В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2014 года с. Туринская Слобода
Слободо-Туринский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сергеевой Е.В.,
при участии:
в качестве прокурора: ст. помощника прокурора Слободо-Туринского района Свердловской области Саперова Е.П.,
представителя заявителя ФИО1
при секретаре Чекмаревой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 о признании недействующим постановления Администрации Слободо-Туринского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Администрации Слободо-Туринского муниципального района
В заявлении в обоснование требований указал, что 19.05.2014 Администрацией Слободо-Туринского муниципального района вынесено постановление № 468 « об утверждении рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья или приобретении жилья на первичном рынке на территории Слободо-Туринского муниципального района на второй квартал 2014 года», которое было опубликовано в районной газете «Коммунар» за № 42 от 09.06.2014 года. Указанное постановление он считает незаконным и необоснованным, нарушающим как права детей-сирот, так и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, также как и права юридических лиц и предпринимателей, выступающих подрядчиками в сфере строительства, заказчиков строительства и покупки жилья, интересы органов местного самоуправления сельских поселений, а также интересы физических лиц, имеющих в собственности жилые помещения и желающих участвовать в качестве продавцов на рынке жилья. Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10.01.2014 года № 7/пр, которым утвержден норматив стоимости одного квадратного метра обще площади жилого помещения по РФ на первое полугодие 2014 года, а также показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ, кроме того, своим постановлением Администрация Слободо-Туринского муниципального района лишила органы местного самоуправлении сельских поселений на территории района по определению средней рыночной стоимости жилья. Сам расчет рыночной стоимости 1 кв.м. жилья произведен неверно. Просит признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в полном объеме с момента его издания и обязать Администрацию Слободо-Туринского муниципального района опубликовать принятое решение суда в районной газете «Коммунар» и разместить на официальном сайте Слободо-Туринского муниципального района в сети Интернет. Взыскать с Администрации Слободо-Туринского муниципального района расходы по оплате госпошлины <данные изъяты> рублей, а также расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель заявителя, поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам указанным в заявлении. Суду указал, что обжалуемым нормативно-правовым актом нарушаются права заявителя как гражданина который может выступить продавцом жилья на рынке жилья для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и из-за занижения средней рыночной стоимости одного квадратного метра не сможет реализовать эту возможность.
Представитель Администрации Слободо-Туринского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Представил сведения об отмене Администрацией Слободо-Туринского муниципального района обжалуемого постановления.
В предыдущем судебном заседании представитель Администрации Слободо-Туринского муниципального района, заявленные требования не признала, суду пояснила, что размер средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья или приобретении жилья на первичном рынке на территории Слободо-Туринского муниципального района на второй квартал 2014 года, был рассчитан и принят Администрацией Слободо-Туринского муниципального района на основании Порядка определения средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения на вторичном рынке жилья, сложившейся на территории Слободо-Туринского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации Слободо-Туринского муниципального района от 29.04.2014 года № 392, который опубликован в установленном порядке на момент принятия оспариваемого постановления, не был.
Прокурор в своем заключении по делу указал, что полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным и не нарушающим законные права неопределенного круга лиц и не противоречащим вышестоящим нормативным актам.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих приступил к рассмотрению дела в отсутствие представителя Администрации Слободо-Туринского муниципального района.
Учитывая доводы участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
19.05.2014 Администрацией Слободо-Туринского муниципального района вынесено постановление № 468 « об утверждении рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья или приобретении жилья на первичном рынке на территории Слободо-Туринского муниципального района на второй квартал 2014 года», которое было опубликовано в районной газете «Коммунар» за № 42 от 09.06.2014 года. Указанное постановление утверждает среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья или приобретении жилья на первичном рынке на территории Слободо-Туринского муниципального района на второй квартал 2014 года для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в размере 33040 рублей.
Указанный нормативно-правовой акт оспаривается заявителем, который полагает, что этим нормативно-правовым актом нарушаются его права как лица которое может выступить продавцом жилья для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 18.05.2000 N 48 "Об утверждении Временной методики определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений гражданами", рыночная стоимость жилья определена как текущая стоимость, сложившаяся на основе спроса и предложений жилья в каждый конкретный момент времени на рынке недвижимости.
Поскольку рыночная стоимость является текущей стоимостью жилья для определенных нужд суд полагает, что она задевает интересы различных лиц, связанные с его спросом и предложением на рынке жилья.
В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты материнства, отцовства и детства, социальной поддержки находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Частью 2 ст. 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральное законодательство устанавливает государственные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и расходные обязательства по их финансовому обеспечению, соответственно, органы государственной власти субъектов РФ реализуют государственную политику в интересах детей, решают вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов. Об этом прямо указывается в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Часть 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ устанавливает федеральную гарантию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде бесплатного предоставления жилых помещений по договорам социального найма, вне очереди. Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм, вне очереди детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты).
В порядке разграничения полномочий Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ в ст. 8 наделяет субъекты РФ правом самостоятельно устанавливать дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение. В случае установления таких гарантий они относятся к расходным обязательствам субъектов РФ и обеспечиваются органами исполнительной власти за счет бюджетов субъектов РФ.
В качестве такой гарантии рядом Постановлений Правительства Свердловской Области
утвержден соответствующий порядок.
Постановлением Правительства Свердловской области N 84-ПП от 08.02.2011, утвержден Порядок обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета. При этом, в п. 6 указанного порядка отражено, что государственный заказ размещается с учетом средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения.
Во исполнение Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ Правительством Свердловской области принято постановление от 24 апреля 2013 года N 527-ПП, которым установлен Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Пунктом 5 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлено, что средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, преимущественно направляются на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений, свободных от обязательств, в жилых домах, введенных в эксплуатацию в текущем или предшествующем финансовому году, и участие в завершении строительства жилых домов на территориях муниципальных образований в Свердловской области с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области, на территории которого планируется приобретение (строительство, реконструкция) жилых помещений для детей-сирот.
Из указанных положений следует, что для размещения госзаказа на строительство жилых помещений для детей-сирот по Свердловской области и определения их расчетной стоимости требуется применение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, которая должна быть установлена органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области, на территории которого планируется приобретение (строительство, реконструкция) жилых помещений для детей-сирот.
В соответствии со ст.5, 5.1 Устава Слободо-Туринского муниципального района органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ( ч.1 ст. 5 Устава).
Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Свердловской области, за счет доходов местного бюджета, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений ( ч.2 ст. 5.1 Устава).
Таким образом, полномочия у Администрации Слободо-Туринского муниципального района как органа местного самоуправления муниципального района на определение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области, на территории которого планируется приобретение (строительство, реконструкция) жилых помещений для детей-сирот, имеются.
и постановление было принято в соответствии с общими принципами разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в статьях 26.1, 26.3, 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями), и вопросов местного значения - в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями).
Из пояснений представителя Администрации Слободо-Туринского муниципального района в предыдущем судебном заседании следует, что при вынесении оспариваемого постановления, размер средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья или приобретении жилья на первичном рынке на территории Слободо-Туринского муниципального района на второй квартал 2014 года был рассчитан Администрацией на основании Порядка определения средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения на вторичном рынке жилья, сложившейся на территории Слободо-Туринского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации Слободо-Туринского муниципального района от 29.04.2014 года № 392, который опубликован в установленном порядке на момент вынесения оспариваемого постановления не был.
Ссылку на этот Порядок, как на основание, содержит и представленный суду расчет, утвержденный Главой Администрации Слободо-Туринского муниципального района ФИО3 <данные изъяты>
Согласно представленных суду доказательств, Порядок определения средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения на вторичном рынке жилья, сложившейся на территории Слободо-Туринского муниципального района, который был утвержден постановлением Администрации Слободо-Туринского муниципального района от 29.04.2014 года № 392, опубликован в установленном порядке в газете «Коммунар» только 04.07.2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
Таким образом, Порядок определения средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения на вторичном рынке жилья, сложившейся на территории Слободо-Туринского муниципального района, который был утвержден постановлением Администрации Слободо-Туринского муниципального района от 29.04.2014 года № 392 и на момент принятия оспариваемого постановления. 19.05.2014 № 468 « об утверждении рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья или приобретении жилья на первичном рынке на территории Слободо-Туринского муниципального района на второй квартал 2014 года», не мог быть применен как не опубликованный и не повлек правовых последствий как не вступивший в силу.
В соответствии с требованиями статьи 11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Из анализа действующего законодательства следует, что Порядок определения средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области, на территории которого планируется приобретение (строительство, реконструкция) жилых помещений для детей-сирот за счет средства областного бюджета, для обеспечения жильем детей-сирот на законодательном уровне не был, на момент принятия оспариваемого постановления, урегулирован.
Отсутствие нормативного правового регулирования или неполное регулирование общественных отношений означает пробел в данной разновидности социального регулирования.
Если возникшие отношения непосредственно не урегулированы законом или иными нормативными правовыми актами, к таким отношениям могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), или общие принципы права и законодательства (аналогия права).
Приказом Госстроя от 05.03.2013 N 66/ГС "Об утверждении Методики определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации"(Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2013 N 28273) утверждена Методика определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации.
Настоящая Методика предназначена для определения Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (в настоящий момент преобразовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России с передачей ему соответствующих функций (Указ Президента РФ от 01.11.2013 N 819)) норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, используемой при расчете размера социальных выплат, предоставляемых гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 ( п.1 Методики)
Пунктом 2.3 указанной Методики установлены критерии определения размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по каждому субъекту Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 14.04.2014 N 182/пр"О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2014 года" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2014 N 32107) утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на II квартал 2014 года.
Показатели применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета. Для Свердловской области этот показатель составляет 40983 рубля.
Из сравнительного анализа Порядка определения средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения на вторичном рынке жилья, сложившейся на территории Слободо-Туринского муниципального района, который был утвержден постановлением Администрации Слободо-Туринского муниципального района от 29.04.2014 года № 392, и Методики определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации утвержденной Приказом Госстроя от 05.03.2013 N 66/ГС, следует, что расчет средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения на рынке жилья, произведен по различающимся между собой схемам и расчетным параметрам.
Также, Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2011 года N 460, установлена стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения при приобретении федеральными органами исполнительной власти жилых помещений для федеральных государственных нужд на 2011 год в сумме не превышающей 30 тыс. руб..
Согласно подпункту "в" пункта 1 Постановления в случае если средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленная Министерством регионального развития Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, на территории которого приобретается (строится) жилое помещение, ниже предельной стоимости, то приобретение (строительство) жилых помещений осуществляется по средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, установленной по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления N 460 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при приобретении (строительстве) жилых помещений для государственных (муниципальных) нужд за счет средств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований рекомендовано руководствоваться положениями указанного постановления.
В соответствии с приказами Минрегионразвития РФ такая средняя рыночная стоимость жилья применяется для расчета размеров социальных выплат, выделяемых за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке сирот является расходным обязательством субъектов РФ и обеспечивается органами исполнительной власти за счет бюджетов субъектов РФ.
Несмотря на то, что средняя рыночная стоимость 1 м. общей площади жилья определяемая Министерством регионального развития РФ, не может применяться для расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области, на территории которого планируется приобретение (строительство, реконструкция) жилых помещений для детей-сирот, тем не менее, Методика определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, утвержденная приказом Госстроя от 05.03.2013 N 66/ГС "Об утверждении Методики определения норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации", при отсутствия иного нормативного регулирования подлежала применению Администрацией Слободо-Туринского муниципального района, при расчете рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья или приобретении жилья на первичном рынке на территории Слободо-Туринского муниципального района на второй квартал 2014 года.
На основании вышеизложенного установленный обжалуемым постановлением размер средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья или приобретении жилья на первичном рынке на территории Слободо-Туринского муниципального района на второй квартал 2014 года на основании Порядка определения средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения на вторичном рынке жилья, сложившейся на территории Слободо-Туринского муниципального района, который был утвержден постановлением Администрации Слободо-Туринского муниципального района от 29.04.2014 года № 392, является не основанным на действующих нормах законодательства, в связи с чем, не может быть признан законным.
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (с изменениями от 10 июня 2010 г.) разъяснено, что в соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
Суду представлено постановление Администрации Слободо-Туринского муниципального района от 07.07.2014 года № 610, пунктом вторым которого, оспариваемое постановление Администрации Слободо-Туринского муниципального района от 19.05.2014 года № 468, на момент рассмотрения дела отменено.
В соответствии с частью 3 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
В соответствии с частью 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Из разъяснений Верховного суда РФ, отраженных в пунктах 17, 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим, полностью или в части, со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заявителем ФИО2 заявлены требования о взыскании с Администрации Слободо-Туринского муниципального района понесенных им судебных расходов.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 г. N 48 (пункт 29) разъяснил, что в связи с тем, что главами 23 и 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем исходя из неимущественного характера требований об оспаривании нормативных правовых актов по данной категории дел не могут применяться положения части 1 статьи 98, части 1 статьи 102 и части 3 статьи 103 ГПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В том случае, если недействующим полностью или в части признан нормативный правовой акт, принятый представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и подписанный высшим должностным лицом этого субъекта Российской Федерации (либо принятый представительным органом муниципального образования и подписанный главой муниципального образования), судебные расходы подлежат возмещению представительным органом, который является заинтересованным лицом по данному делу.
Суду представлены документы, подтверждающие несение заявителем процессуальных расходов в виде оплаты госпошлины в сумме 200 рублей и расходов на оплату услуг представителя в сумме 8 500 рублей. В связи с чем понесенные им расходы по делу составляют 8700 рублей ( 200+8500), которые подлежат возмещению за счет Администрации Слободо-Туринского муниципального района.
В п. 30 Пленум Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указал: принимая во внимание, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено в соответствующее печатное издание с указанием в сопроводительном письме о том, подлежит ли публикации все решение или же лишь сообщение о нем.
В том случае, если в публичном образовании отсутствует периодическое издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан недействующим полностью или в части.
На основании этого, суд полагает необходимым направить решение суда в печатное издании газете «Коммунар» для размещения сведений о нем.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Удовлетворить заявление в полном объеме.
2. Признать недействующим постановление Администрации Слободо-Туринского муниципального района от 19.05.2014, № 468 « Об утверждении рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения при строительстве жилья или приобретении жилья на первичном рынке на территории Слободо-Туринского муниципального района на второй квартал 2014 года» в полном объеме с момента его издания.
3. Взыскать с Администрации Слободо-Туринского муниципального района в пользу ФИО2 судебные расходы в сумме <данные изъяты>.
4.Направить решение суда после вступления его в законную силу в газету «Коммунар» для размещения в ней сообщения о состоявшемся решении.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через суд, его вынесший, в течение месяца.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом, вынесшим решение, по заявлению этого лица, поданного одновременно с апелляционной жалобой.
Не использование лицами, участвующими в деле, право на апелляционное обжалование может послужить препятствием для пересмотра решения в кассационном порядке.
Решение принято в совещательной комнате 22.07.2014 года. Резолютивная часть решения изготовлена печатным способом в совещательной комнате с помощью компьютерной техники 22.07.2014 года.
Председательствующий судья – подпись.
Копия верна:
Судья: Е.В. Сергеева
Секретарь: