ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1650/19 от 13.08.2020 Вяземского районного суда (Смоленская область)

дело № 2-89/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего - судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.

при секретаре Зуевой С.А.,

с участием представителей истца – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ФИО1, ФИО2,

представителя ответчика – Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания ФИО3,

представителя третьего лица – Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, Федеральному агентству лесного хозяйства, Вяземскому лесничеству филиала ОГКУ «Смоленское Управление лесничествами» о согласовании границы населенных пунктов,

УСТАНОВИЛ:

Изначально администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее – Департамент), филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Вяземскому лесничеству филиала ОГКУ «Смоленское Управление лесничествами» об установлении границ населенных пунктов в соответствии с генеральным планом (л.д.3-6 том № 1).

Требования мотивированы тем, что 11 июля 2017 года Администрация обратилась в Департамент о согласовании границ населенных пунктов с. Богородицкое и дер. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области.

Письмом от 18 июля 2017 года № 01-10-1542 Департамент отказал в выдаче согласования по проектируемым границам населенных пунктов с. Богородицкое, д. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, поскольку, по их мнению, выявлены наложения границ населенных пунктов на земли лесного фонда Вяземского лесничества (квартал 27 выделы 1,2,3,4, квартал 23 выдел 16, квартал 21 выделы 3,7, квартал 22 выдел 18, совхоз «Путь к Коммунизму», Богородицкое участковое лесничество).

19 октября 2018 года Администрация повторно обратилась в Департамент с письмом № 4602/02-32 для согласования материалов по установлению границ с. Богородицкое и д. Орлянка с учетом замечаний, изложенных в письме Департамента от 18 июля 2017 года № 01-10-1542.

Из черты населенного пункта с. Богородицкое исключены земли лесного фонда Вяземского лесничества (квартал 23 выдел 16, квартал 21 выделы 3,7, квартал 22 выдел 18).

Замечание о накладке границ населенного пункта с. Богородицкое на выдел 1 квартала 27 считает необоснованным, поскольку данный выдел не является землями лесного фонда, так как на основании материалов о передаче земель совхоза «Путь к Коммунизму» (земли бессрочного пользования к категории земель сельскохозяйственного назначения) к Администрации Масловского сельского совета, утвержденных решением Вяземского городского Совета народных депутатов от 28 июня 1991 года, совхоз «Путь к Коммунизму» передал данный выдел из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов Масловскому сельсовету. Данная передача земель совхоза Администрации Масловского сельского совета подтверждается утверждением годового отчета субъектом Федерации Смоленской области, а также кадастровым учетом земель. Данная территория поставлена на учет как категория земель населенных пунктов и передана в федеральную собственность в виде земельного участка с кадастровым номером ХХХ с видом разрешенного использования «для размещения и обслуживания усадьбы «Богородицкое» (ХVIII-начало ХIХ вв.) – ФГБУК «Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник ФИО5 «Хмелита»; муниципальную собственность в виде земельного участка с кадастровым номером ХХХ с видом разрешенного использования «для размещения и обслуживания общественного кладбища» - Администрации Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области.

Полагает, что Квартал I выдела 27 никак не может относится к землям лесного фонда, поскольку земельный участок с кадастровым номером ХХХ с видом разрешенного использования «для размещения и обслуживания общественного кладбища» еще в 2014 году был отдан для размещения кладбища, а земельный участок кадастровым номером ХХХ с видом разрешенного использования «для размещения и обслуживания усадьбы «Богородицкое» (ХVIII-начало ХIХ вв.) в 2013 году был передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУК «Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник ФИО5 «Хмелита». При этом для вышеуказанных целей не могли передаваться земельные участки, занятыми лесами.

Замечание о накладке границ населенного пункта д. Орлянка на выдел 2 квартала 27 считает необоснованным, поскольку данный выдел не является землями лесного фонда, так как на основании материалов о передаче земель, утвержденных решением Вяземского городского Совета народных депутатов от 28 июня 1991 года, совхоз «Путь к Коммунизму» передал данные земли сельскохозяйственного назначения, покрытие древесно-кустарниковой растительностью, а земли населенных пунктов Масловскому сельсовету.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) на землях сельскохозяйственного назначения допускается наличие лесных насаждений (леса). Спорный земельный участок расположен внутри д. Орлянка и со всех сторон окружен землями населенных пунктов.

