Дело № 2-164//2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена – 18 мая 2016 года.
Мотивированное решение изготовлено – 23 мая 2016 года.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
«18 мая 2016 года РД, Кизлярский район, с. Юбилейное
Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Л.Н. Бычихиной,
при секретаре Ф.М. Дибировой,
с участием представителя истца - помощника Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Республики Дагестан – И.Т.Магомедова,
ответчика <данные изъяты>», в лице директора ФИО1,
представителя ответчика по доверенности № 4 от 19.04.2016г. ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Республики Дагестан /в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской федерации и муниципальных образований/ к <данные изъяты>», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан - о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор Республики Дагестан обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Гуниб» (далее ООО «Гуниб») о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением земельного законодательства об охране окружающей среды, связанной с эксплуатацией базы (сооружения) для стоянки маломерных судов на земельном участке категории сельскохозяйственного с кадастровым номером № 05:02:000109:6, общей площадью 1,0 га, расположенном по адресу: <адрес> и возложении обязанности получить разрешительные документы: решение о предоставлении водного объекта о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированного в государственном водном реестре; документ о переводе земель категории сельскохозяйственного назначения в земли категории водного фонда.
Свои требования Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор Республики Дагестан мотивировал тем, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение плана основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в сфере охраны окружающей среды и природопользования на 2-е полугодие 2015 года с привлечением специалистов ЗКТУ Росрыболовства, Управления Росприроднадзора по Республика Дагестан проведена проверка исполнения законодательства об охране вод и водных биологических ресурсов рыбодобывающими организациями на административной территории Кизлярского района Республики Дагестан.
Проверкой охвачена деятельность рыбодобывающей организации общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>»), директором которой является Дибиров ФИО7
На день проверки, на 09.12.2015 года установлено, что стоянка плавательных средств Общества расположена в 200 метрах от уреза воды Каспийского моря и в районе с<данные изъяты>, <данные изъяты>
Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 06.03.2014 г. <данные изъяты> в аренду предоставлен земельный участок общей площадью 1,0 га с кадастровым номером №05:02:000109:6 из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. Договор аренды <данные изъяты>, сроком до <данные изъяты> года. На данном земельном участке установлены вагончик для проживания персонала, несколько складских помещений, холодильная установка.
Названная деятельность Общества осуществляется с нарушением требований земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды.
Просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца - помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Республики Дагестан – И.Т.Магомедов поддержал заявленные требования изложенные в исковом заявлении и пояснил, что согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 ст.36). В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Из статьи 7 Земельного кодекса РФ следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий. Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2). В соответствии со ст. 6, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Статьей 78 Земельного кодекса РФ, ст. 21 Федерального закона от16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения», ч. 3 ст. 1, ст. 21Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земельсельскохозяйственного назначения» установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также _для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. С учетом вышеизложенных положений земельного законодательства предоставление земельного участка относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения для целей размещения гидротехнических сооружений (базы (стоянки) плавательных средств) само по себе является основанием для изменения вида его разрешенного использования при использовании данного земельного участка для указанной цели. В соответствии с п.1 ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных. Постановлением Правительства РД от 14.08.2007 № 218 «Об утверждении правил пользования водными объектами Республики Дагестан для плавания на маломерных судах» определено, что под базой (сооружением) для стоянок маломерных судов понимается находящийся в пользовании юридических и физических лиц комплекс береговых и гидротехнических сооружений, а также других специальных объектов, расположенных на берегу или акватории поверхностного водного объекта или его части, и предназначенный для стоянки, обслуживания и хранения маломерных судов и других плавсредств (объектов). Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик, как объекта недвижимости. Содержание этого понятия определяется правилами земельного, градостроительного и кадастрового законодательства. Следовательно, для размещения гидротехнических объектов в данном случае предназначены земли категории водного фонда, а действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность использование земель сельскохозяйственного назначения для их размещения, в связи, с чем для размещения гидротехнического сооружения, в данном случае базы стоянки необходим перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель водного фонда. Согласно статье 1 Федерального закона N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В установленном порядке перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли категории водного фонда Обществом на день проверки не осуществлен, в связи, с чем предоставленный земельный участок им используется не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к установленной категории. Кроме того, согласно ст. 4 Водного кодекса Российской Федерации водные отношения регулируются водным законодательством. В соответствии со ст. 9 Водного Кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений (пп.3).
