Кунгурский городской суд Пермского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кунгурский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-165/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2012 года г.Кунгур Пермского края
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лутченко С.А.,
при секретаре Ачимовой Е.С.,
с участием прокурора Бушмаковой Ю.А.,
представителей заинтересованного лица Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края: ФИО1, ФИО2,
представителя заинтересованного лица Администрации Кунгурского муниципального района Пермского края ФИО1,
представителя заинтересованного лица Управления имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кунгуре Пермского края гражданское дело по заявлению Кунгурского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании недействительным в части Положения об Управлении имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района,
У С Т А Н О В И Л:
Кунгурский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействительным в части Положения об Управлении имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района. Свои требования обосновывает следующим: решением Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №) утверждено Положение об Управлении имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района (далее – Положение). Решение Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № опубликовано в издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования «Кунгурский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ Прокурор считает, что пункт 2, подпункты 3.1., 3.24., 3.25., 3.31., 3.32., 3.33., 3.38. подпункта 3 и подпункт 4.1. пункта 4 Положения об Управлении имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района противоречат требованиям действующего законодательства, поэтому на решение Земского Собрания Кунгурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №) ДД.ММ.ГГГГ Кунгурским городским прокурором принесен протест №. По результатам рассмотрения протеста Земским Собранием Кунгурского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ принято решение №, в соответствии с пунктом 1 которого протест Кунгурского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № отклонен. В связи с чем, Кунгурский городской прокурор обратился в суд и просит признать указанные пункты Положения недействительными.
Определением Кунгурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Кунгурского муниципального района Пермского края и Управление имущественных и земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района Пермского края.
Прокурор в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает, просит удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Земского собрания Кунгурского муниципального района Пермского края ФИО2 не согласен с доводами прокурора о том, что Управление имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района не является органом местного самоуправления, не вправе решать вопросы местного значения и издавать в переделах своей компетенции приказы и распоряжения, считает, что данное управление входит в состав администрации Кунгурского муниципального района и является ее функциональным органом, созданным в целях решения вопросов местного значения, полагает, что в заявленных требованиях Кунгурскому городскому прокурору должно быть отказано в полном объеме.
Представитель Земского собрания Кунгурского муниципального района Пермского края, Администрации Кунгурского муниципального района Пермского края и Управления имущественных и земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района Пермского края ФИО1 полностью поддерживает мнение представителя Земского собрания Кунгурского муниципального района Пермского края ФИО2, считает, что в заявленных требованиях Кунгурскому городскому прокурору должно быть отказано.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено:
Решением Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №) /л.д.8/ утверждено Положение об Управлении имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района (далее – Положение) /л.д.9-12/. Решение Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № опубликовано в издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования «Кунгурский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом 2 Положения основными задачами Управления имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района Пермского края (далее – Управление) является решение вопросов местного значения муниципального района, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, подготовка схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ; осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды /л.д.9/.
В соответствии с возложенной на него задачей Управление ведает вопросами управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования «Кунгурский муниципальный район» (подпункт 3.24. пункта 3 Положения), осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности района (подпункт 3.25. подпункта 3 Положения), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, (подпункт 3.31. подпункта 3 Положения), осуществляет ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (подпункт 3.32. подпункта 3 Положения), подготовку документов территориального планирования Кунгурского муниципального района и внесение изменений в них (подпункт 3.33. подпункта 3 Положения), выдает разрешения на установку рекламных конструкций (подпункт 3.38. подпункта 3 Положения) /л.д.10/.
Кунгурский городской прокурор считает, что указанные нормы Положения противоречат требованиям действующего законодательства.
На решение Земского Собрания Кунгурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №) ДД.ММ.ГГГГ Кунгурским городским прокурором принесен протест № /л.д.14-16/.
По результатам рассмотрения протеста Земским Собранием Кунгурского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ принято решение №, в соответствии с пунктом 1 которого протест Кунгурского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № отклонен /л.д.18-19/.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с частью 1 данной статьи порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что к вопросам местного значения муниципального района относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (пункт 3 указанной статьи); организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (пункт 9 указанной статьи); утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд (пункт 15 указанной статьи); выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (пункт 15.1. указанной статьи); осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд (пункт 28 указанной статьи).
В соответствии со статьей 6 Устава Кунгурского муниципального района Пермского края (далее – Устав) структуру органов местного самоуправления Кунгурского муниципального района Пермского края составляют:
1) Земское Собрание Кунгурского муниципального района Пермского края (далее - Земское Собрание) - представительный орган местного самоуправления Кунгурского района;
2) глава муниципального района - глава администрации Кунгурского муниципального района Пермского края (далее - глава Кунгурского района) - высшее должностное лицо Кунгурского района;
3) администрация Кунгурского муниципального района Пермского края (далее - администрация района) - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Кунгурского района;
4) контрольно-счетная палата муниципального образования «Кунгурский муниципальный район» (далее - контрольно-счетная палата) - контрольный орган Кунгурского района /л.д.21/.
Часть 3 статьи 49 Устава Кунгурского муниципального района Пермского края предусматривает, что комитеты, управления, отделы и другие, приравненные к ним органы администрации, наделяемые статусом юридического лица и не обладающие таким статусом, самостоятельно решают вопросы местного значения, отнесенные к их ведению Уставом /л.д.23-оборот/.
Решением Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Управление отнесено к функциональным органам администрации Кунгурского муниципального района Пермского края /л.д.54/.
В то же время, Уставом Кунгурского муниципального района Пермского края за Управлением не закреплены полномочия по решению вопросов местного значения.
Таким образом, Управление не вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, в том числе по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, подготовке схем территориального планирования муниципального района, утверждению подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервированию и изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд; выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ; осуществлению в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд; организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Кроме того, подпунктами 3.1. пункта 3 и 4.1. пункта 4 Положения предусмотрено, что Управление издает муниципальные правовые акты – приказы по вопросам местного значения /л.д.9 оборот -11 оборот/.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Статьей 8 Устава Кунгурского муниципального района Пермского края предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов Кунгурского муниципального района Пермского края входят:
1) Устав Кунгурского муниципального района;
2) решения, принятые на референдуме населением Кунгурского района;
3) решения Земского Собрания;
4) постановления и распоряжения администрации Кунгурского муниципального района;
6) приказы и распоряжения должностных лиц администрации района;
7) решения контрольно-счетной палаты;
8) решения избирательной комиссии /л.д.25-оборот/.
Таким образом, такой вид муниципального правового акта как приказ Управления, системой муниципальных правовых актов, определенной Уставом Кунгурского муниципального района, не предусмотрен.
Представитель заинтересованного лица ФИО2 в судебном заседании пояснил, что согласно ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структура администрации Кунгурского муниципального района утверждена решением Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с данным муниципальным правовым актом и п.1.1 Положения об Управлении имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Кунгурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, данное управление входит в состав администрации Кунгурского муниципального района и является ее функциональным органом, созданным в целях решения вопросов местного значения. Считает, что Управление имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района, являясь самостоятельным юридическим лицом, входит в структуру администрации Кунгурского муниципального района, и соответственно, входит в систему органов местного самоуправления Кунгурского муниципального района, обладает полномочиями, которые за данным органом закрепляются представительным органом муниципального образования (Земским Собранием Кунгурского муниципального района). При этом, закрепленные за Управлением полномочия, не превышают полномочий указанных в ст.42 Устава Кунгурского муниципального района (компетенция администрации Кунгурского муниципального района). В положении Управления имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района закрепляются полномочия, которые должно исполнять данное Управление как орган администрации муниципального района.
Суд считает доводы заинтересованных лиц относительно заявленных требований несостоятельными, поскольку полагает, что само по себе вхождение Управления в структуру администрации, без закрепления соответствующих полномочий в Уставе, противоречит ч.1 ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».
В судебном заседании установлено, что Положение об Управлении имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района, утвержденное решением Земского Собрания Кунгурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №), нарушает права граждан и юридических лиц на правомочное предоставление земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, поскольку при отсутствии установленной компетенции, противоречит требованиям действующего законодательства, в частности ст.29 Земельного Кодекса РФ, согласно которой предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрено, что в структуру органов местного самоуправления входят и иные органы (в рассматриваемом случае Управление…) и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с частью 1 данной статьи порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом муниципального образования. Часть 3 статьи 49 Устава Кунгурского муниципального района Пермского края предусматривает, что управления наделяемые статусом юридического лица, самостоятельно решают вопросы местного значения, отнесенные к их ведению Уставом /л.д.23-оборот/. Но, поскольку Уставом Кунгурского муниципального района Пермского края за Управлением не закреплены полномочия по решению вопросов местного значения, Управление не вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, в том числе по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, подготовке схем территориального планирования муниципального района, утверждению подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервированию и изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд; выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ; осуществлению в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд; организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Довод заинтересованных лиц, о том, что от имени Управления приказы по вопросам местного значения издает должностное лицо органа местного самоуправления, что само по себе не нарушает действующее законодательство, не свидетельствует о необоснованности заявления прокурора. Как установлено в суде, действительно приказы и распоряжения должностных лиц администрации района входят в систему муниципальных правовых актов Кунгурского муниципального района Пермского края, но приказ управления, как указано в оспариваемом Положении…, системой муниципальных правовых актов Кунгурского муниципального района Пермского края, закрепленной ст.8 Устава, не предусмотрен, что также противоречит п.3 ч.1 ст.43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которого в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Доводы заинтересованных лиц, о том, что поскольку оспариваемые полномочия Управления, указанные в Положении…, не превышают полномочия Администрации района, закрепленные в Уставе, утверждение о том, что Управление освобождается от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в судах, ссылки на судебную практику, а также утверждение о том, что начальник Управления является должностным лицом администрации Кунгурского муниципального района, сами по себе не свидетельствуют о необоснованности заявления прокурора.
При таких обстоятельствах, требования Кунгурского городского прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании недействительным в части Положения об Управлении имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199,253 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать недействующими пункт 2, подпункты 3.1., 3.24., 3.25., 3.31., 3.32., 3.33., 3.38. подпункта 3 и подпункт 4.1. пункта 4 Положения об Управлении имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района, утвержденного решением Земского Собрания Кунгурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Земского Собрания Кунгурского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №), с момента принятия.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: С.А.Лутченко