ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16517/2016 от 21.12.2016 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-16517-2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 21 декабря 2016 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Шевелева Н.Р., при секретаре Мартыновой М.О., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Константинова И.В. к Окружной администрации города Якутска об обязании включить в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья,

у с т а н о в и л:

Константинов И.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о возложении обязанности включить его в единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В судебном заседании истец Константинов И.В. и его представитель Константинова Ю.К. исковые требования поддержали в полном объеме, просят удовлетворить.

Представитель Отдела опеки и попечительства Окружной администрации г.Якутска Акимова Р.Л. с иском не согласилась, просит отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В суде установлено, что родителями Константинов И.В., ____ года рождения, являются Константинов В.А. и Константинова И.Н., согласно свидетельства о рождении серии от ____.2016.

Мать Константинова И.Н. умерла ____.1998, что подтверждается свидетельством о смерти от ____.2010.

Согласно заключения Комиссии ОА г.Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ____.2016 принято решение об отказе во включении в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в связи с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до достижения 23 лет должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, на момент обращения с заявлением Константинову И.В. исполнилось ___ лет, в связи с чем данная гарантия на него не распространяется, также не подтверждается статус оставшегося без попечения родителей.

Как следует из постановления МО «Нюрбинский улус (район)» РС(Я) от ____.2005 над несовершеннолетним Константиновым И.В. установлено попечительство, назначена попечителем Иванова А.Н.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из системного толкования ст. ст. 148, 145 СК РФ, ст. 1 вышеуказанного ФЗ следует, что дополнительные гарантии социальной поддержки государства предоставляются только при фактическом отсутствии у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения, что в свою очередь требует осуществления со стороны государства защиты его прав и интересов, в том числе путем предоставления льгот. При этом федеральное законодательство содержит указание на исключение лица, находящегося под попечительством по заявлению родителей, из категории лиц, пользующихся финансовой поддержкой государства.

Основаниями, позволяющими отнести несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, являются такие обстоятельства, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, и предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено относимых и допустимых доказательств того, что он в возрасте до 18 лет остался без попечения со стороны отца в связи с лишением его родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), объявлением умершим, то есть не представлено доказательств того, что он относится к категории лиц, закрепленных в ст. 1 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, также не представлено доказательств того, что он в возрасте до 23 лет обращался с заявлением о включении в Единый государственный реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо о наличии исключительных причин, препятствовавших обращению с заявлением

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление Константинова И.В. подлежит отказу в удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении искового заявления Константинова И.В. к Окружной администрации города Якутска об обязании включить в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

Судья: п/п Н.Р. Шевелев

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Н.Р. Шевелев

Секретарь М.О. Мартынова

Решение изготовлено: 21.12.2016