ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-164/2022 от 05.05.2022 Улетовского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-164/2022

УИД 75RS0021-01-2022-000308-66

Категория дела 2.053

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2022 года с. Улеты

Улетовский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Гарголло А.Ю.

при секретаре Цыдыпове Б.Б.

с участием представителя истца помощника прокурора Улетовского района Ивановой Н.С.,

ответчика Лупсанова В.П.,

представителя ответчика Полинтова К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улетовского района Забайкальского края, действующего в интересах Забайкальского края к Лупсанову Валерию Петровичу о взыскании материального ущерба в пользу ГБУ «Улетовская станция по борьбе с болезнями животных»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Улётовского района Забайкальского края обратился в суд с исковыми требованиями в интересах Забайкальского края, ссылаясь на следующие обстоятельства, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой установлено, что 27 марта 2018 приказом и.о. министра сельского хозяйства Забайкальского края № 115/к Лупсанов В.П. назначен на должность начальника ГБУ «Улетовская станция по борьбе с болезнями животных» - главного ветеринарного врача Улетовского района сроком на 3 года на условиях заключенного трудового договора. Согласно условиям трудового договора, при исполнении обязанностей Лупсанов В.П. должен руководствоваться действующим законодательством, учредительными документами учреждения, своей должностной инструкцией и исходить из интересов Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (п.3). Согласно п. 19 трудового договора заработная плата начальника состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором. Должностной оклад начальника устанавливается в размере данные изъяты рублей в месяц и повышается на 25% за работу в сельской местности согласно Закону Забайкальского края от 09 апреля 2014 года № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» (п.20).В качестве поощрения начальнику устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: надбавка к должностному окладу за стаж непрерывной работы, выслугу лет до 30%, надбавка к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы до 100%, премиальные выплаты по итогам работы до 40%, материальная помощь и другие выплаты за счет экономии фонда оплаты труда (в соответствии с условиями коллективного договора).Проверкой установлено, что начальником ГБУ «Улетовская СББЖ» Лупсановым В.П. издавались приказы о выплате стимулирующих надбавок работникам учреждений, в том числе себе на сумму:-за октябрь 2019 года на основании собственного приказа от 06.11.2019 № 67-л/с начислено данные изъяты руб. за счет внебюджетных средств;-за декабрь 2019 года на основании собственного приказа от 24.12.2019 № 73-л/с начислено данные изъяты руб. за счет внебюджетных средств;-за март 2020 года на основании собственного приказа от 02.03.2020 №15-л/с начислено данные изъяты руб. за счет внебюджетных средств;-за июль 2020 года на основании собственного приказа от 08.07.2020 № 52-л/с начислено данные изъяты руб. за счет внебюджетных средств;-за август 2020 года на основании собственного приказа от 27.08.2020 № 62-л/с начислено данные изъяты руб. за счет внебюджетных средств; однако согласно Протоколу заседания Комиссии по оценке выполнения целевых показателей эффективности работы государственных: учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на Государственную ветеринарную службу Забайкальского края от 04.09.2020 начальнику ГБУ «Улетовская СББЖ» начислено данные изъяты руб. Итого неправомерно начислено данные изъяты руб.; - за октябрь 2020 года на основании собственного приказа от 02.10.2020 № 72-л/с начислено данные изъяты руб. за счет внебюджетных средств.Как следует из протоколов заседаний комиссии Государственной ветеринарной службы Забайкальского края по распределению стимулирующих выплат руководителям государственных учреждений, принятие решения о наличии либо отсутствии оснований для премирования руководителей государственных учреждений вне зависимости от источника финансирования, в том числе за счет внебюджетных средств, относится к компетенции указанного органа. В отношении Лупсанова В.П. по итогам вышеуказанных месяцев принимались решения об отсутствии оснований для премирования как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных средств. Таким образом, в результате незаконных действий Лупсанова В.П. по само премированию в период с октября 2019 года по октябрь 2020 года ГБУ «Улетовская СББЖ» причинен ущерб на общую сумму данные изъяты руб. Истец просил взыскать с Лупсанова В.П. в течение месяца после вступления решения суда в законную силу материальный ущерб в размере данные изъяты руб. в пользу ГБУ «Улетовская станция по борьбе с болезнями животных».

