ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1651 от 21.09.2020 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1651 Е/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ. Коломенский городской суд Московской области в составе: судьи Коротковой М.Е., при секретаре судебного заседания Соболевой И.А., с участием адвоката ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Коломенского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, признании права на предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации Коломенского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, признании права на предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.

В обоснование исковых требований указывают, что ФИО1, ФИО2 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок КН площадью 118 кв.м, местоположение: <адрес>, торговый павильон в комплексе с автобусной остановкой, вид разрешенного использования: для общественно-делового и гражданского строительства (размещение торгового павильона), категория земель: земли населенных пунктов. Границы земельного участка установлены по результатам межевания.

Истцы являются собственниками в праве общей долевой собственности по 1/2 доле каждый на здание - торговый павильон площадью 96,3 кв.м КН адрес объекта: <адрес>, торговый павильон в комплексе с автобусной остановкой «<адрес> который расположен на вышеназванном земельном участке.

Истцы обратились в администрацию Коломенского городского округа с заявлением о предоставлении вышеназванного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

Решением администрации Коломенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. № отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» по основаниям: на испрашиваемом земельном участке расположен объект капитального строительства, не отвечающий признакам объекта недвижимого имущества (торговый павильон); отсутствие прав заявителя на объект капитального строительства, расположенный на земельном участке.

Истцы считают отказ в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов незаконным и необоснованным, нарушающим их права на выкуп испрашиваемого земельного участка.

Просят признать незаконным решение администрации Коломенского городского округа <адрес> об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка КН площадью 118 кв.м, местоположение: <адрес>, торговый павильон в комплексе с автобусной остановкой.

Признать за ФИО1, ФИО2 право на приобретение в собственность за плату земельного участка КН площадью 118 кв.м, местоположение: <адрес>, торговый павильон в комплексе с автобусной остановкой, вид разрешенного использования: для общественно-делового и гражданского строительства (размещение торгового павильона), категория земель: земли населенных пунктов.

Обязать администрацию Коломенского городского округа <адрес> заключить с ФИО1, ФИО2 договор купли-продажи земельного участка КН площадью 118 кв.м, местоположение: <адрес>, торговый павильон в комплексе с автобусной остановкой, вид разрешенного использования: для общественно-делового и гражданского строительства (размещение торгового павильона), категория земель: земли населенных пунктов, по цене <данные изъяты> что соответствует 15% от кадастровой стоимости земельного участка (уточненное исковое заявление л.д.).

Истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.

Представитель истцов по ордеру (л.д.1) ФИО8 иск поддержал.

Представитель ответчика администрации Коломенского городского округа по доверенности (л.д) ФИО6 по иску не возражает.

Суд, проверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, не находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Земельным кодексом Российской Федерации в ст. 15 предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. главой <адрес> вынесено постановление , которым ФИО7 разрешено строительство павильона автобусной остановки «<адрес>» с торговым комплексом (л.д.

ДД.ММ.ГГГГ. составлен акт приемочной комиссии администрации <адрес> о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта – торгового павильона с автобусной остановкой (л.д.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден акт приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о приемке в эксплуатацию торгового павильона в комплексе с автобусной остановкой общей площадью 96,3 кв.м, в том числе основная - 93,3 кв.м, вспомогательная - 3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Колычево, <адрес>, предъявленный ФИО7 (л.д.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО7 с ФИО1 и ФИО2 заключен договор купли – продажи недвижимого имущества: здание: торговый павильон, общей площадью 96,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, в комплексе с автобусной остановкой «<адрес>» (л.д

Право собственности ФИО1 ФИО2 на вышеназванный торговый павильон зарегистрировано в ЕГРН, выданы свидетельства о государственной регистрации права (л.д.

ДД.ММ.ГГГГ. между Коломенским городским комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям и ФИО1, ФИО2 заключен договор аренды. Предмет договора: земельный участок КН , площадью 118 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный: <адрес>, торговый павильон в комплексе с автобусной остановкой, вид разрешенного использования: для общественно-делового и гражданского строительства (размещение торгового павильона). Срок договора с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.

