Дело № 2- 1651/13
Мотивированное решение
оглашено в судебном заседании
21 ноября 2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2013 года г. Михайловск
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Л.В.
При секретаре Кананове К.С.
С участием:
помощника прокурора Шпаковского района Жирнова В.Ю.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шпаковского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Сенгилеевского сельского совета Шпаковского района Ставропольского края об обязании провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шпаковского района обратился в Шпаковский районный суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Сенгилеевского сельского совета Шпаковского района Ставропольского края об обязании провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства органами местного самоуправления в отношении жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В вышеуказанном многоквартирном доме собственниками не избран способ управления домом, что является нарушением ст. 161 Жилищного кодекса.
Отсутствие одного из способа управлением домом приведет к отсутствию благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решению вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое Решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое Решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ.
Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно информации администрации муниципального образования Сенгилеевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, до настоящего времени не находится на обслуживании какой- либо организации, вопрос по выбору управляющей организации не решен.
Таким образом, в нарушение ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» несмотря на то, что на протяжении длительного периода времени имеются все условия, определенные действующим законодательством, для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации, администрация муниципального образования Сенгилеевского сельсовета не принимает меры, направленные на подготовку и проведение открытого конкурса.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, проживающих на территории с. Сенгилеевское, а также граждан, которые могут находиться на территории с. Сенгилеевское.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просят обязать администрацию муниципального образования Сенгилеевского сельсовета в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Шпаковского района Жирнов В.Ю. полностью поддержал заявленные требовании и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Сенгилеевского сельского совета Шпаковского района СК по доверенности Гайдай Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, при этом пояснила, что прокуратурой Шпаковского района в Шпаковский районный суд в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ направлено заявление к ответчику - администрации муниципального образования Сенгилеевского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края об обязании проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации..
Прокуратура Шпаковского района в заявлении указывает, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ не избран способ управления домом, что приводит к отсутствию благоприятные условия для проживания граждан и решению вопроса предоставления коммунальных услуг. Так же указывается что, к полномочиям органов саго- управления в области жилищных отношений согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу п. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований. установленных в отношении муниципального жилищного фонда, который на территории муниципального образования Сенгилеевского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края отсутствует.
Статьей 161.1 предусмотрено, что в случае если в многоквартирном доме, не создано товарищество собственников жилья, либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в этом доме обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений жилого дома № было проведено собрание по выбору совета многоквартирного дома, состоящее из трех человек.
Пункт 1 ст. 164 предусматривает, что если количество квартир в многоквартирном доме не более чем двенадцать, а многоквартирный дом по <адрес> № является восьми квартирным жилым домом, собственники помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме заключают на основания решения общего собрания указанных собственников. Договоры холодного водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения заключены каждым собственником помещения жилого восьми квартирного дома по <адрес> от своего имени с ресурсоснабжающей организацией, что и предусмотрено п. 2 ст. 164 Жилищного кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. № 75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», а именно п.п. 2 п. 3, определено, что конкурс проводится, если большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьёй 164 Жилищного Кодекса РФ.
С учетом изложенного, администрация муниципального образования Сенгилеевского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края просит суд в удовлетворении заявления Прокуратуры Шпаковского района отказать в полном объеме.
Заслушав мнение истца помощника прокурора Шпаковского района Жирнова В.Ю., представителя ответчика Администрации МО Сенгилеевского сельского совета, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой Шпаковского района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства органами местного самоуправления в отношении жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Настоящей проверкой было установлено, что в вышеуказанном многоквартирном доме собственниками не избран способ управления домом, что является нарушением ст. 161 Жилищного кодекса.
Согласно ст. 161 ч. 1 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из ст. 161 ч. 2 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Отсутствие одного из способа управлением домом приведет к отсутствию благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решению вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно сообщению Администрации муниципального образования Сенгилеевского сельского совета Шпаковского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией дополнительно проведены встречи с жителями многоквартирных жилых домов по разъяснению ст. 161 ЖК РФ и принятого Думой муниципального образования Сенгилеевского сельсовета Шпаковского района СК Положения о порядке передачи многоквартирного дома в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций на территории муниципального образования Сенгилеевского сельсовета Шпаковского района СК. Каждая квартира, расположенная в ниже перечислены домах оснащена индивидуальными счетчиками на воду, газ и свет. Многие квартиры приобретены лицами, не проживающими на территории с. Сенгилеевского Шпаковского района и используются их для отдыха в праздничные и выходные дни. Информация о необходимости выбора способа управления многоквартирными домами доведена до жителей дополнительно, путем размещения на информационных стендах жилых домов. Однако жителями многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> до настоящего времени еще не выбран способ управления домами и не переданы протоколы о выборе способа управления в администрацию муниципального образования Сенгилеевского сельсовета Шпаковского района СК (л.д.8).
Конкретный способ выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме; на основании решения заключается договор управления многоквартирным домом.
Следует отметить, что при выборе управляющей организации третьего способа, указанного в п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ в ЖК РФ введена новая норма (ст. 161.1), в соответствии с которой в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется. При этом если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.
Как следует из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № по <адрес> об избрании совета многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, повестка дня: избрание совета многоквартирного дома, по результатам голосования по вопросу повестки дня принято решение: избран состав совета дома.
Согласно ч. 1 ст. 164 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет не более чем двенадцать, собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
В соответствии с техническим паспортом на жилой дом и земельный участок по <адрес> № составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, состоит из восьми квартир.
Таким образом, в нарушение ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» несмотря на то, что на протяжении длительного периода времени имеются все условия, определенные действующим законодательством, для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации, администрация муниципального образования Сенгилеевского сельсовета не принимает меры, направленные на подготовку и проведение открытого конкурса.
Вследствие чего, суд приходит к выводу о том, что невыполнение Администрацией муниципального образования Сенгилеевского сельского совета Шпаковского района обязанности по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов государства.
Суд, с учетом указанных норм материального права и установленных обстоятельств дела, считает исковые требования прокурора Шпаковского района, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, об обязании Администрации муниципального образования Сенгилеевского сельского совета Шпаковского района Ставропольского края об обязании провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> в порядке, установленном Правительством Российской Федерации законными, обоснованными и приходит к выводу об их удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Шпаковского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Сенгилеевского сельского совета Шпаковского района Ставропольского края об обязании провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Сенгилеевского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда, провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> в порядке, установленном Правительством Российской Федерации законными
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в апелляционном порядке через Шпаковский районный суд в течение месяца.
Судья Чистякова Л.В.