Помощник прокурора Улётовского района Забайкальского края Иванова Н.С. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила взыскать с Лупсанова В.П. в течение месяца после вступления решения суда в законную силу в пользу Государственной ветеринарной службы Забайкальского края данные изъяты, суду дала пояснения, согласующиеся с содержанием искового заявления.

Ответчик Лупсанов В.П. исковые требования не признал, суду пояснил, что в связи с тем, что приказы государственной ветеринарной службы Забайкальского края о стимулирующих выплатах в Улетовскую СББЖ не поступали, то он сам имел право на распоряжение внебюджетными средствами, которые были заработаны станцией, в том числе благодаря его труду и он как руководитель, имеющих соответствующее образование, имел право на указанные в иске денежные средства.

Представитель ответчика Лупсанова В.П., привлеченный к участию в деле по устному ходатайствуответчика - адвокат Полинтов К.Е., требования прокурора Улетовского района не признал, просил отказать в их удовлетворении, применив срок исковой давности по данной категории трудового спора, равный одному году. Кроме того, полагал, что требования являются необоснованными по тем основаниям, что работодателем не была проведена проверка, в ходе которой была бы установлена вина ответчика, истцом не представлено доказательств его виновного поведения, право на расходование внебюджетных средств, в том числе по начислению стимулирующих выплат лежит на руководителе станции, нет какого либо нормативного акта, который бы запрещал руководителю СББЖ само премироваться.

Третье лицо Государственная ветеринарная служба Забайкальского края, надлежаще извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направили, суду представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Службы, в письменном отзыве на исковое заявление просили требования прокурора удовлетворить, указав на наличие нарушений со стороны ответчика Лупсанова В.П. по выплате себе стимулирующих надбавок.

Представители ГБУ «Улетовская станция по борьбе с болезнями животных», Министерства сельского хозяйства Забайкальского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, ходатайств об отложении, либо о рассмотрении дела в свое отсутствие в суд не представили.

В соответствии с требованиями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке.

Выслушав процессуального истца, ответчика и его представителя, изучив материалы дела, допросив свидетеля оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

На основании п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации одними из основных начал гражданского законодательства являются обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита.

Судом установлено, что 27 марта 2018 года приказом исполняющего обязанности министра сельского хозяйства Забайкальского края №115/к Лупсанов В.П. назначен на должность начальника ГБУ «Улетовская станция по борьбе с болезнями животных» - главного ветеринарного врача Улетовского района сроком на 3 года на условиях заключенного трудового договора (л.д. ).

Приказом руководителя Государственной ветеринарной службы Забайкальского края от 30 декабря 2020 года №307/лс срочный трудовой договор от 27 марта 2018 года с Лупсановым В.П. прекращен в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. ).

Согласно положениям ст. 123.21 ГК РФ, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1).

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (часть 2).

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения (часть 4).

В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ, государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (часть 1).

Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (часть 2).

Как установлено судом, Лупсанов В.П. являлся начальником ГБУ «Улетовская станция по борьбе с болезнями животных», созданного в соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края от 21 октября 2011 года №556-р. Функции учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляют Государственная ветеринарная служба Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и находится в ведомственном подчинении Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, которая является главным распорядителем средств бюджета в отношении Учреждения действует в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (л.д. ).

В соответствии с частью 1 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

Правовой статус руководителя организации отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления организацией: он осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, совершает от имени организации юридически значимые действия.

Особенности регулирования труда руководителя организации предусмотрены главой 43 ТК РФ.

В соответствии со ст. 273 ТК РФ, руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Согласно ст. 274 ТК РФ, права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 277 ТК РФ, руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (ст. 277 Трудового кодекса РФ), поэтому работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с этим лицом условие о полной материальной ответственности.