Однако, в нарушение названных требований Общество эксплуатирует базу (стоянку) маломерных судов, не имея при этом решения о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированного в государственном водном реестре. В ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности, следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. При отсутствии разрешительной документации на осуществление хозяйственной деятельности в водоохраной зоне невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи, с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности ответчика не может быть опровергнута в настоящее время. Более того, невыполнением Обществом вышеприведенных требований закона нарушаются права и законные интересы Российской Федерации на обеспечение соблюдения всеми лицами требований федерального законодательства Республики Дагестан - на осуществление функций управления, регулирования и контроля в сфере деятельности, а также предусмотренные ст. ст.37, 41 и 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», и другими федеральными законами права и свободы неограниченного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Пунктом 38 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» определено, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ). Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, судебные издержки отнести на ответчика.
Представитель ответчика <данные изъяты>» директор ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признал, полагал их необоснованными и пояснил, что <данные изъяты>» Кизлярского района в лице директора Дибирова ФИО8, то есть его самого, является арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан, согласно договора <данные изъяты>. Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду земельный участок из категории «Земли сельскохозяйственного назначения» (земли отгонного животноводства) с кадастровым номером № <данные изъяты>, находящийся по адресу: Кизлярский район, для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте (карте, плане) Участка, прилагаемого к Договору аренды и являющегося неотъемлемой его частью, общей площадью 1,0 га. Право собственности Республики Дагестан подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31 мая 2013 года серия <данные изъяты>. Срок аренды Участка установлен с 06.03.2014 года до 06.03.2063 года. Убежден, что как Арендатор земельного участка не имеет право вносить коррективы по оформлению и переоформлению документов на арендуемый объект. Арендодатель не имеет никаких претензий по выполнению и соблюдению обязательств, взятых <данные изъяты>». Все необходимые документы для стабильной работы предприятия у <данные изъяты>» имеются. Никаких гидротехнических сооружений на арендуемом земельном участке не установлено и не возводилось. Фактически арендуемый земельный участок находится не в 200 метрах от уреза воды Каспийского моря в районе с. Лопуховка Кизлярского района РД, а в 605 метрах и расположен в черте границы земель сельскохозяйственного назначения, а стоянка для маломерных судом расположена в 200 метрах от уреза воды. То есть, в кадастровом плане территории и формате схемы расположения границ арендуемого земельного участка изначально допущена ошибка. В связи с чем он обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, представив все необходимые документы для исправления допущенной кадастровой ошибки. В данное время Мингосимущество РД согласовывает вопрос о предельно допустимой погрешности определения площади и расположения характерных точек границ земельных участков при межевании. Таким образом, арендуемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и фактически используется <данные изъяты>» для ведения сельскохозяйственного производства, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признал и пояснил, что считает иск необоснованным, незаконным, подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям: Истец считает, что названная деятельность Общества осуществляется с утаением требований земельного, водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды. Как усматривается из материала дела на день проверки, на 09.12.2015 года установлено, что стоянка плавательных средств Общества расположена в 200 метрах от уреза воды Каспийского моря в районе <данные изъяты>. Довод истца о том, что стоянка плавательных средств общества расположена в метрах от уреза воды Каспийского моря в районе <данные изъяты> не доказывает факт размещения стоянки маломерных судов на арендуемом его доверителем земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 1.0 га. Также довод истца о том, что база стоянки маломерных судов размещена на земельном участке сельскохозяйственного назначения не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как арендуемый доверителем земельный участок расположен от уреза воды на расстоянии 605 метров и расположен в черте границы земель сельскохозяйственного назначения, а стоянка маломерных судов расположена в 200 сот метрах от уреза воды. На арендуемом земельном участке не возведены какие-либо сооружения для стоянки маломерных судов, таким образом, какое-либо отношение к землям сельскохозяйственного назначения стоянка маломерных судов, указанная в акте, не имеет. Постановлением Правительства РД от 14.08.2007 № 218 п. 3 «Об утверждении Правил пользования водными объектами Республики Дагестан для плавания на маломерных судах» определено, «Водные объекты, находящиеся в Государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования. Водные объекты общего пользования используются для плавания на маломерных судах, для чего не требуется Заключения договора водопользования». п.1 ст. 77 ЗК РФ определяет понятие сельхозземель, как те, что находятся за чертой поселений и предоставляются для нужд сельского хозяйства, или имеют сельскохозяйственное назначение. Законодателем из земель сельскохозяйственного назначения выделены 2 типа: 1) сельскохозяйственные угодья - земли, предназначенные только для выращивания продукции для сельского хозяйства. 2)несельскохозяйственные угодья - земли, на которых расположены различные сельскохозяйственные объекты, предназначенные для ведения товарного сельхозпроизводства и других целей, связанных с сельскохозяйственным производством включая болота, лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли пески и т. п.) - ст. 78 Земельного Кодекса РФ. Используемый земельный участок <данные изъяты>» не относится к типу земель сельскохозяйственные угодья, которые предназначены только для выращивания продукции для сельского хозяйства. Основными видами разрешённого использования земель сельскохозяйственного назначения кроме посевные пашни являются в частности: для ведения рыбных промыслов. Частью 2 ст. 1065 ГК РФ определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий, либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения. Бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце. По смыслу данной правовой нормы для удовлетворения иска, основанного на ее положениях, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между -наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда. Однако истец не представил в суд и в материалах дела, отсутствует доказательства о причиненном вреде, а так же об опасности причинения вреда в будущем хозяйственной деятельностью <данные изъяты>». На арендованном земельном участке не имеются какие-либо производственные объекты по переработке продукции, о чём свидетельствует акт составленный комиссией. Фактически имеется помещение, где установлены холодильные камеры, т.е. пункт приёма свежей рыбы для отправки на рыбозавод. Данное помещение находится на расстоянии более 700 метров от уреза воды и пользуется по назначению. В части обязать ответчика перевести арендуемый земельный участок сельскохозяйственного назначения в категорию водного объекта нельзя согласиться, так как на арендуемом земельном участке не имеются какие-либо сооружения расположенные на водных объектах. Ответчик не является собственником земельного участка, земельный участок у ответчика находится на праве аренды, следовательно - перевод земель сельскохозяйственного назначения в водный фонд, производится по заявлению собственника земельного участка, а не арендатор. В соответствии с п. 1 ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, однако истец не представил в суд и в материалах дела отсутствует доказательство о наличии на арендуемом земельном участке сельскохозяйственного назначения гидротехнических и иных сооружений водных объектов. Рыбоприемный пункт не относится к гидротехническим и иным сооружениям, следовательно, нет необходимости перевода земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию водный фонд. Поэтому просит суд отказать Истцу в удовлетворении иска.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, в суд не явился, будучи извещен о дне слушания дела надлежащим образом, представив ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Министерства (л.д. 46-49).
Право стороны просить суд о рассмотрении дела в его отсутствии закреплено ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Из поступившего в суд отзыва министра по управлению государственным имуществом Республики Дагестан - ФИО3, являющегося третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора следует, что Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, рассмотрено исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного крута лиц и публичных интересов к <данные изъяты> в лице директора ФИО1 о приостановлении деятельности. осуществляемой с нарушением земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды. На основании распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (далее-Министерсгво) от <данные изъяты> между Министерством и <данные изъяты>» был заключен договор аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 га с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного на территории Кизлярского района, на праве аренды сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования. Основанием для принятия данного распоряжения послужило заявление директора <данные изъяты> Кизлярского района ФИО1 о предоставлении земельного участка из земель <данные изъяты>, находящегося в Кизлярском районе, местечко <данные изъяты> для организации причала стоянки плавсредств и приемки рыбы от рыбаков. В заявлении указано также, что для стабильной работы предприятия необходим участок земли для стоянок плавсредств, техническое освидетельствование которого было проведено актом Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 года N 540. сельскохозяйственное использование земельного участка включает в себя размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства, в данном случае ответчиком в вышеуказанном заявлении указывалось, что для осуществления предприятием добычи рыбы необходимо предоставление земельного участка для стоянки плавсредств. Вместе с тем сообщают, что в соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ в случае, если водный объект используется для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства) заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется. Также, в соответствии с п. 1 ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). В своем исковом заявлении истец указывает на отсутствие у <данные изъяты>» разрешений и лицензий на осуществление своей деятельности однако, по данным Министерства, Западно-Каспийским Территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству были выданы разрешения №№, <данные изъяты> на добычу (вылов) водных биологических ресурсов посредством использования 10 единиц плавсредств не подлежащих государственной регистрации. Указанные плавсредства являются техническим оборудованием, используемым для ведения сельскохозяйственной деятельности (рыболовства) <данные изъяты> В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) без перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию.
Выслушав стороны, обсудив доводы искового заявления и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с приведенными полномочиями прокурора, частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, которые предусматривают способы защиты этих интересов.
Из договора аренды № 09 от 06 марта 2014 года усматривается, что <данные изъяты>» Кизлярского района в лице директора Дибирова ФИО9, является арендатором земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан. Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду земельный участок из категории «Земли сельскохозяйственного назначения» (земли отгонного животноводства) с кадастровым номером № <данные изъяты>, находящийся по адресу: <данные изъяты> для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте (карте, плане) Участка, прилагаемого к Договору аренды и являющегося неотъемлемой его частью, общей площадью 1,0 га. Договор аренды является действительным. Срок аренды Участка установлен с 06.03.2014 года до 06.03.2063 года. (л.д. 21-24).
Арендуемый <данные изъяты>» земельный участок из категории «Земли сельскохозяйственного назначения» (земли отгонного животноводства) с кадастровым номером № <данные изъяты>, находящийся по адресу: <адрес> для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом паспорте (карте, плане) Участка, прилагаемого к Договору аренды и являющегося неотъемлемой его частью, общей площадью 1,0 га. является собственностью Республики Дагестан, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31 мая 2013 года серия 05-АА №.
Деятельность ООО «Гуниб» подтверждается Уставом утвержденным решением учредителя № Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 94-109).
Согласно свидетельства серии 08 №<данные изъяты>» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 110).
Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что <данные изъяты>» предоставлен рыбопромысловый участок для осуществления промышленного, в том числе прибрежного рыболовства (л.д. 111-117).
Согласно договоров № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за <данные изъяты>» закреплена доля квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, которые отнесены к объектам рыболовства и в отношении, которых усианавливается общий допустимый улов, для осуществления прибрежного рыболовства в <адрес> на 2009-2018 г.г. и на 2010-2019 г.г. (л.д. 118-121, 122- 125).
Также, <данные изъяты>» представили соответствующие разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на 2015-2016 г.г. (л.д. 126-127).
Представлен договор № от ДД.ММ.ГГГГ о пользовании <данные изъяты>» водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается (л.д. 128-131).
Из договора оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что между <данные изъяты>» в лице директора Дибирова ФИО10 и Государственным бюджетным учреждением Республики Дагестан «Ветеринарная Дезинфекция» в лице начальника ФИО4 ФИО11 заключен договор о проведении профилактических дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ (л.д. 132-135).
Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ представленного директором <данные изъяты>» следует, что работа по межеванию земельного участка для уточнения границ согласно письма № от 07.04.2016г. – проведена. Минимущество по РД, заверить работы по межеванию и выдать кадастровый паспорт с согласованными границами на участок не предоставляется возможным из-за реорганизации Минимущества по РД. По завершении реорганизации производство по межеванию будет завершено. (л.д. 136).
Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ№ п. 3 «Об утверждении Правил пользования водными объектами Республики Дагестан для плавания на маломерных судах» определено, «Водные объекты, находящиеся в Государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования. Водные объекты общего пользования используются для плавания на маломерных судах, для чего не требуется Заключения договора водопользования».
п.1 ст. 77 ЗК РФ определяет понятие сельхозземель, как те, что находятся за чертой поселений и предоставляются для нужд сельского хозяйства, или имеют сельскохозяйственное назначение. Законодателем из земель сельскохозяйственного назначения выделены 2 типа: 1) сельскохозяйственные угодья - земли, предназначенные только для выращивания продукции для сельского хозяйства. 2)несельскохозяйственные угодья - земли, на которых расположены различные сельскохозяйственные объекты, предназначенные для ведения товарного сельхозпроизводства и других целей, связанных с сельскохозяйственным производством включая болота, лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли пески и т. п.) - ст. 78 Земельного Кодекса РФ.
Используемый земельный участок <данные изъяты>» не относится к типу земель сельскохозяйственные угодья, которые предназначены только для выращивания продукции для сельского хозяйства. Основными видами разрешённого использования земель сельскохозяйственного назначения кроме посевные пашни являются в частности: для ведения рыбных промыслов.
Частью 2 ст. 1065 ГК РФ определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий, либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.
Бремя доказывания возможности причинения вреда, вины ответчика и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на истце.
По смыслу данной правовой нормы для удовлетворения иска, основанного на ее положениях, истец должен доказать опасность причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между -наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда.
Однако истец не представил в суд и в материалах дела, отсутствует доказательства о причиненном вреде, а так же об опасности причинения вреда в будущем хозяйственной деятельностью ООО «Гуниб».
На арендованном земельном участке не имеются какие-либо производственные объекты по переработке продукции, о чём свидетельствует акт составленный комиссией. Фактически имеется помещение, где установлены холодильные камеры, т.е. пункт приёма свежей рыбы для отправки на рыбозавод. Данное помещение находится на расстоянии более 700 метров от уреза воды и пользуется по назначению.
Таким образом, судом установлено, что Ответчик не является собственником земельного участка, земельный участок у ответчика находится на праве аренды, следовательно - перевод земель сельскохозяйственного назначения в водный фонд, производится по заявлению собственника земельного участка, а не арендатор.
В соответствии с п. 1 ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, однако истец не представил в суд и в материалах дела отсутствует доказательство о наличии на арендуемом земельном участке сельскохозяйственного назначения гидротехнических и иных сооружений водных объектов. Рыбоприемный пункт не относится к гидротехническим и иным сооружениям, следовательно, нет необходимости перевода земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию водный фонд.
Также суд учитывает, что Арендатор земельного участка не имеет право вносить коррективы по оформлению и переоформлению документов на арендуемый объект. Арендодатель не имеет никаких претензий по выполнению и соблюдению обязательств, взятых <данные изъяты> Все необходимые документы для стабильной работы предприятия у <данные изъяты>» имеются. Никаких гидротехнических сооружений на арендуемом земельном участке не установлено и не возводилось. Ответственность за целевое использование арендуемого земельного участка возложена на собственника.
<данные изъяты>» <адрес> не привлечено ни к административной, ни к какой-либо иной ответственности.
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор Республики Дагестан не конкретизировал в чем именно состоит нарушение интересов и какое право нарушено /ст. 45, ч. 3 ст. 131 ГПК РФ/. Пояснения помощника Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Республики Дагестан о том, что невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи, с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности ответчика не может быть опровергнута в настоящее время и то, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, является подтверждением того, что нарушение земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды <данные изъяты>» <адрес> - всего лишь предположение, а не установленный факт.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из вышеизложенного, истец не представил в суд и в материалах дела, отсутствует доказательства о причиненном вреде, а так же об опасности причинения вреда в будущем хозяйственной деятельностью <данные изъяты>
Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Судебных издержек не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Республики Дагестан /в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской федерации и муниципальных образований/ к <данные изъяты>», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан - о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД через Кизлярский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
СУДЬЯ: Л.Н. Бычихина
копия верна:
СУДЬЯ: Л.Н. Бычихина