Однако вышеуказанные обстоятельства Департамент во внимание не принял и 23 ноября 2018 года повторно отказал в согласовании границ населенных пунктов с. Богородицкое и д. Орлянка.

Согласно сведениям Департамента, содержащимся в государственном лесном реестре, выделы 1 и 2 квартала 27 совхоза «Путь к Коммунизму» Богородицкого участкового лесничества Вяземского лесничества, относятся к землям лесного фонда и являются покрытыми лесной растительностью.

21 декабря 2018 года Администрация направила обращение в Управление Росреестра по Смоленской области, в котором просила рассмотреть на межведомственной рабочей группе по приведению в соответствии данных ЕГРП и ГЛР вопросы по установлению границ населенных пунктов с. Богородицкое и д. Орлянка, обозначенных в Департаменте как земли лесного фонда.

30 января 2019 года состоялось совещание региональной межведомственной рабочей группы по решению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР, на котором установлено, что решение вопроса по установлению границ населенных пунктов с. Богородицкое и д. Орлянка не является их компетенцией, дала рекомендации обратиться в суд.

Полагает, что вышеуказанное разночтение возникло в результате следующих обстоятельств.

Передача земель сельскохозяйственного назначения совхоза «Путь к Коммунизму» включает в себя контура земель покрытые лесами, отраженные в экспликации совхоза, как земли сельскохозяйственного назначения, покрытые лесом. Данные земли находятся в бессрочном пользовании совхоза.

В период проведения земельной реформы в Российской Федерации на основании Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323, постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 в Вяземском районе произведена работа по передаче земель сельскохозяйственного назначения от совхозов в распоряжение сельских советов. Подготовленные материалы в 1991 году, в которых указывались границы земель, переданных от совхозов в орган местного самоуправления, и составлялись контурные ведомости передаваемых контуров, и общая экспликация данных земель в разрешенных населенных пунктов. Утверждение данных материалов являлось основанием внесения изменений в кадастровый учет земель.

Таким образом, в кадастровый учет включены земли, которые ранее значились за совхозом.

Из приложения № 1 к решению Вяземского городского Совета народных депутатов от 28 июня 1991 года № 164 следует, что Масловскому сельскому совету переданы в ведение земельные участки общей площадью 544 га, в том числе с. Богородицкое и д. Орлянка – 271,7 га.

В лесном учете и в графических материалах лесоустроительной документации лесхоза (Вяземский межсовхозный лесхоз) данные изменения не внесены по вине исполнителей (сотрудников лесхоза). При формировании лесного реестра в него включены все ранее значащиеся леса по материалам лесоустроительной документации за Вяземским лесхозом без учета внесенных в них изменений.

Таким образом, в лесном реестре оказались изъятые ранее площади (контура, выделы).

Полагает, что из вышеизложенного следует, что выделы 1 и 2 квартала 27 не относятся к землям лесного фонда.

Генеральный план Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области был согласован с Администрацией Смоленской области и утвержден решением Совета депутатов Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, согласно которому, спорные земельные участки и земли входят в составе населенного пункта с. Богородицкое и д. Орлянка, соответственно.

По вышеуказанным обстоятельствам Администрация не может в досудебном порядке согласовать границы населенных пунктов с. Богородицкое и д. Орлянка, использовав все возможные способы, вынуждена обратиться в суд за защитой своего права и исполнение своих обязанностей по постановке на кадастровый учет границ населенного пункта.

Ссылаясь на данные обстоятельства, нормы права, просила: обязать Вяземское лесничество филиал ОГКУ «Смоленское Управление лесничествами» исключить границы населенных пунктов д. Богородицкое выдел 1 квартала 27 и д. Орлянка выдел 2 квартала 27 из состава земель лесного фонда; обязать Департамент согласовать границы населенных пунктов с. Богородикое и дер. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в соответствии с Генеральным планом данного сельского поселения по исполненным границам, определенным в общей схеме расположения объекта землеустройства населенного пункта с. Богородицкое по точкам от 1 до 71, и определенным в общей схеме расположения объекта землеустройства д. Орлянка по точкам от 1 до 401; возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области обязанность внести изменения в сведения Государственного лесного реестра, путем исключения границ выделов населенных пунктов д. Богородицкое выдел 1 квартала 27 и д. Орлянка выдел 2 квартала 27 из земель лесного фонда, а также внести изменения в ЕГРН путем включения границ населенных пунктов с. Богородицкое и дер. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в земли населенных пунктов данного сельского поселения.

