ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-164/2016 от 09.06.2016 Корткеросского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-164/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«9» июня 2016 года с. Корткерос

Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Мокрецов В.А., при секретаре Стахиеве С.А., с участием прокурора Елфимовой Д.М., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Региональной общественной организации «Коми республиканское общество охотников и рыболовов» о запрете использования лесного участка,

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Региональной общественной организации «Коми республиканское общество охотников и рыболовов» о запрете деятельности по использованию лесных участков в размере 443,157 тыс. га на землях лесного фонда Корткеросского района Республики Коми путем запрета всех видов охот на предоставленной в пользование территории в соответствии с договором ХХХ от <дата> о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), по созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере до заключения договора аренды лесных участков с Комитетом лесов Республики Коми до разработки проекта освоения лесов, получения по нему положительного заключения государственной экспертизы. В обоснование требований в иске указано, что РОО «КРООиР» осуществляет пользование объектами животного мира на основании долгосрочной лицензии серия ХХХХХХ от <дата>, выданной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми. Территория, необходимая для осуществления пользования охотничьими угодьями, предоставлена Обществу на основании договора ХХХ от <дата>. Однако Общество осуществляет пользование объектами животного мира с нарушением требований Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Федерального закона от <дата> № 109-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку, несмотря на фактическое использование лесного участка в целях использования животного мира договор аренды лесных участков земель государственного лесного фонда на земельный участок площадью 443,157 тыс. га в Корткеросском районе, предоставленной на основании долгосрочной лицензии, не заключен. Получение долгосрочной лицензии Обществом не может служить поводом для освобождения от заключения охотхозяйственных соглашений, сопровождающихся возложением обязанности по обеспечению внутрихозяйственного охотустройства. Решением Корткеросского районного суда РК от <дата> использование Обществом лесных участков в размере 443,157 тыс. га на землях лесного фонда Корткеросского района для нужд охотничьего хозяйства без договора аренды на пользование указанного лесного участка и охотхозяйственного соглашения, признано незаконным.

Впоследствии Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор уточнил исковые требования, просив, запретить Региональной общественной организации «Коми республиканское общество охотников и рыболовов» деятельность по использованию лесных участков в размере 443,157 тыс. га на землях лесного фонда Корткеросского района Республики Коми путем запрета всех видов охот на предоставленной в пользование территории в соответствии с договором ХХХ от <дата> о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), по созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере до заключения договора аренды лесных участков с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми до разработки проекта освоения лесов, получения по нему положительного заключения государственной экспертизы.

В судебном заседании прокурор Елфимова Д.М. уточненное заявление поддержала.

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор в возражениях на отзыв РОО «КРООиР» на исковое заявление указал, что согласно п. 12 приказа Минприроды России от <дата>ХХХ «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», если испрашиваемый лесной участок предстоит образовать или границы лесного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от <дата> 3 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», осуществляется предварительное согласование предоставления лесного участка в порядке, установленном ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Указом Главы Республики Коми от <дата> утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с охотхозяйственными соглашениями. Согласно которому, отказ в предоставлении лесного участка в аренду в связи с тем, что участки не поставлены на государственный кадастровый учет, не предусмотрен. Вместе с тем, заявлений от Общества на заключение договора аренды в Минприроды РК не поступало. Таким образом, довод о невозможности заключить договор аренды лесного участка по причине не постановки его на государственный кадастровый учет, необоснован. Самовольное использование лесов для ведения охотничьего хозяйства в отсутствие заключенного договора аренды влечет нарушение принципа платности использования леса и причиняет ущерб лесному фонду. Порядок заключения охотхозяйственного соглашения предусмотрен, помимо ст. 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и главой 4 данного Федерального закона. В связи с чем, довод Общества о невозможности заключить охотхозяйственное соглашение в связи с приостановлением ч. 3 ст. 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» является надуманным. При этом приостановление действия заключения охотхозяйственного соглашения в льготном порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 71 не наделяет Общество правом пользования лесными участками в отсутствие договора аренды.

