ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-164/2024 от 25.01.2024 Лискинского районного суда (Воронежская область)

36RS0020-01-2023-002624-79

Дело № 2-164/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лиски 25 января 2024 года

Лискинский районный суд Воронежской области в составе:

судьи Трофимовой Е.В.,

при секретаре Колычевой О.В.,

в участием административных истцов Ляшенко Ю.А., Ляшенко Н.Ю.,

рассмотрев в открытом заседании в помещении суда административное дело по административному иску Ляшенко Юрия Александровича и Ляшенко Надежды Юрьевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области об обязании произвести перерасчет налога на имущество физических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Ляшенко Ю.А. и Ляшенко Н.Ю. (далее - административные истцы) обратились в суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области (далее - административный ответчик) об обязании произвести перерасчет налога на имущество физических лиц, мотивируя свои требования тем, что они являются сособственниками <адрес> площадью 62,7 кв.м., кадастровый , расположенной по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 13.01.2017 сделаны записи регистрации и . Данная квартира расположена в многоквартирном жилом доме.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. Ставки по налогам на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Решением Совета Народных депутатов городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области «О ставках налога на имущество физических лиц» от 20.12.2018 г. №225 на объект налогообложения «квартира» применяется налоговая ставка 0,3%.

В июле 2023 года из поступивших от административного ответчика квитанций об оплате налога на квартиру им стало известно что сумма налога за 2022 год за квартиру, рассчитанная по формуле: 1 243.18 (1)*0,30% (2) * 0.41 667 (3) * 0.50(4) 1-0.00(5), составила 1 865 рублей. Однако в июле 2022 года сумма налога на эту же квартиру составляла 40 рублей и была рассчитана по следующей формуле: 743 577.80 (1)*0,30% (2) * 1(3) * Ю.50 (4) - 1.10 (5) = 40.

В связи с этим просят обязать административного ответчика произвести перерасчет налога на квартиру за 2022 год, применив понижающий коэффициент 1,1, что предусмотрено п. 8.1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 10-12).

Административные истцы в судебном заседании исковые требования поддержали, дополнительно пояснили, что в характеристики их квартиры, как объекта налогообложения, никаких изменений внесено не было, а было внесено уточнение в части этажности многоквартирного жилого дома, в котором находится их квартира, и территориального расположения относительно расстояния до общественно-делового центра, что не является изменением характеристик самой квартиры.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о его месте и времени надлежаще извещен. Его явка не признана судом обязательной. Административный ответчик представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения на заявленный административный иск, в которых в удовлетворении административных требований просил отказать, сославшись на то, что кадастровая стоимость квартиры административных истцов в 2022 году изменилась в сторону увеличения и соответственно изменился размер налога в связи с изменением характеристик квартиры - уточнения (указания) этажности многоквартирного жилого дома, в котором находится квартира, и определения территориального расположения объекта налогообложения относительно расстояния до общественно-делового центра (л.д. 37-42).

Заинтересованные лица – Управление Росреестра по Воронежской области, Государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» и публично-правовая компания «Роскадастр» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, Государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» просило рассмотреть дело в его отсутствие, иные заинтересованные лица о причинах неявки не сообщили и не просили об отложении судебного заседания ( л.д. 37-38, 44-50).

С учетом положений части 2 статьи 289 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).

Исходя из положений пункта 1 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (действовавшего в период начисления указанного налога), объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц являются соответственно здания, строения, сооружения, помещения; налоговая база в отношении этих объектов по общему правилу определяется исходя из их кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

В силу пункта 3 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

В соответствии с пунктом 3 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

Согласно пункту 5.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик объекта налогообложения исчисление суммы налога в отношении такого объекта налогообложения производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 настоящей статьи.

Письмом Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ от 29.11.2021 № БС-4-21/16631 «О реализации Федерального закона от 29.11.2021 №382-ФЗ (в части вопросов налогообложения имущества) разъяснено, что, начиная с исчисления земельного налога и налога на имущество физических лиц за налоговый период 2022 года положениями абзаца второго пункта 17 статьи 396 и абзаца третьего пункта 8.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации ограничивается применение коэффициента 1,1 при исчислении указанных налогов в налоговом периоде, в котором установлены факты изменения характеристик объекта недвижимости, влияющих в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке на его кадастровую стоимость (площадь, категорий земель, вид разрешенного использования, степень готовности объекта и т.п.).

В силу абзаца третьего пункта 8.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации положения пункта 8.1 не применяются при исчислении налога с учетом положений пункта 5.1 ст. 408 НК РФ.

Таким образом, коэффициент, предусмотренный пунктом 8.1 НК РФ, неприменяется в случае, если кадастровая стоимость объекта налогообложения изменилась в течение налогового периода вследствие изменения его характеристик.

Судом установлено, что административные истцы являются сособственниками <адрес> площадью 62,7 кв.м., кадастровый , расположенной по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 13.01.2017 сделаны записи регистрации и . Данная квартира расположена в многоквартирном жилом доме (л.д. 16-17).

Как следует из разъяснений Государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» от 16.11.2023 № 52/3-11/2522, представленных по обращению Ляшенко Н.Ю., в ходе государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в отношении объекта с кадастровым номером 36:27:0011702:875 (квартиры, принадлежащей административным истцам) в 2022 году установлено изменение кадастровой стоимости с 1 759 049,13 руб. до 1 825 465,98 руб.

Указанное изменение кадастровой стоимости произошло ввиду изменения содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости характеристик данного объекта недвижимости, а именно уточнения (указания) этажности многоквартирного жилого дома, в котором находится квартира (установления кода этажности здания), и определения территориального расположения объекта налогообложения относительно расстояния до общественно-делового центра количество этажей (л.д. 20-28).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основными сведениями об объекте недвижимости являются характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи.

Согласно пункту 14 части 4 статьи 8 этого же Федерального закона к основным сведениям об объекте недвижимости относится, в том числе, количество этажей, в том числе подземных этажей (при наличии этажности у здания или сооружения).

В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Согласно части 2 статьи 14 этого же Федерального закона при определении кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении, годе постройки, материале стен объекта недвижимости, серии многоквартирного дома, нахождении объекта недвижимости в ветхом или аварийном состоянии, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Росреестра от 04.08.2021 № П/0336, для определения кадастровой стоимости осуществляется сбор и анализ информации, не относящейся непосредственно к объектам недвижимости, но влияющей на их стоимость, в том числе информации об экономических, социальных, экологических факторах, оказывающих влияние на стоимость объектов недвижимости.

Согласно п. 26.3 вышеуказанных Методических указаний к ценообразующим факторам (характеристикам) объектов недвижимости относится информация, существенная для формирования стоимости объектов недвижимости, в том числе информация об их физических свойствах, технических и эксплуатационных характеристиках. Для зданий, помещений, сооружений, ОНС, машино-мест обязательному рассмотрению на предмет влияния на кадастровую стоимость подлежат сведения о местоположении, годе постройки, материале стен объекта недвижимости, серии многоквартирного дома, нахождении объекта недвижимости в ветхом или аварийном состоянии, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также ценообразующие факторы, предусмотренные приложением № 3 к Указаниям. Данное приложение представляет собой примерный перечень ценообразующих факторов земельных участков и зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест для целей определения кадастровой стоимости и предусматривает, в том числе, такие факторы как этажность и сведения о местоположении, расстояние от объекта до локального (локальных) центра (центров), положительно влияющего (влияющих) на стоимость объектов недвижимости.

Согласно разъяснениям ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» кадастровая стоимость квартиры административных истцов с кадастровым номером 36:27:0011702:875, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2021 составила 1 759 049,13 рублей.

В сведениях о квартире на указанную дату отсутствовало указание на этажность многоквартирного жилого дома, в котором находится квартира административных истцов, и на расстояние объекта до общественно-делового центра (л.д. 24-26).

Кадастровая стоимость этой же квартиры по состоянию на 2022 год определена в 1 825 465,98 руб. а в сведениях о квартире имеется указание на этажность многоквартирного жилого дома, в котором находится квартира административных истцов (5 этажей), и на расстояние объекта до общественно-делового центра (283,786 м) лл.д.27-28.

Таким образом, судом установлено, что изменение кадастровой стоимости квартиры административных истцов произошло вследствие изменения характеристик данного объекта налогообложения, путем внесения сведений об этажности многоквартирного жилого дома, в котором расположена квартира (установления кода этажности) и сведений относительно расстояния объекта налогообложения до общественно-делового центра.

Расчет налога на квартиру административным истцом произведен с учетом требований вышеприведенного налогового законодательства, с учетом коэффициента, определяемого в порядке, установленном пунктом 5 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, без применения положений абзаца 1 пункта 8.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает..

Приходя к такому выводу, суд учитывает также, что установленная по состоянию на 2022 год кадастровая стоимость квартиры административных истцов, исходя из которой был рассчитан налог, в установленном законом порядке административными истцами не оспаривалась, а проверка законности определения этой стоимости к компетенции районных судов не относится.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Ляшенко Юрия Александровича и Ляшенко Надежды Юрьевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области об обязании произвести перерасчет налога на имущество физических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Трофимова Е.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 января 2024 года