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 10 декабря 2019 года (л.д.99-100 том № 1) по ходатайству представителя истца по настоящему делу в качестве ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области.

Определением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 8 июня 2020 года (л.д.152 том № 2) по настоящему делу в качестве третьего лица привлечен Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.

13 июля 2020 года Администрация исковые требования уточнила (л.д.176 том № 2), просит по тем же основаниям: 1. возложить на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность исключить границы выделов населенных пунктов д. Богородицкое выдел 1 квартала 27 и д. Орлянка выдел 2 квартала 27 из состава земель лесного фонда; 2. возложить на Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания обязанность согласовать границы населенных пунктов с. Богородицкое и дер. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в соответствии с Генеральным планом Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области по исполненным границам, определенным в общей схеме расположения объекта землеустройства населенного пункта с. Богородицкое по точкам от 1 до 71, и определенным в общей схеме расположения объекта землеустройства д. Орлянка по точкам от 1 до 401.

При этом уточненный иск Администрации о согласовании границы населенных пунктов предъявлен к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, Федеральному агентству лесного хозяйства, Вяземскому лесничеству филиала ОГКУ «Смоленское Управление лесничествами»; процессуальный статус Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области указан истцом как третье лицо. При этом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области исключена истцом из числа ответчиков.

В судебном заседании представители истца – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ФИО1, ФИО2 уточненные требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания ФИО3, повторяя позицию Департамента, изложенную в сообщении от 23 ноября 2018 года в адрес Администрации (л.д.24-26 том № 1), требования не признала, просит в удовлетворении иска отказать, поскольку Департамент в рамках своих полномочий не имеет права на согласование границ населенных пунктов, в которые включены земли лесного фонда.

Представители ответчиков – Федерального агентства лесного хозяйства, Вяземского лесничества филиала ОГКУ «Смоленское Управление лесничествами» не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом (л.д.180,184-185 том № 2).

Представитель третьего лица - Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу ФИО4 возражала относительно удовлетворения заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в отзывах на исковое заявление (л.д.197-203, 249-250 том № 2), указав, что материалами дела подтверждаются факты включения в границы населенных пунктов Орлянка и Богородицкое Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области участков земель лесного фонда; нарушение процедуры перевода земель из одной категории в другую.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.181 том № 2).

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» устанавливается законодательный приоритет ранее возникших прав на земельные участки лесного фонда, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Таким образом, для решения вопроса о возможности исключения земельного участка из состава лесного фонда необходимо установление совокупности следующих юридически значимых обстоятельств: наличие у лица, заявляющего об исключении, права собственности на земельный участок; возникновения такого права ранее 1 января 2016 года; отсутствие иных препятствий (иных законодательных запретов) для передачи участка в собственность.

Судом установлено и следует из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета Вяземского городского Совета народных депутатов № 164 от 28 июня 1991 года Масловскому сельскому совету переданы в ведение земельные участки общей площадью 544 га, в том числе с. Богородицкое и д. Орлянка – 271,7 га (л.д.9-20 том № 1).

Согласно государственному акту на право пользования землей серии А-I номер 064414 (л.д.220-223 том № 2), выданного совхозу «Путь к Коммунизму» Вяземского района Смоленской области председателем исполнительного комитета Вяземского районного (городского) Совета депутатов трудящихся - главным (старшим) инженером-землеустроителем, за указанным землепользователем закрепляется в бессрочное и бесплатное пользование 11979 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставляется для сельскохозяйственного производства.

Согласно выпискам из государственного лесного реестра Департамента от 29 июня 2018 года № 236, от 4 февраля 2020 года № 36 (л.д.22-23 том № 1, л.д.99-101 том № 2) на основании материалов лесоустройства 1989 года участок площадью 59 га по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Вяземское лесничество, Богородицкое участковое лесничество, совхоз «Путь к Коммунизму», квартал 27, выделы 1-4, условный номер ХХХ, является лесным участком, с видом целевого назначения лесов – «эксплуатационный леса».

На обращение от 11 июля 2017 года о выдаче заключения по проектируемым границам населенных пунктов Богородицкое, Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, сообщил, что при рассмотрении представленных картографических материалов выявлены наложения границ населенных пунктов на земли лесного фонда Вяземского лесничества (квартал 27 выделы 1,2,3,4, квартал 23 выдел 16, квартал 21 выделы 3,7, квартал 22 выдел 18, совхоз «Путь к Коммунизму», Богородицкое участковое лесничество) (л.д.21 том № 1).

Рассмотрев обращение о согласовании границ населенных пунктов с. Богородицкое и дер. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, Департамент в адрес Администрации, ссылаясь на нормы права,23 ноября 2018 года сообщил (л.д. 24-25 том № 1), что согласно сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре выделы 1 и 2 квартала 27 совхоза «Путь к Коммунизму» Богородицкого участкового лесничества Вяземского лесничества, относятся к землям лесного фонда и являются покрытыми лесной растительностью. Право Российской Федерации на земельные (лесные) участки из состава земель лесного фонда зарегистрировано в установленном порядке. В силу прямого указания закона лесные участки из земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, что обуславливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение границы населенных пунктов, в том числе образуемых населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельный участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (ч. 8 ст. 24, п. 2 ч. 1 ст. 25 ГрК РФ), каковым является Рослесхоз. Таким образом, Департамент в рамках своих полномочий не имеет право на согласование границ населенных пунктов, в которые включены земли лесного фонда.

Рассмотрев обращение Администрации от 21 декабря 2018 года, Управление Росреестра по Смоленской области, ссылаясь на нормы права, сообщило, что на совещании региональной межведомственной рабочей группы по решению вопросов, связанных с приведением в соответствии сведений Единого государственного реестра прав (ЕГРН) и Государственного лесного реестра (ГЛР), состоявшееся в Управлении 30 января 2019 года, приняв во внимание позицию, высказанную в ходе совещания заместителя главы Андрейковского сельского поселения Л.Б., председателя комитета архитектуры и землеустройства В.Б., главного специалиста, главного землеустроителя В.И., кадастрового инженера К.С., по сведениям ГЛР установлена накладка границ населенных пунктов дер. Богородицкое на выдел 1 квартала 27 и дер. Орлянка на выдел 2 квартала 27 на земли лесного фонда. В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ, ст. 4.2 Федерального закона № 201-ФЗ от 4 декабря 2006 года, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона. В связи с тем, что Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания не уполномочен на распоряжение землями лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, и решение вопроса не является компетенцией региональной межведомственной рабочей группы, рекомендовано обратиться Администрации по вопросу согласования границ населенных пунктов дер. Богородицкое и дер. Орлянка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ХХХ, ХХХ в адрес Федерального агентства лесного хозяйства и (или) суд (л.д.27-28 том № 1).

Из выписок ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером ХХХ площадью 9200+/-212 кв.м., расположенный по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Масловское сельское поселение, д. Богородицкое, а также отзыва Управления Росреестра по Смоленской области (л.д.29-48 том № 1, л.д. 91-93 том № 2) следует, что данный земельный участок постановлен на кадастровый учет 12 мая 2010 года, имеет категорию «земли населенный пунктов», вид разрешенного использования – «для размещения и обслуживания усадьбы «Богородицкое» (ХVIII-начало ХIХ вв.)», на основании ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года и выписки из реестра федерального имущества № 63/1 от 25 февраля 2009 года правообладатель с 22 июня 2010 года – Российская Федерация, с 1 ноября 2013 года на основании распоряжения о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования на находящиеся в собственности Российской Федерации земельные участки от 18 мая 2012 года № 230-р, выданное Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (ТУ Росимущества в Смоленской области) правообладатель ФГБУК «Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник ФИО5 «Хмелита», вид права - постоянное (бессрочное) пользование, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством.

Из выписок ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером ХХХ площадью 7254+/-60 кв.м., расположенный по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Масловское сельское поселение, д. Богородицкое, а также отзыва Управления Росреестра по Смоленской области (л.д.49-58 том № 1, л.д.91-93 том № 2) следует, что данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 6 августа 2014 года, имеет категорию «земли населенный пунктов», вид разрешенного использования – «для размещения и обслуживания общественного кладбища», на основании постановления Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 14 октября 2014 года № 1485 правообладатель с 13 ноября 2014 года Администрация Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, вид права - постоянное (бессрочное) пользование, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством.

Из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером ХХХ площадью 1057921924 кв.м. (л.д.1-15 том № 3) видно, что данный земельный участок относится к категории «земли лесного фонда», вид разрешенного использования – «под лесами», дата присвоение кадастрового номера – 5 декабря 2007 года, иной номер – 67:01/02:2000:3а:0495, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; правообладатель – Российская Федерация (собственность № 67-01-02-3а-2000-0495 от 23 января 2001 года); ограничения прав и обременение объекта недвижимости – аренда (в том числе субаренда), безвозмездное (срочное) пользование земельным/лесным участком.

Из выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером ХХХ площадью 323030731 кв.м. (л.д.16-26 том № 3) видно, что данный земельный участок относится к категории «земли лесного фонда», вид разрешенного использования – «под лесами», дата присвоение кадастрового номера – 23 декабря 2004 года, иной номер – 67:01/02:2004:68:866, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; правообладатель – Российская Федерация (собственность № 67-01/02-68/2004-866 от 23 декабря 2004 года); ограничения прав и обременение объекта недвижимости – аренда (в том числе субаренда).

В выполненных 7 августа 2020 года специалистом филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» заключениях (л.д. 223-248 том № 2) указано о наложении границ земель населенных пунктов (земельные участки с кадастровыми номерами ХХХ, ХХХ) на земли лесного фонда.

Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

Пунктом 3 статьи 6 ЛК РФ (в редакции, действующей по 30 июня 2019 года) установлено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу части 2 статьи 69 ЛК РФ (в редакции, применяемой к спорным отношениям) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

Согласно положениям статьи 7, части 3 статьи 70.1 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.

В соответствии с ч. 2 ст. 67 ЛК РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 147 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, определено, что по результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение. Со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении лесоустроительная документация вводится в действие.

При этом кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В силу ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (ранее - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

В обоснование своей позиции о частичном наложении земельных участков с кадастровыми номерами ХХХ, ХХХ на земли лесного фонда, представителями Департаментов в материалы дела представлены вышеуказанные выписки из ЕГРН, а также выкопировки с: Публичной кадастровой карты, материалов лесоустройства, интерактивной карты «Леса России»; План лесонасаждений совхоза «Путь к коммунизму» Богородицкого лесничества межхозяйственного лесхоза «Вяземский» (лесоустройство 1989 года, общая площадь 4696 га); Планшеты Вяземского межхозяйственного лесхоза Богородицкое лесничество совхоз «Путь к Коммунизму» (лесоустройство 1974 года, 1989 года); Генеральный план Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области (л.д.189-196,214-219 том № 2).

Действительно, согласно представленным выкопировкам с: Публичной кадастровой карты, материалов лесоустройства, интерактивной карты «Леса России»; Плана лесонасаждений совхоза «Путь к коммунизму» Богородицкого лесничества межхозяйственного лесхоза «Вяземский» (лесоустройство 1989 года, общая площадь 4696 га); Планшетов Вяземского межхозяйственного лесхоза Богородицкое лесничество совхоз «Путь к Коммунизму» (лесоустройство 1974 года,1989 года); Генерального плана Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области (л.д.189-196,214-219 том № 2) усматривается факт нахождения земель лесного фонда в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами ХХХ, ХХХ.

Данный факт также подтверждается заключениями с графическим совмещением материалов лесоустройства Вяземского лесничества Смоленской области с границами населенных пунктов Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, исполненными 7 августа 2020 года кадастровым инженером филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» А.С. (л.д. 223-248 том № 2), о наложении границ земель населенных пунктов на земли лесного фонда местоположением лесного участка:

- Смоленская область, Вяземское лесничество, Богородицкое участковое лесничество (Совхоз «Путь к Коммунизму») – земельный участок с кадастровым номером ХХХ; населенный пункт – д. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, площадь наложения – 50962 кв.м., приведены соответствующие координаты поворотных точек границы наложения земель населенного пункта на земли лесного фонда;

- Смоленская область, Вяземское лесничество, Хмелитское, Богородицкое (Совхоз «Путь к Коммунизму»), участковые лесничества – земельные участки с кадастровыми номерами ХХХ, ХХХ; населенный пункт – с. Богородицкое Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, площадь наложения – 46979 кв.м., приведены соответствующие координаты поворотных точек границы наложения земель населенного пункта на земли лесного фонда.

Таким образом, то обстоятельство, что в границы земельных участков с кадастровыми номерами ХХХ, ХХХ входят земли лесного фонда, подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе материалами лесоустройства.

При таких обстоятельствах, поскольку разрешение вопроса об исключении границы выделов населенных пунктов д. Богородицкое выдел 1 квартала 27 и д. Орлянка выдел 2 квартала 27 из состава земель лесного фонда не может быть разрешено иным образом как путем разрешения спора о праве на земельный участок с лицом, обладающим правом собственности на пересекающийся земельный участок, а таких требований истцом заявлено не было, то с учетом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Администрацией требований в части возложения на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанности исключить границы выделов населенных пунктов д. Богородицкое выдел 1 квартала 27 и д. Орлянка выдел 2 квартала 27 из состава земель лесного фонда.

Согласно ч. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» образование земельных участков в целях установления границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков и военных городков, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на основании проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или в соответствии со схемой расположения земельного участка либо земельных участков на кадастровом плане территории, которая утверждается без учета требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (п. 1 ст. 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (п. 3 ст. 8 ЗК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 названного Федерального закона допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Как выше установлено судом, в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами ХХХ, ХХХ находятся земли лесного фонда.

Согласно абзацу третьему пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 8 ЛК РФ установлено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (ч. 8 ст. 23, п.2 ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).

В период подготовки Генерального плана действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года № 69, пунктом 2.1 которого предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 25 ГрК РФ.

Также, пунктом 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования» предусмотрено, что орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Минэкономразвития России в случаях, указанных: в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 21 ГрК РФ для проекта схемы территориального планирования муниципального района; в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 21 ГрК РФ для проекта схемы в части межселенной территории; в части 1 статьи 25 ГрК РФ для проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа.

Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (п.1).

В силу своих полномочий Рослесхоз осуществляет, в том числе: рассмотрение в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (п. 5.4.2); рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (п. 5.4.3).

В соответствии с ч. 7 ст. 9 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения, а в случаях, предусмотренных частью 2.1 статьи 12, частями 5.1 и 5.2 статьи 16, частями 6.1 и 6.2 статьи 21, частями 7.1 и 7.2 статьи 25 настоящего Кодекса, не менее чем за один месяц до их утверждения.

В силу ч. 8 ст. 9 ГрК РФ органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Установив, что часть территорий, включаемых в проектные границы населенных пунктов с. Богородицкое и дер. Орлянка Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, относятся к землям лесного фонда (лесные участки находятся в федеральной собственности), исходя из изложенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что данные обстоятельства являются основанием о необходимости согласования администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области с Рослесхозом проекта Генерального плана названного сельского поселения.

В материалах дела отсутствуют доказательства направления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования, материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России, а также направления ходатайств в Рослесхоз о согласовании проекта Генерального плана, переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.

Таким образом, при подготовке проекта Генерального плана Масловского сельского поселения Вяземского района Смоленской области не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования.

При этом Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания в рамках своих полномочий не имеет право на согласование границ населенных пунктов, в которые включены земли лесного фонда.

Вышеозначенные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к Департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, Федеральному агентству лесного хозяйства, Вяземскому лесничеству филиала ОГКУ «Смоленское Управление лесничествами» о согласовании границы населенных пунктов отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.

Судья Т.Н. Красногирь