016 года, в связи с чем, принимает расчет, произведенный с даты его трудоустройства по трудовому договору от 15 апреля 2016 года, поскольку при прекращении срочного трудового договора работник считается уволенным. С его увольнением трудовые отношения между сторонами прекращаются. В случае если с работником после прекращения срочного трудового договора заключается новый трудовой договор (в том числе срочный), то с момента заключения нового трудового договора права и обязанности сторон возникают вновь и в том объеме, как если бы на работу был принят гражданин, ранее не состоявший в трудовых отношениях с организацией. Заключение нового трудового договора с тем же работником после того, как трудовые отношения в соответствии с предшествовавшим трудовым договором прекращены, свидетельствует о возникновении новых трудовых правоотношений, формально не связанных с предшествовавшими. Таким образом, в пользу ФИО1 подлежит взысканию сумма выходного пособия в размере трехкратного среднего месячного заработка в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, средний месячный заработок за второй месяц после увольнения в размере 47 024 рубля 20 копеек, средний месячный заработок за третий месяц после увольнения в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Ходатайство представителя ответчика Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора» - ФИО2 о том, что истцом пропущен срок на обращение в суд по требованиям о взыскании невыплаченной денежной компенсации, в связи с чем, истцу подлежит отказать в удовлетворении исковых требований, являются не состоятельными и удовлетворению не подлежат на основании нижеследующего. В статье 392 Трудового кодекса РФ установлены сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ статья 392 ТК РФ была дополнена частью 2, согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Статья 392 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 272-ФЗ) вступила в силу 3 октября 2016 года и, соответственно, применяется к спорным правоотношениям, возникшим после этой даты. До этой даты срок исковой давности по указанным трудовым спорам составлял три месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ Условия об обратной силе отдельных положений, названный Федеральный закон не содержит, в связи с чем, новый годичный срок, предусмотренный в ч. 2 ст. 392 ТК РФ, согласно ч. 4 ст.12 ТК РФ подлежит применению к индивидуальным трудовым спорам, возникшим относительно заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, срок выплаты которых приходится на 3 октября 2016 года и последующие дни. Трудовые отношения между ответчиком и истцом прекращены 01 февраля 2017, в этот же день у истца возникло право требовать выплаты компенсации, а у ответчика возникла обязанность выплатить данную компенсацию при увольнении. Обязанность по выплате требуемого истцом среднего заработка за второй и третий месяц после увольнения наступила в апреле и мае 2017 года. С указанных месяцев начинает течь срок обращения в суд, т.к. в этот период истец знал (и должен был знать) о нарушении своих прав. Таким образом, годичный срок, предусмотренный ч. 2 статьи 392 ТК РФ ФИО1 не пропущен по каждому из трех периодов. На основании изложенного, исковые требования ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора» о взыскании невыплаченной денежной компенсации, с участием третьего лица - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению. В соответствии с ч. ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно п.1 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий. Общая сумма взыскания составила 232 769 рублей 79 копеек. Государственная пошлина от указанной суммы в соответствии со ст. 33.19 НК РФ составляет 5 528 рублей 00 копеек. На основании указанных норм с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5 528 рублей 00 копеек. На основании изложенного, руководствуясь статьями 55, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: Исковое заявление ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора» о взыскании невыплаченной денежной компенсации, с участием третьего лица - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - удовлетворить частично. Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора» в пользу ФИО1 компенсацию в размере трехкратного среднего месячного заработка в размере 141 072 рубля 60 копеек, сохраненную заработную плату на период трудоустройства за второй месяц со дня увольнения в размере 47 024 рубля 20 копейки, за третий месяц со дня увольнения в размере 44 672 рубля 99 копеек, а всего взыскать 232 769 рублей 79 копеек. Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора» в местный бюджет государственную пошлину в сумме 5 528 рублей 00 копеек. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме принято 16 апреля 2018 года. Председательствующий судья М.И. Подобедова |