Согласно ч.3 ст. 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

Согласно статьям 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель в свою очередь обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Частью 1 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (часть 2 статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Согласно условиям трудового договора от 27 марта 2018 года, заключенного между Министерством сельского хозяйства Забайкальского края и начальником ГБУ «Улетовская СББЖ» Лупсановым В.П., при исполнении обязанностей Лупсанов В.П. должен руководствоваться действующим законодательством, учредительными документами учреждения, своей должностной инструкцией и исходить из интересов Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (п.3) (л.д. ).

Согласно п. 19 трудового договора заработная плата начальника состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором. Должностной оклад начальника устанавливается в размере данные изъяты рублей в месяц и повышается на 25% за работу в сельской местности согласно Закону Забайкальского края от 09.04.2014 № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» (п.20) (л.д. ).

В качестве поощрения начальнику устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: надбавка к должностному окладу за стаж непрерывной работы, выслугу лет до 30%, надбавка к должностному окладу за интенсивность и высокие результаты работы до 100%, премиальные выплаты по итогам работы до 40%, материальная помощь и другие выплаты за счет экономии фонда оплаты труда (в соответствии с условиями коллективного договора).

Обращаясь в суд исковыми требованиями о возмещении причиненного ущерба, истец указал, что проведенной проверкой установлено, что начальником ГБУ «Улетовская СББЖ» Лупсановым В.П. в нарушение указанных выше нормативно правовых и локальных актов издавались приказы о выплате себе стимулирующих надбавок на сумму:

-за октябрь 2019 года на основании собственного приказа от 06.11.2019 № 67-л/с начислено данные изъяты руб. за счет внебюджетных средств, при этом протоколом заседания Комиссии от 29 октября 2019 года за неисполнение поручений протокола планерного совещания от 08.10.2019 в отношении начальника ГБУ «Улётовская СББЖ» было произведено снижение стимулирующих выплат за октябрь 2019 году на 10 %, таким образом незаконно начислено данные изъяты руб. (17936 руб.-10% от оклада по приказу);

-за декабрь 2019 года на основании собственного приказа от 24.12.2019 № 73-л/с начислено данные изъяты руб. за счет внебюджетных средств;

-за март 2020 года на основании собственного приказа от 02.03.2020 № 15-л/с начислено данные изъяты руб. за счет внебюджетных средств;

-за июль 2020 года на основании собственного приказа от 08.07.2020 № 52-л/с начислено данные изъяты руб. за счет внебюджетных средств;

-за август 2020 года на основании собственного приказа от 27.08.2020 № 62-л/с начислено данные изъяты руб. за счет внебюджетных средств. Однако согласно Протоколу заседания Комиссии по оценке выполнения целевых показателей эффективности работы государственных: учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на Государственную ветеринарную службу Забайкальского края от 04.09.2020 начальнику ГБУ «Улетовская СББЖ» начислено данные изъяты руб. Итого неправомерно начислено данные изъяты руб.,

- за октябрь 2020 года на основании собственного приказа от 02.10.2020 № 72-л/с начислено данные изъяты руб. за счет внебюджетных средств.

Всего незаконно начислено данные изъяты руб., которые истец просит взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба.

Возражая против заявленных исковых требований, ответчик сослался на законность указанных выше начислений, по тем основаниям, что стимулирующие выплаты относятся к внебюджетным средствам, распределение которых входит в полномочия руководителя СББЖ.

В соответствии с п. 3.1 и 3.2 должностной инструкции начальника ГБУ «Улетовская СББЖ» - главного ветеринарного врача Улетовского район, утвержденной руководителем Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, Лупсанов В.П. имеет право распоряжаться имуществом, в том числе финансовыми средствами СББЖ; издавать приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех работников СББЖ (л.д. ).

