№2-164/2022
УИД 75RS0017-01-2022-000156-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Нижний Цасучей 04 июля 2022 года
Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Недзельского А.А., при секретаре Свининой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ононского района Ванчугова И.С. в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, администрации муниципального района «Ононский район», Комитету образования администрации муниципального района «Ононский район», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа» об обязании организовать получение обучающимися образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ононского района Ванчугов И.С. обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК, указывая, что проведении проверки соблюдения законодательства об образовании в МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» установлено, что в период с 15.04.2022 по 16.05.2022 проведена строительно-техническая экспертиза здания МБОУ «Нижнецасучейская СОШ», расположенного по адресу: . На основании заключения эксперта № физический износ здания и отдельных его элементов составил 80%. Капитальный ремонт здания МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» нецелесообразен. Дальнейшая эксплуатация здания МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» невозможна. В МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» проходит обучение более 400 обучающихся. Просит суд обязать Министерство образования и науки Забайкальского края, администрацию МР «Ононский район», комитет образования администрации МР «Ононский район, МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» организовать в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получение обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства. В случае недостаточности финансовых средств у Министерства образования и науки Забайкальского края, администрации МР «Ононский район», комитета образования администрации МР «Ононский район, МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» на организацию в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получения обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства обязать Министерство финансов Забайкальского края профинансировать мероприятия по организации в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получения обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор Ононского района Ванчугов И.С. заявленные требования поддержал по доводам изложенным в заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» Мыльникова Д.И., представитель комитета образования администрации МР «Ононский район» и администрации МР «Ононский район» Сюткова Т.Е. в судебном заседании пояснили, что с исковыми требованиями согласны, работа по организации образовательного процесса в настоящее время ведётся, приспособлены здание интерната и библиотеки, которые переданы в оперативное управление школе, идёт работа по лицензированию зданий, определён земельный участок под строительство новой школы, готовится сметная документация. Учебный год планируется начать с 01 сентября в очном формате в приспособленных зданиях.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края по доверенности Е.А. Немова в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в их отсутствие, представила отзыв, в котором просит в части удовлетворения требований отказать. Указывает, что полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, то есть к полномочиям администрации МР «Ононский район», Комитет образования администрации МР «Ононский район». Министерство не имеет полномочий по нахождению и предоставлению соответствующего требованиям помещения для МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» (путем строительства, приобретения, реконструкции).
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края по доверенности Н.В. Першина в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в их отсутствие, представила отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать за необоснованностью. Указывает, что довод прокурора о том, что в случае недостаточности собственных финансовых средств требуется привлечение средств бюджета Забайкальского края, не основан на нормах действующего законодательства. Полномочия по строительству здания школы являются полномочиями администрации МР «Ононский район» Забайкальского края и должны исполняться за счет средств местного бюджета, а не регионального. Министерство считает, что решением суда не может быть возложена обязанность на органы государственной власти РФ по исполнению полномочий органов местного самоуправления, исполняемых за счет средств местного бюджета.
Заслушав истца, представителей ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 4 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ), а так же в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ).
Согласно ч. 1,2 ст. 5 Закона № 273-ФЗ право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В соответствии со ст. 1 Закона № 124-ФЗ под социальной инфраструктурой для детей понимается система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Безопасность зданий и сооружений, а так же связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее – Закон № 384-ФЗ) и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в указанные в ч. 1, 7 ст. 6 данного ФЗ перечни или требований специальных технических условий.
Согласно ст. 7 Закон № 384-ФЗ строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей и разрушения всего здания, сооружения или их части.
В соответствии со ст. 16 Закона № 384-ФЗ выполнение требований механической безопасности в проектной документации здания или сооружения должно быть обосновано расчетами и иными способами, указанными в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, подтверждающими, что в процессе строительства и эксплуатации здания или сооружения его строительные конструкции и основание не достигнут предельного состояния по прочности и устойчивости при учитываемых в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи вариантах одновременного действия нагрузок и воздействий.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Кроме того к компетенции образовательной организации относится создание безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасных условий воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ).
