ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1650/2021 от 23.11.2021 Боровичского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2-1650/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Боровичи Новгородской области 23 ноября 2021 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,

при секретаре Партанской Г.С.,

с участием представителя истца –Администрации Боровичского муниципального района ФИО1,

ответчика ФИО2, действующей в своих интересах, а также интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, и представителя ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Боровичского муниципального района к ФИО2, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО5 о принудительном изъятии недвижимого имущества,

установил:

Администрация Боровичского муниципального района обратилась в суд c указанным иском к ФИО2, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО3, в обоснование указав, что собственниками жилого помещения – <адрес> общей площадью 41,8 кв.м. в <адрес> в <адрес>, признанном аварийным и подлежащим реконструкции, являются ответчики.

Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены результаты заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ: многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 25.09.2020 №2455 принято решение об изъятии жилых помещений и земельного участка, расположенных в указанном многоквартирном доме, для муниципальных нужд. Срок действия постановления – в течение 3 лет со дня его принятия.

Размер возмещения выкупной стоимости определяется не позднее, чем за 60 дней до направления соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд с учетом положений ст.56.8 Земельного кодекса РФ и ст.32 Жилищного кодекса РФ.

На основании муниципального контракта об оказании услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, находящихся в собственности граждан, ООО «Деловой центр «Сова» предоставлены 28 отчетов об оценке.

После получения отчетов об оценке, в соответствии со ст. 56.10 ЗК РФ, собственникам помещений в <адрес> направлены проекты соглашений об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Проекты соглашений об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд для подписания, а также кадастровые паспорта земельного участка и многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый паспорт жилого помещения (квартиры) №2, расположенного в указанном доме, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества, направлены посредством почтовой связи и получены ответчиками 22.06.2021 г.

При определении размере возмещения за жилое помещение в него включены рыночная стоимость квартиры и неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общедомовое имущество в многоквартирном доме и права общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

До настоящего времени семьей К-вых не представлены подписанные ими соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, срок 90 дней со дня получения проектов соглашений истек.

Ссылаясь на положения ч.7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, просит изъять жилое помещение общей площадью 41,8 кв. м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, в том числе неразрывно связанное с ним имущество:

долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме с кадастровым номером , долю в праве общей собственности на земельный участок площадью 1080 кв. м. с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, а также все убытки, причиненные собственникам, путем выплаты возмещения в размере 450000 (четыреста пятьдесят тысяч) рублей, в соответствии с ч.8.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ, на условиях Соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.

В судебном заседании представитель истца –Администрации Боровичского муниципального района ФИО1 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик ФИО2, действующая в своих интересах, а также интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, и её представитель ФИО6 возражали относительно заявленных требований, указав, что приобретая квартиру в <адрес> в <адрес>, ответчики не располагали информацией о том, что дом признан аварийным. Поскольку дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то семья К-вых имеет право на предоставление в собственность другого жилого помещения. Так как дом включен в адресную программу ранее введения в действие ч. 8.2 в ст. 32 ЖК РФ, ее положения на них не распространяются.

Ответчики ФИО7, ФИО5 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Вместе с тем, согласно части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Как следует из материалов дела, ответчикам ФИО2, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО5, на праве долевой собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по 1/5 доли в праве каждому. Право собственности возникло на основании договора купли-продажи от 09 сентября 2015 года и зарегистрировано в ЕГРН 27 апреля 2015 года.

Согласно договора жилое помещение приобретено К-выми за 450 000 рублей.

Заключением межведомственной комиссии от 28.08.2014 года №135 многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее ответчикам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу.

Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> включен в региональную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Расселение дома планируется завершить до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 25.09.2020 года № 2455 принято решение об изъятии для муниципальных нужд расположенного под указанным многоквартирным домом земельного участка с кадастровым номером 53:22:0020915:14 и жилых помещений в многоквартирном доме путем предоставления возмещения собственникам жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме. Отделу по жилищным вопросам (по учету и распределению жилья) Администрации муниципального района поручено организовать в установленном порядке проведение мероприятий, в том числе по оценке изымаемых жилых помещений, находящихся в собственности граждан, оформлению соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с собственниками жилых помещений многоквартирного дома.

В соответствии с отчетом об оценке, выполненным ООО «Деловой центр «Сова» на основании муниципального контракта, Заключенного с Администрацией Боровичского муниципального района, рыночная стоимость изымаемого жилого помещения, в том числе доли в праве на общедовомое имущество в многоквартирном доме, доли земельного участка, включая убытки, причиненные собственнику изъятием имущества, составляет 623000 рублей.

Руководствуясь положениями части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Администрация Боровичского муниципального района направила ответчикам Соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд. Указанным Соглашением предусмотрено возмещение, не превышающее стоимость приобретения жилого помещения, в размере 450 000 рублей, т.е. по 90 000 рублей каждому собственнику, взамен изымаемого жилого помещения, в том числе доли в праве на общедовомое имущество в многоквартирном доме, стоимости доли земельного участка.

В соответствии с положениями ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи).

Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

В судебном заседании установлено и ответчиками не оспаривается, что Соглашение об изъятии недвижимости ими не подписано по причине несогласия с предложенными условиями.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования Администрации района основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчиков, полагающих, что поскольку жилое помещение приобретено ими после того, как многоквартирный дом был признан аварийным, включен в адресную программу переселения граждан из аварийного жилья до введения в действие ч. 8.2. ст. 32 ЖК РФ, а потому ее положения на них не распространяются, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» настоящий Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. 28 декабря 2019 года. Данным актом не предусмотрено его применение к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие и применение данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение.

Как указывалось выше, ответчики приобрели спорное жилое помещение в собственность после признания многоквартирного жилого дома, в котором расположено это жилое помещение, аварийным.

Соглашение о выкупе изымаемого спорного жилого помещения между сторонами заключено не было, жилое помещение из владения и пользования ответчика не изъято.

При таких обстоятельствах, поскольку отношения, регулируемые жилищным законодательством, носят длящийся характер, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того как возникло само правоотношение, при этом поскольку спор о выкупе подлежащего изъятию жилого помещения возник после введения в действие вышеприведенной части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, постольку при разрешении настоящего дела подлежат применению положения действующего законодательства с учетом положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено право собственников лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, в бюджет Боровичского муниципального района с ответчиков надлежит взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере, установленном п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Боровичского муниципального района - удовлетворить

Изъять у ФИО2, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО5 жилое помещение общей площадью 41,8 кв. м. с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, в том числе неразрывно связанное с ним имущество:

долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, городское поселение <адрес>;

долю в праве общей собственности на земельный участок площадью 1080 кв. м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположен многоквартирный дом, путем выплаты возмещения в размере 450000 ( четыреста пятьдесят тысяч) рублей, в соответствии с ч.8.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ, на условиях Соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд

Взыскать солидарно с ФИО2, ФИО7, ФИО5 в доход бюджета Боровичского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Е.М. Кудрявцева

Мотивированное решение изготовлено « 26 » ноября 2021 года