ДД.ММ.ГГГГ. истцы обратились в администрацию Коломенского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка КН , площадью 96,3 кв.м по адресу: <адрес> на праве собственности (л.д.

Главным управлением архитектуры и градостроительства <адрес> в отношении испрашиваемого земельного участка подготовлено заключение о расположении истребуемого земельного участка в зоне Ж-2. Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.

Протоколом -О от ДД.ММ.ГГГГ. Межведомственной комиссии по вопросам земельно – имущественных отношений в <адрес> (пункт 98) был согласован отказ в предоставлении услуги.

Согласно п.3 ч.2, ч.3 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014г. реализация полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется при наличии согласия <адрес> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <адрес>, представляемого в порядке, установленном <адрес>.

Заявление было рассмотрено администрацией и заявителю направлено решение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка со ссылкой на нахождение на испрашиваемом участке объекта капитального строительства, не отвечающего признакам недвижимого имущества, отсутствие прав заявителей на объект, расположенный на земельном участке.

Истцы указывают, что владеют на праве собственности объектом недвижимости – зданием, который согласно строительно технического заключения (л.д. ) является объектом капитального строительства. Право истцов, на выкуп земельного участка обусловлено наличием капитального здания, а не «Стационарного объекта» в силу положений ст. 39.20 ч.1 ЗК РФ, предусматривающей, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Вышеназванное постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ. разрешало ФИО7 строительство: павильона автобусной остановки.

Свидетельство о государственной регистрации права истцов подтверждает владение на праве собственности зданием – объектом капитального строительства на испрашиваемом земельном участке.

Администрацией проведен осмотр земельного участка, составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. согласно которого на земельном участке расположены: часть торгового павильона, часть автобусной остановки, одноэтажное здание, использующееся под торговую деятельность.

Под торговым павильоном в силу указаний «ФИО9 51773-2009. Национальный стандарт РФ. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ-ст) понимается нестационарный торговый объект – временное сооружение или временная конструкция, не связанные прочно с земельным участком (п.3.14).

В соответствии с п.4 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 39.36 ЗК РФ конкретизировано, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения области, между администрацией Коломенского городского округа и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГN 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно- технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 данного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой " размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок организации торговой деятельности на территории городского округа Коломенский в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулируется Решением Совета депутатов Коломенского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN 339 "Об утверждении Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов на территории Коломенского городского округа <адрес>».

В соответствии с пунктом 2.1.1. указанного Положения к нестационарным торговым объектам относится павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

В соответствии с пунктом 3.4. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается администрацией Коломенского городского округа <адрес> (далее - администрация Коломенского городского округа) в соответствии с Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг <адрес> от ДД.ММ.ГГГГN32-P.

Согласно пункту 4.9. Нестационарные торговые объекты не являются недвижимым имуществом, не подлежат кадастровому учету, права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Общим критерием отнесения объектов к нестационарным объектам мелкорозничной торговой сети (движимому имуществу) является возможность свободного перемещения указанных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.

В соответствии с пунктом 5.1. Размещение нестационарных торговых объектов на территории Коломенского городского округа осуществляется по результатам проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов, который проводится администрацией Коломенского городского округа после утверждения Схемы.

Согласно пункта 5.2. Положения Основанием для размещения нестационарного торгового объекта является Схема и договор на размещение нестационарного торгового объекта, заключенный в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством <адрес>, между администрацией Коломенского городского округа и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со Схемой.

Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов на территории Коломенского городского округа <адрес> осуществляется по результатам проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов. На истребуемом истцами земельном участке возможно только размещение нестационарного торгового объекта исходя из условий договора аренды земельного участка – использование в целях: для общественно – делового и гражданского строительства (размещение торгового павильона) (п. 1.1 договора л.д. ). Строительство капитального объекта в нарушение условий предоставления земельного участка не влечет возникновение прав истцов на выкуп земли под данным объектом.

Кроме того, согласно информации отдела архитектурно – градостроительного отдела на земельном участке расположен остановочный пункт общественного транспорта (л.д.

На основании сведений государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности <адрес> (ИСОГД <адрес>), на испрашиваемом истцами земельном участке расположены остановочные пункты общественного транспорта (л.д.

Суду представлены фототаблицы, проекты организации дорожного движения с разметкой дороги, местом остановки общественного транспорта (л.д.

Согласно схемам ИСОГД МО (Слой «Остановочные пункты общественного транспорта») часть истребуемого земельного участка входит в остановочный пункт общественного транспорта (л.д.

Свидетель ФИО7 показал, что около здания истцов имеется остановочный пункт (л.д.

По делу на основании определения суда была проведена судебная экспертиза на предмет определения места расположения автобусной остановки «<адрес>» (341 – 365м автодороги <адрес>) относительно границ земельного участка КН

По заключению судебной экспертизы установить точное месторасположение официальной автобусной остановки «<адрес>» эксперту не представляется возможным в связи с тем, что представленные в материалах дела сведения официальных источников отражают схематичное расположение без конкретной привязки к границам земельного участка, либо объектам капитального строительства.

Таким образом, доказательств с достоверностью свидетельствующих о расположении истребуемого истцами спорного земельного участка вне места остановки общественного транспорта, суду не представлено.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что администрацией Коломенского городского округа с ООО «КартГЕоСервис» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ.д. проведению кадастровых работ по изготовлению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, указанных в Техническом задании (л.д. <адрес> (уч-к 2) <адрес>). После проведенных работ в рамках контракта, с достоверностью будут определены границы, в том числе дорог, остановок общественного транспорта.

Как следует из пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает правило, согласно которому земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу абзаца 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Согласно пункту 11 этой же статьи красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Также суд отмечает, что исходя из плана границ земельного участка заключения судебной экспертизы (л.д. ), расположенные объекты на испрашиваемом спорном земельном участке пересекают границы земельного участка по сведениям ЕГРН, т.е. часть объектов будут располагается на землях неразграниченной государственной собственности. Требуется уточнение границ земельного участка для ведения вопроса о выкупе земельного участка (ст. 11.9 ч.3 ЗК РФ).

На основании изложенного суд в иске ФИО1, ФИО2 к администрации Коломенского городского округа о признании незаконным отказ администрации Коломенского городского округа <адрес> в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка КН площадью 118 кв.м, местоположение: <адрес>, торговый павильон в комплексе с автобусной остановкой; признании права на приобретение в собственность за плату земельного участка КН площадью 118 кв.м, местоположение: <адрес>, торговый павильон в комплексе с автобусной остановкой, вид разрешенного использования: для общественно-делового и гражданского строительства (размещение торгового павильона), категория земель: земли населенных пунктов; обязании администрации Коломенского городского округа <адрес> заключить с ФИО1, ФИО2 договор купли-продажи земельного участка КН площадью 118 кв.м, местоположение: <адрес>, торговый павильон в комплексе с автобусной остановкой, вид разрешенного использования: для общественно-делового и гражданского строительства (размещение торгового павильона), категория земель: земли населенных пунктов, по цене <данные изъяты>., что соответствует 15% от кадастровой стоимости земельного участка – отказывает.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске ФИО1, ФИО2 к администрации Коломенского городского округа о признании незаконным отказ администрации Коломенского городского округа <адрес> в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка КН площадью 118 кв.м, местоположение: <адрес>, торговый павильон в комплексе с автобусной остановкой; признании права на приобретение в собственность за плату земельного участка КН площадью 118 кв.м, местоположение: <адрес>, торговый павильон в комплексе с автобусной остановкой, вид разрешенного использования: для общественно-делового и гражданского строительства (размещение торгового павильона), категория земель: земли населенных пунктов; обязании администрации Коломенского городского округа <адрес> заключить с ФИО1, ФИО2 договор купли-продажи земельного участка КН площадью 118 кв.м, местоположение: <адрес>, торговый павильон в комплексе с автобусной остановкой, вид разрешенного использования: для общественно-делового и гражданского строительства (размещение торгового павильона), категория земель: земли населенных пунктов, по цене <данные изъяты>., что соответствует 15% от кадастровой стоимости земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: