Дело № 2-1650-2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2015 года г. Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кислухиной Э.Н. при секретаре Бушмакиной И.В., с участием помощника прокурора Шейко О.Ю., представителя ответчика МБДОУ «Детский сад № 1» ФИО1, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителей ответчика Администрации МО «Город Глазов» ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ «Детский сад № 1», Администрации муниципального образования «Город Глазов» о возложении обязанности по оборудованию системой телевизионного (видео) наблюдения,
установил:
Глазовский межрайонный прокурор, в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № 1», Администрации муниципального образования «Город Глазов» о возложении обязанности по оборудованию системой телевизионного (видео) наблюдения. Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проведенной Глазовской межрайонной прокуратурой и ММО МВД России «Глазовский» проверки исполнения законодательства в сфере комплексной безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений МО «Город Глазов» установлено, что в нарушение требований законодательства МБДОУ «Детский сад № 1» системой телевизионного (видео) наблюдения, направленной на обеспечение защиты жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и районного персонала, не оборудовано. Данное обстоятельство способствует проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества. Учредителем образовательного учреждения Администрацией МО «Город Глазов» и самим образовательным учреждением МБДОУ «Детский сад № 1» не обеспечены комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность образовательного учреждения, а также условия охраны здоровья обучающихся и сотрудников. Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на установку системы телевизионного (видео) наблюдения в здании, наличие субсидиарной ответственности Администрации МО «Город Глазов» по обязательствам, как учредителя МБДОУ «Детский сад № 1» и собственника занимаемого им здания, расходы по оборудованию здания учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения также следует возложить на Администрацию МО «Город Глазов» за счет средств бюджета данного муниципального образования.
Просит обязать МБДОУ «Детский сад № 1», Администрацию МО «Город Глазов» оборудовать здание образовательной организации, расположенное по адресу: <адрес>, системой телевизионного (видео) наблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Шейко О.Ю. исковые требования поддержала, в обоснование исковых требований указала те же доводы, что изложены в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 1» ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласилась частично, не согласна со сроком, указанным прокурором для оборудования здания системой видеонаблюдения, просила установить данный срок – до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Глазов» ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора признала частично, не согласна со сроком исполнения решения суда, полагает, срок, указанный прокурором в исковом заявлении, является недостаточным для выполнения работ по установке в детском саду системы видеонаблюдения, указала, что Управление образования Администрации г. Глазова неоднократно направляло заявки в Министерство образования и науки УР на оснащение образовательных организаций города системой видеонаблюдения. Пять детских садов, в том числе детский сад № 1, которые планировалось оснастить данными системами в ДД.ММ.ГГГГ, включены в план на ДД.ММ.ГГГГ. Конечным сроком выполнения мероприятий по установке в образовательных учреждениях систем видеонаблюдения является ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Глазов» ФИО3 в судебном заседании с исковыми требования прокурора согласилась частично, поддержала доводы представителей ответчиков в части увеличения сроков для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, указала, что оснащение детских садов города Глазова системами видеонаблюдения запланированы в ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, находит исковые требования Глазовского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности".
Согласно пунктам 4, 5 статьями 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Пункт 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 1999 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пункта 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Таким образом, принятие мер безопасности, в том числе, в виде оборудования в общеобразовательном учреждении системы видеонаблюдения, является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних детей и работников образовательного учреждения.
В судебном заседании установлено, что в МБДОУ «Детский сад № 1» отсутствует система видеонаблюдения. Однако указанное обстоятельство -отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении, влечет нарушение прав несовершеннолетних и работников данного образовательного учреждения, неопределенного круга лиц, находящихся в учреждении, поскольку способствует несанкционированному доступу в учреждение посторонних лиц,
Исходя из приоритета обеспечения безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, оснащение образовательного учреждения системой видеонаблюдения является обязательным требованием действующего законодательства. При этом указанная обязанность не должна ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств, необходимых для установки системы видеонаблюдения в образовательном учреждении.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Как следует из п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального образования относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В силу п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с п. п. 1.2, 1.7, 1.8 Устава МБДОУ «Детский сад № 1», его учредителем является муниципальное образование "Город Глазов". МБДОУ «Детский сад № 1» является некоммерческой организацией - муниципальным учреждением, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования, создается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Глазов».
Из приведенных норм права и положений Устава следует, что орган местного самоуправления - администрация муниципального образования «Город Глазов» обязана финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка системы видеонаблюдения.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению выявленных нарушений, а именно установление системы видеонаблюдения должна быть возложена на МБДОУ «Детский сад № 1», и Администрацию МО «Город Глазов».
Таким образом, суд находит исковые требования Глазовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ «Детский сад № 1», Администрации муниципального образования «Город Глазов» о возложении обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, учитывая положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Глазовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ «Детский сад № 1», Администрации муниципального образования «Город Глазов» о возложении обязанности по оборудованию системой телевизионного (видео) наблюдения удовлетворить частично.
Обязать МБДОУ «Детский сад № 1», Администрацию муниципального образования «Город Глазов» оборудовать системой телевизионного (видео) наблюдения здание образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд. Датой изготовления мотивированного решения считать 17 июля 2015 года.
Судья Э.Н. Кислухина