Согласно пп.1 п. 2.2., п. 14 Положения о Комитет образования администрации МР «Ононский район» Комитет осуществляет полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций, координацию и урегулирование деятельности которых возложено на Комитет, в рамках компетенции, установлено нормативными правовыми актами МР «Ононский район».
Согласно ч. 11 ст. 15 Федерального закона РФ от 6 октября 2006 года № 131-ФЗ «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая м
Исходя из содержания ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Согласно ст. 220 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
В соответствии с п. 12.3.2 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Министерство в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Забайкальского края.
Согласно сообщению главы администрации МР «Ононский район», в ночь на 21 августа 2021 года произошло повреждение стен в пищеблоке МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» и во всех (за исключением мясорыбного цеха) подсобных помещениях. На стенах и полах появились трещины, повреждены дверные проемы, лопнули деревянные колоды, часть пола ушла вниз. Проведен осмотр здания, составлен акт и заказано техническое обследование здания.
Приказом директора МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» Мыльниковой Д.И. от 23 августа 2021 года № 73 запрещен вход и перекрыт доступ ко всем помещениям столовой сигнальными лентами; перекрыт доступ к помещениям второго этажа, находящимся непосредственно над столовой; освобождены данные помещения от материальных ценностей; помещение столовой обесточено.
Приказом директора МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» Мыльниковой Д.И. от 23 августа 2021 года № 74 введен режим ЧС на территории МБОУ «Нижнецасучейская СОШ».
Решением Ононского районного суда Забайкальского края от 24 января 2022 года удовлетворены исковые требования и.о. прокурора Ононского района А.М.С. в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Нижнецасучейская СОШ», администрации МР «Ононский район» об обязании восстановить поврежденную часть здания путем проведения ремонтных (строительных) работ помещения пищеблока (столовой).
Определением Ононского районного суда Забайкальского края от 12 апреля 2022 года заявление прокурора удовлетворено, приостановлена эксплуатация здания МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» до проведения строительно-технической экспертизы.
Решением Ононского районного суда Забайкальского края от 18 мая 2022 года удовлетворены исковые требования прокурора об обязании Министерства образования и науки Забайкальского края, администрации МР «Ононский район», комитет образования МР «Ононский район», ГУ «Краевой центр оценки качества образования Забайкальского края» МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» создать условия для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся МР «Ононский район» без эксплуатации здания МБОУ и»Нижнецасучейская СОШ».
Согласно заключению эксперта № физический износ здания и отдельных его элементов МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» составляет 80%, капитальный ремонт здания нецелесообразен. Экспертизой выявлены дефекты: неравномерная просадка фундаментов здания, множественные дефекты кирпичных стен здания в виде горизонтальных, вертикальных, косых трещин кирпичной кладки несущих стен, изменение горизонтального положения железобетонных перекрытий. Дефекты фундаментов здания школы критические, неустранимые. Техническое состояние здания ветхое, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих – весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий. Дальнейшая эксплуатация здания школы невозможна. Надежность здания не обеспечивается по условиям прочности и устойчивости – небезопасно.
Оснований не доверять заключению экспертов у суда не имеется.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что необходимость в организации учебного процесса нашла свое подтверждение в судебном заседании, в связи, с чем имеются основания для удовлетворения требований прокурора, в том числе и к Министерству образования и науки Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края.
Исследованные доказательства суд признает допустимыми, достоверными, а в их совокупности достаточными для рассмотрения дела по существу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ононского района Ванчугова И.С. в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и науки Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, администрации муниципального района «Ононский район», Комитету образования администрации муниципального района «Ононский район», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа» об обязании организовать получение обучающимися образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края, администрацию МР «Ононский район», комитет образования администрации МР «Ононский район, МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» организовать в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получение обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В случае недостаточности финансовых средств у Министерства образования и науки Забайкальского края, администрации МР «Ононский район», комитета образования администрации МР «Ононский район, МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» на организацию в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получения обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства обязать Министерство финансов Забайкальского края профинансировать мероприятия по организации в 2022-2023 учебном году и последующие учебные годы получения обучающимися МБОУ «Нижнецасучейская СОШ» образовательных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в апелляционном порядке через Ононский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Недзельский