Представитель ответчика - ФИО2, действующий на основании доверенности, с иском не согласился, указав, что исковые требования прокурора незаконны и необоснованны, поддержав отзыв, направленный в суд.

Из отзыва следует, что в п. 4 и 4.1 постановления Конституционного суда РФ от 25.06.2015 № 17-П указано, что нормативное положение, включенное в статью 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», определяющую особенности правового регулирования в сфере охотничьего хозяйства в переходный период, в течение которого, начиная с момента вступления данного Федерального закона в силу, то есть с 01.04.2010, должна быть обеспечена разумная преемственность между установленными им предписаниями и правилами занятия охотой и охотхозяйственной деятельностью. Со вступлением указанного Федерального закона в силу, как следует из статьи 71, юридические лица и индивидуальные предприниматели сохраняют право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое у них возникло на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, при этом при наличии данной лицензии, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям со дня вступления Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предоставлена возможность по собственному выбору либо продолжить осуществление своего права в соответствии с долгосрочной лицензией, либо в установленном порядке заключить без проведения аукциона охотхозяйственное соглашение. Таким образом, вывод прокурора о том, что при наличии действующей долгосрочной лицензии охотпользователь обязан заключить охотхозяйственное соглашение является незаконным. <дата> Минприроды Республики Коми им было сообщено, что в соответствии с указанным Постановлением Констиуционного суда РФ от 25.06.2015 № 17-П применение ч. 3 ст. 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» приостановлено, в связи с чем до внесения изменений в указанный Федеральный закон, возможность заключить охотхозяйственное соглашение на территории РФ отсутствует. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Согласно информации Минприроды РК от <дата>, лесные участки, расположенные в границах предоставленных угодий на государственный кадастровой учет не поставлены, финансирование на данные работы в бюджете РК не предусмотрено. Исходя из этого, возможность заключить договор аренды лесных участков в границах закрепленных за Обществом охотничьих угодий отсутствует. Правопреемником Комитета лесов РК является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми являющееся правопреемником Комитета лесов Республики Коми, привлеченное к делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, своего представителя в суд не направило, надлежащим образом извещено о рассмотрении дела.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что с <дата> РОО «Коми республиканское общество охотников и рыболовов» (далее по тексту – РОО «КРООиР») является юридическим лицом, осуществляет отдельные виды деятельности, лицензируемые органами исполнительной власти субъектов РФ, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от <дата>.

<дата> Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, РОО «КРООиР» выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира (серия ХХХХХХ), сроком действия с <дата> по <дата>), в границах, согласно Приложению № 1 к распоряжению Правительства Республики Коми от 31.12.2009 № 524-р на площади 443,157 тыс. га.

<дата> между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и РОО «КРООиР» заключен договор ХХХ о предоставлении в пользование территории, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, отнесенным к объектам охоты.

Согласно п. 1.3 указанного договора, площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром составляет 443,157 тыс. га на землях лесного фонда Корткеросского района.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ, лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

В соответствии с положениями ст. 88-89 Лесного кодекса РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При этом из смысла положений ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что наличие долгосрочных лицензий, выданных до изменения правового регулирования, до есть до 01.04.2010 (дата вступления в действие указанного Федерального закона и изменений, внесенных в Лесной кодекс РФ), не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего документального сопровождения деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, для использования леса в целях деятельности охотничьего хозяйства, как компонента природной среды, применяются, в том числе нормы Лесного кодекса РФ, согласно которым необходимо заключение договоров лесных участков.

В ходе проверки деятельности РОО «КРООиР» в части пользования лесными участками Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено, что вышеуказанные требования лесного законодательства ответчиком не исполняются, охотпользователь не заключил договоры аренды лесных участков.

Решением Корткеросского районного суда Республики Коми от <дата>, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от <дата>, признано незаконным использование Региональной общественной организацией «Коми республиканское общество охотников и рыболовов» лесных участков в размере 443,157 тыс. га на землях лесного фонда Корткеросского района Республики коми для нужд охотничьего хозяйства без договора аренды на пользование указанного лесного участка и охотхозяйственного соглашения.

Таким образом, обязанность ответчика заключить договор аренды лесных участков, на которых он осуществляет пользование объектами животного мира (охота) на основании долгосрочной лицензии серии ХХХХХХ от <дата>, выданной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, договора ХХХ от <дата> о предоставлении в пользование территории, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, отнесенным к объектам охоты, приложения № 1 к распоряжению Правительства Республики Коми от 31.12.2009 № 524-р, общей площадью 443,157 тыс. га, расположенных на землях лесного фонда Корткеросского района Республики Коми, установлена вступившим в законную силу решением Корткеросского районного суда Республики Коми от <дата> и в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ имеющим преюдициальное значение при разрешении данного дела.

Доводы представителя ответчика о том, что РОО «КРООиР» имеет право осуществлять свою деятельность, связанную, в том числе с пользованием лесных участков, без заключения договоров аренды в соответствии с позицией, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 25.06.2015 № 17-П, необоснованны, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку предметом рассмотрения Конституционного суда РФ являлся вопрос о правомерности пользования охотничьими угодьями до заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона.

При этом, настоящие требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора о запрете деятельности по использованию лесных участков основаны не на отсутствии охотхозяйственного соглашения, а на отсутствии заключенного договора аренды лесных участков.

Также суд считает необоснованными доводы представителя ответчика о том, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет, вместе с тем предоставленные им лесные участки на государственный кадастровый учет не поставлены.

Указом Главы РК от 05.09.2012 N 109 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с охотхозяйственными соглашениями, который устанавливает порядок предоставления в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с охотхозяйственными соглашениями.

В соответствии с п. 2.6.1-2.6.2 вышеуказанного Административного регламента, для заключения договора аренды лесного участка заявитель представляет заявление по соответствующей форме и документы, перечень которых является исчерпывающим.

При этом, согласно информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от <дата>ХХХ, заявление по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства с охотхозяйственными соглашениями от РОО «КРООиР» не поступало. Соответственно, проведение процедуры по постановке лесных участков на государственный кадастровый учет в пределах территорий охотничьих хозяйств, закрепленных за РОО «КРООиР» не осуществлялось. В случае поступления указанного заявления и подготовкой проекта договора аренды лесного участка, возможно проведение процедуры по постановке лесных участков на государственный кадастровый учет.

Впоследствии, <дата> РОО «КРООиР» было отказано в заключении договоров аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в виду нарушений обществом требований п.п. 2.6.1 и 2.6.2 Административного регламента.

Также согласно информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от <дата>ХХХ, факт наличия лесного участка, не прошедшего процедуру постановки на государственный кадастровый учет, не является основанием для отказа в заключении договора аренды лесного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Пользование ответчиком объектами животного мира в отсутствие заключенного договора аренды лесных участков является причиной неисполнения обязанностей, предусмотренных Лесным законодательством РФ (проведение натуральных работ, соблюдение санитарных правил, оказание содействия в проведении лесохозяйственных лесоустроительных работ), что может привести к возникновению вреда лесным угодьям и создает опасность нарушения прав неопределенного руга лиц на благоприятную среду обитания и окружающую среду.

Таким образом, исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора о запрещении РОО «КРООиР» деятельности по использованию лесных участков в размере 443,157 тыс. га на землях лесного фонда Корткеросского района Республики Коми, создающей опасность причинения вреда лесным угодьям, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100%.

В связи с удовлетворением требований прокурора, суд взыскивает с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации и положений части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Запретить Региональной общественной организации «Коми республиканское общество охотников и рыболовов» деятельность по использованию лесных участков в размере 443,157 тыс. га на землях лесного фонда Корткеросского района Республики Коми путем запрета всех видов охот на предоставленной в пользование территории в соответствии с договором ХХХ от <дата> о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и путевок (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), по созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере до заключения договора аренды лесных участков с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, разработки проекта освоения лесов, получения по нему положительного заключения государственной экспертизы.

Взыскать с Региональной общественной организации «Коми республиканское общество охотников и рыболовов» государственную пошлину в размере 6 000 рублей в доход бюджета МР «Корткеросский».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья В.А. Мокрецов