В соответствии с разделом 4 коллективного договора ГБУ «Улетовская СББЖ» на 2018-2021 годы следует, что размер стимулирующих выплат руководителю учреждения устанавливается приказом Министерства сельского хозяйства Забайкальского края(л.д. ).

Аналогичная норма предусмотрена п. 5.4 и 4.1 Положения об оплате труда работников ГБУ «Улетовская СББЖ», утвержденного Лупсановым В.П. 10 января 2018 года. Также из подпункта 5 пункта 12 трудового договора с Лупсановым В.П. следует, что поощрение начальника СББЖ за эффективную работу учреждения отнесено к полномочиям Министерства сельского хозяйства Забайкальского края (л.д. ).

Приказом руководителя Государственной ветеринарной службы Забайкальского края от 24 декабря 2019 года № 123 с целью стимулирования к качественному результату труда и поощрения за выполненную работу при условии обеспечения необходимым объемом финансовых средств создана комиссия по оценке выполнения целевых показателей эффективности работы государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложено на Государственную ветеринарную службу Забайкальского края. Данная комиссия проводит оценку выполнения целевых показателей эффективности работы ежемесячно (л.д. ).

Приказом руководителя Государственной ветеринарной службы Забайкальского края от 02 марта 2020 года № 49 утвержден Порядок выплат стимулирующего характера руководителям государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на Государственную ветеринарную службу Забайкальского края (далее -Порядок).

В соответствии с п. 7 Порядка оценку эффективности деятельности учреждения за отчетный период осуществляет Комиссия по оценке выполнения целевых показателей эффективности работы государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на Государственную ветеринарную службу Забайкальского края(л.д. ).

Комиссия рассматривает представленные материалы и учитывая выполнение целевых показателей эффективности деятельности учреждения принимает решение о рекомендуемых размерах стимулирующих выплат руководителю учреждения за соответствующий отчетный период, которое оформляется протоколом Комиссии. При этом размер стимулирующих выплат, установленный трудовым договором, заключенным с руководителем принимается равным 100%.

Согласно п.п.1 и 9 Порядка выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения осуществляются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом о бюджете на оплату труда работников учреждения на соответствующий год, а также могут производиться за счет внебюджетных источников. Выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения за соответствующий период производятся на основании приказа Государственной ветеринарной службы Забайкальского края (л.д. ).

Аналогичные сведения содержатся в Порядке выплат стимулирующего характера руководителям государственных учреждений, координация и регулирование деятельности которых возложены на Государственную ветеринарную службу Забайкальского края, утвержденном Государственной ветеринарной службой Забайкальского края от 29 августа 2019 года № 42 (л.д. ).

Таким образом, начальник ГБУ «Улетовской СББЖ» наделен правами и обязанностями работодателя в отношениях с работниками организации, а выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения за соответствующий период производятся на основании приказа Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, что следует из положений статей 2, 21, 22, 57, 129, 135, 136 Трудового кодекса РФ.

С учетом изложенного, начальник ГБУ «Улетовской СББЖ» не обладает полномочиями по принятию решения об установлении самому себе размера стимулирующих выплат, премии или заработной платы без согласия работодателя (Государственной ветеринарной службы Забайкальского края).

Из показаний допрошенного по ходатайству ответчика свидетеля Свидетель №1, являющейся главным бухгалтером Государственной ветеринарной службы Забайкальского края следует, что она входит в состав Комиссии по оценке выполнения целевых показателей эффективности работы государственных учреждений, которая создана с целью стимулирования к качественному результату труда и поощрения за выполненную работу учреждений. Комиссия ежемесячно рассматривает представленные отчеты о выполнении целевых показателей эффективности деятельности учреждений, проводит оценку выполненных целевых показателей, затем Комиссией выносится протокол заседания, который представляется Руководителю учреждения для утверждения. По итогам проведенной работы приказом руководителяГосударственной ветеринарной службы Забайкальского края устанавливаются стимулирующие выплаты в том числе за счет внебюджетных средств начальникам СББЖ, на основании которого начальники начисляют себе данные выплаты. Любые самовольные начисления выплат, не согласованные с руководителем Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, являются незаконными и подлежат возмещению.

В соответствии со ст. 232 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 233 ТК РФ, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Указанные положения согласуются со ст. 15 Гражданского кодекса РФ.

На основании положений ст. ст. 238, 242, п. 1 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, в том числе в случае, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей.

В соответствии с частью 1 статьи 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (часть 2).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).

Как следует из протоколов заседаний комиссии Государственной ветеринарной службы Забайкальского края по распределению стимулирующих выплат руководителям государственных учреждений, принятие решения о наличии либо отсутствии оснований для премирования руководителей государственных учреждений вне зависимости от источника финансирования, в том числе за счет внебюджетных средств, относится к компетенции указанного органа. В отношении Лупсанова В.П. по итогам вышеуказанных месяцев принимались решения об отсутствии оснований для премирования как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных средств

Судом установлено, что протоколом заседания Комиссии по оценке выполнения целевых показателей эффективности работы государственных учреждений от 29 октября 2019 года за неисполнение поручений протокола планерного совещания от 08 октября 2019 года в отношении начальника ГБУ «Улётовская СББЖ» было произведено снижение стимулирующих выплат за октябрь 2019 году на 10 % (л.д. ), согласно протоколам заседания Комиссии от 11 декабря 2019 года, от06 апреля 2020 года, от 05 августа 2020 года, от 02 декабря 2020 года (л.д. ), решенияпроизвестистимулирующие выплаты за счет внебюджетных средств начальнику ГБУ «Улётовская СББЖ» Лупсанову В.П. за период декабрь 2019 года, март 2020 года, июль 2020 года и октябрь 2020 года, не принимались.Согласно протоколу заседания Комиссии от 04 сентября 2020 года начальнику ГБУ «Улётовская СББЖ» Лупсанову В.П. начислена стимулирующая выплата за период августа 2020 года в сумме данные изъяты руб.

В отношении Лупсанова В.П. Комиссией по оценке выполнения целевых показателей эффективности работы государственных учреждений принимались решения об отсутствии оснований для премирования его за счет внебюджетных средств за период декабря 2019 года, марта 2020 года, июля 2020 года и октября 2020 года.

Таким образом, в результате незаконных действий Лупсанова В.П. по самопремированию в период с октября 2019 года по октябрь 2020 года ГБУ «Улетовская СББЖ» причинен ущерб на общую сумму данные изъяты руб.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Суд находит несостоятельными доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку о причиненном ущербе, его размере стало известно после ознакомления с материалами КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, собранными СО ОМВД России по Улетовскому району, последнее постановление которого датировано 08 декабря 2021 года, следовательно, названный срок подлежит исчислению с указанного периода времени, то есть на момент предъявления рассматриваемого иска годичный срок исковой давности. установленный трудовым законодательством для исков рассматриваемой категории, работодателем не пропущен.

Руководствуясь приведенной нормой права, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности по заявленным требованиям не может исчисляться ранее даты постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту присвоения денежных средств, принадлежащих ГБУ «Улетовская СББЖ», вынесенного по материалам проверки зарегистрированному в КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, то есть не ранее 08 декабря 2021 года (л.д. ).

В соответствии со ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Улетовского района следует взыскать государственную пошлину в размере 3218 руб.

руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Улетовского района Забайкальского края, действующего в интересах Забайкальского края удовлетворить.

Взыскать с Лупсанова Валерия Петровича в течении месяца после вступления решения суда в законную силу материальный ущерб в размере данные изъяты руб. в пользу ГБУ «Улетовская станция по борьбе с болезнями животных»

Взыскать с Лупсанова Валерия Петровича в доход бюджета Улетовского района Забайкальского края государственную пошлину в размере данные изъяты рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улетовский районный суд Забайкальского края.

Судья А.Ю. Гарголло

Решение суда принято в окончательной форме 10 мая 2022 года.