Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2017 года город Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Трегуб Н.К.
с участием истца Глеба С.В.,
представителя ответчика Шишук К.С., действующей на основании доверенности № от <дата обезличена>,
при секретаре Делимовой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глеба С. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по стрости,
у с т а н о в и л :
Глеба С.В. обратилась в Краснотурьинский городской суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г. Краснотурьинску, указав, что решением ГУ-УПФР в г.Краснотурьинске от 02.06.2016 № 13/340057/16/1 ей отказано в назначении страховой пенсии досрочно ввиду недостаточности специального стажа, поскольку в такой стаж не зачтены следующие периоды ее работы: с 01.09.1989 по 14.11.1994 в должности старшей пионервожатой Казанской средней школы Пресновского РОНО; с 01.09.2000 по 11.09.2007 в должности заведующей муниципального образовательного (с 30.01.2003 – муниципального общеобразовательного) учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 11», с 01.01.2011 по 31.03.2011 в должности директора МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 11», с 01.07.2011 по 10.12.2015 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 18», с 01.01.2016 по 02.03.2016 в должности учителя начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 18».
Не согласившись с данным решением, с учетом уточненных требований истец просит признать решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии незаконным, включить в специальный стаж, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные выше периоды работы, а также период работы с 12.09.2007 по 31.12.2008 в должности директора «Начальная общеобразовательная школа № 11» и обязать ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с 02.03.2016.
В судебном заседании Глеба С.В. поддержала уточненные исковые требования, в их обоснование пояснила, что она всегда занималась педагогической деятельностью, отработав более 25 лет в образовательных учреждениях для детей на должностях, связанных с педагогической деятельностью. После окончания Исикульского педагогического училища с 15.02.1989 ее приняли на работу в Пресновское РОНО Северо-Казахстанской области в качестве учителя математики Уткинской 8-летней школы. С 01.09.1989 по 14.11.1994 она работала в должности старшей пионервожатой Казанской средней школы Пресновского РОНО, при этом в указанный период в 1993-1994 учебном году она совмещала данную должность с должностью учителя начальных классов работала на полную педагогическую нагрузку. С 26.08.1996 по 01.09.1999 она работала учителем начальных классов МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 11». С 01.09.1999 назначена исполняющей обязанности заведующей в этой же школе. С 12.09.2007 назначена на должность директора этой школы. Ввиду объединения школ с 01.07.2011 ее перевели в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 18», где она проработала в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе по 10.12.2015. Затем ее перевели на должность учителя начальных классов в этой же школе, где она работает по настоящее время.
Решением ГУ-УПФР от 02.06.2016 ей было отказано в назначении пенсии по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, поскольку в специальный трудовой стаж не зачтены периоды ее работы: с 01.09.1989 по 14.11.1994 в должности старшей пионервожатой Казанской средней школы Пресновского РОНО со ссылкой на то, что данная должность не предусмотрена Списками; с 01.09.2000 по 11.09.2007 в должности заведующей муниципального образовательного (с 30.01.2003 – Муниципального общеобразовательного) учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 11», с 01.01.2011 по 31.03.2011 в должности директора МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 11», с 01.07.2011 по 10.12.2015 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 18» - ввиду не предоставления сведений о совместительстве в штатной должности учителя и выполнения работы на полную ставку, с 01.01.2016 по 02.03.2016 в должности учителя начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 18» ввиду отсутствия сведений в выписке из ИЛС. Она считает решение незаконным, поскольку вся ее трудовая деятельность была связана с выполнением педагогической деятельности, о чем свидетельствуют предоставленные ею ответчику и в материалы дела уточняющие справки. Иные периоды, помимо указанных выше, она не оспаривает.
Представитель ответчика Шишук К.С., действующая на основании доверенности № 1 от 09.01.2017 в судебном заседании исковые требования Глеба С.В. не признала, пояснив, что 02.03.2016 в УПФР в г.Краснотурьинске Свердловской области поступили документы для досрочного назначения трудовой пенсии.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается ранее общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 ст.30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Специальный стаж на соответствующих видах работ Глеба С.В. составил 7 лет 3 дня, в ее стаж не зачтены следующие периоды работы:
- с 01.09.1989 по 14.11.1994 в должности старшей пионервожатой Казанской средней школы Пресновского РОНО в связи с тем, что занимаемая должность не поименована разделом «Наименование должностей» списка, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 и не подтверждением факта работы по совместительству в должности учителя;
- в связи с не представлением документов, подтверждающих выполнение нормы рабочего времени, установленной за должностной оклад, не проставлен код особых условий труда для директора (заведующего), не подтвержден факт работы по совместительству в штатной должности учителя, как это предусмотрено п. 8а Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, п. 3.13. Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н;
- с 01.07.2011 по 10.12.2015 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 18». Данный период не зачтен в связи с не выполнением условия выполнения нормы рабочего времени, установленной за должностной оклад, и не подтвержден факт работы по совместительству в должности учителя согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781;
- с 01.01.2016 по 02.03.2016 в должности учителя начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 18», в связи с отсутствием ИС в выписке из индивидуального лицевого счета на день подачи заявления. На основании п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
Указанные периоды работы могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ при подтверждении стажа сведениями индивидуального (персонифицированного) учета с указанием реквизита «условия для досрочного назначения трудовой пенсии».
Просит в удовлетворении исковых требований Глеба С.В. отказать.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 настоящего Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Учитывая, что в оспариваемые периоды работы истцом выполнялись и до введения в действие Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», суд в соответствии со ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснением Пленума Верховного Суда Российской Федерации руководствуется также ранее действующими актами, касающимися назначения трудовой пенсии.
Согласно п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего во время работы истцы в спорные периоды, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с тем, что к зачету в специальный стаж не были включены оспариваемые ею периоды:
- с 01.09.1989 по 14.11.1994 в должности старшей пионервожатой Казанской средней школы Пресновского РОНО в связи с тем, что должность не поименована разделом «Наименование должностей» списка, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 и не подтверждением факта работы по совместительству в должности учителя;
- с 01.09.2000 по 11.09.2007 в должности заведующей муниципального образовательного (с 30.01.2003 – муниципального общеобразовательного) учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 11»;
- с 12.09.2007 по 31.12.2008 в должности директора МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 11»;
- с 01.01.2011 по 31.03.2011 в должности директора МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 11» в связи с не представлением документов, подтверждающих выполнение нормы рабочего времени, установленной за должностной оклад, отсутствием указания на код особых условий труда для директора (заведующего), не подтверждением факта работы по совместительству в штатной должности учителя,
- с 01.07.2011 по 10.12.2015 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 18, в связи с не представлением документов, подтверждающих выполнение нормы рабочего времени, установленной за должностной оклад, не проставлен код особых условий труда для директора (заведующего), не подтвержден факт работы по совместительству в штатной должности учителя;
- с 01.01.2016 по 02.03.2016 в должности учителя начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 18» ввиду отсутствия сведений в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (л.д.9-12).
Согласно ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555, Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27.02.2002 г. № 16, трудовой стаж и страховой стаж для регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливается по документам, выдаваемым в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из трудовой книжки истца видно, что 15.02.1989 Глеба С.В. приняли на работу в Пресновское РОНО Северо-Казахстанской области в качестве учителя математики Уткинской 8-летней школы. В оспариваемые ею периоды: с 01.09.1989 по 14.11.1994 она работала в должности старшей пионервожатой Казанской средней школы Пресновского РОНО; с 01.09.2000 по 11.09.2007 в должности заведующей муниципального образовательного (с 30.01.2003 – муниципального общеобразовательного) учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 11», с 12.09.2007 по 31.12.2008 и с 01.01.2011 по 31.03.2011 в должности директора МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 11», с 01.07.2011 по 10.12.2015 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 18», с 01.01.2016 по 02.03.2016 в должности учителя начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 18» (л.д.13-17).
Сведения, отраженные в трудовой книжке истца подтверждаются справками, уточняющими занятость работника на работе и характер работы (л.д. 18,19, 23-25), а также архивной справкой (л.д. 94).
Согласно подп. "м" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Должности директора (начальника, заведующего), учителя предусмотрены названным Списком, должность старшего пионервожатого не предусмотрена.
Вместе с тем, ранее действующее законодательство предусматривало право граждан, работавших старшими пионерскими вожатыми в школе, на льготное пенсионное обеспечение.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Однако, с учетом того, что приведенное выше Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 953 от 22.09.1993 утратило силу с 01.10.1993, соответственно, с указанной даты трудовая деятельность в должности старших пионерских вожатых школ перестала учитываться в составе стажа работы, дающего право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Из архивной справки коммунального государственного учреждения «Жамбылский районный архив» Управления культуры, архивов и документации Северо-Казахстанской области от 15.08.2014 № 21.1.30/ФЛ-Г-584 следует, что Глеба С.В. во время работы в Казанской средней школе в качестве пионервожатой с 18.05.1990 предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до полутора лет. С 02.04.1991 по 05.08.1991 – больничный лист. Согласно тарификационным спискам, Глеба С.В. значится пионервожатой Казанской средней школы. Согласно лицевым счетам по начислению заработной платы, с января 1993 года по август 1993 года Глеба С.В. значится пионервожатой школы. Согласно тарификационным спискам на 1993-1994 учебный год Глеба С.В. значится учителем 1-3 классов с нагрузкой 21 час в неделю. Других отвлечений не было. (л.д.18-19).
Данную справку суд принимает в качестве допустимого доказательства, поскольку она подписана руководителем организации, скреплена печатью. Сам факт работы истца в названной выше школе подтверждается записью в трудовой книжке и не оспаривается ответчиком.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что истец с 01.09.1989 по 31.08.1993 работала в качестве старшей пионервожатой Казанской средней школы, а с 01.09.1993 по 14.11.1994 фактически работала учителем начальных классов той же школы.
Учитывая, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, действовало до 01.10.1993, а после указанной даты по 14.11.1994 года истец работала в качестве учителя, весь период работы Глеба С.В. в Казанской средней школе Пресновского РОНО подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Нахождение истца в период работы в названной школе в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет не является основанием для отказа во включении этого периода работы ввиду следующего.
В силу ст.165 КЗоТ РСФСР, действовавшего на момент нахождения истца в отпуске по родам и по уходу за ребенком, женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет.
В соответствии с п.2 Постановления СМ СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства». Которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Требования истца о включении в специальный стаж периодов работы с 01.09.2000 по 11.09.2007 в должности заведующей муниципального образовательного (с 30.01.2003 – муниципального общеобразовательного) учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 11», с 12.09.2007 по 31.12.2008 в должности директора МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 11», с 01.01.2011 по 31.03.2011 в должности директора МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 11», с 01.07.2011 по 10.12.2015 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 11» суд считает обоснованными на основании следующего.
В соответствии с пп. "б" п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяемых при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в том числе школ всех наименований, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
При этом согласно п. 4 указанных Правил, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Из анализа приведенных норм пенсионного законодательства следует, что условием включения работы в должности заведующего, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, директора в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии является осуществление деятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, выполнявшейся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, независимо от преподавательской работы. Условием включения в педагогический стаж периода работы в должности преподавателя является выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов.
Часть 3 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (в последующих редакциях), Приказу Минобрнауки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям 1-11 (12) классов общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю.
Из представленных в материалы документов следует, что в указанные периоды Глеба С.В. помимо исполнения обязанностей заведующего, заместителя директора, директора названных выше школ работала в тех же школах учителем начальных классов. Согласно уточняющим справкам, подтвержденным представленными приказами управления образования и директоров школ, тарификационными списками, действовавшим в названные периоды, кроме исполнения обязанности руководителей школ, истец являлась учителем начальных классов и имела фактическую педагогическую нагрузку с 2000 по 2016 годы от 20 до 35 часов в неделю (л.д.20-30, 68-88, 94).
Утверждение представителя ответчика о необходимости подтверждения факта работы истца по совместительству в штатной должности учителя, суд считает необоснованным и во внимание не принимает, поскольку ни Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, ни ранее действовавшие Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, не содержат условия о том, что для включения работы в специальный стаж требуется занятие штатной должности, наименование которой предусмотрено Списками.
Подлежит также включению в специальный стаж период работы истца с 01.01.2016 по 02.03.2016, поскольку представленными документами: уточняющей справкой, трудовой книжкой – подтверждена работа Глеба С.В., связанная с педагогической деятельностью.
Доводы представителя ответчика о правомерности отказа включения указанного периода работы в специальный стаж по причине отсутствия сведений персонифицированного учета суд во внимание не принимает, поскольку такая ответственность возложена на работодателя. Истец, являясь работником образовательного учреждения, представила доказательства, подтверждающие ее работу, связанную с педагогической деятельностью. Кроме того, в настоящее время такие сведения имеются, что не оспаривается представителем ответчика.
В связи с тем, что социально-полезная деятельность, которой занималась Глеба С.В. в оспариваемые периоды, определена законодательством Российской Федерации, поощряется государством и дает право на назначение пенсии на льготных условиях, ее исковые требования подлежат удовлетворению, так как с зачетом спорных периодов работы истца в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии ( 7 лет 3 дня) на день обращения с заявлением о назначении пенсии ее специальный стаж работы (02.03.2016) составит более 25 лет.
На основании изложенного, руководствуясь п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Глеба С. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по стрости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области включить Глеба С. В. в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды ее работы:
- с 01.09.1989 по 14.11.1994 в должности старшей пионерской вожатой Казанской средней школы Пресновского РОНО;
- с 01.09.2000 по 11.09.2007 в должности исполняющей обязанности заведующей муниципального образовательного (с 30.01.2003 – муниципального общеобразовательного) учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 11»;
- с 12.09.2007 по 31.12.2008 в должности директора МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 11»;
- с 01.01.2011 по 31.03.2011 в должности директора МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 11»;
- с 01.07.2011 по 10.12.2015 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 18;
- с 01.01.2016 по 02.03.2016 в должности учителя начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 18».
Признать отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области в досрочном назначении страховой пенсии Глеба С. В. незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Краснотурьинске Свердловской области назначить Глеба С. В. страховую пенсию по старости с 02 марта 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.
Председательствующий: судья (подпись) Н.К. Трегуб
Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере 27 марта 2017 года.
Копия верна:
СОГЛАСОВАНО: